основной группы составили 13,9 ± 1,8, после лечения численные значения значительно уменьшились и составили 7,1 ± 0,8, в группе контроля 5,3 ± 2,8. Уровень TGF-P после лечения приближался по количественным значениям к контрольной группе.
Численные значения TGF-P (трансформирующего фактора роста) и VEGF (васкулоэндоте-лиального фактора роста) до лечения в перитонеальной жидкости основной группы составили 47,6 ± 2,5 и 94,2 ± 2,7 и в группе контроля соответственно 9,06 ± 0,7 и 1,02 ± 1,7. Численные показатели факторов роста TGF-P и VEGF в основ-
ной группе превышают показатели факторов роста в группе контроля.
Заключение
Таким образом, снижение уровней показателей факторов роста VEGF и TGF-P и отсутствие прогрессирования эндометриоидных гетеротопий, а также уменьшение клинических проявлений эндо-метриоза через 6 месяцев медикаментозной терапии можно расценивать как позитивный эффект применения дезогестрела на втором этапе комплексной терапии наружного генитального эндометриоза.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ внутриматочной системы «мирена» в лечении АДЕНОМИОЗА У ПАЦИЕНТОК ПОЗДНЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА
© О. М. Коган, Л. М. Каппушева
Центр планирования семьи и репродукции ДЗ Москвы, МЛПУ ГБСМП-2, Ростов-на-Дону, Россия
Актуальность проблемы
Гормональная терапия аденомиоза эффективна более чем у 80 % пациенток позднего репродуктивного возраста в первые 3-6 мес. лечения. Однако в последующие 6-12 мес. эффективность терапии существенно снижается. К тому же отмена гормонов приводит к рецеди-ву метроррагий в 16-75 % случаев. У пациенток репродуктивного возраста необходим поиск новых высокоэффективных методик органосохраняющего лечения аденомиоза, с меньшим количеством побочных эффектов в сравнении с традиционной гормональной терапией, во избежание гистерэктомии.
Цель исследования
Между 2004 и 2008 гг. 54 женщинам в возрасте 36-44 лет (ср. возраст — 38,1 ± 2,3 г.) нами была установлена внутриматочная система «Мирена». Внутриматочная гормональная система (ВМГС) вводилась в полость матки на 5-7-й день менструального цикла по стандартной методике введения внутриматочных контрацептивов (15 больных). Остальным 35 пациенткам ВМГС вводилась на фоне предварительного лечения агонистами ГнРГ (бусерелин) в течение 8 недель. Размеры матки у обследованных больных на момент ВМГС были от нормальных до 8-9 недель беременности.
Материал и методы
Из 54 больных, которым вводилась ВМГС, полный курс лечения 5 лет прошли 38 (70,4 %); еще 10 (18,5 %) продолжают лечение до настоящего
времени; 6 (11,1 %) пациенток прервали лечение по различным причинам: у 2 больных произошла экспульсия контрацептива, у 3 пациенток показаниями для удаления ВМГС явились длительные мажущие кровяные выделения из половых путей, еще у одной больной лечение пришлось прервать через 6 месяцев от начала введения ВМГС в связи с продолжающимися обильными кровотечениями и усилением болевого синдрома. Следует отметить, что у всех этих 4 больных ВМГС «Мирена» водилась без предварительной подготовки эндометрия.
Обильность маточных кровотечений как основной показатель эффективности лечения аденомиоза уменьшалась постепенно в процессе лечения. Через 36 месяцев среди пациенток, которые не прервали лечение, эффективность составила 89,6 %, а среди обследованных, которых удалось проследить в течение всего срока лечения (5 лет), данное лечение с помощью ВМГС оказалось эффективным у всех 38 больных.
К 3-летнему сроку у 80 % женщин уменьшилась альгоменорея, и этот показатель остался стабильным к 5 году наблюдения. Уменьшение размеров матки к 5 году отмечен у 22,1 % пациенток. Только 2 больные за время наблюдения подверглись гистерэктомии. Побочные эффекты в процессе 5-летнего лечения: межменструаль-ные выделения крови из матки (38,9 %), функциональные кисты яичников (22 %), аменорея (16,6 %). Однако они не привели к прекращению лечения и заметно снизились к концу года терапии.
ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА « ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LVIII ВЫПУСК 5/2009
ISSN 1684-0461
Заключение эффективным и безопасным методом лечения
Bнутриматочная гормональная система аденомиоза у женщин позднего репродуктивного
«Мирена» является малоинвазивным, простым, возраста.
КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ПРИ РАЗЛИЧНыХ ВАРИАНТАХ ЭНДОМЕТРИОЗА ЯИЧНИКОВ
© Д. Ф. Костючек, В. А. Печеникова, Е. Н. Дурасова
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова, кафедра акушерства и гинекологии
Актуальность проблемы
Из различных локализаций наружного генитального эндометриоза чаще встречается поражение яичников. Выделяют следующие гистологические варианты эндометриоза яичников (ЭЯ): железистый, кистозный (макро- и микрокистоз-ный), железисто-кистозный. Эти морфологические варианты проходят стадии роста (растущий, пролиферирующий), стабилизации (фиброзный), регресса (дистрофический) и опухолевого превращения (малигнизированный).
Цель исследования
Провести сравнительный клинико-морфологический анализ различных гистологических вариантов ЭЯ.
Материал и методы
Проведен анализ 139 наблюдений прооперированных больных с ЭЯ: 112 случаев (80,58 %) — кистозный вариант, 25 (17,98 %) — железистокистозный, 2 (1,44 %) — железистый вариант. В связи с малочисленностью больных с железистым вариантом ЭЯ их объединили с наблюдениями железисто-кистозного варианта и сравнительный анализ проводили между двумя группами: первая — 27 пациенток с железисто-кистозным и железистым вариантом ЭЯ, вторая — 112 с кистозным.
Результаты
Возраст женщин из первой группы был от 23 до 52 лет, средний составил 39,93 ± 9,24 года, второй — от 18 до 62 лет, средний составил 37,3 ± 9,23 года, при этом большинство пациенток с кистозным ЭЯ было в возрасте до 35 лет (41,1 %), а с железистокистозным — в возрасте от 46 до 55 лет (33,3 %). Дисменорею отмечали 66,7 % пациенток первой группы и 75,9 % — второй, боли во время менструаций у большинства женщин как с железистокистозным, так и с кистозным вариантом ЭЯ имели умеренный или сильный характер. На диспареу-нию указывали 33,3 % пациенток первой группы и 29,5 % — второй, у большинства женщин обеих групп боли во время полового акта были слабые
или умеренные. Усиление болевого синдрома в динамике развития заболевания отмечали 40,7 % женщин первой и 42,0 % второй групп. Длительность болевого синдрома при кистозном варианте ЭЯ составила в среднем 40,55 ± 56,47 месяцев, при железисто-кистозном варианте 31,76 ± 31,32 месяцев. Нарушение менструального цикла чаще отмечали пациентки с железисто-кистозным вариантом ЭЯ — 51,9 %, чем с кистозным — 37,5 %. Менструальный цикл у большинства пациенток оставался регулярным, при этом чаще они указывали на обильные кровянистые выделения во время менструаций и мажущие темно-коричневые выделения из половых путей до и после менструаций. Длительность нарушения менструального цикла при железисто-кистозном варианте ЭЯ составила в среднем 24,36 ± 15,41 месяцев, при кистозном варианте — 32,78 ± 31,33 месяцев. Субъективно в ходе опроса большинство пациенток обеих группы при сравнении соотношения болевого синдрома и симптомокомплекса, характеризующего нарушения менструального цикла, болевой синдром считали ведущим в динамике развития заболевания. У 62,9 % пациенток с железисто-кистозным и у 65,2 % больных с кистозным вариантом эндометри-оза было одностороннее поражение яичника. Чаще у пациенток первой группы диагностировали выраженный спаечный процесс в области придатков матки с частичным вовлечением кишечника и распространенный спаечный процесс органов малого таза, а у больных с кистозным ЭЯ — незначительный спаечный процесс в области придатков матки без вовлечения кишечника. Морфологическое исследование операционного материала выявило значительное разнообразие состояния эпителиального и стромального компонентов эндометриоидных ге-теротопий в пределах как одного наблюдения, так и варианта с сохранением признаков функциональной активности процесса или их полной утратой. Чаще при железисто-кистозном ЭЯ диагностировали прогрессирующую морфо-функциональную форму (74,1 %), а при кистозном — регрессирующую (60,7 %). Прогрессирующая морфофункциональная форма при железисто-кистозном и кистозном вари-
■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА " ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LVIII ВЫПУСК 5/2009
ISSN 1684-0461