Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА ОБРАЗНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА ОБРАЗНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / психические образы / эмоции / функциональные состояния / тревожность / экзаменационная тревожность / психологические тренинги / образное моделирование / саморегуляция / саморегуляция состояний / psychology / mental images / emotions / functional states / anxiety / examination anxiety / psychological training / figurative modeling / self-regulation / self-regulation of states

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахло Саидмуратовна Абдусаматова, Г. Ф. Султанкулова

Нами проводится исследование эффективности тренинга образной саморегуляции. Данный эксперимент проходил в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе нашего исследования эмпирически было доказано, что тренинг образной саморегуляции эффективен в работе со студентами, которые испытывают тревогу перед ситуацией предстоящего экзамена. В процессе проведения тренинга в экспериментальной группе было доказано, что достоверно снизился показатель реактивной тревожности(характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени). Тренинг образной саморегуляции способен поддерживать положительное, относительно стабильное состояние испытуемых в процессе оказания психологической помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шахло Саидмуратовна Абдусаматова, Г. Ф. Султанкулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We are conducting a study of the effectiveness of figurative self-regulation training. This experiment took place in two groups: experimental and control. In the course of our study, it was empirically proven that figurative self-regulation training is effective in working with students who are anxious about the situation of the upcoming exam. During the training in the experimental group, it was proved that the indicator of reactive anxiety (characterized by anxiety, tension, nervousness at a particular moment or time interval) significantly decreased. Training of figurative self-regulation is able to maintain a positive, relatively stable state of the subjects in the process of providing psychological assistance

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА ОБРАЗНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА ОБРАЗНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Шахло Саидмуратовна Абдусаматова

ЧГПИТО кафедра Психологии старший преподаватель

Г. Ф. Султанкулова

Магистрант ЧГПИТО

АННОТАЦИЯ

Нами проводится исследование эффективности тренинга образной саморегуляции. Данный эксперимент проходил в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе нашего исследования эмпирически было доказано, что тренинг образной саморегуляции эффективен в работе со студентами, которые испытывают тревогу перед ситуацией предстоящего экзамена. В процессе проведения тренинга в экспериментальной группе было доказано, что достоверно снизился показатель реактивной тревожности(характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени). Тренинг образной саморегуляции способен поддерживать положительное, относительно стабильное состояние испытуемых в процессе оказания психологической помощи.

Ключевые слова: психология, психические образы, эмоции, функциональные состояния, тревожность, экзаменационная тревожность, психологические тренинги, образное моделирование, саморегуляция, саморегуляция состояний

THE EFFECTIVENESS OF FIGURATIVE SELF-REGULATION TRAINING

ABSTRACT

We are conducting a study of the effectiveness of figurative self-regulation training. This experiment took place in two groups: experimental and control. In the course of our study, it was empirically proven that figurative self-regulation training is effective in working with students who are anxious about the situation of the upcoming exam. During the training in the experimental group, it was proved that the indicator of reactive anxiety (characterized by anxiety, tension, nervousness at a particular moment or time interval) significantly decreased. Training of figurative self-regulation is able to maintain a positive, relatively stable state of the subjects in the process of providing psychological assistance.

Keywords: psychology, mental images, emotions, functional states, anxiety, examination anxiety, psychological training, figurative modeling, self-regulation, self-regulation of states

ВВЕДЕНИЕ

В современной науке принято выделять такие виды саморегуляции как:-психическая саморегуляция - данный вид саморегуляции способствует поддерживанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека;

- операционально-техническая саморегуляция, которая обеспечивает созна тельную организацию и коррекцию действий с целью их оптимизации ;

- эмоциональная саморегуляция, данный вид саморегуляции обеспечивает эмоциональную регуляцию деятельности, а также её коррекции;

- личностно-мотивационная, или смысловая саморегуляции, это специфическая форма внутренней активности, которая направлена на то, чтобы сохранить внутреннюю гармонию, самоидентичность;

В качестве механизмов личностно - смыслового вида саморегуляции рассматриваются смысловое связывание и рефлексия. Л.Г. Дикой было выделено несколько уровней саморегуляции состояний в зависимости от их отношения к каким - либо характеристикам (произвольность / непроизвольность, осознаваемость / неосознаваемость, целенаправленность).

Регуляторная функция психических образов отмечалась многими исследователями. Психические образы выступают регуляторами и физиологии организма, и поведения, и психической деятельности, в том числе эмоций и мышления. Наиболее содержательное развитие понятие психического образа получило в психоанализе. З.Фрейд в своей теории опирается на анализ психических образов и рассматривает образы как возможность воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. По его мнению, психические образы являются связующим звеном между человеком и внутренним миром, отражая все «подводные течения».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

И. М. Сеченов рассматривал рефлекторную природу психического образа с двух сторон, и со стороны его роли в общей приспособительной деятельности организма, а также в аспекте отражения в нем окружающей действительности. Эволюционная роль психических образов в приспособительной деятельности организма заключается в его регулирующей функции по отношению к

исполнительным рефлекторным эффектам. Отражая предметные условия и регулируя протекание действий, чувственные образы обеспечивают адекватность действий тем объектам, на которые они направлены, и тем условиям, в которых они протекают. Вследствие этого действия приобретают целесообразный или приспособительный характер . Развитие учения о психических образах как регуляторах поведения и функционирования организма, находит свое продолжение в концепции сигнальных систем И. П. Павлова. Согласно его представлениям, ощущения, восприятия и представления, то есть психические образы, являются первыми сигналами действительности. Все эти виды психических образов несут функцию сигнала по отношению к исполнительным рефлекторным эффектам, регулируют или направляют их.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обобщить представления о психическом образе, как центральном регуляторном звене, можно словами: «образ — не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, психический образ — это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание .

Рассмотрим ее подробнее. Среди психических регуляторов труда он выделяет следующие группы образов.

Первая группа - образы объекта труда, включающие в себя образы предмета труда, средств, а также условий и процессов трудовой деятельности.

Вторая группа - это образы субъекта труда. Сюда относится актуальный «Я-образ» и обобщенный «Я-образ». Под актуальным Я-образом понимается рефлексия человеком своего текущего состояния в данный момент, в таких условиях межличностных или профессиональных взаимодействий, своих актуальных возможностей и ограничений, в том числе физических, телесных.

Также в научной психологии изучена роль образов, как регуляторов функцио нального состояния,при этом образы влияют как на психологический, так и физиологический компоненты функционального состояния . В теории функциональных систем П.К. Анохина предлагается мощнейший регулятор

функционирования человеческого организма - это формирования акцептора результата действия. Регуляция деятельности и функциональных состояний, по мнению П.К.Анохина, осуществления посредством эмоций. В процессе выполнения действия, результат будет постоянно сличаться с акцептором, несовпадение будет вызывать отрицательные эмоции и деятельность будет продолжаться. Если же готовый результат совпадет с образом- акцептором, человек испытает положительные эмоции, и активность функциональной системы будет завершена.

Мы убедились что в экспериментальной группе, где проводилось обучение студентов способам саморегуляции эмоций и мышления, разработанным на базе позитивной психологии состояние тревожности снизилось после проведения данного тренинга, а следовательно, обучение является эффективным методом оказания психологической помощи студентам в ситуации экзаменационного стресса.

Диагностические методы:эмоциональный тест Б. Фордайза;цветовой тест М. Люшера;шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина;дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) ;психические состояния студентов; диагностика экзаменационной тревожности;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы тренинга образной саморегуляции: Использовались упражнения на развитие позитивного мышления и эмоций,а также упражнения на изменение размера эмоционально значимых образов.

Тренинг образной саморегуляции также сыграл положительную роль. Он также показал положительный эффект по показателю отрицательное психофизиологическое состояние. Тренинг образной саморегуляции положительно влияет на это состояние путем снижения его показателей до тренинга и после тренинга, где показатель равняется. Также в ходе анализа средних значений наиболее достоверно изменившимся показателем выявлен показатель отрицательного волевого состояния. Также видна положительная сторона тренинга, так как показатель отрицательного волевого состояния у студентов экспериментальной группы снизился. Достоверные изменения также были выявлены по методике доминирующего состояния в экзаменационной ситуации. По данной методике достоверное изменение произошло в показателе отметка.

REFERENCES

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М.: Медицина,1999. С. 17-59.

2. Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов.// Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Серия « Педагогика и психология » № 3, 2011, с. 59-69

3.Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т.Н. Березина // Психологический журнал. -1998-№ 4.-С.13-26.

4. Березина Т.Н. Психические образы в структуре образной формы.// Психология и психотехника, 2012, № 1, с.13-25.

5. Дикая Л. Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.

6.Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006.

7. Mamasakhatovna, Y. S., & Bakhtiyorqizi, A. M. (2021). The Role of Our Religious and Spiritual Heritage in The Formation of a Sense of Proud in Young People. International Journal on Integrated Education, 4(1), 36-38.

8. Mamasakhatovna, Y. S. (2021). The Education-Science System Is a Factor That Accelerates the Development of Society and Increases Its Efficiency. Journal of Pedagogical Inventions and Practices, 2(2), 97-98.

9. Mamasakhatovna, Y. S. (2021). The role of teachers in building the foundation of a new development period of Uzbekistan. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 11(10), 941-943.

10. Mamasakhatovna, Y. S., & Bekbutaevna, B. M. (2021). Psychological fundamentals of child raising in the family.

11. . Исаева, М. (2020). Оилавий муносабатлар психодиагностикаси. Интернаука, (233), 63-66.

12. Исаева, М. А., & Эшонхужаева, В. Ж. (2021). Оилавий муносабатларни урганувчи психологик методикалар та^лили. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(Special Issue 2), 109-115.

13. Isayeva, M. A. (2014). Religious and psychological aspects of family functions. The

Way of Science, 90.

14. Абдусаматова, Ш. С. (2021). Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(3), 225-229.

15. Абдусаматова, Ш. С., & Мирова, Г. Т. (2020). Психокоррекционная разработка ассертивного поведения. Science and Education, 1(Special Issue 4), 6-13.

16. Усаров, Ж., & Абдусаматова, Ш. (2020). Талабаларнинг узини узи ривожлантириш компетенцияларни шакллантириш. Science and Education, 1 (Special Issue 4), 266-273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.