Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКЗАМЕН / АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ADOLESCENCE / PARTICIPANT OF AN EDUCATIONAL SITUATION / PERSONALITY SELF-REGULATION / EXTREME SITUATION / EXAM / ADAPTIVE ABILITIES / SCHOOL ANXIETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Е.А., Рыбакова Л.А.

Статья выполнена на основе содержания магистерской диссертации, посвященной актуальной проблеме саморегуляции личности подростка в экстремальных ситуациях. В статье приводятся теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство того, что ситуация экзамена для обучающегося является экстремальной. Цель экспериментального исследования состояла в том, чтобы на основе субъектно-деятельностного подхода выявить обусловленность саморегуляции личности подростков в экстремальной ситуации ролью субъекта деятельности и условиями образовательной среды. Поставленная цель достигалась с помощью констатирующей диагностики и формирующего эксперимента с участием обучающихся 8-ыx и 9-ыx классов п. Висим Свердловской области. По результатам корреляционного анализа выявлены значимые корреляционные связи между уровнем школьной тревожности как показателем условий образовательной среды и параметрами проявления личности подростка как субъекта деятельности: адаптивными способностями и компонентами общей саморегуляции. Подростки, проявляющие себя как субъекты учебной деятельности, обладают высоким уровнем развития адаптивных способностей и общей саморегуляции, что позволяет им соответствовать требованиям образовательной среды. Подростки, несформированные как субъекты учебной деятельности, показывают низкий уровень развития адаптивных способностей, низкий общий уровень саморегуляции, низкую осознанность процессов самоорганизации, что может привести к нервно-психическим срывам в экстремальной ситуации. Авторами представлено краткое описание разработанного для экспериментальной группы проекта программы с целью создания эффективных психолого-педагогических условий повышения уровня саморегуляции подростков в экстремальной ситуации (ситуации экзамена). В статье описаны результаты контролирующей диагностики, доказывающие эффективность реализованного проекта по развитию саморегуляции у подростков в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Е.А., Рыбакова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF SELF-REGULATION OF A TEENAGER'S PERSONALITY AS A PARTICIPANT IN AN EXTREME SITUATION

The article is based on the master's thesis devoted to the actual problem of self-regulation of a teenager's personality in extreme situations. The article provides theoretical justification and experimental proof that the situation of an exam for a student is extreme. The purpose of the experimental study was to use the subject-activity approach to identify the conditionality of personality self-regulation of adolescents in an extreme situation by the role of a participant and the conditions of the educational environment. This purpose was achieved with the help of diagnostics recitals and a forming experiment with the participation of the students of the 8th and 9th grades of the village of Visim in the Sverdlovsk region. The results of the correlation analysis revealed significant correlations between the level of school anxiety as an indicator of the conditions of the educational environment and the parameters of the adolescent's personality as a participant: adaptive abilities and components of General self-regulation. Teenagers who manifest themselves as participants of educational situations have a high level of adaptive abilities and General self-regulation, which allows them to meet the requirements of the educational environment. Adolescents who are not formed as participants of educational situations show a low level of adaptive abilities, a low overall level of self-regulation, and low awareness of self-organization processes, which can lead to neuropsychiatric breakdowns in an extreme situation. The authors present a brief description of the program project developed for the experimental group in order to create effective psychological and pedagogical conditions for increasing the level of self-regulation of adolescents in an extreme situation (exam situation). The article describes the results of monitoring diagnostics that prove the effectiveness of the implemented project for the development of self-regulation among adolescents in an extreme situation.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ»

УДК 159.9:37.011

Экспериментальное исследование саморегуляции личности подростка как субъекта деятельности в условиях экстремальной ситуации

Experimental study of self-regulation of a teenager's personality as a participant in an extreme situation

Быстрова Е.А., Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет », ms. lenochk@list. ru

Рыбакова Л.А., Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет », rybakova. luda-n. tagil@yandex

Bystrova E., Nizhni Tagil social and pegogical institute (the branch) «Russian State Vocational Pedagogical University», ms.lenochk@list.ru

Rybakova L., Nizhni Tagil social and pegogical institute (the branch) «Russian State Vocational Pedagogical University», rybakova.luda-n.tagil@yandex

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.032

Ключевые слова: подростковый возраст, субъект учебной деятельности, саморегуляция личности, экстремальная ситуация, экзамен, адаптивные способности, школьная тревожность, образовательная среда.

Keywords: adolescence, participant of an educational situation, personality self-regulation, extreme situation, exam, adaptive abilities, school anxiety, educational environment.

Аннотация. Статья выполнена на основе содержания магистерской диссертации, посвященной актуальной проблеме саморегуляции личности подростка в экстремальных ситуациях. В статье приводятся теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство того, что ситуация экзамена для обучающегося является экстремальной. Цель экспериментального исследования состояла в том, чтобы на основе субъектно-деятельностного подхода выявить обусловленность саморегуляции личности подростков в экстремальной ситуации ролью субъекта деятельности и условиями образовательной среды. Поставленная цель достигалась с помощью констатирующей диагностики и формирующего эксперимента с участием обучающихся 8-ых и 9-ых классов п. Висим Свердловской области. По результатам корреляционного анализа выявлены значимые корреляционные связи между уровнем школьной тревожности как показателем условий образовательной среды и параметрами проявления личности подростка как субъекта деятельности: адаптивными способностями и компонентами общей саморегуляции. Подростки, проявляющие себя как субъекты учебной деятельности, обладают высоким уровнем развития адаптивных способностей и общей саморегуляции, что позволяет им соответствовать требованиям образовательной среды. Подростки, несформированные как субъекты учебной деятельности, показывают низкий уровень развития адаптивных способностей, низкий общий уровень саморегуляции, низкую осознанность процессов самоорганизации, что может привести к нервно-психическим срывам в экстремальной ситуации. Авторами представлено краткое описание разработанного для экспериментальной группы проекта программы с целью создания эффективных психолого-педагогических условий повышения уровня саморегуляции подростков в экстремальной ситуации (ситуации экзамена). В статье описаны результаты контролирующей диагностики, доказывающие эффективность реализованного проекта по развитию саморегуляции у подростков в экстремальной ситуации.

Abstract. The article is based on the master's thesis devoted to the actual problem of self-regulation of a teenager's personality in extreme situations. The article provides theoretical justification and experimental proof that the situation of an exam for a student is extreme. The purpose of the experimental study was to use the subject-activity approach to identify the conditionality of personality self-regulation of adolescents in an extreme situation by the role of a participant and the conditions of the educational environment. This purpose was achieved with the help of diagnostics recitals and a forming experiment with the participation of the students of the 8th and 9th grades of the village of Visim

in the Sverdlovsk region. The results of the correlation analysis revealed significant correlations between the level of school anxiety as an indicator of the conditions of the educational environment and the parameters of the adolescent's personality as a participant: adaptive abilities and components of General self-regulation. Teenagers who manifest themselves as participants of educational situations have a high level of adaptive abilities and General self-regulation, which allows them to meet the requirements of the educational environment. Adolescents who are not formed as participants of educational situations show a low level of adaptive abilities, a low overall level of self-regulation, and low awareness of self-organization processes, which can lead to neuropsychiatric breakdowns in an extreme situation. The authors present a brief description of the program project developed for the experimental group in order to create effective psychological and pedagogical conditions for increasing the level of self-regulation of adolescents in an extreme situation (exam situation). The article describes the results of monitoring diagnostics that prove the effectiveness of the implemented project for the development of self-regulation among adolescents in an extreme situation.

Введение. В условияx существующей системы оценки качества образования (Всероссийские проверочные работы, диагностические контрольные работы, итоговая государственная аттестация, включающая ОГЭ/ЕГЭ) остается актуальной проблема влияния оценочный процедур на психологическое благополучие обучающихся. Давление со стороны родителей и педагогов, экзаменационный стресс, тревога в период ожидания результатов экзаменов накладываются на возрастные особенности личности подростков, проявляющиеся в психической неуравновешенности, неумении гибко реагировать на изменения внешних условий, недостаточной способностью планировать свои действия. Проблема саморегуляции, управления своим поведением в подростковом возрасте обостряется в ситуации оценки социальной успешности. По данным Следственного комитета России за 2019 год 20% детски суицидов приходится на период сдачи экзаменов в девятом и одиннадцатом классах (Сайт Дети Mail.ru (режим доступа: https://deti.mail.ru/lenta/preparaty-ot-stressa-primmaet-kazhdyj -pyatyj -ross/).

В психологической литературе при характеристике стрессовой ситуации, связанной с определенным жизненным этапом, используют термин «экстремальность». По утверждению Л.И. Анциферовой, причины экстремальной ситуации могут быть связаны с повседневной выполняемой деятельностью [2]. Опираясь на классификацию экстремальных ситуаций Е.О. Лазебной, мы допустили, что ситуация экзамена для обучающегося является экстремальной и в ее неблагоприятном варианте относится к категории «неудачи, связанные с социальным функционированием» [8].

Теоретическими основами нашего исследования явились работы, посвященные проблеме поведения в экстремальной ситуации. В исследованияx Б.Г. Ананьева (1996) показана зависимость продуктивности поведения и результативности деятельности человека как

субъекта в условияx экстремальной ситуации от «жизнеспособности» — характеристики энергетического потенциала организма [1]. Системообразующим фактором в экстремальной ситуации выступает саморегуляция поведения.

Саморегуляцию рассматривают как систему, обеспечивающую активные формы

жизнедеятельности организма и гибкую адаптацию к окружающей среде (Ф.Е. Вилюнаса, К.И. Изарда, Г.М. Бреслава) [3]; основу поведения и деятельности (Б.Ф. Ломов) [6]; процесс, связанный с саморефлексией, доминированием эмоционально-чувственного компонента (А.А. Черноштан); специфический вид деятельности субъекта (Л.Г. Дикая) [4]; процесс сознательного воздействия подростка на самого себя с целью намеренного изменения, преобразования им своих психических состояний (Е.А. Черкевич) [10].

В нашем исследовании вслед за О.К. Конопкиным, В.И. Моросановой мы понимаем под психической саморегуляцией системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение поставленных субъектом целей [7].

В ряде теоретических и эмпирических исследований Л.Д. Битехтиной А.Д. Ганюшкина, В.А. Кулганова, С.В. Чермянина, посвященных проблеме саморегуляции, доказана прямая зависимость готовности человека к поведению в экстремальной ситуации от адаптивных способностей личности [5;9].

Цель данного экспериментального исследования состояла в том, чтобы на основе субъектно-деятельностного подаода выявить обусловленность саморегуляции личности подростков в экстремальной ситуации ролью субъекта деятельности и условиями образовательной среды.

Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в период с 2016 года по 2018 года на базе МБОУ

СОШ № 7, п. Висим Свердловской области. Характеристика выборки: обучающиеся подросткового возраста 8-ых и 9-ых классов 14 -15 лет в количестве 20 человек, из них 6 мальчиков и 14 девочек. Обучающиеся имели опыт всероссийской проверочной работы, поэтому ситуация предстоящего экзамена для них была экстремальной.

На первом этапе (2016-2017 гг.) изучались теоретические основы саморегуляции подростков в экстремальной ситуации. На втором этапе (2017 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент; проведен корреляционный анализ показателей с использованием непараметрического критерия Спирмена; разработан психолого-педагогический проект по развитию саморегуляции подростков. На третьем этапе (2018 г.) осуществлялся формирующий эксперимент по созданию психолого-педагогических условий развития саморегуляции подростков. На четвертом этапе (2018 г.) проводилась контролирующая диагностика уровня школьной тревожности, сформированности уровня адаптивных способностей и общего уровня саморегуляции испытуемых контрольной и экспериментальной групп; сравнительный анализ по выявлению различий в показателях двух групп с использованием непараметрического критерия U-Манна-Уитни для двух независимых выборок; обсуждение полученных результатов.

В исследовании были применены следующие методики:

1) Опросник школьной тревожности Б.Н. Филипса, предназначенный для выявления уровня общей школьной тревожности и ее причин как показателей условий образовательной среды.

2) Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ - сокращенная версия» В.И. Моросановой, предназначенный для выявления уровня развития общей саморегуляции и ее компонентов. Под стилем саморегуляции поведения автор понимает типичные для человека индивидуальные особенности управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, осознанность процессов самоорганизации.

3) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, предназначенный для выявления уровня развития адаптивных способностей и их компонентов. «Адаптивность» авторы понимают как интегративные способности личности творчески и активно приспособиться к требованиям среды, проявить себя как субъекта деятельности.

Результаты исследования. Представим результаты констатирующей диагностики саморегуляции личности подростка как субъекта деятельности в условиях экстремальной ситуации.

Экстремальность ситуации подтвердили результаты диагностики школьной тревожности. Высокий уровень общей школьной тревожности выявлен у 45% испытуемых общей выборки, выражающийся в большей степени в переживании социального стресса, страхе ситуации проверки знаний, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышенный уровень общей школьной тревожности выявлен у 40% испытуемых, выражающийся в большей степени во фрустрации потребности в достижении успеха, проблемах и страхах в отношениях с учителями, низкой физиологической сопротивляемости стрессу. Учитывая тот факт, что процедура диагностики осуществлялась непосредственно перед репетиционным тестированием и всероссийской контрольной работой, мы можем утверждать, что ситуация проверки знаний большинством испытуемых подростков воспринимается как угрожающая

(экстремальная). С другой стороны школьная тревожность является отражением требований образовательной среды. Опираясь на мнение Л.С. Выготского о том, что развитие саморегуляции собственных психических процессов и поведения, зависит от культурного содержания среды, можно предположить неблагоприятное, негативное влияние педагогов и родителей в период подготовки к экзаменам.

Распределение подростков выборки по уровню общей саморегуляции показало у 40% подростков выборки низкий общий уровень саморегуляции, включающий низкие показатели планирования, моделирования, оценивания результатов и самостоятельности. У данной категории подростков потребность в осознанном программировании своего поведения не сформирована; они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей; возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей снижена. У 10% обучающихся выявлен высокий уровень общей саморегуляции с доминирующим параметром

«программирование», что означает

сформированность индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности.

Распределение подростков общей выборки по уровню адаптивных способностей выявило у 40% испытуемых выборки низкий уровень

адаптивных способностей, характеризующийся низким уровнем нервно-психической

устойчивости, что обнаруживает склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки, пограничное психическое состояние.

У 15% подростков выборки - высокий уровень развития адаптивных способностей, что обнаруживает высокий уровень развития коммуникативных способностей и моральной нормативности. Интерпретируя результаты с позиций субъектно-деятельностного подxода, можно утверждать, что у данной категории подростков проявлены характеристики субъекта деятельности, что позволяет им соответствовать требованиям образовательной среды.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между параметрами «Адаптивные способности», «Общий уровень саморегуляции» и «Общий уровень тревожности». По результатам корреляционного анализа выявлены:

1. Статистически значимая прямая корреляционная связь между переменными «Адаптивные способности» и «Общий уровень школьной тревожности» и - 0,982 при р = 0,01). Уровень адаптивные способностей связан с уровнем школьной тревожности, что доказывает: проявления стресса на определенном уровне тревожности зависит от уровня адаптивные способностей. Чем выше адаптивные способности, тем ниже проявления тревожности. Чем ниже адаптивные способности, тем выше проявления тревожности.

2. Статистически значимая обратная корреляционная связь между переменными «Общий уровень саморегуляции» и «Общий уровень школьной тревожности» (К= - 0,888 при р = 0,01). Чем выше уровень саморегуляции, тем ниже уровень тревожности. Чем ниже уровень саморегуляции, тем выше тревожность.

3. Статистически значимая прямая корреляционная связь между переменными «Адаптивные способности» и «Общий уровень саморегуляции» (Я= - 0,927 при р= 0,01), что доказывает влияние фактора адаптивные способностей на саморегуляцию психических состояний подростков. Чем выше уровень адаптивных способностей, тем выше общий уровень саморегуляции в экстремальных условиях.

Выявленные взаимосвязи находят подтверждения в результатах эмпирических исследований А.Д. Ганюшкина, О.А. Конопкина, И.В. Резанович, С.В. Чермянина и др.

На экспериментальном этапе исследования был разработан и реализован проект с целью

создания психолого-педагогических условий повышения уровня саморегуляции подростков. Задачи проекта:

- организовать с обучающимися занятия с элементами тренинга, направленные на понижение уровня тревожности, повышение адаптивных способностей и общего уровня саморегуляции;

- проводить просветительскую работу с родителями, способствующую созданию благоприятного психологического климата в период подготовки к экзаменам;

- организовать работу с педагогами, направленную на создание положительной психологической атмосферы в процессе подготовки к экзаменам и в самой ситуации экзамена.

Проект был разработан для экспериментальной группы с

удовлетворительным и низким уровнями сформированности саморегуляции. Проект программы включал три блока: работа с обучающимися, работа с родителями, работа с педагогами. Срок реализации проекта составил три месяца.

Блок «Работа с обучающимися» был направлен на ознакомление выпускников с ситуацией экзамена, выработку положительного отношения к нему, повышение

стрессоустойчивости, обучение способам снятия умственного напряжения, способам регуляции эмоций.

Блок «Работа с родителями» был направлен на создание благоприятного психологического климата в семье в период подготовки к экзаменам. Специфика части родителей, не осознающих важность психологического климата в семье для подростка в экзаменационный период, проявлялась в недостаточной их компетентности.

Блок «Работа с педагогами» был направлен на обучение педагогов методам и приемам формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам.

Результаты контролирующей диагностики подростков экспериментальной группы явились доказательством предположения

взаимозависимости саморегуляции личности подростков и условий образовательной среды. Представим результаты сравнительного анализа адаптивных способностей, тревожности, саморегуляции в контрольной и экспериментальной группах в таблице 1.

Выявлены значимые различия по параметрам методики диагностики уровня тревожности: у обучающихся экспериментальной группы (группа

п1) значительно снижены показатели по ситуации проверки знаний». Значимость

переменным «Общая тревожность» и «Страх различий соответствует уровню р=0,05.

Таблица 1. - Результаты сравнительного анализа адаптивных способностей, тревожности, саморегуляции в контрольной и экспериментальной группах

Переменные Средний ранг группы 1 п1=10 Средний ранг группы 2 п2 =10 и-Манна-Уитни р-уровень значимости

Показатели по методике диагностики уровня тревожности (Б.Н. Филипс)

Общая тревожность в школе 7,40 13,60 19,0 0,019

Страх ситуации проверки знаний 7,75 13,25 22,5 0,032

Показатели по методике диагностики адаптивных способностей (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) 15,00 6,00 5,0 0,001

Моральная нормативность (МН) 15,10 5,90 4,0 0,000

Адаптивные способности (АС) 14,55 6,45 9,5 0,002

Показатели по методике диагностики стиля саморегуляции поведения (В.И. Моросанова)

Планирование 13,90 7,10 16,0 0,007

Моделирование 13,90 7,10 16,0 0,006

Самостоятельность 14,40 6,60 11,0 0,002

Надежность 14,10 6,90 14,0 0,005

Оценка результатов 13,00 8,00 25,0 0,048

Общий уровень саморегуляции 14,15 6,85 13,5 0,006

Примечание: группа 1 - экспериментальная, группа 2 = 23 прир=0,05; значение Пкрит = 16прир=0,01.

Выявлены значимые различия по параметрам методики диагностики адаптивных способностей. В группе п1 адаптивные способности обучающихся сформированы на более высоком уровне. Значимость различий соответствует уровню р=0,05.

Выявлены значимые различия по показателям методики диагностики стиля саморегуляции поведения. Общий уровень саморегуляции в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.

Данные результаты позволяют говорить об эффективности реализованного проекта по развитию саморегуляции у подростков.

Заключение. Проведенное экспериментальное исследование доказало, что саморегуляция личности подростков в экстремальной ситуации зависит от внешних и внутренних условий. К внешним условиям можно отнести культурное содержание образовательной среды, влияние педагогов и родителей. Внутренние условия составляют адаптивные способности,

индивидуальные особенности управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, осознанность процессов самоорганизации. Подростки, проявляющие себя как субъекты учебной деятельности, обладают высоким уровнем развития адаптивных способностей, сформированностью

- контрольная; при п 1 = 10 и п 2 = 10 значение Пкрит

индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности, что позволяет им соответствовать требованиям образовательной среды. Подростки,

несформированные как субъекты учебной деятельности, показывают низкий уровень развития адаптивных способностей, низкий общий уровень саморегуляции, низкую осознанность процессов самоорганизации, что может привести к нервно-психическим срывам в экстремальной ситуации. С позиций субъектно-деятельностного подхода доказана

обусловленность саморегуляции личности подростков в экстремальной ситуации ролью субъекта деятельности и условиями образовательной среды.

Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в рамках методической работы с администрацией, педагогами образовательных учреждений и родителями выпускников. Разработанный психолого-педагогический проект для педагога-психолога может использоваться с целью развития саморегуляции личности подростков в период подготовки к экзаменам. Дальнейшее направление исследования связано с изучением механизмов саморегуляции обучающихся в экстремальных условиях.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 382 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. -Т. 15. - №> 1. - С. 3-18.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

4. Дикая Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.

5. Кулганов В.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи / В.А. Курганов, Л.С. Шенберг, И.А. Короткова // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2005». — СПб.: СПбГУ, 2005. - С. 578-580.

6. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избр. труды / Б.Ф. Ломов. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.

7. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 36-45.

8. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие / Л.Р. Правдина, О.С. Васильева. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2013. - 53 с.

9. Решетников М.М., Чермянин С.В., Корзунин В.А. Адаптация и реадаптация как социально-психологическая проблема / М.М. Решетников, С.В. Чермянин, В.А. Корзунин // Философские науки. -2005. - № 10. - С. 31-44.

10. Черкевич Е.А. Формирование саморегуляции психических состояний подростков: дисс ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Черкевич Елена Анатольевна. - 2007. -187 с.

References:

1. Ananyev B.G. Psychology and the problems of human knowledge: fav. psychol. tr / B.G. Ananyev; under the editorship of A.A. Bodaleva. - M.: Publishing House "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO "MODEK", 1996. - 382 p.

2. Antsyferova L.I. Personality in difficult living conditions: rethinking, transformation of situations and psychological protection / L.I. Antsyferova // Psychological journal. - 1994. - T. 15. - №> 1. - P. 3-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vilyunas V.K. Psychology of emotional phenomena / V.K. Vilyunas. - M.: Publishing House Mosk. University, 1976. - 142 p.

4. Wild L.G. Psychological self-regulation of a person's functional state (system-activity approach) / L.G. Wild - M. : Institute of Psychology RAS, 2003. - 318 p.

5. Kulganov V.A. Study of the adaptive potential of personality in adolescents and youth / V.A. Kurganov, L.S. Schoenberg, I.A. Korotkova // Materials of the scientific-practical conference "Ananiev readings 2005". - St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2005. - S. 578-580.

6. Lomov B.F. Mental regulation of activity: fav. Proceedings / B.F. Lomov. - M.: Institute of Psychology RAS, 2006. - 624 p.

7. Morosanova V.I. Individual features of conscious self-regulation of arbitrary human activity / V.I. Morosanova // Bulletin of Moscow University. Ser. 14. Psychology. - 2010. - № 1. - S. 36-45.

8. Pravdina L.R., Vasilyeva O.S. Psychology of extreme situations: a training manual / L.R. Pravdina, O.S. Vasilieva. - Rostov-on-Don: Publishing house of SFU, 2013. - 53 p.

9. Reshetnikov M.M., Chermyanin S.V., Korzunin V.A. Adaptation and readaptation as a socio-psychological problem / M.M. Reshetnikov, S.V. Chermyanin, V.A. Korzunin // Philosophical sciences. - 2005. - № 10. - S. 31-44.

10. Cherkevich E.A. The formation of self-regulation of mental states of adolescents: diss ... cand. crazy. Sciences: 19.00.07 / Cherkevich Elena Anatolevna. - 2007. - 187 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.