Социально-политические науки
1'2018
5.8. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Злобина Екатерина Александровна, аспирант кафедры конституционного права Юридического факультета им. М. Сперанского
Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в настоящей статье Российская Федерация раскрыта как социальное государство. Изучено понятие «социальное государство» и критика концепции социального государства с точки зрения его эффективности. Охарактеризовано применение на практике принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина на примере полномочий собственника, являющихся одним из аспектов социальной направленности государственной политики. Рассмотрены положения Гражданского кодекса РФ о принудительном изъятии у собственника имущества, прекращении права собственности при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Исследованы меры правового характера, предпринимаемые к укрупнению количества субъектов РФ, сделан вывод, что они носят хаотический характер - с одной стороны, формируются федеральные округа - промежуточный уровень между субъектом Российской Федерации и собственно Российской Федерацией, с другой - происходит объединение уже существующих субъектов Федерации и образование новых. Автору второй способ видится более перспективным.
Ключевые слова: социальное государство, конституция, право собственности, гражданин, закон, кодекс, уничтожение имущества, прекращение прав.
THE EFFECTIVENESS OF THE WELFARE STATE
Zlobina Ekaterina A., graduate student, department of constitutional дaw of the faculty of Law them. M. Speransky Study place: Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation
Abstract: In the present article disclosed the Russian Federation as a social state. Studied the concept of «social state» and critique of the concept of the social state from the point of view of its effectiveness. Characterized by the practical application of the principle of priority of the rights and freedoms of man and citizen by the example of authority of the owner, which is one of the aspects of social orientation of state policy. Considered provisions of the Civil code of the Russian Federation on compulsory withdrawal from the owner of the property, termination of property upon alienation by the owner of his property to other persons, refusal of the owner of the right of ownership, loss or destruction of property, and the loss of ownership rights to property in other cases provided for by law. Researched legal measures taken towards consolidation of the number of subjects of the Russian Federation, it is concluded that they are of chaotic character, on the one hand, formed the Federal district is an intermediate level between the Russian Federation and the property of the Russian Federation, on the other - the merging of existing regions and the formation of new ones. The author of the second method seems to be more promising.
Keywords: social state, the Constitution, the right of ownership, citizen, law, code, destruction of property, termination of rights.
Конституция РФ (ст. 7) провозглашает Россию социальным государством, политика которого ориентирована на создание и обеспечение условий достойной жизни и свободного развития личности и человека. Очевидно, что данная норма носит целевой характер.
Первоначально понятие «социальное государство» было введено и научно обоснованно в середине XIX века известным немецким правоведом Лоренцем фон Штайном (1815-1890г.г.), который разработал теорию социального государства под влиянием философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и доктрин французских социалистов-утопистов, а также в результате глубокого анализа процессов развития капитализма и классовой борьбы в Германии1.
Следует отметить неоднозначность концепции соци-
1 Он считал, что высшее назначение государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно добиваться экономического и общественного прогресса всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого. В этом и состоит смысл общественного или социального государства. Оно должно, по мысли Лоренца Штайна, не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа См.: SteinL. Gegenwartund Zukunftder Rechts- und Staatswissenschaften Deutschlands. Aalen, 1970.
ального государства, как фактора обеспечения эффективности государства. С одной стороны, социальный характер государства позволяет его гражданам трудиться в его интересах, не задумываясь о личном благосостоянии. Вместе с тем, концепция социального государства чревата социальным паразитизмом.
Чрезмерная государственная опека при минимальной правовой регулировании социальной политики, как правило, порождает социальное иждивенчество некоторых слоев населения, что влечет за собой формирование маргинальных социальных групп с асоциальной и антисоциальной формой поведения. Подобная проблема постигла многие государства, придерживавшихся в свое время государственного патернализма. В качестве наиболее ярких примеров можно назвать происхождение района Гарлем в США.
Вместе с тем, по мнению Кузнецова Ю. российская модель социальной ответственности в качестве своего основного отличия от иностранной указывает на не развитость культуры социальной ответственности бизнеса2 В частности, по его мнению, культура социальной ответственности бизнеса может быть расценена как дополни-
2 Кузнецов Ю. Роковой выбор. Идеология социального государства. Отечественные записки №3 2003.
Злобина Е. А.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
тельный вклад в развитие общества. «Традиционно считается, что этим должно заниматься государство3».
Наиболее резкая критика концепции социального государства именно с точки зрения его эффективности содержится в трудах Ю. В. Кузнецова, по словам которого принцип социального государства «способствует отвлечению ... людей и ресурсов от производительной деятельности к непроизводительному потреблению4».
Одним из важнейших принципов социального государства является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, что нашло свое отражение в ст. 2 Конституции РФ5.
Очевидно, что бланкетным характером отличаются и нормы Конституции РФ о полномочиях собственника, являющихся одним из аспектов социальной направленности государственной политики, поскольку право собственности и участие государства в экономике являются ключевыми понятиями любой экономики; между тем, последнее вообще не нашло отражения в тексте Конституции (не считая ст. 34), отношение же к собственности выражено в ч.2 ст. 8, ч.2 ст.9 и в ст. 35 Конституции РФ. Формально, право частной собственности находится в России под охраной закона.
В соответствии с ч. 3 ст.35 Конституции РФ только на основании решения суда возможно лишение имущества. Совершение принудительного отчуждения имущества для государственных нужд осуществляется исключительно на условиях предварительного и равноценного возмещения. В данном случае под действие указанной нормы не подпадает отчуждение имущества для муниципальных нужд, что автоматически лишает собственника права получения предварительного и равноценного возмещения при отчуждении имущества для муниципальных нужд (п. 1 ст. 235 ГК РФ6).
В Гражданском кодексе РФ предусматриваются случаи принудительного изъятия имущества у собственника .
Изъятия земельного участка в случаях, когда использование участка квалифицируется в качестве гру-
3 Беляева И. Ю. Монография «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» под общей ред. д.э.н. И. Ю. Беляевой и д.э.н. М. А. Эскиндарова, Москва, Корус, 2008, стр.443..
4 Кузнецов Ю. Роковой выбор. Идеология социального государства. Отечественные записки №3 2003. Отметим, что высказанные Ю. В. Кузнецовым тезисы небесспорны. По сути он противопоставляет материальное производство и все остальные виды деятельности (в частности творчество), относя это к потреблению. Отказ от концепции социального государства сделает невозможным решение стратегических задач (повышение уровня образования населения; улучшение медицинского обслуживания; поддержка старости, материнства и детства), которое не приносит прямой и непосредственной выгоды и даже может вообще не приносить ее сама по себе, являясь частью глобального плана.
5 Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
6 Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
1. Обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237ГКРФ);
2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГКРФ);
3. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится(статья 239 ГК РФ);
4. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241 ГКРФ);
5. Реквизиция (статья 242 ГКРФ);
6. Конфискация (статья 243 ГК РФ);
7. Отчуждение имущества в случаях.
бого нарушения правил рационального использования земли, которые установлены положениями земельного законодательства8.
Принудительного отчуждения бесхозяйственного содержимого жилого помещения.
Национализация, а именно - обращение в государственную собственность имущества, которое находится в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется на основании закона, стоимость имущества и иных убытков подлежит возмещению. При этом абз.3 п.2 ст.235 ГК РФ содержит ссылку на ст. 306 ГК РФ, которая сужает действие данной нормы - в соответствии с положениями ст. 306 ГКРФ, действие абз.3 п.2 ст.235 ГКРФ распространяется лишь на случаи, когда национализация имущества проводится в пользу Российской Федерации. Что же касается субъектов РФ (собственность которых так же относится к категории государственной собственности), то в отношении них порядок национализации не регламентируется ГКРФ. Отказ от права собственности может быть совершен не только ехргеББ^уегЫз, но и путем совершения конклюдентных действий.
Следует обратить особое внимание на такое основание прекращения права собственности как отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.
В связи с явным противоречием в гражданском и земельном законодательстве относительно юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости и существующей в рамках гражданского законодательства проблеме соотношения понятий главной вещи и принадлежности к сложной вещи9, данное основание открывает ряд легальных возможностей для произвольного прекращения права собственности на недвижимое имущество.
Кроме того, рядом специалистов справедливо указывается на нерешенность вопроса об иерархии ГК РФ и федеральных законов, в связи с чем затруднительной является даже задача определить объем понятия «гражданское законодательство». Речь идет о формулировке п.2 ст.3 ГК РФ, определяющей состав гражданского законодательства1 .
Обеспечивает эффективность социального государства так же принцип верховенства Конституции на всей территории России (ч.2 ст. 4ч.1 ст.15) и приоритета положений Конституции об основах конституционного строя (ст. 16). Государство, таким образом, приобретает право осуществлять единую внешнюю и внутреннюю политику
Многонациональный характер государства в России, размер территории Российской Федерации, суще-
8 Включая, но исключительно случаи, когда земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
9 Подробнее о данной проблеме см. Лалетина А. С. Проблема распространения гражданско-правового принципа соотношения главной вещи и принадлежности на отношения по поводу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.// Политика и общество. №9 2010 с 38-39
10 В состав гражданского законодательства входит ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Эта довольно спорная с юридической точки зрения формулировка перешла практически во все федеральные законы, подтвердив указанную в начале данного исследования мысль о том, что существуют теоретические проблемы.
Социально-политические науки
12018
ственные различия в природных, климатических условиях, неоднородность национального и религиозного состава населения и огромный разрыв в социально-экономическом развитии территории России и, наконец, федеративное устройство на уровне СССР и на уровне РСФСР как союзной республики, объективно свидетельствуют в пользу федеративного устройства Российского государства.
Особенностью административно-территориального устройства России является, прежде всего, количество субъектов Федерации. Меры правового характера, предпринимаемые к их укрупнению, носят хаотический характер - с одной стороны, формируются федеральные округа - промежуточный уровень между субъектом Российской Федерации и собственно Российской Федерацией, с другой - происходит объединение уже существующих субъектов Федерации и образование новых.
Автору второй способ видится более перспективным, поскольку предполагает лишь формальные изменения в положения действующей Конституции РФ, что, учитывая сложность внесения в нее изменений, представляется серьезным аргументом. К тому же введение дополнительного уровня государственной власти между федеральным центром и субъектом РФ потребует нового перераспределения полномочий. Учитывая современные тенденции к централизации государства, очевидно, что будут урезаны полномочия органов государственной власти субъектов РФ.
Вместе с тем, в противоположном ключе решается проблема т.н. «матрешечных» округов Российской Федерации - округов, формально являющихся субъектами РФ, но одновременно входящими в состав другого субъекта Российской Федерации. Учитывая провозглашенное в частях 1 и 4 статьи 5 Конституции РФ равноправие субъектов Российской Федерации, такое положение являлось абсурдным, не говоря уже о противоречии между Конституцией и реальным status quo. Практика пошла по пути не объединения, но размежевания данных субъектов, что представляется нецелесообразным. Проблема разграничения полномочий между субъектами РФ и Российской Федерацией.
Формально, это распределение осуществляется на основе положений статей 71-73 Конституции России.
В этой части малопонятным остается употребляемое в качестве юридически значимого понятия «ведение11». Принимая за исходную точку лингвистическое понимание можно установить, что понятие «ведение» синонимично понятию «управление».
Говоря предметно о предметах ведения Российской Федерацией и ее субъектами в Конституции РФ 1993 года, нельзя не отметить, что та часть полномочий, которая не закреплена за федеральным центром находится именно в совместном ведении (ст. 72 Конституции), которое предполагают окончательное распределение полномочий между РФ и субъектами не на уровне Конституции, а на уровне иных, менее значимых, нормативных правовых актов, не исключая даже нормативные акты субъектов РФ. Современная российская Конституция характеризуется внутренней противоречивостью положений. Ряд ее принципов не получает своего развития в конкретных нормах законодательства.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,25%.
Список литературы:
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ
3. SteinL. Gegenwartund Zukunftder Rechts - und Staatswissenschaften Deutschlands. Aalen, 1970.
4. Кузнецов Ю. Роковой выбор. Идеология социального государства. Отечественные записки №3 2003.
5. Словарь Живаго великорусского языка В. Даля. Том 1. М. «Русский язык» 1978г. С 174 и 222-223
6. Беляева И. Ю. Монография «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» под общей ред. д.э.н. И. Ю. Беляевой и д.э.н. М. А. Эскинда-рова, Москва, Корус, 2008, стр.443.
7. Лалетина А. С. Проблема распространения гражданско-правового принципа соотношения главной вещи и принадлежности на отношения по поводу земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.// Политика и общество. №9 2010. с 38-39.
11 Словарь В. Даля отождествляет этот термин со словом «водить», которому он дает в свою очередь значение «помогать», «вести за собой», «указывать путь» и, наконец, «предводительствовать, будучи начальником» Словарь Живаго великорусского языка В. Даля. Том 1. М. «Русский язык» 1978г. С 174 и 222-223 По мнению О. Е. Кутафина, понятие «ведения» в общем, означает, что соответствующие сферы и отрасли хозяйства страны, виды имущества, определенные виды деятельности являются предметами государственного регулирования на соответствующем уровне.