УДК 004.051 Социологические науки
Коломыцев Иван Дмитриевич, студент Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САЙТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РАСО
Аннотация. В статье анализируются сайты филиалов профессионального сообщества РАСО. Исследование включает 4 этапа. На 1 этапе было проведено исследование поисковых запросов, на 2 - многофункциональный анализ сайтов, на 3 -опрос среди студентов 1-5 курсов специальности «Реклама и Связи с общественностью», на 4 -анкетирование среднего и малого бизнеса Пермского края. Исследование свидетельствует о снижении эффективности сайта РАСО-Пермь, в связи с этим создателям сайта были предложены рекомендации по оптимизации сайта.
Ключевые слова: РАСО, эффективность сайтов, интернет-коммуникации, профессиональные сообщества.
Abstract. This article includes analysis of professional community's (RASO) sites. Analysis contains 4 steps. The first step is the research of SEO optimization, second step is the multifunctional analysis, the third is the survey of 1-5 year students, who studying on the specialty «Advertising and Public Relations», and the final step is the SME's survey. Analysis indicates decreasing performance of site RASO-PERM. Due to results, 14 recommendations for optimization of site were written.
Keyword: RASO, sites' performance, Internet-communication, professional communities.
Тема актуальна для круга специалистов отделов связей с общественностью, PR-менеджеров, экономистов, социологов, искусствоведов, разработчиков сайтов, а также студентов.
Цель исследования - изучить эффективность сайтов и их влияние на коммуникацию.
В качестве теоретической базы исследования выступают публикации специалистов по связям с общественностью на тему позиционирования организаций в
сети Интернет и создания эффективного веб-сайта (Е.А. Петрик, Т. Бокарев, М. Гринфельд, В. Холмогоров и другие)[1,2,3,4].
Главными преимуществами сайта являются сегментация аудитории и возможность виртуальных обращений (рассылки, опросы) к каждому посетителю ресурса.
В стратегическом аспекте сайт дает возможность исследовать аудитории посредством анкетирования, опросов, статистики посещений, позволяющие корректировать цели компании и адаптировать их к социальным тенденциям. Электронная платформа компании дает ей конкурентные преимущества: гибкость и адаптивность к внешним факторам[5].
В настоящее время РАСО имеет 15 представительств. Три из них имеют свои веб-сайты: Северо-Западный федеральный округ (СЗФО - http://www.nwraso.ru), Ростов-на-Дону (РАСО-ЮГ - http://raso-ug.ru), Пермь (РАСО-Пермь -http://raso.perm.ru). Федеральный сайт - http://www.raso.ru принадлежит РАСО. Исследование сайтов проводилось в четыре этапа.
1 этап исследования - создание поисковых строк в поисковых машинах «Google» и «Яндекс».
Результаты исследования поисковой машины «Яндекс» приведены в таблице 1 и показывают, что по запросу РАСО: 1 позицию занимает федеральный сайт, а сайт РАСО-Пермь занимает 4 позицию, остальные сайты показаны по данному запросу не были (таблица 1). Данные по остальным запросам информационно не показательны.
Таблица 1 - Данные поисковой системы «Яндекс»
Запрос РАСО РАСО-Пермь СЗФО РАСО-ЮГ
пиар отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
PR 4 позиция отсутствует отсутствует отсутствует
связи с общественностью отсутствует отсутствует отсутствует отсутствует
РАСО 1,2,3,21 позиции 4 позиция отсутствует отсутствует
ассоциация по 1,2,3,4,5,20 отсутствует 9 позиция 29 позиция
связям с позиции
общественностью
российская 1,2,3,18 позиции 39 позиция 35 позиция 31 позиция
ассоциация по
связям с
общественностью
Результаты исследования поисковой машины «Google» приведены в таблице 2 и показывают, что по запросу РАСО: федеральный сайт 1 место, РАСО-Пермь - 5 место, СЗФО - 2 позиция, РАСО-ЮГ - 6 позиция (таблица 2).
Таблица 2 - Данные поисковой системы «Google»
Запрос РАСО РАСО-Пермь СЗФО РАСО-ЮГ
пиар 3 позиция отсутствует отсутствует отсутствует
PR 3 позиция отсутствует отсутствует отсутствует
связи с общественностью 3 позиция отсутствует отсутствует отсутствует
РАСО 1 позиция 5 позиция 2 позиция 6 позиция
ассоциация по связям с общественностью 1 позиция 14 позиция 10 позиция 9 позиция
российская ассоциация по связям с общественностью 1 позиция 9 позиция 13 позиция 6 позиция
По данным исследования эффективнее всего работает с поисковыми системами федеральный сайт.
2 этап исследования - многофункциональный анализ сайтов. Были выделены следующие критерии оценки: адаптация для мобильных устройств, SEO оптимизация, частота обновления новостей, количество рабочих рубрик, оформление, иллюстрация новостей, разделы для студентов. Результаты анализа приведены в сводной таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительные данные многофакторного анализа сайтов
Сравнительный РАСО РАСО-Пермь СЗФО РАСО-ЮГ
признак
Адаптация для мобильных устройств Отсутствует Отсутствует Присутствует Отсутствует
SEO- оптимизация 1,2,3,4,18,20,21 4,5,9,14,39 2,9,10,13,35 6,9,29,31
(ключевые позиции)
Частота обновления Несколько раз в Раз в неделю Не обновляются с Несколько раз в
новостей день 09.2013 неделю или с задержкой в 1-2 недели
Количество рабочих 10 6 10 7
рубрик
Оформление Много текста на Использованы Использованы Белая подложка,
главной странице, основные цвета основные цвета рубрики разного
неиспользованные РАСО, но РАСО, цвета, цвета РАСО
горизонтальные блеклое неэффективно использованы в
отступы (белый выделение размещены малом количестве
цвет), редко «Календарь» и новости,
используются «Архив неиспользованно
основные цвета новостей» е пространство
сообщества справа
Иллюстрация новостей Фотографии Шаблонные картинки Отсутствует Фотографии
Разделы для студентов Вебинары, Присутствуют Рубрика Рубрика «Научим»
конференции, только в виде «Студенческая
мастер-классы проектов секция»
Итоговый бал: 4 3 2 3
Результаты эффективности сайтов по показателям:
• Федеральный сайт РАСО - SEO оптимизация, обновление новостей, иллюстрация новостей, разделы для студентов;
• РАСО-Пермь - обновление новостей, оформление, количество рубрик;
• СЗФО - разделы для студентов, адаптация для мобильных устройств;
• РАСО-ЮГ - количество рубрик, иллюстрации новостей, разделы для студентов. 3 этап исследования - анкетирование студентов 1-5 курсов специальности
«Реклама и связи с общественностью» ПНИПУ.
Максимальные показатели информированности студентов о РАСО и возможности вступления в некоммерческое партнерство РАСО-Пермь приходятся на 4 курс - 90% и 64%, а минимальные - на 2 курс - 54% и 6%, соответственно (рисунок 1). Рисунок 1 - Информированность студентов.
100 80 60 40 20 0
86,4
Информированность студентов
-90 88,9
Знают что такое РАСО и РАССО?
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Максимальные показатели по посещению сайтов www.raso.ru и www.raso.perm.ru приходятся на 5 курс. Причем лидирующее место по посещаемости занимает сайт www.raso.ru. Самые низкие показатели снова у студентов 2 курса (рисунок 2). Рисунок 2 - Посещение сайтов студентами
80 70 60 50 40 30 20 10 0
1
29,2 —7 „ , „
22,7 21,2 М 2 , 16,7
66,7
I Заходили на сайт www.raso.ru
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
4 этап исследования - анкетирование среднего и малого бизнеса города Перми.
Результаты исследований показали, что всего лишь 14% организаций знают о сайте РАСО-Пермь, и 21% организаций - о федеральном сайте. Таким образом, мы видим, что предприниматели среднего и малого бизнеса также мало информированы о деятельности профессионального сообщества в сфере связей с общественностью (рисунок 3).
Рисунок 3 - Информированность организаций
Результаты исследований свидетельствуют о снижении эффективности сайта РАСО-Пермь. Сайт РАСО-Пермь неэффективен по:
• SEO оптимизации;
• Адаптации для мобильных устройств;
• Иллюстрации новостей;
• Информированности будущих специалистов;
• Информированности среднего и малого бизнеса.
Исходя из результатов исследования, были написаны следующие рекомендации по оптимизации сайта «РАСО-Пермь», так как кафедра «Иностранные языки и связи с общественностью» является корпоративным членом РАСО именно через это представительство:
1. Необходимо убрать рубрику «Онлайны» за ее ненадобностью;
2. Добавить контраста в аспекты: «Календарь» и «Архив новостей»;
3. Следует давать информативные заголовки российским PR-новостям;
4. Следует иллюстрировать российские PR-новости;
5. Необходимо избавиться от шаблонных иллюстраций новостей;
6. Следует чаще обновлять рубрику «Галерея»;
7. Необходимо разместить информацию о членах некоммерческого партнерства и их фотографии;
8. Актуально уменьшить размеры футера и шапки сайта;
9. Следует перенести контент с раздела «Сертификация» с федерального сайта на сайт «РАСО-Пермь»;
10. Чаще проводить мониторинг СМИ;
11. Сделать кнопку «Поиск по сайту» более заметной;
12. Рубрику «Партнеры» убрать из шапки и разместить в разделе «Партнеры» в рубрике «О РАСО-Пермь»;
13. Адаптировать сайт под мобильные устройства, или создать мобильные приложения для Android и IOS;
14. Продвинуть сайт в поисковых системах на большее количество запросов.
Библиографический список
1. Петрик Е.А. Интернет-маркетинг. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. - 197 с.
2. Бокарев Т. Энциклопедия Интернет-рекламы. М.: Изд-во ПРОМО-РУ, 2006.
- 416 с.
3. Гринфельд М., Кенигфест Г. Реклама в Public Relations в сети Internet. // Yes!
- 2006. - №4. - С. 52-64.
4. Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2002. -270 с.
5. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2006. - 431 с.