BUKIREVA Tatiana Anatolyevna EFFICIENCY OF INDEPENDENT STUDENT ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
УДК 303.022
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0008
ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Автор(ы) 2021
AuthorID: 779804
БУКИРЕВА Татьяна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дефектологии и специальной психологии Кубанский государственный университет (350080, Россия, Краснодар, улица Ставропльская,149,e-mail: @ [email protected])
Аннотация. Цель: рассмотреть аспекты , влияющие на эффективность самостоятельной работы студентов в современном библиотечно-информационном пространстве. Уточнить значение взаимодействия преподавателя и студента на всех этапах самостоятельной работы. Методы. Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Результаты. Выделены и уточнены некоторых сущностно-значимые аспектов использования электронных образовательных ресурсов в самостоятельной работе студента. Подчеркивается эффективность использования электронного информационного пространства на всех стадиях педагогического процесса. Определены риски снижения эффективности самостоятельной работы студентов в в современном библиотечно-информационном пространстве Выводы. Самостоятельная подготовка в рамках самопознания и самосовершенствования требует координации со стороны преподавателя, разъяснения как ценности, назначения, сущности приобретаемых знаний, так и этических составляющих процесса образования. Признавая безусловную необходимость повсеместного внедрения электронных информационных баз в современное библиотечно-информационном пространство, нельзя допустить снижения качества самостоятельной работы студента.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, эффективность, самостоятельная работа студента, электронная библиотека, традиционная библиотека, библиотечно-информационное пространство.
EFFICIENCY OF INDEPENDENT STUDENT WORK IN MODERN LIBRARY-INFORMATION SPACE
© The Author(s) 2021
BUKIREVA Tatiana Anatolyevna, candidate of philological sciences, associate professor of the Department defectology and special psychology Kuban State University (350080, Russia, Krasnodar, Stavropolskaya street, 149, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to consider the aspects affecting the effectiveness of independent work of students in the modern library and information space. Clarify the meaning of the interaction between teacher and student at all stages of independent work. Applied methods. Analysis, synthesis, comparison, generalization. Results. Some essential aspects of the use of electronic educational resources in the student's independent work are highlighted and specified. The effectiveness of the use of electronic information space at all stages of the pedagogical process is emphasized. The risks of reducing the effectiveness of independent work of students in the modern library and information space are determined. Conclusion. Self-training within the framework of self-knowledge and self-improvement requires coordination on the part of the teacher, clarification of both the value, purpose, essence of the acquired knowledge, and ethical components of the educational process. Recognizing the unconditional need for the widespread introduction of electronic information bases in the modern library and information space, the quality of the student's independent work should not be allowed to decline.
Keywords: electronic educational resources, information technology, efficiency, student independent work, electronic library, traditional library, library and information space.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня интенсивно развивается электронная коммуникационная среда, эффективно развиваются информационно-библиотечные технологии в целях эффективного библиографического поиска и многоаспектного использования многообразия электронных и традиционных изданий, функционирующих в современном библиотечно-информационном пространстве. Научная и педагогическая общественность наблюдает, как образовательные ресурсы увеличиваются за счет развития информационных технологий, предоставляющих уникальные возможности представления учебной информации. В многочисленных публикациях констатируется, что библиотеки претерпевают фундаментальные изменения, при этом обсуждаются основные функции библиотечных систем и роль, которую они должны играть в современном обществе, основанном на компьютерных и телекоммуникационных средствах и технологиях. Палитра этих мнений чрезвычайно широка - от идеи отмирания библиотек до повышения их социальной роли [1].
МЕТОДОЛОГИЯ
Система электронных образовательных ресурсов, предназначенная для осуществления непрерывного образования, оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирование практических навыков, стремится интегрировать в традиционную информационно-образовательную среду. Ресурсы интернет стремительно наполняются качественным кон-
тентом, зачастую не имеющим аналогов в печатном варианте. Большую часть сектора электронных образовательных ресурсов составляют электронные библиотеки, базы данных универсального и тематического профиля. Традиционный образовательный ресурс, рассчитанный на относительную стабильность распространения информации в совокупности с постепенностью протекания образовательного процесса, сегодня приходит в несоответствие с интернетреальностью. Динамика объективных технических возможностей не позволяет закрепить объем в учебниках и учебных пособиях традиционного формата. Это обстоятельство выдвигает объективную необходимость включения ресурсов Интернета в дидактический арсенал информационно-образовательных технологий высшей школы, разработку новых методик, учитывающих технологические возможности.
Работа в электронной среде предполагает условия и возможности как для студентов, так и для педагогов. Особенностью современной системы образовательного пространства сегодня является не только процесс получения фундаментальных знаний, но и практическое умение студентов работать с информацией. Вуз, соответственно, становится не только производителем образовательных услуг, но и той творческой средой, в которой обучающиеся должны осознавать субъективные, личностно значимые потребности и запросы.
Многие исследования вопросов качественного функционирования библиотечно-информационного про-
40
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
БУКИРЕВА Татьяна Анатольевна ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ...
странства посвящены аспектам организации единого информационно-образовательного пространства вуза посредством как электронных образовательных ресурсов (динамичной открытой системы), так и традиционных (в т.ч. и вопросов интерактивно взаимодействия между студентом и преподавателем) [2].Подчеркивается, что большая часть времени, отведенная сегодня студенту на освоение установленных компетенций, занимает самостоятельная работа, ориентированная, прежде всего, на развитие поисково-исследовательскую активность, творческого потенциала, формирование аналитических способностей. РЕЗУЛЬТАТЫ
Необходимо уточнить систематизированные психолого-педагогические представления о сущности понятия «самостоятельная работа», выделенные исследователями согласно следующим содержательно-смысловым аспектам:
% планируемая познавательная, организационно-методически направляемая деятельность студентов, осуществляемая без помощи преподавателя, для достижения конкретного результата; % самообразование;
% система организации педагогических условий, обеспечивающих управление педагогической деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя;
% самостоятельный поиск необходимой информации приобретения знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач
[3].
Очевидно, что в таком понимании самостоятельная работа интегрирована во все компоненты целостной педагогической системы формирования мотивационно-личностной базы, учебной и исследовательской деятельности, позволяя решать важнейшую задачу современного образования — целостное и одновременно многогранное развитие личности обучающегося в аспекте способности самостоятельной мыслительной деятельности. Сегодня студент, как и любой пользователь информационного пространства библиотек, имеет возможность познакомиться не только с текстами изданий, авторефератов, диссертаций, но и с архивными материалами, фотографиями, картографическими изданиями, сетевыми электронными информационными ресурсами и т. д., используя весь современный арсенал мульти-медиа средств. Таким образом, существенно увеличился объем получаемой и обрабатываемой информации в процессе самостоятельной подготовки студента. Не возникает преград интернационального и социального характера, что, безусловно, способствует индивидуализации и расширению творческого потенциала студентов [4].
Подчеркивается эффективность использования электронного информационного пространства на всех стадиях педагогического процесса:
% на этапе предъявления учебной информации; % на этапе усвоения учебного материала; % на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
% на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля результатов обучения;
% на этапе коррекции результатов, в том числе путем совершенствования системы дозировки учебного материала, его классификации [5].
Систематические исследования эффективности внедрения электронных информационных средств в образовательный процесс обозначили сегодня возможность мониторинга эффективности информационных технологий в решении многих педагогических задач [1-3,5]. В частности, исследования Салтанова В.С. позволяют обозначить несколько аспектов, обнаруживающих снижение эффективности и качества самостоятельной работы. Автор предлагает проанализировать результаты опроса студентов одного из московских вузов, свидетельствующие, что большая часть студентов использует в качестве
учебной литературы открытые, не проверенные, не размещенные на веб-сайтах электронных библиотек университетов материалы: 43% респондентов определяют такие материалы как основной источник для самостоятельной работы, в том числе, для подготовки к семинарским и лабораторным занятиям «любой попавшийся сайт, который поисковик браузера выдает первым». При этом вызывает озабоченность тот факт, что даже те студенты, которые используют библиотечный ресурс вуза, это около 60% всех респондентов, не считают качество предоставляемого материала важнейшей составляющей поиска. Около трети опрошенных студентов в качестве важного аспекта выбора электронного ресурса, называют скорость получения и стоимость получения необходимого материала. Возможность использовать ресурсы онлайн библиотек (их используют, согласно данному исследованию, до 96% респондентов) резко снижает личную заинтересованность студентов в тщательном, дисциплинированном и аккуратном отношении к выбору учебного и образовательного ресурса.
Наблюдается и тенденция поверхностного отношения студентов к авторскому праву при использовании электронных ресурсов (как учебных, так и образовательных). Так, 73% студентов считают, что авторство источника не является важнейшим условием его использования, а именно, что материалы, существующие в электронном виде и размещенные на любом контенте в интернете «становятся общественным достоянием». Результаты таких мониторингов обнаруживают бессознательный, схематичный подход к использованию ресурсов информационного пространства (в т.ч., вебсайтов электронных библиотек), что снижает эффективность и качество самостоятельной работы [6,7].
Очевидно, что самостоятельная подготовка в рамках самопознания и самосовершенствования требует координации со стороны преподавателя, разъяснения как ценности, назначения, сущности приобретаемых знаний, так и этических составляющих процесса образования [4]. Поскольку деконструкция системы традиционного обеспечения информационного образовательного пространства происходит не только в результате развития электронных технологий, но и под влиянием изменившихся на рубеже XX, XXI веков культурных идей, интересов, стиля жизни, вопрос выбора формы поиска информации в образовательном пространстве сегодня представляется особенно актуальным. Студенты, стремясь самостоятельно выбирать ориентиры в рамках новых реалий информационного пространства, иногда отступают от уровня требований содержания высшего образования.
При всем многообразии технических возможностей ядро формирования содержания высшего образования, а именно, сохранение, укрепление и расширение базовых национальных ценностей, научных достижений, культурных и исторических традиций остается неизменным.
Так же, существенно возрастает роль педагога не только при формировании маршрута в освоении ресурсов электронных библиотек по профилю подготовки, но и контроль содержательной наполненности в осуществлении выбора, обоснования, анализа и интерпретации полученных в электронном пространстве знаний. Эффективность такой работы зависит от уровня методической и методологической обеспеченности, алгоритма ее проведения, возможностей коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентом, доступности информационных ресурсов[8]. В этой связи возникает потребность исследования и теоретического осмысления функций , перспектив развития электронной информационной среды , прежде всего, как информационного центра, обеспечивающего академические информационно-библиотечные системы для выполнения основной миссии-информационного обеспечения науки.
Очевидно, что самостоятельная подготовка в рамках самопознания и самосовершенствования требует коор-
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002
41
BUKIREVA Tatiana Anatolyevna EFFICIENCY OF INDEPENDENT STUDENT ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
динации со стороны преподавателя, как в разъяснении назначения, сущности и ценности приобретаемых знаний, так и разъяснение этической стороны процесса образования. Важно понимать, что безграничные возможности которые открывает сегодня медиапространство предполагают высокий уровень сформированности сознания студента.
Следует отметить, что современные работы по изучению современных образовательных технологий вуза отмечают возникшее противоречие между объемом актуальной, научной, профессиональной, специальной информации и способами ее переработки, передачи и восприятия, то есть традиционными педагогическими методами и приемами. Интеграция электронных информационных ресурсов в образовательное пространство требует разработки новых технологий, позволяющих сохранить творческое и критическое мышление студента, умение анализировать и синтезировать полученную информацию[9]. Преподаватель не может и не должен выступать в роли «предлагающего» базу для удовлетворения потребности студента в знаниях и навыках. Существует реальная потребность в преподавателях, готовых выступать не только в роли преподавателя методиста, но и в роли преподавателя технолога, способного научить современным способам поиска, обработки, анализа, интерпретации полученных знаний, посредством современных педагогических технологий [5,13].
Полноценное функционирование библиотечно-ин-формационного пространства предполагает сегодня овладение в совершенстве преподавателем и студентом навыков использования следующих информационных технологий:
1) Ресурсов электронных библиотек, распределенных и централизованных издательские систем;
2) Программ, включающих электронные учебники, практикумы, тестовые системы и т.д.
3) Обучающих экспертных систем;
4) Отраслевых баз данных;
5) Средств телекоммуникации, в том числе сети связи, обмена и т.д. [5].
Некоторые исследователи, отмечая возрастающую роль педагога в контроле самостоятельной работы студента, и в целях повышения эффективности библиографического поиска и многоаспектного использования многообразия электронных и традиционных изданий, предлагают активно использовать и такую информационную технологию как веблиография [10-12]. В результате освоения технологии задача педагога определяется необходимостью найти и отобрать полные тексты, скопировать их электронные адреса, снабдить аннотацией, создав, таким образом, веблиографический список - дидактический ресурс по предмету. В этом случае содержание обучения позволяет и не умалять степень самостоятельность студента в овладении новыми знаниями, способами их освоения, и, в тоже время, существенно контролировать качество практически неограниченного объема, повышая уровень эффективности взаимодействия.
ВЫВОДЫ
Сегодня, признавая безусловную необходимость повсеместного внедрения электронных информационных баз в современное библиотечно-информационном пространство, нельзя допустить снижения качества самостоятельной подготовки студентов [14]. Аспекты проблемы исследования необходимости использования информационных технологий с сохранением творческого и критического мышления в процессе подготовки специалистов в вузе требуют дальнейшего осмысления, анализа и интерпретации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лаврик О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде = Academic Library in the Electronic Environment. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. 251 с.
2. Бейсетаев Д.Б., Султанова Б.К. Создание единого информационного пространства ВУЗов //Молодой ученый. 2015. № 23. С. 10742
110.
3. Наумова Л.К. Организация самостоятельной работы магистрантов (направление «Педагогика») 13.00.08. - теория и методика профессионального образования (педагогические науки): автореф.дис. канд.пед.наук /Наумова Л.К. Спб., 2006.
4. Андреева Н.В. Образование и наука в высшей школе: современные тренды. Краснодар. 2016. С. 34-38.
5. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / под ред. Касаткина Н.Э., Градусова Т.К., Жукова Т.А., Кагакина Е.А., Колупаева О.М., Солодова Г.Г., Тимонина И.В. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. 237 с.
6. Салтанов В.С. Интернет-ресурсы как источник подготовки к занятиям в вузе: отношение студентов к существованию «пиратского» контента //Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 858-861.
7. Дидыч А.А. Особенности информационных потребностей студентов, обучающихся по программам бакалавриата направления подготовки «Документоведение и архивоведение» // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона. Краснодар : КГИК, 2017. С. 87-90.
8. Подлеснов А.А. Самостоятельная научно-исследовательская работа аспирантов: к проблеме содержания // Образование и наука в высшей школе: современные тренды. Краснодар. 2016. C. 169-175.
9. Букирева Т.А. К вопросу о риторических традициях в современной педагогической речи // Образование и наука в высшей школе: современные тренды. Краснодар. 2016. С. 63-66.
10. Зиновьева Н.Б. К вопросу о развитии медиаобразования в высшей школе // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. Краснодар. 2018. С. 70-73.
11. Малышева Е.Н., Уленко Ю.В. Обучение анализу интернет-ресурсов студентов направления «библиотечно-информационная деятельность» как важный этап создания сайтов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 157-160.
12. Islamova Sh.I. The implementation of library management system and it's impact on digitalization // Azimuth of Scientific Research: Economics andAdministration. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 137-138.
13. Амирханова Л.А., Зенкина С.В., Савельева О.А. Дидактические возможности цифровой образовательной среды «Мобильное электронное образование» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. № 5. С. 49-56.
14. Короткова М.Н. Охранительное направление политики российского государства в области Интернет-пространства: мнение студентов о введении цензуры // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 40. C. 6-10.
Статья поступила в редакцию 25.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA