Научная статья на тему 'Эффективность саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров как фактор надежности спортивной деятельности'

Эффективность саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров как фактор надежности спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОБИЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СПОСОБНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮНЫЕ БОКСЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорин Александр Васильевич

В статье представлено теоретическое и экспериментальное обоснование методики саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров с целью повышения надежности спортивной деятельности. Эффективность разработанной методики, направленной на развитие способности к саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров подтверждена экспериментально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров как фактор надежности спортивной деятельности»

особенностей субъектного опыта каждого юного спортсмена, согласование субъектного опыта с содержанием образования. Личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании [2; 7; 8; 9].

Изучив различные аспекты концепции личностно ориентированного подхода и отметив наиболее значимые моменты в теории саморегуляции эмоционального состояния, в работе был сделан вывод о том, что при формировании оптимального предстартового состояния необходимо, прежде всего, опираться на субъективный жизненный и спортивный опыт каждого юного боксера. При определении параметров оптимального «ресурсного» состояния боксера целесообразно, находить в субъективном спортивном (соревновательном) опыте образ ресурсных состояний мобилизации, направленных на преодоление препятствий различного характера, и восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Затем этот образ предлагается юному боксеру прочувствовать во всех модальностях (зрительном, слуховом, кинестетическом), интенсифицировать, закрепить и выработать условный раздражитель для быстрой актуализации (вызывания) «ресурсного» состояния. Эту задачу рекомендуется решать совместно спортсмену и тренеру, который помогает формированию соответствующего образа, его уточнению и закреплению, а также подбору и закреплению адекватного условного раздражителя («якоря»), с помощью которого актуализируется это «ресурсное» состояние в различных ситуациях спортивной деятельности. В практических тренировочных занятиях проявление волевых качеств юных боксеров осуществлялось стимулированием преодоления препятствий спортивной деятельности, субъективная трудность которых варьировалась по качественным и количественным признакам эмоциональной напряженности. Основными препятствиями для юных боксеров были различные формы неблагоприятных эмоциональных состояний такие, как страх, боязнь, неуверенность, напряженность, тревога, недостаточная мобилизация.

На основе разработанной модели были обоснованы содержание понятия способности боксеров к эффективной саморегуляции эмоционального состояния и структурных компонентов этой способности: а) способности к мобилизации ресурсов перед соревновательным поединком (повышение уровня активации основных функциональных систем организма, уверенности в успехе, мотивации и помехоустойчивости); б) способности к самоконтролю психического состояния, его адекватной оценке; в) способности к активизации восстановительных процессов физических и психических ресурсов после завершения поединка (успокоение, расслабление), а также в расширении возможностей использования гуманно ориентированного подхода в условиях тренинга по развитию способностей к саморегуляции эмоционального состояния юных боксеров.

___________ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ...

Гуманно ориентированный подход к юным спортсменам был основан на активизации внутреннего, духовного мира, на наполнении процесса спортивного совершенствования личностным смыслом, ценностями, отношением, зафиксированными в субъектном опыте. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице. Как видно, в средней части таблицы, проведение личностно ориентированного тренинга привело к статистически значимому повышению эффективности саморегуляции эмоциональных состояний юных боксеров в целом и по двум системам из трех в каждом из двух упражнений.

В задании по произвольному «восстановлению» количество боксеров, сумевших добиться положительных сдвигов в вегетативной нервной системе (ЭКС) после тренинга увеличилось с 50% до 85%. Напомним о наличии обратно пропорциональной зависимости уровня ЭКС и степени активации вегетативной нервной системы.

Таких же успехов достигли в развитии способности к саморегуляции эмоционального состояния наши испытуемые и по показателю сдвигов в центральной нервной системе (КЧМ).

Интегральный показатель развития способности боксеров к произвольному восстановлению, характеризовавшийся количеством положительных сдвигов во всех трех системах (¿+) увеличился на пятипроцентном уровне статистической значимости (таблица).

Повышение способности юных боксеров к саморегуляции эмоционального состояния в после личностно ориентированного тренинга

Показатели Ситуация % «положительных» сдвигов но каждому показателю (восстановление) % «положительных» сдвигов по каждому показателю (мобилизация)

ЭКС КЧМ ЧСС г+ ЭКС КЧМ ЧСС Х +

До эксперимента 50 25 25 33 35 40 25 33

После эксперим. 85 60 40 62 55 50 50 52

Д -35 -35 -15 -29 -20 -10 -25 -19

Р <0. 01 <0. 01 незн. <0. 05 <0. 05 незн. <0. 05 <0. 05

Примечание: условные обозначения: ЭКС - электрокожное сопротивление; КЧМ - критическая частота мельканий; ЧСС - частота сердечных сокращений; Ъ+ -% сумма «положительных» сдвигов величин показателей

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице, изменения показателей развития способности юных боксеров к произвольной мобилизации в целом носили положительный характер. Хотя величина прироста показателей произвольной мобилизации была несколько меньшей, т. е. по

трем параметрам из четырех положительные сдвиги имели пятипроцентный уровень статистической значимости. Это свидетельствовало о том, что после личностно ориентированного тренинга развития способности к саморегуляции эмоционального состояния юные боксеры даже в лабораторных условиях сумели лучше мобилизовать основные системы организма, чем до проведения тренинга.

Беседы со спортсменами проявивших относительно низкий уровень способности к саморегуляции эмоциональных состояний позволили выявить причины их относительной «неудачи». Эти спортсмены показали, что обычно формирование навыка у них протекает относительно медленно и требует, как правило, более длительного времени, чем у большинства товарищей. Как свидетельствуют данные, способности испытуемых боксеров к произвольной мобилизации эмоционального состояния после тренинга существенно повысились.

Таким образом, гуманно ориентированный тренинг развития способности юных боксеров к саморегуляции эмоционального состояния содействовал достаточно выраженному и статистически значимому росту показателей способности к активизации восстановления вегетативной и центральной нервной системы, к мобилизации сердечно-сосудистой системы, а также интегрального показателя способности к саморегуляции эмоционального состояния в спортивной деятельности юных боксеров.

Библиографический список

1. Бакешин, К. П. Воспитание самостоятельности в процессе учебно-тренировочных занятий по боксу с подростками [Текст] : автореф. дис, . . . канд. пед. наук. - Л. : ГДОИФК, 1982. - 18 с.

2. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-иознавательной деятельности (дидактическая концепция) [Текст] / В. А. Беликов : Монография. — Челябинск : Факел, 1995. — 141 с.

3. О, Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование [текст] / Дж. О Коннор, Дж. Сеймор. - Челябинск : «Версия», 1997. - 256с.

4. Никифоров, Ю. Б. Соревновательная деятельность в спорте с позиции теории деятельности (на примере бокса) [Текст] / Ю. Б. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 4, - С. 57-60.

5. Родионов, А. В. Психодиагностика спортивных способностей [Текст] / А. В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1973. -216 с.

6. Худадов, Н, А, Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации [Текст] : дис. . . . д-ра пед. наук в виде науч. доклада / Н. А. Худадов. - М.: ВНИИФК, 1997. - 121 с.

7. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, - № 2. - 1995. -С. 31-42.

8. Rogers, С. Freedom to learn for the 80’s [Text] Columbus; Toronto; L. ; Sydney: Charles E, Menill Co, A Bell & Howell Co, 1983.

9. Rogers, C. Inside the world of S-oviet professional [Text] // J. of Hum. Psychol. 1987. V. 27(3). P. 277-304.

УДК 371. 311

Макадей Людмила Ильинична

Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ У СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ

Makadey Lyudmila Ilyinichna

Candidate of psychological sciences, senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol

PECULIARITIES OF PERSONAL VARIABILITY IN SOMATICALLY WEAKENED CHILDREN

В настоящее время в медицине значительно возрос интерес к психической сфере больных, страдающих различными соматическими заболеваниями. Медицина при изучении болезней исходит из признания единства соматического и психического, организма и личности во всей сложности их соотношений. Но без психологических знаний в решении этих вопросов не обойтись. Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют собой лишь различные стороны единого, живого, конкретного человека. И отрывать эти стороны друг от друга в исследовании такой проблемы, как проблема болезни, представляется принципиально неверным. Психосоматическая проблема имеет такую же длительную историю развития, как и медицина в целом. В ней выделяют два больших аспекта: влияние психических факторов на соматическую сферу человека; влияние соматических факторов на психику человека.

Тело и сознание настолько связаны между собой, что почти любое заболевание можно рассматривать как содержащее психосоматический компонент. Всё, с чем имеет дело человек, в том числе и его тело, дано ему в культурно преобразованном виде, заключено в определённую исторически и культурно детерминированную перспективу. Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов в норме и патологии. Обращение к патологии позволяет в более яркой форме представить сложную структуру и механизмы функционирования феноменов телесности, выступающих в новом качестве - болезненных симптомов. Постановка вопроса о генезисе телесных расстройств, их структуре и динамике открывает новый ракурс анализа «движения» феноменов телесности - как процесса симп-

томо- и синдромообразования. В. В. Николаева и Г. А. Арина предполагают несколько основных путей патогенеза телесного симптома [4; 5].

Прежде всего, психологический патогенез ряда телесных расстройств связан с отклонениями процесса социализации телесности в детстве.

Другой путь образования телесных симптомов связан с психологической спецификой ситуации болезни, понуждающей человека разворачивать особые формы психосоматической активности. В силу большой витальной значимости болезнь фокусирует на себе психическую активность человека, становится не только предметом пристального и пристрастного внимания, но и порождает специфическую познавательную деятельность (нозогнозию), продуктом которой являются психосоматические новообразования - внутренняя картина болезни, изменившийся образ тела, феномен самочувствия,

В сознании болезни различают ряд существенных взаимосвязанных аспектов. Во-первых, все новые для индивидуума изменения в организме отражаются в сознании. Со временем, в результате повторения аналогичных или близких болезненных состояний или затяжного течения болезни, накапливаемые в субъективном опыте знания о болезни соотносятся, болезнь осознаётся все более полно и детально. Во-вторых, в непрерывном единстве с таким процессом отражения болезни в сознании больного формируется индивидуальное отношение к происходящим изменениям в организме, к самой болезни, её возможным индивидуальным и общественным последствиям.

По мнению Е. Т. Соколовой, В. В. Николаевой изменения личности при хронических соматических заболеваниях относятся к числу наиболее часто наблюдаемых и ярко выраженных изменений психики. Они возникают при самых разных заболеваниях с хроническим течением [3, с. 67].

Как считает В. В. Николаева объективно складывающаяся ситуация хронической болезни создаёт одну из жизненных моделей ситуационно обусловленного кризиса развития у человека [2, с. 77].

По Д. I I. Исаеву изменения личности при тяжёлых соматических заболеваниях рассматриваются как новообразования, возникающие в период кризиса развития, в ситуации тяжёлой хронической болезни [1, с. 166].

Современные представления о сущности концепции болезни предполагают учет всей совокупности изменений, затрагивающих как биологический уровень нарушений (соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционирования пациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, с переходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическими запретами, предписаниями и ограничениями.

Вначале сознание болезни, оказываясь новым опытом для больного, может существенно не преображать психику. Однако, как правило, более или менее длительное отражение болезненных изменений, происходящих во внутренних органах, в сознании и сопутствующее усложнение отношения к болезни привносят преходящие или стойкие изменения в психику. Эти изменения при одной и той же болезни и при одинаковых объективных сдвигах в сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.