УДК 340
Григорьев Станислав Эрикович
соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета, Кубанского государственного университета decanat-jf@mail. ru Stanislav E. Grigoriev
applicant, Department of theory and history of state and law
law faculty
Kuban state University
decanat-jf@mail. ru
Эффективность регионального правотворчества: аспекты проблемы The effectiveness of regional law-making: aspects of the problem
Аннотация: Статья посвящена вопросам эффективности регионального правотворчества и ее различным характеристикам. Эффективность правотворчества субъектов РФ представляет собой многоаспектный феномен, анализ этих аспектов призван повысить результативность правотворческой деятельности в современной России на уровне субъектов Федерации.
Ключевые слова: правотворчество, эффективность, цели.
Annotation: The article is devoted to the effectiveness of regional law-making and its various characteristics. The effectiveness of law-making of subjects of the Russian Federation is a multidimensional phenomenon, the analysis of these aspects is intended to increase the effectiveness of legal activity in modern Russia at the level of subjects of Federation.
Key words: law-making, effectiveness, goals.
Проблемы правотворчества, в том числе регионального, традиционно находятся в центре научного внимания. Только в последние годы издано немало интересных работ, посвященных различным аспектам правотворчества, его целям[4;7], стратегии[1;29-45], проблемам развития в современный кризисный период[2;43-46], отражению в правотворчестве социальных потребностей и интересов[3;711-719]. Среди многочисленных проблем правотворчества одной из важнейших является проблема его эффективности, результативности в общественной жизни.
Прежде всего, уточним само понятие эффективности правотворчества. На основе используемого в отечественной науке определения правотворчества эффективность правотворчества предстает как эффективность деятельности специально уполномоченных органов по разработке, принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов.
При этом, если рассматривать правотворчество в широком смысле и включать в него деятельность по познанию потребностей в нормативно-правовом урегулировании общественных отношений, то эффективность правотворчества будет включать, помимо прочего, и эффективность такой познавательной деятельности.
Эффективность правотворчества представляет собой многоаспектный феномен и включает, как минимум, следующие аспекты:
1. Целевой. Эффективность в таком случае можно рассматривать как соотношение между целями правотворчества и реально наступившими результатами. Это предполагает выяснение, как минимум, двух моментов:
- каковы цели правотворчества в целом и издания данного нормативного акта в частности, где должны закрепляться эти цели;
- каковы результаты правотворческой деятельности, в каких измеримых показателях они выражаются.
2. Процедурный. В данном случае имеется в виду эффективность правотворческих процедур, их оптимальное количество и минимальные издержки, связанные с ними.
3. Экономический. В этом аспекте эффективность правотворчества подразумевает его экономичность, рациональное использование средств на правотворческий процесс, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.
4. Социальный. В данном аспекте эффективность правотворчества может рассматриваться с позиций того, какие реальные социальные изменения связаны с правотворческой деятельностью того или иного органа на федеральном, региональном или муниципальном уровне. При этом социальная эффективность правотворчества также может включать различные аспекты:
- эффективное достижение посредством правотворчества социальных целей, целей, стоящих перед обществом на соответствующем историческом этапе;
- эффективное удовлетворение социальных интересов посредством правотворчества и его актов;
- эффективное поддержание социальной стабильности и социального консенсуса посредством правотворчества;
- эффективное обеспечение правотворческими средствами социального развития, социальной модернизации;
- эффективное воспитательное воздействие правотворчества и его актов на массовое правосознание, на правовую культуру общества;
- эффективное ценностное воздействие на общество и его членов и т.д.
Важным направлением работы по повышению эффективности
правотворчества, в том числе регионального, является проведение классификаций такой эффективности. Представляется, что
классифицировать эффективность правотворчества можно следующим образом.
1. Следует выделить эффективность федерального, регионального и муниципального правотворчества. При этом по некоторым показателям содержательного либо формального плана региональное правотворчество может превосходить федеральное. Например, в ряде субъектов РФ приняты законы о патриотическом воспитании, о нормативно-правовых актах. Такие законы на федеральном уровне еще не приняты и само их принятие находится под вопросом.
2. Необходимо разграничивать эффективность законотворчества и эффективность подзаконного правотворчества. При этом целесообразно определиться с тем, являются ли эти виды эффективности однопорядковыми, можно ли их сравнивать на основе некоторых общих критериев, имеют ли они одинаковые или сопоставимые цели. Такое разграничение касается и правотворчества субъектов РФ.
3. Эффективность правотворчества может подразумевать эффективность разработки нормативных актов, эффективность их принятия и введения в действие, эффективность их изменения либо отмены.
В целом, вопросы эффективности регионального правотворчества нуждаются в научном осмыслении и практическом разрешении, выработке конкретных практических рекомендаций в этой сфере как на федеральном, так и на собственно региональном уровне.
Литература:
1. Баранов В.М. Стратегия законотворчества современной России: понятие, технико-юридическое оформление, эффективность реализации // Юридическая техника. 2015. №9. «Стратегия, тактика, техника законотворчества (взаимосвязь, инновационные достижения, ошибки)». Н. Новгород, 2015. С.29-45.
2. Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал Российского права. 2013.№8. С.43-54.
3. Смирнова М.Г. Стратегия закрепления социальных притязаний в праве // Юридическая техника. 2015. №9. «Стратегия, тактика, техника законотворчества (взаимосвязь, инновационные достижения, ошибки)». Н. Новгород, 2015. С.711-719.
4. Хабриева Т.Я. Современное правотворчество и задачи юридической науки //Журнал Российского права. 2015. №8. С.5-13.
REFERENCES
1. Baranov V. M. The Strategy of lawmaking in modern Russia: the concept, technical and legal clearance, the effectiveness of the implementation // Legal technique. 2015. No. 9. "Strategy, tactics, technique of law-making (the relationship, innovative achievements, mistakes)". N. Novgorod, 2015. Pp. 29-45.
2. Vlasenko N..A. Crisis of law: problems and approaches to solving // Journal of Russian law. 2013.№8. Рр. 43-54.
3. Smirnova M.G. Strategy of consolidation of social claims in law // Legal technique. 2015. No. 9. "Strategy, tactics, technique of law-making (the relationship, innovative achievements, mistakes)". N. Novgorod, 2015. Pp. 711719.
4. Khabrieva T. Y. The modern law-making and the tasks of the legal science // Journal of Russian law. 2015. No. 8. Рр.5-13.