Научная статья на тему 'Эффективность реализации прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия: анализ законодательства и правоприменительной практики'

Эффективность реализации прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия: анализ законодательства и правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TERMINATION OF CRIMINAL PROSECUTION / COMPULSORY MEASURE OF EDUCATIONAL INFLUENCE / ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ МЕРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савицкая Ирина Геннадьевна, Ахмедов Ульви Низами

В статье освещены проблемные вопросы, связанные с эффективностью реализации института прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Проанализирована следственная практика и статистика применения следователями статьи 427 УПК РФ, а также причины ее слабого применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савицкая Ирина Геннадьевна, Ахмедов Ульви Низами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE TERMINATION OF CRIMINAL PERSECUTION WITH THE APPLICATION OF A FORCING MEASURE OF EDUCATIONAL EXPOSURE: ANALYSIS OF LEGISLATION AND LAW-ENFORCEMENT PRACTICE

The article highlights the problematic issues related to the effectiveness of the Institute of termination of criminal prosecution with the use of coercive measures of educational influence. The investigative practice and statistics of the investigators ' application of article 427 of the code of criminal procedure for Federal districts and individual regions is analyzed, recommendations aimed at improving the institution of termination of criminal prosecution with the use of compulsory measures of educational influence are given.

Текст научной работы на тему «Эффективность реализации прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия: анализ законодательства и правоприменительной практики»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF THE TERMINATION OF CRIMINAL PERSECUTION WITH THE APPLICATION OF A FORCING MEASURE OF EDUCATIONAL EXPOSURE: ANALYSIS OF LEGISLATION AND LAW-ENFORCEMENT

PRACTICE

В статье освещены проблемные вопросы, связанные с эффективностью реализации института прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия. Проанализирована следственная практика и статистика применения следователями статьи 427 УПК РФ, а также причины ее слабого применения.

The article highlights the problematic issues related to the effectiveness of the Institute of termination of criminal prosecution with the use of coercive measures of educational influence. The investigative practice and statistics of the investigators ' application of article 427 of the code of criminal procedure for Federal districts and individual regions is analyzed, recommendations aimed at improving the institution of termination of criminal prosecution with the use of compulsory measures of educational influence are given.

Согласно принципам, изложенным в Конвенции ООН о правах ребенка [1], Пекинских правилах [2], Руководящих принципах ООН, для предупреждения преступности среди несовершеннолетних в каждой правовой системе должны быть созданы специальные институты уголовного и уголовно-процессуального права, предусматривающие особый порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних. На это

указывает и Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 года № 1 [3].

В связи с этим законодателем были приняты специальные нормы права, позволяющие освобождать от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (далее по тексту — ПМВВ).

В соответствии с частью 1 статьи 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Частью 2 ст. 90 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причинённый вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. При этом, применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно также и в случае освобождения его от наказания (ст. 92 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 427 УПК РФ в случае, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о прекращении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 статьи 90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа в суд.

На практике институт освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением ПМВВ получил определенную распространенность.

Анализ следственной практики, а также обобщение статистических показателей применения ч. 1 ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ, согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» за последние 5 лет (с 2014 по 2018 гг.), показали, что в целом по России показатель преступности несовершеннолетних незначительно снижается, с 15 373 тысяч преступлений, совершенных в 2014 году, до 11 503 тысяч, совершенных в 2018 году (см. табл. 1).

Процентное распределение применения ст. 427 УПК РФ по различным федеральным округам, например Центральному, СевероЗападному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, остается примерно на одном уровне, отличаясь незначительно и показывая устойчивую тенденцию к росту, с 13-15% в 2014 году до 25-27% в 2018 году.

Наиболее высокий процент применения ст. 427 УПК РФ органами предварительного расследования в 2018 году отмечается в СевероКавказском (50%) и Центральном (30%) федеральных округах, наиболее низкий — в Приволжском (20%) и Южном (18%) федеральных округах (см. диагр. 1).

Анализ статистических данных по 8 федеральным округам и Российской Федерации в целом показал, что прекращение уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия в порядке ст. 427 УПК РФ используется следователем (дознавателем) на этапе предварительного расследования всего в 25% случаев от всех совершенных несовершеннолетними преступлений, что, на наш взгляд, не отвечает интересам несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и назначению уголовного судопроизводства.

Проведенный нами опрос практических работников, а также результаты изучения уголовных дел позволяют выделить 3 причины непрекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних на основании ст. 427 УПК РФ.

Первая (она же основная) состоит в том, что порядок прекращения уголовного преследования на основании ст. 427 УПК РФ включает судебную процедуру удовлетворения ходатайства следователя (дознавателя).

Большинство опрошенных следователей (дознавателей) (47 %) считают, что наличие судебной процедуры осложняет им работу, так как в случае неудовлетворения ходатайства судьей результат их работы сводится к нулю и им приходится принимать иное процессуальное решение. Кроме того, некоторые опрошенные считают, что существующий порядок применения ст. 427 УПК РФ является своеобразной формой судебного контроля за проведенным предварительным расследованием (было дополнительно опрошено 53 следователя и дознавателя по г. Воронежу в форме устной беседы).

Таблица 1

Применение ч. 1 ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ, согласно данным

ФКУ «ГИАЦ МВД России» по федеральным округам и РФ _с 2014 по 2018 год_

Период Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, и количество освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия Название федерального округа Ф Р

Дальневосточный Приволжский Северо-Западный Северо-Кавказский Сибирский Уральский Центральный Южный

2014 Всего совершено преступлений 2165 3265 1849 397 3295 1621 2041 730 15373

Освобождено в порядке ст. 427 УПК РФ 3339 482 236 140 364 315 265 114 2264

% 15% 15% 13% 35% 11% 19% 13% 15% 15%

2015 Всего совершено преступлений 2096 3263 2031 337 3352 1702 1946 671 15440

Освобождено в порядке ст. 427 УПК РФ 390 463 251 160 268 268 258 97 2169

% 18% 14% 12% 47% 8% 16% 13% 14% 14%

2016 Всего совершено преступлений 2009 3127 1844 280 2941 1518 1619 656 14084

Освобождено в порядке ст. 427 УПК РФ 506 548 330 163 387 309 389 112 2744

% 25% 17% 18% 58% 13% 20% 24% 17% 19%

2017 Всего совершено преступлений 1771 2768 1345 273 2563 1302 1462 585 12079

Освобождено в порядке ст. 427 УПК РФ 506 603 317 109 516 340 378 99 2868

% 28% 22% 23% 40% 20% 26% 26% 17% 24%

2018 Всего совершено преступлений 1790 2452 1342 284 2302 1354 1389 584 11503

Освобождено в порядке ст. 427 УПК РФ 475 491 365 143 502 373 425 110 2884

% 26% 20% 27% 50% 22% 27% 30% 18% 25%

Диаграмма 1

Применение ч. 1 ст. 90 УК РФ, ст. 427 УПК РФ, согласно данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» по федеральным округам и РФ с 2014 по 2018 г. (%)

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

ШШ

ШИШ

2014

2015

2016

2017

2018

□ Дальневосточный ■ Приволжский □ Северо-Западный

□ Северо-Кавказский ■ Сибирский □ Уральский

■ Центральный □ Южный ■ РФ

Тем не менее анализ практики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, проведенный за последние 5 лет (с 2014 по 2018 г.), показывает, что процент неудовлетворения судом ходатайств о применении принудительных мер воспитательного воздействия по делам,

прекращенным следователем (дознавателем) в порядке ст. 427 УПК РФ, является крайне низким (см. табл. 2, диагр. 2). Это подтверждается и статистикой отдельных регионов, например Воронежской области (см. табл. 3, диагр. 3).

Таблица 2

Рассмотрение судом ходатайств о применении принудительных мер воспитательного воздействия по делам, прекращенным следователем (дознавателем) в порядке ст. 427 УПК РФ, по Российской Федерации в период с 2014 по 2018 год

№ п/п Отчетный период Всего рассмотрено ходатайств Удовлетворено Отказано в удовлетворении Прекращено, возвращено, отозвано

1 2014 1656 1533 92% 77 5% 46 3%

2 2015 1819 1654 91% 70 4% 95 5%

3 2016 2381 2215 93% 74 3% 92 4%

4 2017 2542 2336 92% 82 3% 124 5%

5 2018 2883 2648 92% 91 3% 144 5%

Диаграмма 2

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2014 2015 2016 2017 2018

□ Всего рассмотрено □ Удовлетворено

□ Отказано в удовлетворении □ Прекращено, возвращено, отозвано

Таблица 3

Рассмотрение судом ходатайств о применении принудительных мер воспитательного воздействия по делам, прекращенным следователем (дознавателем) в порядке ст. 427 УПК РФ, по Воронежской области с 2014 по 2018 год

№ п/ п Отчетный период Всего рассмотрено ходатайств Удовлетворено Отказано в удовлетворении Прекращено, возвращено, отозвано

1 2014 12 12 100% 0 0 0 0

2 2015 21 20 95% 1 5% 0 0

3 2016 21 20 95% 1 5% 0 0

4 2017 12 11 92% 1 8% 0 0

5 2018 36 36 100% 0 0 0 0

Диаграмма 3

40 30 20 10 0

□ Всего рассмотрено □ Удовлетворено

□ Отказано в удовлетворении □ Прекращено, возвращено, отозвано

2014 2015 2016 2017 2018

Из таблицы и диаграммы видно, что в Воронежской области изо всех направленных ходатайств о применении принудительных мер воспитательного воздействия по делам, прекращенным следователем (дознавателем) в порядке ст. 427 УПК РФ, в период с 2014 по 2018 год не было удовлетворено только 3, а 102 ходатайства были удовлетворены. Изученная нами статистика по другим регионам примерно совпадает с представленной по Воронежской области.

Вторая причина непрекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних на основании ст. 427 УПК РФ, по мнению 19% опрошенных следователей (дознавателей), заключается в том, что применение принудительных мер воспитательного воздействия не всегда приводит к исправлению или перевоспитанию несовершеннолетнего.

Третья причина непрекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних на основании ст. 427 УПК РФ заключается в том, что у практических работников (34%) отсутствуют методические рекомендации, раскрывающие сущность ст. 427 УПК РФ, а также основания и условия, которые они должны учитывать при применении указанной нормы.

На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.

Для повышения эффективности применения принудительной меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего, на наш взгляд, следователю (дознавателю) при принятии решения необходимо провести комплекс мероприятий, направленных как на установление предмета доказывания по уголовному делу, так и

на получение достаточных данных, свидетельствующих о возможности исправления несовершеннолетнего лица без применения к нему уголовного наказания.

Такой вывод может быть основан на совокупности различных данных, содержащихся в материалах уголовного дела:

- о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, указывающих на отсутствие необходимости изоляции его от общества и ближайшего окружения;

- об обстоятельствах совершения преступления, свидетельствующих о совершении противоправных действий под влиянием случайно сложившейся или изначально тяжелой жизненной ситуации;

- о позитивном посткриминальном поведении несовершеннолетнего (предпринятых им лично усилиях по заглаживанию причиненного вреда, оказанию помощи в расследовании преступления и т.д.).

В этой связи от следователя (дознавателя) требуется профессионализм в организации расследования, определяемый уровнем подготовки сотрудников органов предварительного расследования, приобретенным им опытом и навыками производства следственных и иных процессуальных действий в отношении несовершеннолетнего обвиняемого. При этом немаловажным фактором, влияющим на применение принудительной меры воспитательного воздействия, является взаимодействие с сотрудниками специализированного учреждения для несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. — М., 1993. В дополнение Конвенции приняты Факультативные протоколы от 25.05.2000, вступившие в силу для Российской Федерации.

2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленар-

ном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. — М., 1993.

3. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 12.07.2019).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena mezhdunarodnykh dogovorov SSSR, vypusk XLVI. General'noj Assambleej OON 20.11.1989) (vstupila — M., 1993. V dopolnenie Konventsii prinyaty v silu dlya SSSR 15.09.1990) // Sbornik

Fakul'tativnye protokoly ot 25.05.2000, vstupivshie v silu dlya Rossijskoj Federatsii.

2. Minimal'nye standartnye pravila Organizatsii Ob"edinennykh Natsij, kasayushhiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnikh (Pe-kinskie pravila) : prinyaty 29.11.1985 g. Rezolyutsi-ej 40/33 na 96-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON // Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. Vypusk XLVI. — M., 1993.

3. O sudebnoj praktike primeneniya za-konodatel'stva, reglamentiruyushhego osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnikh : postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda Rossijskoj Federatsii ot 1 fevral-ya 2011 goda № 1 [EHlektronnyj resurs]. — URL: http://www.garant.ru (data obrashheniya: 12.07.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Савицкая Ирина Геннадьевна. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-47.

Ахмедов Ульви Низами оглы. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических

наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-47.

Savitskaya Irina Gennadievna. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Sciences (Jurisprudence/Law), Associate Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-47.

Ahmadov Ulvi Nizami oglu. Associate Professor of the chair of Criminal Proceedings. Candidate of Sciences (Jurisprudence/Law).

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-47.

Ключевые слова: прекращение уголовного преследования; принудительная мера воспитательного воздействия; несовершеннолетний.

Key words: termination of criminal prosecution; compulsory measure of educational influence, minor.

УДК 343.164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.