Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (КЕЙС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (КЕЙС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RURAL YOUTH / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / RURAL TERRITORY / СЕЛЬСКИЙ РЕГИОН / RURAL REGION / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / MUNICIPAL AREA / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильдарханова Ч.И., Шадриков А.В.

Создание условий, привлекающих молодежь к жизни на селе, является перспективной и принципиально важной государственной задачей. В статье анализируются особенности государственных программ поддержки сельской молодежи, реализуемые в Российской Федерации. На основании социологического исследования установлены факторы, влияющие на активность участия целевой группы в федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», приоритетных национальных проектах «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здравоохранение», программе «Земский доктор», региональных грантах, кредитах. Выявлены достижения и поражения реализации данных программ как в общероссийском масштабе, так и на уровне региона - Республики Татарстан, муниципального района. Сформулированы рекомендации по формированию дополнительных мер по привлечению молодых специалистов для жизни и работы в сельском социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the implementation of state programs for support of rural youth (case of the Republic of tatarstan)

The perspective and principally important state task is to form conditions attracting youth to reside in rural areas. The peculiarities of state programs (aimed at the support of the rural youth) currently fulfilled in the Russian Federation are analyzed in the article. On the basis of the social study the authors discovered factors influencing the activity of participation of the target group in the federal program ‘Stable development of rural territories for 2014-2017 and for the period up to 2020', priority national projects ‘Development of agricultural complex', ‘Education', ‘Healthcare', program ‘Zemsky doctor', regional grants, and loans. The achievements and failures in the fulfillment of these programs on the all-Russian, as well as on the regional (case of the Republic of Tatarstan) and municipal levels are revealed. The recommendations for forming additional measures for attraction of young specialists to live and work in the rural society are given.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (КЕЙС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)»

56 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 3

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

■ DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-3-56-62

Эффективность реализации государственных программ по поддержке сельской молодежи

(кейс Республики Татарстан)

чулпдн ильдусовнА ильдАрхАновА, доктор социологических наук, директор

Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан (Российская Федерация, 420111, Казань, ул. Левобулачная, 36 а). E-mail: chulpanildusovna@gmail.com

аяександр ваяерьевич шадриков, министр экологии Республики Татарстан, аспирант

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (420111, Казань,

ул. Островского, д.23/1). E-mail: Aleksandr.Shadrikov@tatar.ru

Аннотация: Создание условий, привлекающих молодежь к жизни на селе, является перспективной и принципиально важной государственной задачей. В статье анализируются особенности государственных программ поддержки сельской молодежи, реализуемые в Российской Федерации. На основании социологического исследования установлены факторы, влияющие на активность участия целевой группы в федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», приоритетных национальных проектах «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здравоохранение», программе «Земский доктор», региональных грантах, кредитах. Выявлены достижения и поражения реализации данных программ как в общероссийском масштабе, так и на уровне региона - Республики Татарстан, муниципального района. Сформулированы рекомендации по формированию дополнительных мер по привлечению молодых специалистов для жизни и работы в сельском социуме.

Ключевые слова: государственная программа, сельская молодежь, сельская территория, сельский регион, муниципальный район, Республика Татарстан

Статья поступила в редакцию 6 декабря 2017 года.

Ильдарханова Ч.И., Шадриков А.В.. Эффективность реализации государственных программ по поддержке сельской молодежи (кейс Республики Татарстан). Государственная служба. 2018. № 3. С. 56-62.

the effectiveness of the implementation of state programs for support of rural youth (case of the republic of tatarstan)

CHULPAN i. iLDARHANOVA, Dr. Sci. (Sociology), Director The Center for family and demography of

the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (36A, street Levobulachnaja, 420111, Kazan, Russian Federation). E-mail: chulpanildusovna@gmail.com

ALEXANDER V. SHADRiKOV, Minister of Ecology of the Republic of Tatarstan, post-graduate student The centre of perspective economic research of

the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (d. 23/16 ul. Ostrovskogo, 420111, Kazan, Russian Federation). E-mail: Aleksandr.Shadrikov@tatar.ru

Abstract: the perspective and principally important state task is to form conditions attracting youth to reside in rural areas. The peculiarities of state programs (aimed at the support of the rural youth) currently fulfilled in the Russian Federation are analyzed in the article. On the basis of the social study the authors discovered factors influencing the activity of participation of the target group in the federal program 'Stable development of rural territories for 2014-2017 and for the period up to 2020', priority national projects 'Development of agricultural complex', 'Education', 'Healthcare', program 'Zemsky doctor', regional grants, and loans. The achievements and failures in the fulfillment of these programs on the all-Russian, as well as on the regional (case of the Republic of Tatarstan) and municipal levels are revealed. The recommendations for forming additional measures for attraction of young specialists to live and work in the rural society are given.

Keywords: state program, rural youth, rural territory, rural region, municipal area, the Republic of Tatarstan

The article was received on December 6, 2017.

Ildarhanova C.I, ShadrikovA.V.. The effectiveness of the implementation of state programs for support of rural youth (case of the Republic of Tatarstan) Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. №3. P. 56-62. In Russian

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 3 57

Ч.И. Ильдарханова, A.B. Шадриков. Эффективность реализации государственных программ по поддержке сельской молодежи (кейс республики татарстан)

введение

Одной из важнейших задач современного российского общества является достижение национальной безопасности, связанной с демографическим, территориальным распределением населения и функционированием социальных групп как в городских, так и в сельских территориях с целью воспроизводства определенного образа жизни. Перспективной и принципиально важной государственной задачей во исполнение выше обозначенных целей является создание условий, привлекающих молодежь к жизни на селе.

В современной отечественной социологии и социальной географии накоплены значительные теоретические и научно-прикладные разработки управления сельскими территориями, регулирования процессов расселения, привлечения в них отдельных социально-демографических групп [Великий, 2012; Ильдарханова, 2015; Лаврухина, 2012; Нефедова Т., 2007; Сергиенко, Решетникова, 2013]. Успешное развитие одних сельских регионов без учета состояния других выразилось в эффекте «созидательного разрушения» [Шумпетер, 1995].

Передача многих функций управления от государственной власти на уровень муниципалитетов также породила новую проблемную ситуацию. На уровне территории в границах сельского района муниципалитет оказался единственным органом, призванным комплексно осмыслить перспективы всех направлений социальной сферы, результатов реструктуризации хозяйственных организаций, последствий демографической динамики, распространения созидательных инициатив и отклоняющегося поведения, и налаживать взаимодействие всех субъектов, функционально замкнутых на узкие секторы жизни села.

Однако остается много «белых пятен» в состыковке стратегий развития на низовом уровне и на уровне отраслей, действующих в территориальных общностях. Эта задача актуальна в связи с тем, что в современном мире глобальной конкуренции на основе инноваций все типы организаций, действующих в любом пространстве, нуждаются в разработке стратегий.

Большую научную и практическую перспективу открывает целостный анализ различных аспектов российских программ по укреплению села, повышению социального статуса сельской молодежи, сопоставление внутренних и внешних факторов интеграции молодежи в сельском пространстве. В новых социально-экономических условиях требуется не стратегия выживания, а стратегия развития, которая концептуально означает необходимость адаптации структур под стратегию, а не наоборот.

Процесс закрепления населения на определенной территории, с одной стороны, является добровольным социальным действием, определяется намерениями и желанием самих индивидов действовать в данном социальном пространстве, с другой стороны, находится под социальным контролем. Социальный институт власти формирует специальную систему мер социальных

санкций для привлечения индивидов в конкретные территории, находящиеся в зоне депривации.

Анализ действия государственных программ социально-экономической поддержки сельской молодежи

Главный социальный институт - государство - формирует программы социально-экономической поддержки сельской молодежи. Отчет ведомств (Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Министерства науки и образования, Министерства экономики, муниципальных ведомств), ответственных за реализацию данных программ, позволяет оценить эффективность действия разработанных мер. Существенным достижением в корректировке государственных программ стало повышение возраста получателей социальной поддержки до 45 лет, рассматриваемых как молодые специалисты. Данная практика актуальна ввиду того, что достижение среднего возраста индивидом способствует пересмотру жизненных и профессиональных достижений. для определенной группы молодежи закрепление на селе становится реальной перспективой как часть собственно выбранной жизненной траектории ближе к среднему возрасту.

Базовыми российскими программами по поддержке сельской молодежи являются Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; Типовое положение «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам»; Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обеспечение жильем 42,1 тысяч молодых семей и молодых специалистов по Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» позволит сократить на 38,7% потребность организаций агропромышленного комплекса и социальной сферы села в квалифицированных специалистах.

Одна из главных задач, возлагаемых государством на сельскую молодежь, - воспроизводство образа жизни, традиционно основывающегося на сельском хозяйстве. Ввиду отсутствия колхозов, несостоятельности современных агрохолдингов масштабно выполнить эту функцию, правительство разрабатывает приемлемые для себя и самого сельского населения взаимовыгодные социально-экономические программы, направленные на развитие малого сельскохозяйственного бизнеса на селе. Реализация данных программ вызывает риски как для самого грантода-теля, так и для грантополучателя. Востребованность льготных программ кредитования на нужды агробизнеса остается низкой.

Результаты социологического опроса

В ходе опроса «Социальный капитал села Республики Татарстан»1, проведенного авторами статьи, было установлено, что объективно у сельской молодежи нет препятствий для участия в данной программе, предъявляющей требования разработки бизнес-проекта, опыт ведения сельскохозяйственного производства не менее 3 лет и т.д.

Половина опрошенной сельской молодежи, по собственным оценкам, обладает здоровьем, чтобы заниматься использованием земли и сельским хозяйством; 47,6% имеет желание заниматься сельским хозяйством; 40,8% и 37,9% считает, что обладает достаточным объемом знаний и навыков/ умений для создания и работы в собственном агробизнесе.

Удовлетворение жизненных потребностей, открытие собственного дела становятся возможными благодаря ряду ресурсов. Как показали результаты опроса, 6% сельской молодежи имеет собственное дело. Структура ресурсов, используемых молодыми жителями села для повышения уровня жизни, социального статуса, устойчивости, сводится к: 1) кредитам - 20,4%; 2) реализации продукции своего крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) - 14,3%; 3) сбережениям - 6,8%; 4) программе «Улучшение жилищных условий граждан в сельской местности» - 3,3%; 5) программе «Обеспечение жильем молодых специалистов и молодых семей на селе» - 2%.

Национальные проекты

Улучшение социально-экономической, демографической ситуации на селе связывают с реализацией национальных проектов по повышению качества жизни населения в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, жилья и т.д.

Половина опрошенной молодежи выделила проблему невостребованности данных проектов - 52,8%. Около 1/5 респондентов (22,8%) затруднились ответить на данный вопрос. Мы связываем это с тем, что национальные проекты не были восприняты молодежью как совокупность конкретных программ, то есть молодые люди в реальности знают о возможностях улучшения своего статуса на селе, но не могут соотнести их с названиями конкретных государственных программ. Тем не менее, в совокупности 24% опрошенных подтвердили, что эти проекты затронули лично их, родных, соседей и само село.

1 Социологическое исследование «Социальный капитал села Республики Татарстан» проведено в четырех муниципальных районах Республики Татарстан трех разных зон социально-экономического развития (Пестречинский муниципальный район, Кукморский муниципальный район, Дрожжановский муниципальный район, Высокогорский муниципальный район). Из общей выборки исследования 3798 чел. выделена группа молодежи от 18 до 33 лет - 694 чел. Метод - опрос.

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» призван повысить жилищный статус молодых специалистов на селе, вовлечь молодежь в малый сельскохозяйственный бизнес и др., то есть способствовать созданию условий для выбора молодежью сельской территории в качестве пространства жизнедеятельности. Данный проект включает в себя государственную программу по обеспечению жильем молодых специалистов на селе.

3% опрошенной молодежи воспользовались данным проектом: в абсолютном большинстве улучшив свои жилищные условия - 81%, создав мини-агробизнес - 19%.

Однако исследователи критично оценивают результативность данной программы и указывают, во-первых, на небольшой рост площади жилищного фонда в сельских районах за 2003-2009 годы - 10,1%, во-вторых, на низкий показатель прогнозируемого воздействия указанного финансового ресурса на демографию села [Гафурова, Нотфуллина, 2012. С. 171]. Кроме того, выявлена проблема неправомерного использования субсидий получателями, которые реально на селе не проживают или проживают, но не ведут сельскохозяйственную деятельность [Тумаланов, Николаева, 2011. С. 222-225]. Указанные особенности позволяют сделать вывод о том, что возможность иметь отдельное жилье на селе по государственной программе не способствует закреплению молодежи в муниципальных районах.

Гранты Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающим субъектам малого предпринимательства в сельской местности

В целом уровень осведомленности молодежи о ресурсах поддержки государством сельского населения положительный. Подробная информация о государственных программах поддержки сельского населения размещена на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, на местном республиканском канале «ТНВ» (Татарстан - Новый век) выходят несколько раз в неделю информационные передачи об опыте открытия молодежью семейных ферм, главы муниципальных районов проводят регулярную разъяснительную работу с населением на сходах граждан.

Почти половина молодых сельчан (39,5%) знает о конкурсном отборе бизнес-проектов для присуждения грантов Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающим субъектам малого предпринимательства в сельской местности. Главным информатором сельской молодежи выступают СМИ: 45,9% узнали о данной возможности из этого источника, от администрации - 29,2%, от друзей -20,2 %, от соседей - 4,7%. Однако уровень осведомленности не приводит к социальной активности молодежи - принимали участие в данной программе 1,1%. Только 5,1% сельской молодежи принимали

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 3 59

Ч.И. Ильдарханова, A.B. Шадриков. Эффективность реализации государственных программ по поддержке сельской молодежи (кейс Республики Татарстан)

Таблица. оценка участников конкурсного отбора бизнес-проектов для присуждения грантов Правительства Республики Татарстан на поддержку начинающим субъектам малого предпринимательства в сельской местности (в %)

Самая высокая оценка Выше среднего Средняя Ниже среднего Очень низкая

Знания тех, кто вел программу 25,0 15,6 41,7 14,6 3,1

Время ее реализации 16,0 17,3 42,0 17,3 7,4

Продолжительность программы 15,7 18,1 41,0 21,7 3,6

Результативность программы 20,7 14,9 34,5 19,5 10,3

Оценка программы в целом 10,6 15,9 53 9,8 10,6

участие в каких-либо формах обучения собственному делу в год опроса.

Молодые люди, решившие связать свою жизнь с селом, не переезжать в город, делятся, по данным нашего исследования, на три основные категории: 1) патриоты, обладающие определенным уровнем социальной активности - 8%; 2) плывущие по течению, довольствующиеся зарплатой и продукцией своего КФХ - 74%; 3) социальные паразиты, живущие на пособие по безработице и на иждивении родных - 18%.

Мотивация участия в государственных программах сводится к трем социально-экономическим желаниям - больше зарабатывать (58,3%), иметь свое дело (25%) и улучшить жизнь в районе (16,7%). Опыт участия в государственных программах принес реализацию надежд 10,2% опрошенных. Это наиболее устойчивая группа сельской молодежи, способная использовать государственные ресурсы, вкладывать моральные и физические силы в развитие своего дела. Почти половина участников данного проекта - 44,6% - испытала разочарование от предоставленных возможностей. Это связано, на наш взгляд, с погоней за «длинным рублем», ожиданием «шальных» денег, быстрой экономической отдачи и небольших трудозатрат. 45,2% не дают однозначных оценок относительно своих ожиданий от грантовой поддержки государства. Данная группа, как мы полагаем, реально смотрит на потенциал льготного кредита, понимает долгосрочность ожидаемой прибыли.

Стоит отметить, что сельская молодежь, принявшая участие в данной программе, достаточно высоко оценивает такие показатели, как «знания тех, кто вел программу», «время ее реализации», «продолжительность программы» - около 41% опрошенных дали среднюю оценку; т.е. не ставят под сомнение квалификацию и компетентность организаторов данной программы (таблица).

Важно, что сама сельская молодежь положительно оценила результативность программы.

Анализ причин пассивности молодежи при участии в данной программе не выявил объективных

причин, таких, как отсутствие необходимого образования, стартового капитала, но выявил субъективный фактор - «не считал нужным» - 56,3%. На наш взгляд, это группа молодежи, предпочитающая жить на иждивении государства и родных, молодежь, образ жизни которой - социальный паразитизм. Около трети молодых сельчан не нашли времени для участия в данной программе, только около 12% не знали о такой возможности.

Развитие малого бизнеса имеет определенные препятствия и барьеры не только в сельском, но и в городском российском пространстве. На наш взгляд, доля молодежи, решившей взяться за аграрный бизнес самостоятельно, мала, но это квалифицированные специалисты, имеющие не только профильное образование, но и социальные связи на разных уровнях для поддержания своего дела и снижения возможных рисков.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Программа «Школьный автобус» на селе позволила подросткам получать образование даже при отсутствии в их населенном пункте образовательного учреждения. В условиях оптимизации образовательного кластера молодому сельскому индивиду удалось остаться включенным в систему образования, отвечающую за социализацию подрастающего поколения. Сельская школа представляет собой институт социализации, располагающий как традиционными средствами социализации и обучения, такими, как школьное приусадебное хозяйство, так и современными - мультимедийное оборудование, интернет, wifi. Половина сельской молодежи подчеркнула, что перечисленные ресурсы действительно предоставили им территориальный доступ к образованию, доставляя на место учебы, 25% ощутили на себе модернизацию сопровождения учебного процесса.

Важно, что сельская молодежь не просто пользуется этими ресурсами, но и отождествляет их с государственной политикой укрепления и модернизации села. Ощущение и признание молодежью факта, что государство занимается решением их насущных проблем, положительно отражается на ее социально-пространственной идентичности.

Целевой прием выпускников сельских школ в вузы за счет бюджета и целевая контрактная подготовка. Данная практика является воплощением социального интереса, негоциирования, социального контроля, социального договора, дающего привилегии сельской молодежи при поступлении

в вуз с обязательством заключения контракта с организацией, государственным органом, направившим его в рамках целевого приема, отработки по специальности на селе в течение определенного в договоре срока.

С одной стороны, возросла эффективность привлечения и закрепления на селе медицинских специалистов с высшим образованием (за 2013-2016 годы объем подготовки в вузах вырос на 7%)2. Эффективность целевой подготовки в 2016 году выросла почти до 90%. По расчетам Минздрава России, механизм закрепления медицинских работников на селе потенциально привлечет в первичное звено отрасли не менее 30% выпускников медицинских вузов. Неразработанными остаются механизмы адаптации молодых специалистов из числа горожан на селе, воспользовавшихся данной программой. Проблема состоит как в невозможности применить полученные в вузе знания в силу специфики сельского социума, инфраструктуры, так и в отторжении сельского образа жизни молодежью.

Экспертные мнения, представленные на сайте Российского союза сельской молодежи, отражают особенности интеграции государственных программ по поддержке сельской молодежи. «В 2015 году Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева направил предложения о готовности принять «целевиков» из 42 регионов страны. На предложение откликнулись только 18 регионов, написав письма с просьбой выделить 256 мест. Приемная комиссия полностью удовлетворила все заявки и на основании этого составила план приема. Однако в итоге от абитуриентов, поступающих по направлению, было подано всего 88 заявлений, а многие из них даже не смогли преодолеть минимальный порог ЕГЭ»3.

Для эффективной работы по закреплению молодежи на селе необходимо разработать программу профессиональной подготовки молодежи по сельскохозяйственным профессиям, начиная со школы.

Приоритетный национальный проект «Здравоохранение»

Сфера здравоохранения остается самой проблемной, отрицательно влияющей на возможности закрепления молодежи на селе. Ни один из опрошенных не смог указать, каким образом эта программа коснулась его лично и его родных. В данном случае стоит отметить несправедливость полного игнорирования развития сферы здравоохранения на селе. Некоторыми достижениями стали всеобщая диспансеризация сельского населения с 2014 года, ввод фельдшер-

2 https://www.rosminzdrav.ru/news/2 017/04/12/5 316-vysШpleme-mimstra-veromki-skvortsovoy-na-itogovoy-koПegп-minzdrava-rossii

3 Официальный портал Российского союза сельской молодежи https://rssm.sU/pages/9/

ско-акушерских пунктов, обновление медицинской аппаратуры в сельских районных больницах. Одной из существенных проблем является отсутствие у сельского населения установки на профилактический осмотр и своевременное обращение к врачу, предпочтение нетрадиционных методов лечения заболеваний.

Программа Министерства здравоохранения Российской Федерации «земский доктор» функционирует с 2012 года, за время ее работы в сельские населенные пункты и рабочие поселки было привлечено более 15 тысяч молодых специалистов. Поддержка оказывается в виде единовременной компенсационной выплаты за счет средств ФФОМС в размере 1 млн рублей на одного медицинского работника. Выполнение данной программы на первом этапе осуществлялось с нарушениями, связанными с выдачей единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам после непродолжительного увольнения и последующего возвращения на работу через две недели в то же медицинское учреждение; выплаты медицинским работникам без соответствующего сертификата специалиста, принятым на неполную ставку по основной должности, на время отсутствия основного работника. Нарушения мешают достижению устойчивости кадрового вопроса и дефицита врачей на селе.

Данная программа с момента своего существования претерпела ряд существенных изменений: 1) с 2013 года финансирование в равных долях за счет иных бюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС из бюджета ФОМС, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 2) увеличение доли финансового участия ФОМСа до 60%; 3) с 2015 года увеличение возраста участников программы до 45 лет; 4) с 2016 года увеличение возраста участников с 45 до 50 лет.

По официальным данным Минздрава России за 2015 год, в ряде регионов для работы на селе было привлечено больше молодых специалистов, чем было запланировано на 2014 год. Среди регионов-лидеров - Костромская, Курская, Московская, Тульская, Кемеровская, Магаданская, Вологодская, Рязанская, Нижегородская, Пензенская, Тюменская области, Республики Карелия и Хакасия, Алтайский край.

Привлечение медицинских работников в полном объеме реализовано в Ивановской, Смоленской, Калининградской, Иркутской, Томской, Амурской областях, Республиках Адыгея, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. Регионы-аутсайдеры по реализации программы «Земский доктор» - Республика Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика. «Субъекты РФ принимают решение об участии в программе не только исходя из своих финансовых возможностей,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 3 61

Ч.И. Ильдарханова, A.B. Шадриков. Эффективность реализации государственных программ по поддержке сельской молодежи (кейс Республики Татарстан)

но и в соответствии с реальными потребностями в молодых специалистах»4.

Реализация программы способствовала положительной динамике численности сельских врачей -рост на 14,7% с 2012 по 2014 год.

Масштаб проблемы привлечения молодых специалистов к работе в сельской местности, возвращения сельской молодежи, получившей высшее образование в городе, носит дифференцированный характер как в общероссийском, так и в региональном разрезе. На территории Республики Татарстан в ряде муниципальных районов зафиксировано перевыполнение плана по привлечению молодых кадров на 200% (в наибольшей степени это характерно для районов, приближенных к городам), в других муниципальных районах сложнее достичь требуемых показателей кадровой обеспеченности за счет молодежи.

Для примера приведем данные по Дрожжановско-му муниципальному району Республики Татарстан5. 2017 год был объявлен «Годом молодежи и молодежных инициатив» на территории Дрожжановского района, в рамках которого за каждым предприятием в виде наставничества были закреплены студенты из данного района. Институт наставничества является значимым фактором успешной трудовой социализации сельской молодежи. Важным показателем эффективности реализуемых федеральных, республиканских и муниципальных программ поддержки молодых специалистов на селе стало возвращение 50 выпускников вузов из 75 закрепленных в начале года и их трудоустройство в родном районе. В системе образования из 29 закрепленных были трудоустроены 17 человек. Механизм закрепления молодых специалистов, когда действует триада студент-вуз-работодатель, ориентированная на формирование установки остаться на селе после получения образования, позитивно действует на социально-пространственную идентичность сельской молодежи. На 2018 год по плану закреплено 52 студента за 29 предприятиями. Сфера здравоохранения остается самой проблемной по сельским территориям Российской Федерации, отрицательно влияющей на возможности закрепления молодежи на селе. Однако за три года в Дрожжановском районе было трудоустроено 12 врачей, ликвидирован дефицит квалифицированных специалистов в сфере здравоохранения. Практика работы с молодежью в Дрожжановском муниципальном районе позволяет утверждать перспективность и эффективность метода «лицом к лицу / face to face», подразумевающего личное взаимодействие руково-

4 https://www.rosminzdrav.ru/news/2 015/0 7/15/2 449-kommentariy-minzdrava-rossii-ob-effektivnosti-programmy-zemskiy-doktor

5 Дрожжановский муниципальный район Республики Татарстан - численность населения 24 172 человека, периферийный район с преимущественно чувашско-татарским населением, высокой плотностью населения.

дящего аппарата муниципального района с каждым выпускником школы. Любой студент вуза из Дрож-жановского муниципального района имеет возможность прямого контакта с главой района по вопросу дальнейшего трудоустройства на территории родного сельского района. Регулярные социологические опросы молодежи, фокус-группы при участии главы района и сельской молодежи способствуют формированию доверия к органам муниципальной власти, повышают социальный тонус подрастающего поколения, конструируют реальные перспективы самореализации молодых жителей села.

Кроме специальных целевых мер государственной поддержки сельской молодежи, для улучшения социального пространства своей жизнедеятельности, повышения качества своей жизни сельская молодежь пользуется и другими ресурсами, доступными всем категориям граждан вне зависимости от места проживания и возраста.

Кредит как ресурс формирования позитивной социально-пространственной идентичности сельской молодежи. Почти половина опрошенной молодежи отметила, что они сами или члены их семьи за последние 10 лет брали кредит. Как правило, это кредит сроком на 5 лет (для 42,5% опрошенной молодежи), размером от 100 до 500 тысяч рублей (для 76,1%) с условиями от 14 до 18,9%.

Посмотрим, как кредит способствует закреплению молодежи на селе. Иерархия целей кредита возглавляется строительством - 42,5%, покупкой техники - 31,3%, покупкой автомобиля - 8,4%, коммерция - 5,8%. В сельских территориях кредиты так же популярны, как и в городских. Мы склонны утверждать, что строительство дома на заемные средства сопряжено со стратегией жизни на селе, желанием основаться в своем собственном доме, воспитывать в нем своих детей. Наличие своего жилья благоприятно сказывается на социально-пространственной идентичности.

выводы

Правительство Российской Федерации своевременно вносит существенные изменения в федеральные программы, направленные на повышение социального статуса сельской молодежи. Значимой мерой стало повышение возраста получателей социальной поддержки на селе до 45 лет, рассматриваемых как молодые специалисты. Данная практика актуальна ввиду того, что достижение среднего возраста индивидом способствует пересмотру жизненных и профессиональных достижений. Для определенной группы молодежи закрепление на селе становится реальной перспективой как часть собственно выбранной жизненной траектории ближе к среднему возрасту.

Анализ особенностей реализации федеральных и региональных программ по поддержке сельской молодежи выявил необходимость разработки специальных социально-ориентированных проек-

тов по привлечению молодых специалистов на село, включающих в себя сельско-городские интеграционные программы обмена. Важным условием реализации программ является механизм ресо-циализации городских специалистов в сельском

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Великий П.П. Российское село. Процессы постсоветской трансформации: [монография] / под ред. Ю.С. Воронова. Саратов: Научная книга, 2012. 340 с.

Гафурова Т.Г., Нотфуллина Г.Н. Оценка результатов государственной программы по обеспечению жильем молодых специалистов на селе в Республике Татарстан. Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2012, № 1. С. 168-173.

Ильдарханова Ч.И. Перспективы реализации государственной программы развития семейных ферм в Республике Татарстан. Государственная служба. 2015, № 1. С. 110-114.

Лаврухина Е.А Социальные ресурсы развития сельских территорий Российской Федерации (монография). М.: 2012. 322 с.

Нефедова Т. Предпосылки и ограничения самоорганизации сель-

пространстве, что снизит долю участников государственных мер, воспользовавшихся поддержкой, но не сумевших интегрироваться во все сферы сельской реальности и вынужденных вернуться в город.

ского населения / Местное самоуправление и гражданское общество в сельской России. Проект Всемирного банка реконструкции и развития / Отчет о реализации проекта (на русск. яз.) М.: САР, 2007. 84 с.

Социальная поддержка сельских молодых семей в Алтайском крае: монография / под ред. А.М. Сергиенко, С.А. Решетниковой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. 202 с.

Тумаланов Н.В., Николаева Т.А. Возможности адаптации аграрной отрасли региона к современным условиям функционирования. Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 222225.

Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.

References

Gafurova T.G., Notfullina G.N. Assessment of results of a state program on accommodation support in rural area in the Republic of Tatarstan. Vestnik AGTU. Ser.: Ekonomika. 2012. №1. p. 168-173. In Russian

Ildarkhanova Ch. I. Implementation prospects of a state program of family farms development in the Republic of Tatarstan. Gossluzh-ba. 2015, №1. p. 110-114. In Russian

Lavrukhina E. A. Social resources of development of rural territories in Russian Federation (monograph). M.: 2012 g. 322 p. In Russian

Nefedova T. Preconditions and restrictions of rural population self-organization / Local self-government and public society in rural Russia. Project of the World Bank for Reconstruction and Development / The project implementation report M.: CAF,

2007. - 84 s. In Russian Shumpeter I.A. Capitalism, socialism and democracy. Translated from English. Preface and general editorship made by V.S. Avtonomov. M.: Ekonomika, 1995. - 540 s. In Russian social support of rural young families in the Altay region. A monograph. Under editorship of A.M. Sergienko, S.A. Reshetnikova. Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2013. 202 p. In Russian Tumalanov N.V., Nikolaeva T.A. Opportunities of adaptation of agricultural sphere of the region to contemporary conditions of fulfillment. Aktualnye problemy ekonomiki i prava. 2011. №4. p. 222-225. In Russian. Velikii P. P. Russian rural area. Processes of Post-Soviet transformation. A monograph. Under editorship of Iu. S. Voronov. Saratov: Nauchnaia kniga, 2012. 340 p. In Russian

международный летний кампус президентской академии - 2018

Международный Летний кампус Президентской Академии - уникальный ежегодный образовательный проект для молодежи, учебная программа которого состоит из лекций и интерактивных занятий с ведущими российскими и зарубежными учеными, государственными служащими и бизнесменами мирового уровня.

Проект создан по инициативе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и правительства Республики Татарстан. Миссией Кампуса стало создание условий для общения талантливых молодых людей и формирования нового поколения интеллектуальной элиты.

В этот раз мероприятие пройдет с 15 по 26 июля на территории г. Иннополи-са Республики Татарстан. Тема Кампуса 2018 г. - Entrepreneurship in Culture and

Entertainment (Предпринимательство в культуре и сфере развлечений).

Ежегодно участниками Кампуса становятся студенты из разных стран и городов. Принимая участие в Летнем кампусе, студенты получают возможность развить практические навыки проектной деятельности и отработать использование стратегического подхода к процессу принятия решений, а работа в многонациональных командах многократно усиливает эффект от обучения.

Международный Летний кампус Президентской академии - это территория огромных возможностей для нового поколения интеллектуальной элиты, в котором участвуют самые лучшие студенты. Мероприятие традиционно проходит в Горнолыжном спортивно-оздоровительном комплексе «Свияжские холмы» по

инициативе Президентской академии и правительства Республики Татарстан. Уже несколько лет подряд церемонии открытия и закрытия Кампуса проводятся на площадке высокотехнологичного города Иннополиса.

За 12 дней работы Летнего кампуса перед участниками выступит множество известных экспертов, представителей бизнеса, культуры, искусства, политического истеблишмента. Студенты, в свою очередь, будут разрабатывать и презентовать собственные проекты, в чем им помогут профессиональные тьюторы.

Источник:

http://www.ranepa.ru/sobytiya/aktsii-meropriyatiya/mezhdunarodnyj-letnij-kampus-prezidentskoj-akademii-2018-otkryta-registraciya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.