УДК 338.2:796
П. Л. ГАНИН
Омский государственный университет путей сообщения
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ_
В статье рассмотрены особенности проведения международных соревнований, их экономическая и социальная эффективность. Особое внимание уд елено з а тратам проведения зимних Олимпийских иг р в Сочи.
Ключевые слова: эффективность, спорт, Олимпиада, соревнования, спортивная инфраструктура.
Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта в рамках федеральной целевой программы, решений о поддержке спортивных организаций и других проектов удалось преодолеть тенденцию к неуклонному снижению потенциала отрасли.
Решение поставленных в указанных стратегических документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся как содержанием реализуемых внутри них мероприятий, так и целевыми аудиториями.
Однако эти сферы, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата всей отрасли. Следовательно, комплексное решение возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям.
Современное состояние спортивной инфраструктуры, имеющаяся единовременная пропускная способность спортивных объектов, быстро устаревающая методическая база не позволяют в полной мере и в соответствии с утвержденными социальными нормативами обеспечить решение указанных проблем в комплексе. Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7, стала первым этапом в формировании общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта.
Проведение крупного спортивного мероприятия потенциально может дать толчок к развитию спорта и принести экономические выгоды. К числу прямых экономических выгод относятся капитальное стро-
ительство и сооружение объектов инфраструктуры, связанные с этим мероприятием, долгосрочные выгоды, такие как снижение транспортных издержек благодаря улучшению сети автомобильных или железных дорог, а также расходы туристов, приезжающих из других городов и стран для посещения Игр. Косвенные выгоды могут включать эффекты реклам, которые не только представляют принимающий город или страну как потенциальное место назначения для туризма или бизнеса в будущем и усиливают чувство гражданской гордости и национальной общности, но и поднимают престиж принимающего города или страны.
Но существуют и потенциальные отрицательные стороны, связанные с возможным перерасходом средств, неэффективным использованием земли, неадекватным планированием и недостаточным использованием объектов.
Среди прямых экономических выгод, получаемых от крупных спортивных мероприятий, наиболее широко рекламируемых, вероятно, являются расходы туристов. Кроме того, поскольку Игры продолжаются больше двух недель, эти посетители могут проводить довольно много времени в принимающем регионе, принося значительные доходы гостиничному и ресторанному бизнесу [ 1].
Кроме того, несмотря на то что заполняемость гостиниц и цены номеров увеличиваются во время проведения Игр, эти дополнительные доходы часто уходят из местной экономики, поскольку прибыли гостиниц переводятся главному офису компании (рис. 1).
Динамика прогнозируемого спроса на гостиничные услуги в Сочи:
1. Увеличение приезжих до порядка 8,5 млн человек к 2017 г.
2. Увеличение доли приезжих, останавливающихся в гостиницах, до 25 %.
3. Сглаживание сезонности за счет повышения уровня загрузки в «низкий сезон».
4. Среднегодовая загрузка 60 — 65 % (рис. 2) [2].
Проведение таких грандиозных мероприятий, как
Олимпийские игры, требует обширной инфраструктуры для транспортировки участников, официальных лиц и болельщиков с одного объекта на другой. В прошлом преобладающая доля строительства транспортной инфраструктуры приходилась на автомобильные дороги. Помимо этого, принимающие
Динамика турпотокз 2007-2017 гг. (прогноз) Тыс. человек
5 ТО
гм7 гте г»9 мю гэп гэс аи ми г:« зле 2017
—» Дл-awta Typienwacero петая —Cw^ow гл^н^Олдаяайсмх/тр
|ЛсточнИ1: Jonss ^sSalie гсйз
Рис. 1. Прогноз турпотока
Рис. 2. Уровень загрузки гостиниц
города и регионы затрачивали значительные суммы на строительство аэропортов, а также на реконструкцию и строительство систем общественного транспорта. Сверхскоростной экспресс, построенный для Игр в Нагано, позволил существенно сократить время проезда между этим городом и Токио [3].
В менее развитых городах строительство современных телекоммуникационных мощностей также сопряжено со значительными инвестициями. Создание этой инфраструктуры порождает значительную экономическую активность в принимающем районе.
Выходя за пределы периода строительства, созданная в связи со спортивным мероприятием инфраструктура может обеспечить принимающему городу или региону постоянный поток экономических выгод. Более важно то, что совершенствование транспортной инфраструктуры может дать значительный импульс развитию местной и региональной экономики, если местные предприятия смогут воспользоваться усовершенствованной транспортной инфраструктурой.
Косвенные экономические выгоды, создаваемые грандиозными спортивными событиями, потенциально более важны, чем прямые, но их труднее оценить количественно. Одной из возможных косвенных выгод является рекламный эффект таких событий. Многие города и регионы, принимающие у себя международные соревнования, рассматривают их
как способ повысить свой ранг на мировой арене. Широкое освещение средствами массовой информации Олимпийских игр или других крупных событий до и во время их проведения является одной из форм маркетинговой политики региона, способной привлечь туристов, которые могут принести долговременные экономические выгоды [4].
Другие грандиозные спортивные мероприятия, такие как чемпионат по футболу или Кубок мира по футболу, демонстрируют экономическую динамику, аналогичную Олимпийским играм, хотя расходы на строительство значительно ниже. Многомерные эконометрические исследования влияния Кубка мира показали, что организация этого международного события нечасто приносит месту его проведения выгоды в плане доходов или трудоустройства.
Кари Сверрисон в своем исследовании сопоставил затраты на проведение Евро-2012 с доходами от него, отметив, что на модернизацию стадионов у Польши и Украины было потрачено 2,3 млрд евро, от продажи билетов на Евро-2012 страны выручили 150 млн евро. В свою очередь, выручка от продажи еды, напитков и атрибутики в дни матчей составила еще 150 млн евро (рис. 3) [5].
Анализ экономистов показал, что во время проведения чемпионата мира также наблюдаются некоторые потери в развитых странах. К примеру, во время мундиаля 2010 года экономика Германии
Рис. 3. Расходы и доходы (чемпионат мира по футболу)
снизилась на 0,27 % и убыток составил 6,6 млрд долларов. А в 2006 году, когда Германия была принимающей страной, ее ВВП снизился на 0,4 %. Дело в том, что в связи с ночными трансляциями, непосещением работы и опозданиями, а также столкновениями среди фанатов снижается уровень работоспособности населения.
Тем не менее проведение мероприятия, подобного Олимпийским играм или Кубку мира по футболу, может принести значительные нематериальные выгоды принимающему городу или региону, жители которого, вероятно, будут испытывать значительную гордость и чувство общности, оттого что они непосредственные свидетели такого события. На короткий, но интенсивный период их родные места становятся центром мирового внимания. Планирование и работа, необходимые для проведения мероприятия, требуют значительного времени и усилий и огромное чувство удовлетворения на местном и национальном уровне. Эти факторы являются важными и ценными, даже несмотря на то что исследователям трудно оценить их стоимость в долларах [6].
Всего же на подготовку Сочи к проведению Олимпиады была потрачена рекордная за историю Игр сумма — 1,5 трлн рублей. Из них федеральный бюджет потратил на строительство спортивных объектов 100 млрд рублей и свыше 400 млрд рублей — на инфраструктуру Сочи. Привлеченные инвестиции на инфраструктуру составили порядка 900 млрд рублей и 114 млрд рублей — на спортивные сооружения, озвучил цифры глава Минфина Антон Силуанов [7].
Если экономические выгоды невелики или даже отсутствуют, что могут сделать принимающие города и регионы для максимизации выгод от проведения таких мероприятий, как Олимпийские игры? Тщательный анализ прошлого опыта показывает,
что существует два значимых способа достичь этого: во-первых, принимающие города или регионы должны проявлять осмотрительность в принятии решений об использовании земель и, во-вторых, обеспечивать максимально возможное использование новых и реконструированных объектов и инфраструктуры после мероприятия [8].
«Эффект притока олимпийских инвестиций наиболее отчетливо проявился на краевом бюджетном уровне, выступая в качестве одного из основных факторов ежегодного (примерно на 10—15 %) прироста бюджетных доходов Краснодарского края, что позволило сгладить снижение доходов в период кризиса», — сказал РИА замглавы Минэкономразвития Александр Цыбульский.
Подготовка и проведение Игр способствовали созданию малых и средних предприятий в целом по России, а общее число рабочих мест в экономике страны, созданных или поддержанных, благодаря олимпийскому проекту составило 560 тысяч. Всего в подготовке к Олимпиаде было задействовано свыше 73 тысяч человек из многих регионов, подсчитали в Минэкономразвития.
Экономическая и неэкономическая ценность проведения крупного мероприятия, подобного Олимпийским играм, сложна и обычно различается в зависимости от ситуации [9].
Таким образом, эффект от проведения крупных спортивных мероприятий варьируется в зависимости от уровня экономического развития принимающего города и страны. При условии адекватного планирования организация большого события может ускорить создание современной транспортной, телекоммуникационной и спортивной инфраструктуры. Как правило, от этого больше выигрывают менее развитые регионы.
Библиографический список Т. Михайлова, Н. Озерская. — М. : Рипол классик, 2013. —
С. 137-139. - ISBN 978-5-386-06657-4.
1. Ермакова, А. Олимпийские стройки получили первые 7. Милов, В. Стадионы убытков / В. Милов // Газета.ру. — уголовные дела / А. Ермакова // Известия. — 2012. — 09 ав- 2012. — 28 апреля. — Режим доступа : http://sport.gazeta.ru/ густа. — Режим доступа : http://izvestia.ru/news/532535 (дата column/milov/4566689.shtml (дата обращения: 30.06.2015). обращения: 13.07.2015). 8. Мокрушин, М. Олимпийская деревня в Сочи стоимос-
2. Пегов, М. Олимпийские игры / М. Пегов // История, тью 23 млрд. рублей будет готова в 2013 г. / М. Мокрушин // виды спорта, чемпионы. — М. : ИД «Фома», 2014. — РИА Новости. — 2012. — 29 мая. — Режим доступа : http:// С. 191 — 195. — ISBN 978-5-91786-140-1. www.realty.rian.ru/news/20120529/397837009.html#ixzz24CGSr5t
3. Журавлева, Н. Третий пошел / Н. Журавлева, К. Кобя- (дата обращения: 05.06.2015).
ков // Взгляд. — 2011. — 31 января. — Режим доступа : http:// 9. Енгалычева, Е. Закулисье Олимпийских игр / Е. Енга-
vz.ru/economy/2011/1/31/465074.html (дата обращения: лычева // Записки олимпийского волонтера. — М. : Эксмо,
09.06.2015). 2014. — С. 65 — 69. — ISBN 978-5-699-71037-9.
4. За четыре года стройка в Сочи подорожала втрое // Forbes. — Режим доступа : http://www.forbes.ru/56364-za-chetyre-goda-stroika-v-sochi-podorozhala-vtroe (дата обращения: 25.07.2015).
5. Минрегион оценил расходы на Олимпиаду в Сочи в 1 трлн ГАНИН Павел Андреевич, аспирант кафедры ме-рублей // Взгляд. — 2009. — 29 сентября. — Режим доступа : неджмента, маркетинга и коммерции. http://www.vz.ru/news/2009/29/332019.html (дата обращения: Адрес для переписки: [email protected] 29.06.2015).
6. Моннэн, Э. Лучшие маршруты от Шамони до Сочи. Статья поступила в редакцию 19.10.2015 г.
100 лет зимних Олимпийских игр / Э. Моннэн ; пер. К. Левина, © П. А. Ганин
Книжная полка
Maккoннелл, К. Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика : учеб. / К. Р. Maккoннелл, С. Л. Брю, Ш. M. Флинн. - 19-е изд. - M. : ИНФРА-M, Норма, 2016. - 1028 c. - ISBN 978-5-16006520-5.
Один из наиболее популярных в американских колледжах и университетах учебник, выдержавший 19 изданий, был первым подобным и напечатанным в России в 1992 г. В большинстве российских экономических вузов он используется в учебном процессе как базовый учебник, рекомендован в этом качестве Mини-стерством образования и науки РФ для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Учебник посвящен важнейшим проблемам экономикс: макро- и микроэкономике, национальному доходу, занятости, кредитно-финансовой и налоговой политике, мировому хозяйству и др. Данная книга является переводом 19-го издания, значительно дополненного и принципиально переработанного по сравнению с предыдущим. Для студентов экономических вузов и всех интересующихся проблемами современной рыночной экономики.
Сигел, Эндрю Ф. Практическая бизнес-статистика / Эндрю Ф. Сигел. - 4-е изд. - M. : Диалектика, Вильямс, 2016. - 1028 c. - ISBN 978-5-8459-1367-8, 978-0-07-233755-6, 0-07-233755-9.
Традиционный курс бизнес-статистики изменился, и в основном к лучшему: больше внимания уделяется интерпретации данных, понятиям и идеям, лучше демонстрируется взаимосвязь статистики с различными видами экономической деятельности. Иными словами, все делается для более глубокого понимания фундаментальных статистических принципов. Книга «Практическая бизнес-статистика» («Practical Business Statistics») является лидером этих перемен. В предисловии к первым трем изданиям говорилось следующее. Традиционный курс бизнес-статистики меняется. В настоящее время в связи с доступностью и широким использованием компьютеров для обработки числовой информации нет необходимости в подробном освещении многих старомодных тем. Это дало огромную возможность для подачи в учебное время нового материала, который необходим бизнес-менеджеру, который подводит фундамент под понятия и приложения статистики применительно к бизнесу и экономике. Например, менеджерам не обязательно знать, как вывести формулу для вычисления коэффициентов регрессии в методе наименьших квадратов, но они должны уметь интерпретировать коэффициенты регрессии, чтобы, опираясь на эти важные показатели, принимать верные решения в сложных ситуациях. «Практическая бизнес-статистика» была написана с учетом этих изменений. Студенты экономических специальностей могут выучить статистику на отлично, если ее изучение сопровождать реальными практическими примерами и простыми и доступными объяснениями, из которых видно, почему стоит осваивать статистический взгляд на мир. Студенты-экономисты отличаются от студентов других специальностей и, несомненно, заслуживают книги, созданной специально в соответствии с их потребностями и интересами.