Научная статья УДК 372.881.111.1
DOI 10.52070/2500-3488_2021_4_841_55
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ» И «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Т. А. Валиулина1, А. О. Тропкина2
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия,
Ча^апа^а1ш1та@дтаН.сот,
2awestenf[uss@gmai[.com
Аннотация. В статье представлены результаты опроса, целью которого было определение степени эффективности дополнительных профессионально ориентированных курсов английского языка. Исследование проводилось с марта по май 2020 года среди студентов II — IV курсов бакалавриата и 1-11 курсов магистратуры Московского государственного лингвистического университета, обучающихся по направлениям подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью». Респонденты на основе своего опыта работы и прохождения производственной практики оценили, насколько знания, умения и навыки, полученные при прохождении дополнительной платной образовательной программы по иностранному языку, были полезны на рабочем месте, что позволило сделать вывод о релевантности отдельных дидактических единиц и достаточности курса в целом.
Ключевые слова: английский для специальных целей, профессионально ориентированный курс иностранного языка, цели и задачи высшего образования, эффективность обучения
Для цитирования: Валиулина Т. А. , Тропкина А. О. Эффективность профессионально ориентированных курсов обучения иностранному языку студентов направлений подготовки «социология» и «реклама и связи с общественностью» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Вып. 4 (841). С. 55-67. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_55.
Original article
EFFICIENCY OF PROFFESSION-ORIENTED LANGUAGE COURSES TAUGHT TO PR AND SOCIOLOGY STUDENTS
T. A. Valiulina1, A. O. Tropkina2
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Abstract. The paper discusses the findings of a survey aimed at evaluating the efficiency of profession-oriented language courses. The research was conducted in the spring of 2020 among the students of MSLU of the Sociology and PR Departments, both bachelors and masters. With reference to their work experience and internship, the respondents assessed the contribution of different items of the syllabus to shaping their expertise, which enabled the authors to draw conclusions about the relevance of certain topics and the sufficiency of the course in general.
Key words: English for specific purposes, profession-oriented language courses, aims and objectives of higher education, efficiency of instruction
For citation: Valiulina, T. A., Tropkina, A. O. (2021). Efficiency of proffession-oriented language courses taught to PR and sociology students. Vestnik of Moscow State University. Education and Teaching, 4 (841), 55-67. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_4_841_55.
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что перед профессорско-преподавательским составом учреждений высшего образования регулярно встает задача актуализации и оптимизации учебных программ в соответствии с состоянием науки, рынка труда и потребностями общества. Поскольку задачей высшего образования является не только подготовка эрудированных выпускников с широким кругозором, но и востребованных на рынке труда специалистов, обладающих компетенциями, позволяющими успешно решать профессиональные задачи, весной 2020 года мы провели опрос с целью изучения эффективности предлагаемых Институтом международных отношений и социально-политических наук факультативных дисциплин «Практикум по профессиональной коммуникации» (ППК) и «Практикум по культуре речевой коммуникации» (ПКРК) первого и второго иностранного языка, которые являются частью платной дополнительной программы профессиональной переподготовки и изучаются
студентами-бакалаврами с I по IV курс обучения с последующей сдачей итоговых квалификационных экзаменов.
В рамках национального проекта «Образование», реализуемого 01.01.2019 - 31.12.2024, «будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самоза-нятости»1. Это обстоятельство обусловило необходимость получить обратную связь от студентов, имеющих опыт работы или производственной практики.
Целью опроса было определить, насколько, по мнению студентов, полезен дополнительный профессионально ориентированный курс английского для подготовки специалиста, способного эффективно выполнять профессиональные функции. Цель достигалась путем решения таких задач, как выяснение мотивации учащихся посещать дополнительный профессионально ориентированный курс, изучение опыта студентов в профессиональной и научной сферах, уточнение областей применения иностранного языка, изучение оценки студентами важности конкретных тем программы для решения учебных и профессиональных задач, определение оценки студентами пользы разных видов учебный заданий для совершенствования профессиональных и коммуникативных компетенций.
Тема эффективности обучения достаточно широко изучена, тем не менее считаем актуальными внесение уточнений, дополнений в ряд положений и совершенствование существующих методов, проведение их апробации в разных ситуациях.
Проанализированную нами литературу об эффективности обучения можно условно разделить на работы, посвященные эффективности среднего и высшего образования [Харченко, 2011; Демидова, 2009; Кузьмина, 2013] и эффективности тренингов, курсов повышения квалификации, корпоративного обучения [Сорока, 2009; Кочерги-на, 2004; Долженко, 2018]. Несмотря на разные сферы образовательного процесса, а следовательно, отличия в методах, их объединяет, помимо анализа объективных показателей, учет мнения обучающихся
1 Официальный сайт Министерства просвещения РФ. URL: https://edu.gov. m/natюnal-pшject/
о содержании курса. Одной из самых цитируемых является разработанная в 1950-х годах. модель профессора Д. Киркпатрика [ЮгкраШск, 2006], описывающая разные уровни измерения эффективности обучения. В рамках данной модели мы изучаем первый из предложенных Д. Киркпатриком индикатор (реакцию студентов на содержание и методы обучения) и опосредованно третий индикатор, т. е. применение полученных знаний, умений и навыков на рабочем месте.
Объект и методы исследования
В качестве инструмента, позволяющего оценить, насколько существующие программы английского языка для специальных целей помогают подготовить студентов к научно-исследовательской, проектной, коммуникативной и производственно-прикладной деятельности, мы выбрали онлайн-опрос на интернет-платформе «1КА». В анкетировании участвовали студенты МГЛУ, обучающиеся по направлениям подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью» (РиСО) в бакалавриате и магистратуре. Размер выборки составил 104 человека, исследование проводилось весной 2020 года. Респондентам была предложена анкета в виде матрицы с тематическими блоками из программ дисциплин ППК или ПКРК первого и второго иностранного языка (английского), на большинство вопросов которой в качестве ответа нужно было выбрать один из вариантов по оценочной шкале - от «очень полезно» до «совершенно бесполезно».
Важно отметить, что, несмотря на распространенность понятий «эффективность обучения» и «эффективность образования», в изученных нами работах не дается определения термина «эффективность». Так, Л. С. Генель и В. Л. Руденко не поясняют, что имеется в виду под «эффективностью», но из содержания работы, рассматривающей влияние физиологического, эмоционального и интеллектуального уровней совместимости учителя с классом, можно заключить, что под эффективностью подразумевается полнота и успешность освоения материала [Генель, Руденко, 2017]. Н. А. Кузьмина поясняет понятие эффективности через внешние и внутренние критерии успешности обучения: «в качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знании и степень наработанности умении и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости» [Кузьмина, 2013].
Н. И. Демидова трактует эффективность как результат образования, оценить который можно посредством таких показателей, как «соответствие структуры и числа подготовленных специалистов потребностям рынка труда, степень удовлетворения потребности экономики в специалистах» [Демидова, 2009, с. 118]. В работе Е. И. Ко-чергиной также отсутствует дефиниция эффективности как таковая, однако, перечисляются индикаторы эффективности, на основе которых мы можем сделать вывод, что эффективность в контексте данной работы - это соответствие социальной роли после прохождения учебного курса и способность ставить дальнейшие цели в сфере профессионального совершенствования [Кочергина, 2004]. Не находим мы определения эффективности и в работе Л. Н. Харченко, тем не менее из данных, приведенных в статье, мы заключаем, что автор трактует эффективные формы обучения как виды учебной деятельности, позволяющие достичь наибольших / оптимальных результатов [Харченко, 2011].
Обратимся также к словарям, чтобы уточнить понятие «эффективный». Согласно Малому академическому словарю, эффективный -«приводящий к нужным результатам; действенный; дающий наибольший эффект» [Малый академический словарь, 1984].
Исходя из вышесказанного, в рамках данного исследования определим эффективность обучения как влияние учебного курса на формирование универсальных и профессиональных компетенций.
Эффективность обучения выражается в том, насколько курс иностранного языка для специальных целей помогает решать профессиональные задачи во время прохождения практики, на рабочем месте, при проведении научно-исследовательской работы. Эффективность учебного курса, т. е. его вклад в подготовку специалиста, которую потенциально можно оценить по шкале от низкой до высокой, мы оцениваем через полезность разделов программы дисциплины и запланированных форм работы. Соответственно, чем больше пользы для формирования знаний, умений и навыков будущего специалиста приносят отдельные дидактические единицы, тем выше общая эффективность курса.
Стоит упомянуть, что мы не измеряли степень сформированности универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) по результатам освоения программы. Опрос направлен на выявление субъективной оценки обучающимися эффективности курса в целом и его составных частей в частности. Обладая данной
информацией, можно скорректировать содержание курса при очередном обновлении учебных программ относительно дидактических единиц или форм работы и видов заданий с тем, чтобы содержание курса максимально соответствовало запросам рынка. Кроме того, корректировка наполнения курса поможет поддерживать интерес и мотивацию студентов, а также уменьшить количество студентов, не завершивших курс.
Результаты опроса
Английским языком на производственной практике пользовались 80 % респондентов, примерно 60 % из которых отметили, что им пригодились знания, полученные на ППК (29 % затруднились ответить, и только 12 % респондентов отметили, что полученные знания им не пригодились). Более 70 % респондентов имеют опыт работы по специальности или в смежных областях. И только 9 % опрошенных сказали, что не используют английский язык на работе. Интересно отметить, что 58 % оценивают свой уровень владения английским для профессиональных целей как средний, а 31 % - как высокий, причем с каждым курсом субъективная оценка обучающихся того, насколько хорошо они владеют языком, повышается.
Поясняя, что конкретно пригодилось больше всего, студенты чаще всего отмечают тему «Маркетинг» или в целом богатый словарный запас и знание профессиональной терминологии.
Чтобы выяснить мотивацию и ожидания студентов, мы включили в анкету вопрос, какова основная причина того, почему обучающиеся решили пройти этот дополнительный платный курс. Как выяснилось, большинство респондентов руководствовались формальными причинами, такими как получение дополнительного диплома и нежелание отставать от одногруппников (43 % и 4 % соответственно), а также рекомендациями университета (ряд студентов сами вписали такой вариант в строке «свой вариант ответа»). Однако некоторые студенты при этом отметили, что изначально записывались на дисциплины ППК / ПКРК по формальным причинам, но по мере обучения изменили свое мнение: приоритетом стали дополнительные часы английского языка, поскольку часов, заложенных в учебном плане, по их мнению, недостаточно. В ходе опроса был выявлен достаточно высокий процент студентов, изначально замотивированных на освоение терминологии специальности (19 %), а также тех, кто выбрал ППК / ПКРК, чтобы иметь больше часов практики на ИЯ (25 %).
Федеральные государственные образовательные стандарты по выше обозначенным направлениям подготовки предписывают формирование ряда универсальных и общепрофессиональных компетенций (например, работа с информацией - УК-1, разработка и реализация проектов - УК-2, анализ социальных процессов и явлений - ОПК-2, организация и проведение социальных исследований - ОПК-3, выявление и решение социально значимых проблем - ОПК-4), чему может способствовать изучением дисциплин ППК и ПКРК, поскольку студенты могут работать с профессиональной и научной литературой на иностранном языке при подготовке учебных проектов, курсовых и дипломных работ. Мы спросили у студентов, насколько эти дисциплины готовят к такому виду работы (навыки которого, без сомнения, важны в профессиональной деятельности), и выяснили, что мнение большинства студентов на этот счет положительное: 70 % респондентов считают, что дисциплины ППК / ПКРК в целом полезны для развития умения работать с научной литературой на иностранном языке, и 79 % отметили пользу этих дисциплин с точки зрения работы с иноязычной профессиональной литературой (такой как книги, статьи и учебные материалы по специальности). Практическую полезность дисциплин для написания курсовых и выпускных квалификационных работ признали 59 % опрошенных обучающихся. Однако при этом необходимо отметить, что в каждом случае более 20 % студентов заявили, что данные дисциплины не формируют умение работать с литературой, что выявляет аспекты, требующие доработки и совершенствования.
Важным нам также показался тот факт, что подавляющее большинство респондентов считают дисциплины ППК / ПКРК полезными как для поступления в магистратуру (ни один из опрошенных не указал на бесполезность этих дисциплин в данном вопросе), так и для обучения в магистратуре (только 8 % заявили о бесполезности).
Мы попытались выяснить, какие темы кажутся студентами бесполезными на основе их опыта работы и прохождения практики, и попросили оценить темы программы по шкале от «очень полезна» до «совершенно бесполезна». Большинство тем студенты признают нужными, однако, среди тем есть как популярные и признанные студентами действительно полезными для профессиональной деятельности, так и те темы, которые обучающиеся не считают востребованными на рабочем месте. Как уже было сказано выше, у студентов-социологов одной из самых полезных по их мнению тем оказалась тема «Маркетинг» (56 %
респондентов указали, что она «очень полезна», и 29 % - «скорее полезна, чем нет»), а также такие темы, как «Типы графиков, структура и основные правила описания графиков» (65 % и 21 % соответственно), «Основные понятия социологии как науки» (51 % и 40 % соответственно) и «Методы социологического исследования» (51 % и 29 % соответственно). В число самых непопулярных и наименее применимых в профессиональной деятельности тем с точки зрения студентов-социологов попали «Политика как социальный институт», «Религия с точки зрения социологии» и «Культура с точки зрения социологии». Что касается направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», картина достаточно неоднозначная. С одной стороны, есть явные темы-фавориты: «Пиар и реклама» (48 % респондентов ответили, что тема «очень полезна», и 30 % - «скорее полезна, чем нет»), «Взаимоотношения со СМИ» (45 % и 36 % соответственно), «Основные понятия и профессии в пиар» (42 % и 39 % соответственно), «Пиар и маркетинг» (42 % и 30 % соответственно). С другой стороны, такие темы, как «Внутренний и внешний пиар», «Основные теории рекламы и связи с общественностью», «Корпоративная социальная ответственность», «Политический пиар» набрали достаточно как положительных, так и отрицательных оценок, что может свидетельствовать как о различиях в опыте применения данных тем студентами на практике, так и об их релевантности в рамках программы дисциплин. Рабочие программы составляются с учетом содержания основного курса обучения для того, чтобы студенты смогли изучить основные социальные институты и методологические вопросы на английском языке. Однако данная информация дает пищу для размышления: вероятно, стоит как минимум перераспределить количество часов, отводимых на каждую тему.
Студентам также были предложены два открытых вопроса, посвященные тому, какие новые темы они бы хотели добавить в программы дисциплин или расширить уже имеющиеся темы с учетом своего опыта работы и прохождения практики, а какие темы, по их мнению, следовало бы исключить из программ. Респонденты, обучающиеся по направлению подготовки «Социология», предложили ввести отдельную тему, посвященную анализу данных и статистике, а также более подробно изучить тему медиакоммуникации с точки зрения социологии, в то время как будущие специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью отметили необходимость углубления практики написания пиар-документов и изучения тем, связанных со сферами информационных
технологий и Big Data. Студенты обоих направлений подготовки указали на то, что следовало бы расширить тему «Маркетинг», выделив на нее больше часов для возможности более подробного рассмотрения таких актуальных тем, как интернет-маркетинг и SMM, а также обратили внимание на то, что в курс изучения профессионально ориентированных дисциплин надо включить модули, посвященные деловому общению, бизнес-переписке, созданию отчетов и бизнес-презентаций, то есть отметили те аспекты, которые являются неотъемлемыми с точки зрения практической профессиональной деятельности. Среди тем, которые бы респонденты убрали из существующих программ, студенты обоих направлений подготовки отмечали темы, связанные с политикой («Политическая социология» и «Связи с общественностью в политике»). Помимо этого, будущие социологи чаще всего просили исключить такие темы, как «Социология религии» и «Социология семьи», а студенты направления «Реклама и связи с общественностью» писали о том, что необходимо уменьшить количество часов, отведенных на тему «Теория рекламы и связей с общественностью».
Также мы попробовали выяснить, какие виды работы кажутся студентам наиболее эффективными в зависимости от формы обучения (очная или дистанционная). В лидерах - доклады и творческие задания, наименее популярными оказались деловые игры (см. табл. 1). В качестве своих вариантов ответа студенты предлагали такие виды заданий, как работа с текстами, обсуждение, изучение лексики в том числе с помощью диктантов и онлайн-ресурса для быстрого создания тестов «Quizlet».
Таблица
Эффективность различных видов заданий для очной дистанционной формы обучения
Какие задания в процессе изучения дисциплин ППК / ПКРК больше всего повлияли на приобретение вами знаний, умений и навыков использования английского языка для работы?
Дистанционная форма обучения (в %) Очная форма обучения
творческие задания 48 53
проекты и презентации 44 36
устный перевод 40 43
письменный перевод 40 33
доклады и сообщения на профессиональные темы 37 40
устное и письменное реферирование профессионально ориентированных текстов 31 34
описание графиков 27 42
деловые игры 22 25
свой вариант (работа с текстами, обсуждения, изучение лексики с помощью диктантов / ОиМе^ 8 7
Заключение
Данная работа не только решает практические задачи по определению способов улучшения конкретных учебных программ, являющихся предметом ее исследования, но и подчеркивает важность применения социологических инструментов для совершенствования содержания образования в целом, а также выявляет приоритетные темы для занятий по иностранному языку для специальных целей со студентами, обучающимися по направлениям подготовки «Социология» и «Реклама и связи с общественностью».
Проведенный нами опрос показал, что существующее тематическое наполнение дисциплин ППК и ПКРК первого и второго иностранного языков не во всем устраивают осваивающих их студентов. Поскольку данные дисциплины являются платными и должны отражать профессионально ориентированный аспект изучения иностранного языка, пожелания студентов нельзя игнорировать при разработке рабочих программ этих дисциплин, поэтому преподавателям необходимо приложить все усилия, чтобы найти баланс между указанными в образовательных стандартах требованиями и компетенциями, с одной стороны, и желаниями студентов, проходящих производственную практику и владеющих информацией о реальных запросах рынка труда, - с другой. Для достижения этой цели мы считаем целесообразным проведение регулярных диагностических опросов среди студентов, осваивающих дисциплины ППК / ПКРК, после прохождения ими учебной или производственной практики. Помимо такого «асинхронного» взаимодействия со студентами, необходимо поддерживать
режим обратной связи, направленной на получение информации об эффективности и удовлетворенности обучающихся занятиями по профессиональной коммуникации (например, после прохождения отдельной темы или блока тем). Подобные глобальные (анкетирование) и более локальные (обратная связь) опросы студентов на тему того, насколько и какие темы релевантны и эффективны с точки зрения профессиональной деятельности будущих специалистов, помогут оперативно вносить изменения в существующие рабочие программы дисциплин.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Харченко Л. Н. Эффективность инновационных и традиционных форм обучения глазами студентов // Записки Горного института. 2011. Т. 193. C. 159-193.
2. Демидова Н. И. Платное образование: аспект эффективности // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 116-119.
3. Кузьмина Н. А. Эффективность процесса обучения и учения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 1-6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/eifektivnost-protsessa-obucheniya-i-ucheniya.
4. Сорока В. А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения // ИТС. 2009. № 2. С. 6-9.
5. Кочергина Е. И. К вопросу о повышении эффективности обучения // Известия ЮФУ Технические науки. 2004. № 3. С. 295-297.
6. Долженко Р. А. Опыт оценки эффективности обучения в корпоративном университете Сбербанка // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 161-179.
7. Kirkpatrick D. Evaluating Training Programs: The Four Levels. Oakland: Berrett-Koehler Publishers, 2006.
8. Генель Л. С., Руденко В. Л. Повышение эффективности обучения // Проблемы педагогики. 2017. № 2 (25). С. 14-24.
9. Словарь русского языка: в 4 т. Эффективный / АН СССР, Ин-т русс. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Русский язык, 1981-1984.
REFERENCES
1. Kharchenko, L. N. (2011). Efficiency of innovative and traditional forms of teaching through the eyes of students. Journal of Mining Institute (pp. 159193). Vol. 193. (In Russ.)
2. Demidova, N. I. (2009). Platnoe obrazovanie: aspekt ehffektivnosti = Fee-paying education: The aspect of effectiveness. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 4, 116-119. (In Russ.)
3. Kuz'mina, N. A. (2013). Efficiency of teaching and learning. Theory and practice of social development. 12. https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnost-protsessa-obucheniya-i-ucheniya (In Russ.)
4. Soroka, V. A. (2009). Kriterii otsenki ehffektivnosti vnutrifirmennogo obucheniya = Criteria for evaluating the effectiveness of corporate training. Integration of Education, 2, 6-9. (In Russ.)
5. Kochergina, E. I. (2004). K voprosu o povyshenii ehffektivnosti obucheniya = Effectivization of learning revisited. Izvestiya SFedU. Engineering sciences, 3 (38), 295-297. (In Russ.)
6. Dolzhenko, R. A. (2018). Experience of learning effectiveness evaluation in a corporate university of Sberbank. Tomsk State University Journal of Economics, 42, 161-179. (In Russ.)
7. Kirkpatrick, D. (2006) Evaluating Training Programs: The Four Levels. Oakland: Berrett-Koehler Publishers.
8. Genel', L. S., Rudenko, V L. (2017). Povyshenie ehffektivnosti obucheniya = Effectivization of learning. Problemy pedagogiki, 2 (25), 14-24. (In Russ.)
9. Evgen'eva, A. P. (1981-1984). Ehffektivnyi (Efficicient). In A.P. Evgen'eva (ed.), Slovar' russkogo yazyka: V 4-kh t. AN SSSR, In-t russ. yaz., 2-e izd., ispr. i dop. Moscow: Russkii yazyk, (In Russ.)
Информация об авторах
Валиулина Т.А. - старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
Тропкина A.O. - старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
Information about the authors
Valiulina T. A. - Senior Lecturer of the Department of Linguistics and Professional Communication in Media Technologies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University
Tropkina A. O. - Senior Lecturer of the Department of Linguistics and Professional Communication in Media Technologies, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию 28.05.21;
одобрена после рецензирования 05.09.21; принята к публикации 15.12.2021. The article was submitted 28.05.21;
approved after reviewing 05.09.21; accepted for publication 15.12.2021.