УДК 342.92
БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-137-140
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ТЕРРОРИЗМУ
ЮНУСОВ Виктор Викторович*
Университетская пл., 1, Воронеж, 394018, Россия
Аннотация. В статье обсуждается эффективность привлечения к административной ответственности юридических лиц за оказание финансовой поддержки терроризму в Российской Федерации. Проведен анализ работы Росфинмониторинга по привлечению юридических лиц к административной ответственности за оказание финансовой поддержки терроризму.
Ключевые слова: террористическая деятельность, финансирование терроризма, Росфинмониторинг.
Efficiency of Attraction to Administrative Responsibility for Providing Financial Support to Terrorism
Yunusov Viktor V.**
1 Universitetskaya square, Voronezh, 394018, Russia
Abstract. The effectiveness of bringing to administrative responsibility for providing financial support to legal entities in the Russian Federation is discussed. The analysis of Russian financial monitoring's (Rusfinmonitor-ing) work on bringing legal entities to administrative responsibility for providing financial support to terrorism is conducted.
Keywords: terrorist activity, financing of terrorism, Rusfinmonitoring.
На сегодняшний день террористическая деятельность как социально-негативное явление - одна из самых опасных угроз для мирового сообщества. География террористической деятельности охватила не только страны Европы и Ближнего Востока, но и затронула политическую стабильность и безопасность населения Российской Федерации.
Для России проявление терроризма не является угрозой, перед которой она еще не сталкивалась. Террористическая деятельность существовала еще во времена Российской империи, где основным ее проявлением были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников, причем во время
совершения террористического акта жертвами становились мирные граждане.
Начиная с апреля 2017 г. динамика возрастания террористической активности на территории России значительно активизировалась. 3 апреля 2017 г. теракт в Петербургском метрополитене унес жизни 15 человек, 50 человек получили ранения различной степени тяжести. 4 апреля 2017 г. убиты двое сотрудников ДПС в г. Астрахани. 21 апреля совершено вооруженное нападение на УФСБ в г. Хабаровске1. Всего на территории России начиная с 1999 г. жертвами терактов стали 1 667 человек2. По данным Глобального индекса террористической активности, Россия входит в десятку стран, которые больше всех страдают от терактов.
* Аспирант кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета. ** Postgraduate student of the Department of Administrative and Municipal Law of the Voronezh State University.
1 Теракты, совершенные в России. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теракты,_совершённьIе_в_России
2 Страшная статистика терактов в РФ (инфографика). URL: https://sputnikipogrom.eom/misc/5564/terror/#.WP5JJEXyhdi
Динамика совершения террористической деятельности напрямую зависит от объема их финансирования как из внешних, так и из внутренних источников, что напрямую является основой организации террористической деятельности. Проблема ликвидации каналов финансирования террористической деятельности как физическими, так и юридическими лицами на сегодняшний день является достаточно актуальной.
Понятие «финансирование терроризма» впервые было установлено Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма, принятой 9 декабря 1999 г. в г. Нью-Йорке3 (далее - Конвенция). Конвенция установила общепринятый термин для стран - участниц ООН и установила определенные признаки финансирования терроризма. Исходя из данной Конвенции, финансирование терроризма является преступлением по предоставлению (полностью или частично) или сбору (полностью или частично) средств с намерением их дальнейшего использования в целях осуществления терроризма.
В рамках ст. 1 Конвенции предметом преступления признаются средства, под которыми понимаются любые активы, осязаемые, неосязаемые, движимые, недвижимые, вне зависимости от способа их приобретения, в том числе юридические документы, акты любой формы (электронные или цифровые), удостоверяющие право на использование или участие в активах. Средства также могут включать в себя банковские чеки и кредиты, дорожные чеки, различные переводы, ценные бумаги, акции, облигации, векселя, аккредитивы и т. д. Отмечается метод финансирования терроризма путем перевода денег на банковскую карту, передачи денег в результате продажи, мены, дарения, а также путем предоставления кредитов.
В России вопрос ответственности за финансирование терроризма отражен в нормативных актах, принятых во исполнение международных обязательств. Российская Федерация, реализуя политику противодействия террористической деятельности, установила уголовную и административную ответственность за финансирование терроризма путем принятия ч. 1 ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 15.27, ст. 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Введение в КоАП РФ ст. 15.27.1 «Оказание финансовой поддержки терроризму» вызвало большое количество дискуссий среди ученых-юристов и практиков. К примеру, С. Бородин отмечает, что данная статья КоАП РФ не согласуется с правовой природой составов административных правонарушений, которые не отличаются высокой степенью общественной опасности и не могут создавать угрозу жизни, здоровью, общественной опасности. Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления [1, с. 51-53; 2, с. 73]. Подобная градация является достаточно подвижной, ведь одно и то же деяние может быть квалифицировано и как преступление, и как правонарушение. Однако следует отметить, что чем больше степень общественной опасности и вреда, нанесенного объекту посягательства, тем больше вероятность квалификации данного деяния как преступления. Поэтому посягательство на такие объекты охраны, как жизнь и здоровье людей, общественная безопасность, должны влечь уголовную, а не административную ответственность.
Стоит отметить, что введение административной ответственности за оказание финансовой поддержки терроризму по большому счету предусматривается для юридических лиц, так как в уголовном праве отсутствует институт уголовной ответственности юридических лиц. Этот факт позволяет сделать вывод, что введение административной ответственности за оказание финансовой поддержки терроризму в КоАП РФ является ничем иным, как задействование административно-правовых рычагов для реализации антитеррористической политики Российской Федерации.
Анализ российской системы административного и уголовно-правового противодействия финансированию терроризма позволяет прийти к выводу, что в последнее время Россия задала вектор к постепенному созданию эффективной правовой модели борьбы с финансированием терроризма. Кроме того, Россия является участницей почти всех международных конвенций и протоколов, имеющих отношение к терроризму. Таким образом, следует констатировать, что были созданы организационные и нормативно-правовые рычаги для эффективного
3 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml
противодействия экономическим основам террористической деятельности.
Органом, осуществляющим контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии со ст. 23.62 КоАП РФ является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг). Согласно ст. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»4 Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам. В соответствии со ст. 5 данного указа Рос-финмониторинг наделен достаточно широким спектром полномочий, который позволяет этому органу эффективно реагировать, предотвращать и пресекать финансирование террористической деятельности.
Согласно публичному отчету о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2015 г. в ходе совместной работы с правоохранительными органами было проведено более 7,7 тыс. финансовых расследований, в результате которых расширен Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Всего в Перечень по состоянию на март 2016 г. было включено 5 889 физических и юридических лиц, из которых по национальной линии - 5 328 физических лиц (террористическая деятельность -4 343, экстремизм - 985) и 71 юридическое
лицо (23 террористических и 48 экстремистских), а по международной линии - 399 физических лиц и 93 иностранных юридических лиц. Это позволило заморозить 3 019 счетов фигурантов Перечня на сумму около 37 млн рублей. Всего с момента появления Федеральной службой по финансовому мониторингу начиная с июля 2013 г. по март 2016 г. было заморожено около 7 тыс. счетов5.
В рамках комплексного решения задач по противодействию финансированию терроризма в 2015 г. было проведено активное межведомственное взаимодействие прежде всего по линии различных координационных органов (Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, а также различные межведомственные рабочие группы).
Были проведены консультации с частным сектором по вопросам усиления мониторинга операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представителям финансовых институтов презентована «матрица индикаторов», разработанная финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.
Предложенный Росфинмониторингом подход подразумевает систематизацию идентификаторов по направлениям: процессы, связанные с формированием радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.), непосредственно террористы (действующие и вернувшиеся) и их окружение, экономика спонсорства терроризма (легальная и теневая - торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.). Профиль сомнительной транзакции, предложенный финансовой разведкой, содержит четкие критерии определения степени «подозрительности» клиента с учетом географии и используемых платежных инструментов.
Для перекрытия каналов финансирования терроризма Росфинмониторингом используется механизм судебной приостановки операций. Этот инструмент оказался достаточно эффективным, ведь за 2016 г. в результате проведения совместных мероприятий с ФСБ Росфинмони-торингом было перекрыто несколько крупных
4 URL: http://www.fedsfm.ru/about/legal/752
5 Публичный отчет о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2015 год. URL: http://www. fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/otchet_verstka_3.pdf
каналов финансирования внутреннего и международного терроризма. Механизм судебной приостановки операций очень эффективно работает в области перекрытия каналов финансирования терроризма путем использования сети Интернет, а также социальных сетей, но хорошую эффективность он показывает на прекращении деятельности юридических лиц, которые оказывают финансовую поддержку терроризму. Следует отметить, что в период 2014-2015 гг. были заморожены различные источники финансирования терроризма (электронные кошельки, банковские
карты, счета мобильных телефонов), на счетах которых находилось свыше 2,5 млн рублей6.
Таким образом, можно констатировать, что на государственном и международном уровнях Российской Федерацией создано эффективное национальное правовое поле, которое отвечает международным стандартам по предотвращению финансирования терроризма. Активная работа по совершенствованию системы противодействия финансирования терроризма ведется и до сих пор, что позволит в будущем минимизировать радикальную активность в Российской Федерации.
Список литературы
1. Бородин С. В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода // Российская юстиция. 2014. № 3. С. 51-54.
2. Соловей Ю. П. Рецензия на монографию П. П. Серкова «Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы» (М. : Норма : Инфра-М, 2012. 480 с.) // Административное право и процесс. 2013. № 3. С. 72-80.
References
1. Borodin S. V. Kontseptsiya ugolovno-pravovoi politiki cherez prizmu sistemnogo podkhoda [The Concept of Criminal-Legal Policy Through the Prism of the System Approach]. Rossiiskayayustitsiya - Russian Justitia, 2014, no. 3, pp. 51-54.
2. Solovey Y. P. Retsenziya na monografiyu P. P. Serkova «Administrativnaya otvetstvennost' v rossiiskom prave: sovremennoe osmyslenie i novye podkhody» (M. : Norma : Infra-M, 2012. 480 s.) [Review of P. P. Serkov's Monograph "Administrative Responsibility in Russian Law: Contemporary Comprehension and New Approaches" (Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2012. 480 p.)]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2013, no. 3, pp. 72-80.
6 Росфинмониторинг: выявление каналов финансирования и пресечение террористической деятельности. URL: http:// federalbook.ru/files/BEZOPASNOST/soderghanie/NB_3/NB3-2016-CHihanchin.pdf