Научная статья на тему 'Эффективность применения опорных колес в ковше экскаватора-драглайна'

Эффективность применения опорных колес в ковше экскаватора-драглайна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тяговое усилие / математическая модель / поддерживающий ролик / силы трения / технические предложения
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical models of traction support in dragline shovels of various design have been shown. The possibility to enhance shovel filling on account of reduction of shovel bottom end"s friction against the soil has been proved. Technical proposals of draglines" shovels with balancer wheels, whose characteristic feature is replacement of friction-sliding motion of bottom end against the soil by friction-rolling motion have been introduced

Текст научной работы на тему «Эффективность применения опорных колес в ковше экскаватора-драглайна»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ КОЛЕС В КОВШЕ ЭКСКАВАТОРА-ДРАГЛАЙНА

Л.А. Хмара, профе^ор, д.т.н., Приднепровская государственная академия строительства

и архитектуры

Аннотация. Представлены математические модели тяговых сопротивлений в ковшах драглайнов различного исполнения. Доказана возможность увеличения наполнения ковша за счет снижения сил трения днища о грунт. Представлены технические предложения ковшей драглайнов с поддерживающими колесами, отличительной особенностью которых является замена трения-скольжения днища о грунт на трение-качения.

Ключевые слова: тяговое усилие, математическая модель, поддерживающий ролик, силы трения, технические предложения.

Введение

Важной составной частью технологии строительного производства являются процессы, связанные с выполнением земляных работ. Реализация основных положений по экономии энергетических и материальных ресурсов в строительстве обусловливает необходимость осуществления ряда мероприятий по повышению производительности труда, экономии трудовых, материальных и энергетических ресурсов на базе широкого внедрения новой высокоэффективной землеройной техники, комплексной механизации и автоматизации технологических процессов. В связи с этим всякие исследования и научные разработки, направленные на формирование новых технических и конструктивных решений и реализацию на этой основе высокоэффективных многокомпонентных рабочих органов землеройных машин, обеспечивающих существенную экономию энергетических, материальных и трудовых ресурсов при выполнении земляных работ, следует считать выполненными на актуальную тему [1, 2, 3,

4, 5, 6].

Цель работы и задачи исследований

Цель статьи заключается в установлении эффективности применения опорных колес в ковше экскаватора-драглайна. Для достиже-

ния поставленной цели предполагается решить следующие задачи: сформировать математическую модель взаимодействия ковша драглайна с грунтом с учетом трения поверхности днища о забой; проанализировать влияние сил трения поверхности драглайна на изменение тягового сопротивления; представить графики изменения массы грунта в ковше драглайна в зависимости от угла наклона траектории, сил трения о днище ковша

о грунт; представить технические предложения ковшей-драглайнов с уменьшенными силами трения днища о поверхность грунта.

Для ковшей драглайнов при прочих равных условиях для заглубления режущего ножа в грунт решающее значение имеет собственный вес [7, 8, 9, 10]. На сегодняшний день полученные данные по ковшам драглайнов показывают, что наиболее эффективно ковши драглайнов могут работать при предельных углах забоя к горизонту а < 20...300 в глинистых и а < 35.45° в песчаных грунтах [4, 5, 7].

Рассмотрим общий случай работы на наклонной площадке ковша драглайна традиционного исполнения (рис. 1, а). Ковш во время работы перемещается тяговым канатом, в котором возникает усилие Рк, преодолевающее сопротивление резанию, составляющую силы веса, направленную по канату, и силу

трения ковша о грунт. Траектория ковша, как уже отмечено ранее, зависит от местных сопротивлений, несколько отклоняясь под их влиянием в стороны от прямой, параллельной тяговому канату.

Рис. 1. Расчетные схемы: а - ковш драглайна традиционного исполнения; б - ковш драглайна новой конструкции, снабженной поддерживающими опорными колесами

Согласно рис. 1, а, на котором изображен общий случай движения ковша по наклонной поверхности под углом а, можно написать уравнение

STTP = ^кК+Р g sina +

+ KG GK+T g cosa tgd ,

(1)

где ¿Гтр - тяговое сопротивление ковша традиционного исполнения; Рк - сопротивление грунта резанию [8, 9, 12, 13]; Gк+г - масса грунта с ковшом традиционного исполнения; tgS - коэффициент трения поверхности днища ковша драглайна о грунт; g - ускорение свободного падения; К @ 0,5 - коэффициент, учитывающий величину массы ковша, приходящуюся на нижнюю часть днища и подвергающуюся трению о поверхность забоя.

Анализируя данное уравнение (1) установлено, что значительная доля тягового усилия драглайна £Гтр расходуется на преодоление сил трения днища ковша о грунт.

Автором статьи предложено техническое решение ковша драглайна, в котором сопротивление сил трения скольжения поверхности днища о грунт заменено на сопротивление качению [4, 5, 6, 11, 14]. Расчетная схема ковша драглайна с поддерживающими роликами, исключающими сопротивление скольжению представлена на рис.1,б.

Тн

кн

+ KGH GK+r g cosa f,

(2)

где f - коэффициент сопротивления качению поддерживающего ролика (опорного колеса); Р Кн - сопротивление грунта резанию ковша с поддерживающими колесами; Kgh = 0,6 -0,9 - коэффициент, учитывающий величину массы ковша, приходящуюся на опорные, поддерживающие ролики.

Теперь приравняем (1) и (2):

ST = ST •

ТТР Тн ?

Pк + GK+r g sina + Kg GK+r g cosa tgd =

= Ркн + GIC+rg sina + KGH GIC+rg COsa f.

Отсюда найдем значение массы ковша с грунтом, снабженного поддерживающими

(опорными) колесами G

G

К+Г -

PK + GK+r sina +

К+Г

sina + Kgh cosa f

Kg GK+r cosa tg8 - P

(3)

С учетом возможного увеличения массы набираемого в ковш грунта и установки дополнительного оборудования (например, поддерживающие, опорные колеса) определим собственную массу ковша драглайна новой конструкции.

gK = gKyk

где

к

G

увР

K+Г

G

(4)

(5)

К+Г

С учетом соотношений (4) и (5) получим окончательную зависимость для определения собственной массы ковша новой конструкции

gK = Gk

н

K+Г

G

(6)

К+Г

а

Н

G

Н

Проанализируем формулу (3) и установим влияние некоторых параметров на изменение массы грунта в ковше новой конструкции

СН+Г-

Как видно из представленных графиков (рис 2,

а, б и в), в условиях снабжения ковша драглайна поддерживающими колесами возможно достичь снижение общего тягового сопротивления 5Тн на 5-35 % (за счет снижения сил трения). При исследованиях (см. рис. 2) были приняты: собственная масса Ск = 900 кг;

1 - f = 0,1; 2 - f=0,15; 3 - f=0,2; 4 - f = =0,25.

Песок: у = 1600кг/м3; Ок+г =2500кг; 1ё5= 0.6; Кс=0.5; Ко„=0.65

Суглинок: у = 1650кг/м3; Ок+г =2550кг; 0.65; Кс=0.5; Кс„=0.65

Рис. 2. Изменение массы ковша с грунтом, снабженным поддерживающими (опорными) колесами СК+Г, от угла забоя а к горизонту

Это позволит при обеспечении равенства тяговых усилий в тяговых канатах ковша традиционного типа и в ковшах драглайнов с поддерживающими колесами увеличить массу ковша с грунтом в зависимости от угла забоя а к горизонту в среднем соответственно на: песок 54,8 - 13,72 %; суглинок 48,82 -13,96 % ; глина 53,54 - 16,37 %.

В дальнейших исследованиях необходимо:

- уточнить значения коэффициентов КС и КСН; - провести экспериментальные исследования по инструментальным замерам изменения силовых значений процесса в условиях варьирования коэффициента ^ и развесовки ковша для различных грунтов.

Реализовать полученный научный результат возможно в ковшах драглайнов конструкции автора (рис. 3) [4, 6, 14], где представлены ковши драглайнов, снабженные опорными поддерживающими колесами.

Рис. 3. Варианты технических решений по созданию ковшей драглайнов

Выводы

В соответствии с поставленной целью и задачами в статье представлена математическая модель взаимодействия с грунтом ковшей драглайнов различного исполнения - традиционного типа с поддерживающими колесами, учитывающие соответственно силы трения днища о грунт, сопротивление

а

б

в

качению. Использование ковшей драглайнов с поддерживающими колесами позволит достичь значительного увеличение массы грунта в ковше в среднем на 15 - 35 %. В результате проведенных исследований предложены конструкции ковшей увеличенной вместимости и с поддерживающими колесами (рис. 3). Главной отличительной особенностью ковшей драглайнов с опорными поддерживающими роликами от ковшей драглайнов традиционного исполнения является замена трения-скольжения опорной поверхности днища о грунт на трение-качения.

Литература

1. Хмара Л.А. Актуальные направления

научных исследований в области совершенствования землеройной, строительной и дорожной техники // Сб. науч. тр.: Строительство. Материаловедение. Машиностроение. - Дн-ск: ПГАСА. - 2004.

- Вып. 26. - С. 5 - 18.

2. Хмара Л.А. Научные основы формирова-

ния высокоэффективных рабочих органов землеройных машин многоцелевого назначения манипуляторного типа. Деп. рукоп (монография) №5639. ВНИИИС Госстроя СССР, 1985. - 89 с.

3. Хмара Л.А. Определение параметров рабо-

чих органов дорожно-строительных машин повышенной эффективности. Деп. рукоп. (монография) №3238. ЦИНИС Госстроя СССР, 1982. - 178 с.

4. Баловнев В.И. , Хмара Л.А. Интенсифика-

ция земляных работ в дорожном строительстве. - М.: Транспорт, 1983. - 183 с.

5. Баловнев В.И. , Хмара Л.А. Интенсифика-

ция разработки грунтов в дорожном строительстве. - М.: Тр-т, 1993. - 383 с.

6. Хмара Л.А., Колюник М.П., Станешсь

кий В.П. Модершзащя та тдвищення продуктивност будiвельних машин. -К.: Будiвельник, 1992. - 152 с.

7. Петерс Е.Р. Основы теории одноковшовых

экскаваторов. - М.: Государственное

научно-техническое издательство маши-но-строительной литературы, 1955. -260 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Домбровский Н.Г., Панкратов С.А. Земле-

ройные машины. Ч.1. Одноковшовые экскаваторы. - М.: Госстройиздат, 1969.

- 652 с.

9. Федоров Д.И. Рабочие органы землерой-

ных машин. - М.: Машиностроение, 1977. - 288 с.

10. Хмара Л.А., Мартыненко Ю.В.. Многокритериальная оптимизация основных параметров ковшей драглайнов / Сб. трудов ИК АН Украины «Математические методы в задачах расчета и проектирования сложных механических систем». - К., 1992. - С. 78 - 84.

11. Хмара Л.А. К проведению НИРС «Фор-

мирование высокоэффективных рабочих органов землеройных машин: Метод. указания. - Днепропетровск: ДИСИ, 1986. - 44 с.

12. Хмара Л.А., Мартыненко Ю.В. Матема-

тические модели процесса копания грунтов ковшами экскаваторов драглайнов различного конструктивного исполнения // 1нтенсифшащя будiвельного виробництва / Зб. наук. пр. - К.: УМК ВО, 1992. - С. 79 - 87.

13. Хмара Л.А., Мартыненко Ю.В. Исследо-

вание процесса копания грунта ковшами драглайнов // Научные основы строительства / Сб. науч. тр. - К.: ИСИО, 1993.- С. 208 - 215.

14. Хмара Л.А., Шатов С.В., Соколов 1.А.,

Доценко О.В. Ювш екскаватора-драг-лайна. Ршення про видачу

декларацшного патенту на корисну модель. Заявка № Ш00606367 вщ 08.06.2006.

Рецензент: Л.В. Назаров, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.