Научная статья на тему 'Динамика упругой системы драглайна, включающей податливость роликового круга и грунта основания'

Динамика упругой системы драглайна, включающей податливость роликового круга и грунта основания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Касьянов П. А.

Дается математическое описание динамики при отрыве груженого ковша. Расчетная динамическая схема состоит из шести сосредоточенных масс, учитывает податливость грунта и рассеивание энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Касьянов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ELASTIC SYSTEM OF DRAGLINES, INCLUDING FLEXIBILITY OF ROLLER CIRCLE AND THE GROUND OF BASEMENT

Mathematical description of dynamics in removal of a loaded bucket is given. Calculated dynamic scheme consists of six concentrated masses, it accounts the pliability of the ground and energy scattering.

Текст научной работы на тему «Динамика упругой системы драглайна, включающей податливость роликового круга и грунта основания»

421.879

П.А.Касьянов

1ИКА УПРУГОЙ СИСТЕМЫ ДРАГЛАЙНА, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ /ГЛИВОСТЬ РОЛИКОВОГО КРУГА И ГРУНТА ОСНОВАНИЯ

'.лентификация расчетной схемы драглайна основана на изучении его 1вной схемы и многочисленных исследованиях динамических на-в металлоконструкциях. Сравнительная оценка жесгкостей и масс системы [4] показывает, что в целом расчетная схема может быть ьена-в виде шести сосредоточенных масс: ковша, стрелы, привода, :и стрелы, поворотной платформы и базы, соединенных упругими м. Масса стрелы распределяется по узлам, а приведение ее к вертикаль-направлению в голове стрелы осуществляется известным способом, подвески включает часть массы стрелы, отнесенную к узлу крепления и, и массу подкосов. Масса ковша здесь принята сосредоточенной, ►хцейся на жесткое недеформируемое основание. Изучение схем отрыва ковша в различных точках рабочей зоны драглайна ;ывает, что учет податливости грунта под ковшом имеет смысл только в [е редких случаях отрыва ковша при равенстве угла наклона траектории ия углу наклона днища ковша после ею отрыва. В большинстве других отрыва эти углы различны. Опорное устройство драглайна в упругой системе представлено двумя .^средоточенными массами: поворотной платформой и нижней рамой-базой экскаватора (см.рисунок). Каждая из этих масс в рассматриваемой плоскости по две степени свободы: вертикальное перемещение центра масс и угловое относительно горизонтальных осей, со-к^дающих с осями симметрии роликового кру-и опорной базы. Податливость опорно-поворотного устройства определяется изгибными и контактными деформациями катков и рельсов, а также деформациями круговых балок поворотной платформы и базы.

Упругие характеристики грунтов, их жесткость изменяются в широких пределах. И если при однократной загрузке и разгрузке в грунте ггреобладают остаточные деформации, то при многократном чередовании нагрузки грунт постепенно переходит в упруго-уплотненное состояние. Поэтому для расчета деформаций принимаются коэффициент поперечной деформации и модуль упругости, а не модуль

ст

Расчетная динамическая схема опорного устройства драглайна:

1 - масса поворотной платформы; 2 - масса опорной базы

общей деформации (упругой и остаточной). В соответствии со строительным! нормами [6] принята расчетная схема основания в виде линейно деформи руемого пространства конечной толхцины.

Упругая система в целом включает восемь обобщенных координат Наибольшую жесткость в принятой системе имеет опорно-поворотное ус тройство, определение нагрузок в котором и является основной цельк разработанной модели.

Для решения задачи в нашем исследовании принимается динамическа модель драглайна, с раздельным описанием динамических процессов в дву подсистемах: в электромеханической «электропривод-механизм-ковш» и упругой механической системе «стрела-надстройка-платформа-база-грунт» Динамическое усилие, определенное в первой подсистеме, принимается качестве внешней нагрузки при исследовании колебаний во второй.

Переходные процессы в электромеханической системе описаны уравне ниями, представленными в операторной форме, и исследованы на аналоговой вычислительной машине с варьированием параметров электромеханическо системы. Показано, что максимальное динамическое усилие при отрыв ковша может быть с достаточной точностью определено расчетом по формуле

[3]

рк = (^о/аоз+А/ЯозТи^оз^ А(соЖ0^-ехр{-С/Т,})+Рф; (1)

А = сТ„(у,„-ую)/(1+шоз2Тп2); ®оз = •

где Рк - усилие на третьем этапе (подъемные канаты натянуты до значения груженый ковш отрывается) ; Рф - вес ковша с грунтом; с - жесткость упруго! связи; у]хх - скорость двигателя в режиме холостого хода; у10 - скоросг двигателя в начале третьего этапа; Тг> - эквивалентная постоянная времени генератора; т2 - масса ковша.

Для приближенного определения максимального динамического усили) при 03о^т=я/2 предлагается формула [3]:

= СТш/Ш05+сТп,<>1«-у.о) ( 1 /аоЗт„+ |

+ ехр{-я/2С50з^)/(1+И0з2Тга2)+РП)- (2)

При рассмотрении сил, действующих на ковш драглайна в случае ег< извлечения из породы, принимается, что показатели физико-механически свойств грунтов после разрушения в процессе резания в значительной степей уравновешиваются, после превращения фунта в раздробленную массу куск^ теряют способность сцепляться. Часть сцепления, которая восстанавливаете] после разрушения грунта, не оказывает существенного влияния на сопротив

рабочему органу. Поэтому возникает возможность 1атривать грунт призмы волочения как среду, близкую к 1дьно сыпучей [1]. Сопротивление породы сдвигу из уравнения предельного равновесия "л среды:

N = BKhocoA, / ( cos (я /4-0,5ф ) -sin (я / 4-0,5<р ) tg<p ), (3)

а. - коэффициент структурного ослабления породы; Вк- ширина ковша; ho-

площадки скольжения. Высота площадки скольжения зависит от глубины резания, угла наклона >рии движения ковша £ и угла внутреннего трения породы ф(, ^еляющего наклон откоса призмы волочения. Если считать предельной >й призмы высоту нижнего контура арки Нпр, то при постоянном [ии угла внутреннего трения

Ь0= (Нпр+ h-xatg(фп±е))cos(фп±е) /sin (тс/4+ 0,5<р+<рп±е), (4)

Ь - глубина резания; ха - абсцисса вершины призмы волочения. При нижнем черпании в формуле (4) +£и при верхнем -е. Отрыв ковша и вывод (извлечение) его из породы можно разделить на стадии: начало - происходит поворот ковша и вторая стадия - извлечение ховша из забоя, после того как он занял положение, соответствующее транспортирован ию.

Необходимые для расчета коэффициенты сцепления Со для глинистых грунтов приведены в работе [7], а для скального - определяются как тангенс ттла естественного откоса. В расчетах для связных грунтов необходимо учитывать коэффициент структурного ослабления X, поскольку плоскость скольжения проходит в разрушенном грунте призмы волочения.

Жесткость упругой связи между механизмом подъема и ковшом определяется с учетом податливости всей системы

5 = Al-f-Al +Д1 +Д1 -Al +Д1 . (5)

с нс опу уг рп ПС v '

На опускание головы стрелы влияют: деформация поясов стрелы и подвески

Д1с = (Двп/м141+ДнпА^)5П1(а+ц/2), (6)

деформации надстройки, заднего подкоса и передней стойки

Д1НС = ЦДн/sinp+Ac/tgp)sina/lc, (7)

угловая деформация ОПУ

Alony = 0(L+xc)sina, (8)

угловая деформация грунта под базой

А^ = ф(Ь+ Vxc2+h2 )sina, (9)

деформация подвески и верхнего пояса стрелы

Д1 = А ; (10)

рп вп* 4 '

уменьшение длины подъемных канатов от блоков надстройки до бараб;

нов

Д1пс= (AH/tgp+Ae/sinP)sin(p-S,). (")

где Ак| - осевая деформация верхнею пояса и подвески стрелы; Аип осевая деформация нижнего пояса стрелы; Ан - деформация надстройки | заднего подкоса; А - деформация передней стойки; G - угловая деформаци. ОПУ; ф - угловая деформация грунта под базой; - угол отклонена подъемных канатов от передней стойки.

Податливость стрелы п проверочном расчете определяется построение/ диаграммы Кремоны или принимается из расчета стрелы по конечно элементной модели.

В большей части рабочей зоны драглайна тяговый канат при копани-направлен параллельно забою и статическая составляющая подъемного усили в начале движения при отрыве ковша определяется выражением

F^ = Gk cos e/cos(y- £)+Ncos(k/4-0,5 ф)/а»(у- e), (12)

где ф - угол внутреннего трения породы; у - угол отклонения подъемног каната от вертикали; е - угол наклона траектории резания; N -сопротивлени выводу ковша (сопротивление породы сдвигу по плоскости скольжения), (3) Gk - вес ковша с породой.

Упругая механическая система для исследования динамических нагрузо-в ОПУ имеет шесть степеней свободы, и дифференциальные уравнени движения здесь наиболее удобно составить по методу Лагранжа. Необходимы для этого уравнения кинетической энергии Т и потенциальной энергии I имеют вид:

Т = 0,5(m2L2^4-m3lc2v4-m4f4-J494-m5z4-J5(p2);

П = О^Оу-У-е-ф^ЬЧ- c3lc2(v-04p)2sin2p+

+ с4(£-2)2+с5(е-ф)2+с622+с7ф2). (13)

Сумма элементарных работ внешних сил (усилия в ветвях подъемных и моменты от них) на возможных перемещениях:

6а = 5пь($та-яп|х)5\|/+5п1с(созго -яп5)8у+ б^пф+я,) (8*^82)+

+ Б ] (х + ЬсобХ ) вт (а+А.) (86+8<р ). (14)

При расчете обобщенных сил не учитываются потенциальная энергия сения, статические нагрузки и упругие силы от них, так как за начало обобщенных координат принято положение равновесия системы. Конструкционное демпфирование, учитывающее влияние энергетических >ь при колебаниях в соединениях и стыках таких систем, как рассматри-система драглайна, достаточно велико и характеризуется средними >мическими декрементами колебаний 0,3...0,6 [5]. Декремент колебаний, равный натуральному логарифму двух последова-1ых максимальных значений обобщенной координаты V =1п(Ак/Ак+1 ), :я безразмерной характеристикой демпфирования и определяется из |улы

V = 2л£/Шо, (15)

£ - коэффициент демпфирования (коэффициент затухания); 63 о -собствен -[ частота соответствующей консервативной системы. Собственная частота демпфированной системы:

аз=\азо2-£2. (16)

Диссипативная функция системы, (функция Релея) имеет вид:

Ф = (17)

где ц2, ц3, ц5 - обобщенные коэффициенты сопротивления (или коэффициенты вязкости) соответственно стрелы с подвеской, передней стойки с задним подкосом и надстройкой, ОПУ, грунта.

Используя уравнения Лагранжа, формулы (13,14 и 17), получаем математическую модель, описывающую малые колебания упругой системы лраглайна:

т21Л|/+¿12\|/+с^у=1 ( эта-бнтд ) т31с2у+ц3\'+ ((^ЬЧ-Сз (1сяпр )2)у = 5п1с(СО503-ЯТ18)

]49+й4е+(с212Ч-с5+с3(1с5тР)2)0 = (18)

= (хс+ 1хо<>Х ) вт (ос+А,)

т<г+\1ьг+ (с4+с6)г=51 яп(а+Х) ]5(р+ц5ф+(с21Ч-с5+с7+с3(Ьтр)2) ф= = 5п(хс+1сс«а)яп(а+Х).

С целью использования матричной формы записи системы уравнени; введем новые обозначения обобщенных координат:

Я1 = V; Яг = V; Я3 = {\ % = 9; = г\ = ф. Система из шести уравнений (21) преобразуется к виду

•и^+ЬЛ+СцЧ! = Н.СОЙК, а22Я2+^22Я2+С22Я2 = Н2<ХИ«3 ( ; аззЯз+ШзЯз+сззЯз = Н3со<С31; а44^+Ц4444+с44Я4 = Н4соЯИ; (19)

а55Я5+^55Я5+С55Я5 = Н5с0565^ = Н6со5С31 ,

где ап, а^,...^ - инерционные коэффициенты; сп, с^,...,^ -коэффициенты жесткости; |11], |122,..., |166- приведенные коэффициенты сопротивления. Обобщенные возмущающие силы считаем гармоническими:

<2/ = Н,соЛК ; Н2со«ЯК; <23п = Н3соЛК; О," = Н4собОК ; <25в = Н5со5бЗ(; О• = Н6соЯН,

где Н,, Н2,...,Н6 - амплитудные значения внешней нагрузки, определяемые пс формулам:

Н1 = (Р^Хяпа-япц)^ Н2=(Рв.-Р,)(аиВ^п8)1с; Н3 = (Р.-Р )яп(а-Л.);

н< = (Р„.-Р )(хс+1хоЛ)яп(а+Я.); (20)

н5 = (?„-?„)«"<«+*');

1К = (Рв,-Р,)(\+1лмо)яп(а+Л.),

где 63 - круговая частота гармонической возмущающей силы; Ркм, максимальное усилие в подъемном канате и его статическая составляющая

(2,12). Им+Ч^п- 1

В соответствии с принятым разделением полной электромеханической системы драглайна круговая частота 63 принимается равной частоте собствен ных колебаний электромеханической системы механизма подъема Ш03.

Уравнения движения диссипативной системы с конечным числол степеней свободы под действием гармонических сил можно записать в форме [2]:

llA||{q}+ ||B||{q}+ ||C||{q}=||Fo||cosö3t, (21)

ty - вектор обобщенных координат; IIaII,Hell - матрицы инерцион-г квазиупругих коэффициентов; I I ß| | -матрица коэффициентов демпфи-гля (сопротивления); I I Fol I - вектор амплитуд внешних вынужденных

О^ггема, описываемая уравнениями (18), относится к системам с полной }ией, поскольку диссипативная функция Релея Ф (17) является ельной и матрица В положительно определенной. Решение системы, представленной в форме (21), получается путем veHHfl вектора q в виде

{q} = {fj} cosC3t+ {f2} si nG31.

(22)

Компоненты векторов f, и ^находят из системы уравнений [7], генной в матричной форме:

(Hell - ш211aII){f,}+ osllBlKgHlFl -шIIв|I{f,} +(lIclI - ш211 aI I ){f2} = о.

(23)

Система (23) обладает отличным от нуля определителем и, следовательно,

единственное решение. С целью упрощения вычислений для решения системы(19) 1еняется метод комплексных амплитуд [2]. В этом случае рассматрива-уравнение

llAll{q}+ llBll{q}+ IlClUq} =11 Folie*«

и общее решение записывается в виде {q}={f}eiwt. Комплексная амплитуда определяется из уравнения

f= (Hell -оз211а|I + irallBlIrllcHm,

(24)

(25)

где {£} - вектор статических смещений под действием амплитудных значений внешней нагрузки.

Решение исходного уравнения (21) будет

{q} = Re{qh {f,> = Reff}, {fy = >{f}.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(26)

Предложенная модель определения нагрузок в элементах упругой системы обеспечивает возможности широкого варьирования параметров проектируе-

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.