Научная статья на тему 'Эффективность применения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в социально-личностном развитии дошкольников'

Эффективность применения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в социально-личностном развитии дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОСХОДЯЩАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ОПЫТ ПРОЖИВАНИЯ СОБЫТИЙ / РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даллакян А. М.

Обосновывается возможность использования методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в социально-личностном развитии дошкольников, предлагаются методические нюансы, обеспечивающие эффективность применения данной методики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даллакян А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в социально-личностном развитии дошкольников»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ЭДВАРДА ДЕ БОНО «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Даллакян А.М.*

Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, Республика Армения, г. Ереван

Обосновывается возможность использования методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в социально-личностном развитии дошкольников, предлагаются методические нюансы, обеспечивающие эффективность применения данной методики в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностное развитие дошкольника, личностная позиция, восходящая траектория развития, опыт проживания событий, рефлексия собственных действий.

В действующей концепции дошкольного образования Республики Армения акцентированы следующие приоритетные направления стимулирования развития детей дошкольного возраста:

- обеспечение физического и психического развития с использованием здоровьесберегающих технологий;

- сопровождение социально-личностного развития с повышением эффективности системы воспитания и социализации.

В поиске путей регулирования постепенно усложняющейся социализации и способов педагогической поддержки дошкольника в процессе становления его личности, исходными для нас были основные положения теории социального созревания академика Д.И. Фельдштейна, согласно которой именно процесс социального созревания создает ребенку возможности индивидуализироваться и самовыражаться в обществе. Индивидуализация рассматривается как оптимальное условие приобретения социального (как внутренней необходимости, заложенной в самой сущности растущего в человеческом обществе ребенка - сущности его жизнедеятельности [4, с. 148-149]. Система образования на каждой возрастной ступени обеспечивает единство процессов социализации-индивидуализации и создает условия для проявления индивидуальности растущего ребенка через его созиализацию. Данное определение убеждает в необходимости использования уже в дошкольном возрасте таких образовательных технологий, которые обеспечат проявление личностной позиции ребенка и создадут возможности для его личностного развития.

Доцент кафедры Дошкольной педагогики и методик, кандидат педагогических наук, доцент.

218

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В трактовке личностного развития детей дошкольного возраста мы исходили из определения доктора психологических наук, профессора Т.В. Кудрявцева [3, с. 59-60], согласно которому личностное развитие в дошкольном возрасте есть процесс расширения перспектив индивидуального опыта ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Личностный рост рассматривается как процесс постепенного осознания и оценки ребенком собственных социальных достижений путем расширения и проверки индивидуального опыта во взаимодействии со сверстниками.

Проблема личностного роста как составляющей личностного развития, тщательно исследована с точки зрения арсенала психолого-педагогических подходов применительно к детям младшем школьного возраста. Давыдов В.В., Кудрявцев Т.В., Мухина В.С. и др. считают, что развивающее образование через познание, общение и учение должно открывать ребенку пути к освоению способов и средств расширения субъективного индивидуального опыта, что в свою очередь будет способствовать совершенствованию личностных качеств. Формирование личностных качеств в процессе развивающего обучения и воспитания происходит по восходящей траектории развития. Это значит, что увеличение потенциала личности происходит за счет внутренней работы, качественных изменений в индивидуальном развитии ребенка.

Дошкольный возраст с точки зрения применения педагогических средств и способов стимулирования проявлений внутреннего потенциала личности ребенка путем расширения индивидуального опыта, изучен недостаточно. Принципы развивающего образования, активно вошедшие в педагогический процесс детского сада, в основном, направлены на развитие показателей, необходимых для успешного обучения в школе. В то время как дошкольнику необходимы личностные качества, которые позволят ему комфортно сосуществовать и чувствовать себя уверенно в обществе сверстников. Педагогическое сопровождение формирования личностных качеств дошкольника должно быть направлено на внутреннюю работу, за счет которой ребенок сможет сам определять и оценивать собственные преимущества и недостатки. Разработка методики социально-личностного развития дошкольника требует усиленного обращения к проявлениям индивидуальности каждого ребенка в его взаимодействиях с социальным миром.

Поиск технологий социально-личностного развития дошкольников, адекватных указанным выше двум основополагающим положениям современной педагогической психологии, нас привел к выбору методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» [2, с. 55-58].

В основе методики «Шесть шляп мышления» лежит метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая соответствует цвету шляпы, смотрит на себя со стороны, а на проблему - с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняются роли и ракурс рассмотрения вопроса. Боно Э.Д. подчеркивает, что головной убор - это то, что указывает на социальную роль, кото-

Теория и методика дошкольного образования

219

рую играет в данный момент человек. Шляпы - не способ классифицировать людей. Важно то, что шляпу можно легко надеть, снять, сменить, она не является чем-то фундаментальным. Очень важно, чтобы каждый умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Использование метода Эдварда де Боно учит мыслить и контролировать собственные мысли: автоматическое, реагирующее мышление отходит на второй план, доминирующим становится намеренное, сосредоточенное мышление.

Опыт внедрения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, на сегодняшний день, значительно расширяется. Методика «Шесть шляп мышления» позволяет воспитателям легко перейти на личностно-ориентированную модель общения, видеть в ребенке полноправного партнера и легко сотрудничать с ним. Методика создает игровую, творческую атмосферу. По своей сути - это ролевая игра, которая призвана решать в дошкольном возрасте ряд важных образовательных вопросов.

Методика «Шесть шляп мышления» в педагогическом процессе детского сада применяется, в основном, с целью развития активных форм мышления и творческого воображения, формирования у детей старшего дошкольного возраста системного восприятия мира. Нами же методика была апробирована в процессе решения следующих задач становления личности старшего дошкольника:

- стимулирования проявлений личностной позиции каждого ребенка,

- формирования рефлексии собственных действий и личностных качеств.

Эксперименты проводились магистрантами кафедры дошкольной педагогики и методик АГПУ им. Х. Абовяна в течение двух лет обучения.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с методикой английского ученого мы воспользовались методическим пособием, разработанным воспитателями-экспериментаторами С.С. Абакумовой и Г.В. Прохоровой [1]. На начальном этапе ребят знакомили с «языком шляп», задавая им вопросы, соответствующие цвету шляп. Далее, мы учили детей отличать вопросы от утверждений, тем самым способствуя диалогу «между шляпами». В течение месяца велась тщательная работа по распознаванию детьми смысла шляп определенного цвета. Надо отметить, что уже в процессе предварительных занятий активность детей заметно повысилась, дети с удовольствием играли в игру со шляпами. Сначала это были просто игровые действия, спустя месяц - ребята по своей инициативе объясняли тем, кто этого не знал, что символизирует цвет каждой из шляп.

Красная шляпа дает возможность разобраться в собственных чувствах, интуитивно определять последствия своих действий или отношений. Красный цвет символизирует активность, чувственность. Надев красную шляпу - следует рассказать товарищам об эмоциях и чувствах.

220

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Желтая шляпа учит определять положительные и отрицательные стороны социальных явлений и событий, оценивать собственные преимущества и недостатки. Желтый цвет - цвет Солнца, жизнеутверждения, оптимизма. Надев шляпу желтого цвета, ребенок пробует объективно оценивать происходящее рядом, думать реально и оптимистически.

Черная шляпа предостерегает, призывает к осторожности, способствуя обдумыванию действий и отношений. Черный цвет символизирует осторожность, сомнения, поиск ошибок. Надев черную шляпу - следует сначала внимательно подумать, потом только действовать.

Зеленая шляпа дает максимальную свободу и позволяет фантазировать, делать возможные выводы, предлагать альтернативные решения. Зеленый цвет символизирует творчество, это цвет свежей весенней травы, изобилия. Надев зеленую шляпу, можно придумывать, фантазировать, предлагать варианты.

Белая шляпа проповедует объективность, справедливость, искренность. Белый цвет символизирует безпристрастность. Надев шляпу белого цвета, ребенок должен был поделиться своим мнением, объективно оценить происходящее, представить товарищам факты и доказательства.

Синяя шляпа стимулирует внутреннюю работу, способствует рефлексии собственных действий, мыслей, желаний. Синий цвет - цвет неба, космоса. Он внутренне управляет и учит самоорганизовываться.

Если в процессе развития мышления дошкольников метод шести шляп рассматривается как ролевая игра, позволяющая отделять свое Эго от мышления (например, Я как мыслитель в желтой шляпе ... думаю). То применение методики с целью социально-личностного развития дошкольников нам позволяло проникать в Эго ребенка и выуживать интересные мысли, рассуждения, оценки и самооценки. Появилась реальная возможность изучения личностной позиции каждого.

Исходя из того, что важными составляющими становления личности и индивидуальности старшего дошкольника являются опыт проживания событий, происходящих вокруг ребенка, а также открытие самого себя в них, занятия и специально организованные беседы строились вокруг конкретного события либо возможной ситуации, что стимулировало не только проявление личностной позиции каждого, но и формирование рефлексивных навыков.

В процессе последовательного применения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» было отчетливо видно, как дети взрослеют. Постепенно менялся ракурс обсуждения событий, происходящих вокруг них, дискуссии касались вопросов выяснения правильности решений в тех или иных ситуациях. Ребята пытались вслушиваться в сказанное другими, реагировали обдуманно, с внутренней уверенностью. В сюжетно-ролевых играх с интересом разыгрывались сюжеты социальной ориентации, которые представляли собой своего рода ситуационные проблемы, разрешение которых требовало взаимоуважения и объективной самооценки. Дети, по собст-

Теория и методика дошкольного образования

221

венной инициативе надев шляпы разных цветов, вступали в диалог и без участия воспитателя либо экспериментатора контролировали правильность хода своих чувств, мыслей и действий.

Результаты исследований доказали возможность и эффективность применения методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в процессе социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Абакумова С.С., Прохорова ГВ. Организация занятий познавательного

цикла в группах детей старшего дошкольного возраста по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» [Электронный ресурс]. - Т, 2008. - Режим доступа: http://www.sad86.tom.ru/index.php?option=com_content&view=article

&id=72:2010-03-01-07-46-16&catid=34:2010-03-01-07-56-45&Itemid=81.

2. Боно Э. Шесть шляп мышления. - СПб.: Из-во «Питер Паблишинг», 1997. - 256 с.

3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Предпосылки личностного роста в развивающем образовании // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 52-62.

4. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. - М.: Изд-во «Флинта», 1997. - 160 с.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИО-ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Жуйкова Т.П.* *, Байкалова Е.С.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В данной статье рассматривается проблема использовании игр со-цио-игровой направленности в общении детей дошкольного возраста.

Обосновывается идея о том, что одно из главных условий социоигровой педагогики является игра, в которой должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели.

В заключении автор излагает свое видение на воспитание нравственные качества личности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова социо-игровая технология, микрогруппы, дискретность, партнерские взаимоотношения, содружество.

* Доцент кафедры Дошкольного и специального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.