поэтому на длиннобазные вагоны целесообразно устанавливать два воздухораспределителя.
В настоящее время ОАО «Фритекс» выпускает несколько видов композиционных тормозных колодок с увеличенным теплоотводом. Применение таких тормозных колодок или гребневых тормозных колодок способствует увеличению эффективности торможения и снижению повреждаемости колес.
Из вышесказанного можно сделать выводы о путях совершенствования тормозной системы вагонов:
- для снижения влияния человеческого фактора на правильную настройку тормозной системы необходимо все грузовые вагоны оборудовать приборами авторежима и на вагонах с потележечным торможением применять тормозные цилиндры со встроенными авторегуляторами выхода штока;
- для предотвращения случаев самопроизвольного срабатывания тормозов необходимо применять воздухораспределители, оси чувствительных элементов которых не совпадают с продольной осью вагона;
- для увеличения скорости распространения тормозной волны и повышения вероятности срабатывания тормозов на длиннобазных грузовых вагонах целесообразно устанавливать два воздухораспределителя;
- на вагонах с неравномерной загрузкой ходовых частей необходимо применять систему раздельного потележечного торможения, в которой количество тормозных цилиндров, приборов авторежима и воздухораспределителей соответствует количеству ходовых частей.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГОФРОБАЛОК В МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЯХ
Рахимов Абельшаек Абельхаликович,
канд.техн. наук, доцент, Мухамбеткалиев Кайрат Куанышкалиевич, канд. техн. наук, ст. преп., Карабалин Бауыржан Баянович,
Магистрант, Западно- Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, г. Уральск
Всё большее распространение у нас получает каркасное строительство, давно ставшее привычным в США, Канаде и Скандинавии. Популярность каркасной технологии объясняется простотой возведения стен, дешевизной и высокими эксплуатационными качествами. На жестком каркасе, выполняющем функцию несущей конструкции, крепятся трехслойные панели, состоящие из листов обкладки (гипсокартон и т.п.) и среднего слоя из теплоизоляционного материала (чаще всего, каменной ваты) толщиной 10-20 см, в зависимости от местных климатических особенностей. Несмотря на кажущуюся ненадежность, такие постройки могут выдерживать самые суровые морозы.
В настоящее время для всех развитых стран мира ведущим направлением эффективного строительства зданий и помещений из металла является применение лёгких металлических конструкций в зданиях промышленного, гражданского, сельскохозяйственного и иного назначения. Снижение металлоёмкости зданий из лёгких металлоконструкций достигается за счёт новых конструктивных форм, профилей (гнутых и гнутосваренных из низколегированной повышенной прочности тонколистовой стали, перфорированных, гофрированных и других), тонколистового проката, эффективных материалов для несущих и ограждающих конструкций.
Главные особенности металлических конструкций: значимая, но в пределах разумного, типизация и унифика-ция;стабильность номенклатуры в течение длительного времени;благоприятные экспортные возможности;воз-можность комплектной поставки целых зданий-модулей или их несущих конструкций;высокая степень заводской готовности;высокая технологичность и адаптируемость для изготовления на поточных автоматизированных линиях (в том числе с микропроцессорным управлением), для перевозки, а также для конвейерно-блочных и других скоростных методов монтажа.
Снизить металлоёмкость строительных конструкций промышленных зданий, без ущерба для прочностных,
технологических характеристик и долговечности, повысить эффективность строительства можно используя гоф-робалки.
По сравнению с обычными двутавровыми балками экономия по весу при использовании гофробалок составит 10-30% при одинаковой высоте балок и от 30 до 70% при возможности увеличения строительной высоты балки с гофрированной стенкой. Связано это с тем, что при увеличении высоты балки с гофрированной стенкой вес её практически не увеличивается, а жесткостные и прочностные характеристики значительно возрастают.
Гофробалки - это отличная альтернатива классическим прогонам из сварного двутавра с гибкой стенкой по типовым сериям. Балка с гофрированной стенкой легче, прочнее, менее деформативна и более технологична при изготовлении.
При больших пролётах 20-30 м высота классической фермы достигает 2.4 м, при этом высота балки с гофрированной стенкой в 1.5 м экономит строительную высоту. Следовательно, здание можно сделать ниже, сэкономив на ограждающих конструкциях.
Самое главное: на всём протяжении эксплуатации здания можно будет экономить на отоплении, так как обогреваемый объём здания будет меньше, а полезный объём останется без изменений. В связи с меньшими габаритами конструкций гофробалки проще перемещать, то есть экономим ещё и на транспорте. В общем, сплошная экономия, главное, что не на качестве.
Гофробалки (рис 1.) в отличие от классических двутавровых балок позволяют более гибко подбирать сечения при проектировании, так как, меняя толщину и ширину полок, можно гибко менять прочностные характеристики, и тем самым максимально оптимизировать сечение балки.
Есть и нюансы, которые необходимо учитывать при проектировании в отличие от проектирования классических двутавров. Это методика расчёта и учёт особенностей гофрированной стенки при разработке узлов. Многие
проектировщики уже освоили эти методики, предлагая заказчикам интересные и экономически выгодные проекты.
Использование в строительстве гофробалок позволяет заметно снизить вес строительных конструкций, бла-
годаря большой несущей способности происходит экономия металла, увеличивается скорость строительства сооружений за счёт простоты процесса сборки и лёгкости составных частей, упрощающих доставку на место.
Рисунок 1 - Гофробалка - размеры и обозначения.
Гофробалки длина от 4-12 м. высота тонкостенного гофрированного ребра в диапазоне 333-1250 мм. Балка производится в соответствии с ТУ 5261-00143892121-2005 и предназначена для применения в несущих конструкциях различного назначения при статической нагрузке. Разрешено использовать во всех климатических поясах.
Профилированные элементы более устойчивы к длительной статической нагрузке. Кроме выгод, извлекаемых из технологии производства, синусоидальное ребро имеет преимущество перед прямым из-за устранения местной деформации, свойственной плоским пластинам. Балки этого типа могут использоваться во всех тех же проектах, что и обычные тавровые/двутавровые балки, фактически, без структурных ограничений.
Оптимальная область применения находится в области возведения стальных несущих конструкций, где профили имеют структурную высоту 450 ... 1,800 мм
Благодаря профилированному ребру, конструкция эффективно гасит изгибающие нагрузки. В условиях статической нагрузки балка рассчитывается по схеме, в которой изгибающие моменты и нормальные силы передаются только через гребни, а поперечные силы распределяются только через диагонали и вертикаль балки - в данном случае через гофрированное ребро.
На основе этой расчётной модели, были проведены тестовые испытания в соответствии с DIN 18 800 [1] и DAST-Ri. 015, [2] соответственно методу E-P (E-E).
(Австрия) Альтернативные способы подбора сечения могут базироваться на ЕВРОКОДЕКСЕ [2] или любом другом национальном стандарте, который содержит указания по расчёту пролётов балок или колонн на поперечную деформацию.
Применение в строительстве гофробалок позволяет уменьшить вес строительных конструкций до 40 - 45% по сравнению с аналогичными горячекатаными балками и экономить металл благодаря большей несущей способно-
сти балок этого типа, а также увеличить скорость возведения сооружений за счет простоты сборки и легкости доставки на объект, упростить проектирование сооружений. При этом гофробалка придает конструкциям оригинальный внешний вид, что может стать характерным элементом дизайна.
Гофробалка представляет собой легкую сварную конструкцию из черного профлиста холодного проката, приваренного к стальным полкам горячего проката. Профилированный лист обладает большей жесткостью и устойчивостью к деформации, что говорит об эффективности его использования в несущих конструкциях.
Гофробалки широко используются в качестве несущих конструкций при строительстве разных зданий: от несложных одноэтажных до многоэтажных домов. Жесткость гофробалок позволяет эффективно использовать их на рынке кран-балок и элементов мостовых кранов. Ожидается, что они найдут применение и при строительстве коротко-пролетных мостов. Балки производятся из про-флиста и стальных полос, они могут быть как постоянного сечения по длине, так и переменного с учетом эпюры нагрузки. Ширина полок может варьироваться и отличаться друг от друга (верхняя от нижней), но обязательно должна соотноситься с длиной балки. Длина может варьироваться от 4 до 16 метров. Толщина полок может использоваться от 6 до 30 мм, а ширина - от 160 до 430 мм. Стенка балки профилируется из рулонной черной стали непрерывно прессом и имеет высоту от 333 до 1500 мм. Профилированная стенка балки позволяет избежать внезапного разрушения конструкции при достижении максимальной нагрузки. Толщина стенки - 2-3 мм.
Максимальный пролет здания с использованием гофробалок зависит от нагрузок. Например, при снеговой нагрузке 80 кг/м2, рекомендуемый пролет - 40 - 45 метров при шаге между колоннами 6 метров или более; при снеговой нагрузке 200 кг пролет - 30 м. Использование шага менее 6 метров - неэффективно.
Таблица 1
Экономия при использовании гофробалок в строительстве_
Тип Вес на погонный метр Тип Фланцы Вес на погонный метр Экономия веса в %
23Ш1 36,20 WT333 WT500 160x8 160x6 26.4 24.5 -27% -32%
40К2 165,60 WT500 WT625 340x20 380x15 116,18 101,27 -30% -39%
Балки с гофрированной стенкой можно успешно применять для перекрытия пролетов величиной 12-30 м. Для расчета этих балок была составлена специальная программа. Проведенные расчеты позволили построить графики расхода металла на 1 квадратный метр перекрываемой площади при различных пролетах балок. Принятые нагрузки были ориентированы на балки покрытий с шагом
6м, несущих нагрузку от легкого покрытия в виде панелей типа «Сэндвич» для III снегового района.
Были рассчитаны балки с постоянным сечением, с переменным сечением поясов вдоль пролета и с применением для поясов сталей классов С245 и С290. Результаты расчетов представлены в графической форме (рис. 2).
Рисунок 2 - Расход стали на гофробалки в зависимости от их пролета (расчетная нагрузка q=1560 кгс/м.п.).
Следует отметить, что изменение сечения поясов по длине балки дает определенную экономию металла, которая повышается при увеличении пролета Применение бистальных балок с поясами из стали класса С290 и стенкой из стали класса С245 также существенно повышает экономию металла.
Результаты сравнения подтверждают высокую эффективность применения балок с гофрированной стенкой по сравнению с обычной сварной балкой. Вывод:
1. Применение облегченных элементов, типа гофробалок, позволят снизить металлоёмкость метал-локаркасных зданий, без снижения прочностных характеристик, уменьшить сроки монтажа и повысить эффективность строительства возможно
2. Уменьшить общую металлоемкость конструкций позволит использование высокоэффективных видов проката и гнуто-сварных профилей с максимальной тонкостенностью и сочетание функций несущих и ограждающих конструкций в одной системе.
Список литературы
1. Горев, В.В., Металлические конструкции. В 3 т. Т. 2. Конструкции зданий: Учеб.для строит. вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2012. - 528с.: ил.
2. Сетков, В.И., Строительные конструкции: Учебник. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 448с.
ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗРАБОТКИ И СПОСОБОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН НА ЧИНАРЕВСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ
Рахимов Абельшаек Абельхаликович,
канд.техн.наук, доцент, Камалов Сухан Максутович, док.гео.-мин.наук, профессор, Джумагалиев Дияс Асхатовив,
магистрант, Западно- Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, г. Уральск
Чинаревское месторождение было открыто в 1991 Месторождение Чинаревское имеет сложное геоло-
году и в 1997 году передано в ведение СП ТОО «Жайкму- гическое строение, большие глубины залегания продук-най» (лицензия МГ № 253Д (нефть) от 26.05.97). тивных отложений и невысокие коллекторские свойства