ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ ЭРГАСИСТЕМ В ИНФОСФЕРЕ
Ловцов Д.А.*
ключевые слова: правовая эргасистема, правовое регулирование, целевая и технологическая эффективность, уровень, информационные показатели, проблема, правовые методы, принципы, информация, инфосфера, информационное и цифровое пространства, информационное право.
Аннотация.
Цель работы: совершенствование научно-методической базы теории правовой информатики.
Метод: системный анализ и формально-логическая разработка релевантных информационно-математических показателей эффективности систем правового регулирования.
Результаты: исследованы состояние проблемы обеспечения эффективности правовых эргасистем в инфосфере и пути ее решения на научно-методической базе современной теории информационного права; рассмотрены принципы-постулаты, учитывающие специфику отрасли информационного права; обосновано предложение о переходе к Информационному кодексу Российской Федерации; определены общие и специальные методы научно-правовых исследований в предметной области информационного права; формализованы прагматические информационные показатели целевой и технологической эффективности правовых эргасистем, применение которых позволит обеспечить рациональный уровень информационной эффективности реальных систем; обосновано создание единого информационного пространства правовых эргасистем на основе комплексного плана интеграции автоматизированных информационных систем правоохранительных органов с государственными системами и сервисами в сфере обеспечения правового регулирования для продуктивного мониторинга (включая количественную оценку) и обеспечения эффективности функционирования национальных правовых эргасистем в инфосфере, включая информационное и цифровое пространства.
DOI: 10.21681/1994-1404-2020-1-04-14
Решение существующей научной проблемы обеспечения эффективности систем правового регулирования1 (международных, национальных, федеральных, территориальных) информационных отношений в инфосфере (правовых эргасистем) в интересах развития и укрепления правовой безопасности России в условиях построения информационного общества представляется возможным на основе разработки соответствующих концептуально-теоретических и научно-методологических основ модельно-алгоритмиче-ского, лингвистического и организационно-правового обеспечения правового регулирования [3, 8].
1 Правовое регулирование — процесс целенаправленной практи-
ческой реализации правовых предписаний государства (норм права), предварительно подвергшихся осмыслению субъекта-правоприменителя, воздействующих на общественные отношения.
проблема обеспечения эффективности правовых эргасистем в инфосфере
Системологическая декомпозиция данной научной проблемы позволила выявить соответствующий комплекс основных взаимосвязанных научных задач, решение которых обеспечит разрешение существующего противоречия: отсутствие научно-методических средств оценки и обеспечения эффективности правовых эргасистем и директивного требования ее повышения, включая:
1. Системный анализ информационной сферы общественно-производственной деятельности и классификация информационных правоотношений.
2. Теорети ко-право вой анализ ключевых проблем правового регулирования информационных отношений в инфосфере.
3. Разработка концептуально-теоретических и научно-методологических вопросов системологии правового регулирования информационных отношений в инфосфере.
* ловцов дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель по научной работе директора Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева Российской академии наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
4. Разработка модельно-алгоритмического и организационно-правового обеспечения правового регулирования информационных отношений в инфосфере.
Совместное решение данного комплекса научных задач и соответствующей научной проблемы представляется возможным на научно-методической базе современной теории информационного права2 [2, 5] с формализованным уточнением основных отраслевых принципов и методов, а также с учётом реальной системы информационного законодательства России и условий информатизации («цифровизации») правовых эргасистем.
Наиболее характерными для отрасли информационного права, т. е. учитывающими ее специфику, являются следующие принципы-постулаты (наряду с общеотраслевыми и межотраслевыми принципами права [5, 11]):
1. Свободное обращение информации. В основе этого принципа — положения Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29), право на «свободу мысли и слова» (ч. 1 ст. 29), право на свободу всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44). Ограничения могут вводиться только федеральным законом.
2. Гласность (открытость или публичность информации). В основе этого принципа — положения ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42), «право на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44), «право на образование» (ст. 43) и специальные федеральные законы, например, федеральные законы: от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «О доступе к информации о деятельности судов в Российской Федераци и» и от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «О доступе к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». Ограничения доступа к привилегированной информации могут вводиться только федеральным законом.
3. Конфиденциальность информации о частной жизни. В основе этого принципа — положения Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (ч. 1 ст. 23), «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ч.2 ст. 23). Ограничения могут вводиться только по решению суда, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни» — с согласия гражданина (ч. 1 ст. 24).
4. Свобода массовой информации. В основе этого принципа — положение Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29). Гарантированная реализация возмож-
2 Информационное право — относительно новая интегрированная (частично самостоятельная и частично комплексная) отрасль права, предметом которой являются способы и организационно-правовые механизмы (процедуры, протоколы, модели и алгоритмы) правового регулирования информационных отношений в инфосфере общественно-производственной деятельности или, иначе, целевых (предметных, не обеспечивающих) информационных отношений.
на при наличии «независимых» СМИ (например, глобальных телематических сетей типа Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.).
5. Баланс информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности. Этот принцип обусловлен наличием множества антитетических требований персональной, общественной и государственной безопасности, общественного порядка и нравственности, международных обязательств и др.; он базируется на перечисленных положениях и следующем положении Конституции РФ: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).
Система информационного законодательства находится в стадии становления. Общую характеристику ее реального состояния можно представить фрагментом (см. табл. 1) действующего Классификатора правовых актов, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511.
Знание структуры информационного законодательства [4] позволяет установить функциональные связи между компонентами (подотрасли, разделы, подразделы) системы информационного законодательства для выявления и оценки прагматических свойств целостности данной отрасли. Классификатор предназначен также для унификации компьютерных баз данных и упорядочения автоматизированного обмена правовой информацией (рис. 1).
Дальнейшее развитие системы информационного законодательства как формального источника информационного права предполагает постепенный переход к кодифицированному правовому акту в инфосфере — Информационному кодексу РФ [5].
Общую характеристику предмета соответствующей научной отрасли информационного права в настоящее время можно представить фрагментом (см. табл. 2) действующего Государственного рубрикатора научно-технической информации3.
Знание структуры научной отрасли информационного права позволяет организовать целенаправленные научные исследования и рациональную «коллективную» разработку научно-методической базы соответствующей правовой отрасли и информационного законодательства.
В качестве правовых методов и средств в отрасли информационного права применяются все известные методы (диспозитивный — при регулировании информационной собственности: вещной и интеллектуальной и др.; императивный — при регулировании отношений в области информационной безопасности, СМИ и др.) и средства (запрет, дозволение, рекомендация, обязывание (повеление), управомочивание, стимулирование (поощрение, привилегия); санкция, включая наказание и др.) правового регулирования.
3 Государственный Рубрикатор научно-технической информации (электронное издание). М.: НТЦ «Информрегистр», ВИНИТИ, 2007. URL: http://grnti.ru/metod.php .
Таблица 1
Структура информационного законодательства
Шифр Наименование отрасли, подотраслей и разделов законодательства
120.000.000 Информация и информатизация
120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации
120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации
120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами
120.030.010 Общие положения
120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство
120.030.030 Обязательный экземпляр документов
120.030.040 Архивный фонд. Архивы
120.030.050 Информационные ресурсы по категориям доступа
120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)
120.030.070 Правовая информация
120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги
120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
120.040.010 Информатизация
120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
120.050.000 Средства массовой информации
120.060.000 Реклама
120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
130.040.000 Средства массовой информации
130.040.010 Общие вопросы
130.040.020 Информационные агентства
130.040.030 Телевидение. Ради овещание
130.040.040 Печатные издания
130.040.050 Другиесредства массовой информации
Правовая информация
Официальная
<и" /—)
л 3
я а н К н л и е га
в Л Л
и О Ч
н а В *
м <5 а
р о н л ^ Я
Я « й Я Ц 5 2
Субъектная
(частично официальная)
Рис. Т.Классификация правовой информации
Таблица 2
Структура научной отрасли информационного права
Шифр Наименование отрасли и подотраслей науки
10.19.00 Информационное право
10.19.01 Общие вопросы информационного права
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.19.31 Право на информацию
10.19.35 Правовое регулирование средств массовой информации
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.51 Правовое регулирование международного обмена информацией и использования глобальных информационных сетей
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности
10.19.65 Правонарушения в области информатики. Ответственность в информационном праве
Методы научных исследований в предметной области информационного права включают как общие (традиционные) методы научно-правовых исследований, так и специальные, обусловленные спецификой предметной области.
В состав общих методов научно-правовых исследований входят, в частности, следующие:
• методология проблемно-ориентированного варианта системного подхода — комплексного «ИКС»-подхода («информационно-кибернетически-синергети-ческого») [6], включая его базовые методы: системный анализ, структурный анализ, функциональный анализ;
• формально-догматический метод (основные процедуры: описание, толкование, классификация, систематизация);
• сравнительно-правовой метод (логическое сравнение элементов различных правовых систем, систем права и законодательства, систем правоотношений и правосознания);
• сравнительно-исторический метод (учёт исторических особенностей в развитии систем правового регулирования);
• социологический метод (наблюдение, анкетирование, верификация, статистическая обработка и др. способы выявления фактов);
• метод моделирования (вербального, концептуально-логического, логико-лингвистического, математического, имитационного или компьютерного);
• метод социально-правового эксперимента (натурного, имитационного) и др.
К специальным методам научно-правовых исследований в предметной области информационного права можно отнести следующие естественнонаучные методы:
• информационно-аксиологический (от греч. а£ю — ценность) метод правовой информологии4 — количественное оценивание качества правовой и иной со-
4 Исследует природу социально-правовой информации и её свя-
занность с самоорганизующейся правовой системой общества.
держательной информации, т. е. свойств информации, имеющих принципиальное значение для правового регулирования информационных отношений, а также информационной эффективности (целевой и технологической) и информационной безопасности жизнедеятельности (функционирования) личности, общества и государства;
• информационно-технологический метод правовой информатики — количественное оценивание качества и эффективности применения информационно-компьютерных технологий и электронно-вычислительной (компьютерной) техники в сфере юридически значимой электронной деятельности (автоматизированного судопроизводства, электронного голосования, электронной коммерции и др.).
С помощью известных мер количества информации структурной (например, алгоритмической меры
A. Колмогорова, алгебраической меры А. Шилейко и
B. Кочнева и др.) и содержательной (комбинаторной меры Ю. Шрейдера, вероятностной меры А. Харкевича и др. [7]5) можно оценить информационно-структурный (Qv) и информационно-содержательный (Q) ресурсы эргасистемы соответственно, что, в частности, позволит обеспечить рациональное использование совокупного информационного ресурса в функционирующей эргасистеме для получения различных целевых (в управляемых объектах) и технологических (в информационных процессах) эффектов. Оценивание последних возможно на основе соответствующих информационных показателей, использующих данные классические информационные меры в качестве компонентов.
Например, для оценки целевой эффективности эргасистем применяются показатели их информационно-преобразующей способности, информационной добротности, коэффициента информационного усиления
5 См. также: Ловцов Д. А. Модели измерения информационного ресурса АСУ // Автоматика и Телемеханика. 1996. № 9. С. 3—17.
и др., а для оценки технологической эффективности — коэффициент рациональности использования информационного ресурса, показатели информаци онной производительности и информационной надежности эргасистем и др. [7,13].
Информационные показатели целевой эффективности правовыыхэргасистем в инфосфере6
В качестве информационных показателей7 целевой эффективности и каиества правовыых эргасистем в инфосфере с произвольной топологической структурой информацио н ной расп ределительной сети, имеющих практическое значение, можно использовать иледую-щие [7, 13]:
1. Информационно-преобразующая способность (характеризует продуктивность переработки осведомляющей информации, поступающей в эргасистему или ин формационный узел отобъектов регулирования):
л, =э /о; (П)
1ц ц
где Эц— мера цепевогл эффекта; (' — сридний ин-териал вр емени п ереработки осведомляющейинфор-мации <2о от одного уп равляемого (регфлируемого) объекта.
2. Информационная добротность (характеризует и нформа ционную экономичность эргасистемыы (узла) и определеется как отношение общего количества инп формации различного вида [7], хранящейся и цт(лку-лирующей в эргасйстеме, и количества информации, хгйакперизующепо згтраты асноены1х ]«ро ботающих») видов системных ресурсов):
( = //^(©(-(Г)] == [Эо+/о+Л+0Ц7)]/[Л+/г(7)] =
|Ц£^€е ^— общее количество информации <2, которое хранитсяи циркулирует в экгасистеме (узле);
а„(0) — количиство испоиьгуемой стемктурной [7,13] информации, содержащейся в тнформационном узле, имкющем ст|э>рк^у|:^у 0, опредолеющее ззга'^рэгатгы! (тн<Ж:)ор>лла11_|юои((|^|);,. веществеонлю, эноргегиееские) не превбразование содрржатебьной осведрмляющей информации <<>»;
ИЦТ) — кол ичество содержательной инфороации <Игэргасистемы, заилюченной в ел ©(еи^^сист^ллном ту-заурусе Рр
I» — воанчествы информации, хран имой в инфор-мац ионной базеэргасистемы (узла).
3. Коэффициент информационного усиления (характеризует силу/ воздействия эрсасистемы, уала):
ЭИц = к/ Эц = [Эц+Эо+П+ЛСРб / ЭЭц =
л г + [/о+л+рИРе]/Эе, (0)
В выражениях (1)—(3) в качестве иеры1 Эц целевого эффежта, получаемого от данной эргасистемы! (инфор-маци онного узла) в результате вы пол нения технологического ароцесса перерайотки (преобразования) ан-формационныи масоито) (ИМ), аспвльзуетчя [135]:
Эк = тах{Тго(ЛКг, Т)}= тах 50{12 [ТГ0н)/Т]}=
= тах 1х{1п[ГХгЛггоо))/Г£г лг)]И,
т = 1,. . .МИ г'=1,...С
где Ои — количиство содержательн ой [7] осведомляющей информации <Чг), заклюоенной в множествеМ получаемых эргасистнмоР ИМ4, относительно общесистемного тезауруса Т;
Т = {<Х У>, ВВ>} — о бщее множест во-тез аурус э р-гасистемы1;
ВВ= {х,4, г = 0,... л —Г — множество понятий <имя-смысл-значение>;
У = <{е}; ^ ,->, ] = и,.,ле — множество предикатов различного оида, а также двух отношений: включения ( — ) и применимости (^ );
В( =<{о-,}« л, \е, -; Я, Д, Ж, Ф>, к = и,.,л2 — мно-жесиво событий -нк, на котором заданы логические опе-ра=ии конъюнкции (л), дизъюнкции (V), отрицания (-), а так>|{е с(п^1)п.^.г(ьныи^ ква^нтори^!85: |;эожд(^нния «Я»> (еон-никновения, введнния в расснотрение), дескрипн|ии «Д» (у1 [Дерие— «тотх, котсфый обладает сиойствоме^, обладает свонстном множественной деск°ипцин «Ж» для х о X ННЖхИпх — «те х, коттныле облодают своЛствомм, оОладают сио йсгвомп1»), общейдескрип-(дии «Ф» для Е^соеос прогоозвруемсх объектов, к»<о(го]:>1э1(^ в даоьне«шеа могут войти в? X УлКФтхОш — «Е!с€д тп х, которые обладаю" ссойством >1а, обладают свойством ПТ>, Т. е. равносильно отноШеХИЖ(а -т— "(с^);
Оо <[0, Оо = {От, }, г = !_,.../ — оператор преобразования тезауруса Впод воздействием соответствую-ипего ИМ он;
Л", г = х, не, л — ин один алноло чисто /'-го множества.
Числшвой чрнмер. Пусть в эргаспс"теме оолуоен тек-сповый ИМ-предписание:
Од = <Дейс«вия злоумышле«ника счиоаются без-опс^с^н^1ми, ^<сли они выявлены и нейтртлизованы>.
СС использованием предткиеов: пи — быть действиями, ^ — згг(oум^)lшленника (принадлежать злоумыш-леонеикку), уг — считаются (дв;/местны:к предикат), ( — выявлены, п — нейтрализованы, — безопасные, можио« )([П(^дстг)^и"«1:> соответствующую смысловую за-шись в виде:
¿т = < ,-ЯН»](^1х); паИИх]Уиюх); (п4[Дн].У1х:) =
/а -и; = фиН]Па = -р;
ф(з{ [ФЪКГ]3Г;(**.Х( [Фх]п"бХЕ Р,
где Я, Д, Ф — кванторы рождения (введения в рассмотрение), девнрипции и множтстйенной дескрипции, соответственно; л — знак логического «И».
6 Для информационно-аксиологического метода научно-правовых исследований в предметной области информационного права.
7 См.: Ловцов Д. А. Информационные показатели эффективности
функцион ирован ия АСУ сложными динамическими объектэми //
Автоматика и телемеханика. 1994.№ 12.С. 143—150.
8 Ов: Шр)енндер) ЮГ. Об одной модели сотлантической теории информации /ШПроблемы ки6(1[эн(€тики. 19Р^5. Вып. 13.С. 233—24Ю.
Согласно известной методике9 реорганизации тезауруса определяется О., пс которому в T вводятся предикаты -6 (если он там отсутствовал ранее) и т3* (участвует в событии а3); отношения включения. <е- ф4, ре ВО отношение приментмости -в -в (о О2), а также события-высказывания Ть Z2, ШИ3.
Тогда) 1гОт, T) = ИвВ(-+ nb/nj = lnT-10+3)P5] = 0,9Х нат.
В выражениях (3) в качестве мкры количества структурной информации можно использовать [7]: Л(0)ы msln(ns)+m4n(nr)+{(I!ln{A!/sc!})v vman^HmaMnaHmbln^)]} \{
mckln(2)]+msln(ns), 1 =1,^,ис; k = 1,.. ,,J, где m), mr, mc, mS, ma, mb — число подстрингов (символов), отража ю щих элементы seS, reR, ceC, SeA, <л<еА, beB, соответственно, в минимальном (ms+mr, m+m+m+m^min) сбтнрэиын!"!^ (упорядоченная после-довательн ость символов), представляющем собой математическое описание (модель) © эргасистемы (узла);
S, R, C, A, A, B — множества средств, ресурсов (дополнительных средств), информационных связей, ситуационных структур, задач переработки информации (с учетом целей, стоящих перед эргасистемой), связей-дуг (отображающих частичный порядок в технологическом процессе переработки информации) эргасистемы (узла), соответственно;
ns, nr, nc, nS, na, nb — количество элементов множеств S, R, C, A, A, B, соответственно;
Л,- — максимально возможное значение интенсивности 1-й информационной связи;
£ci — погрешность измерения интенсивности i-й связи;
2 — число возможностей при простом наличии-отсутствии информационной связи;
v — знак логического «ИЛИ» (здесь означает, что при вычислении Iv(©) третье и пятое слагаемые могут иметь какое-либо одно из двух приведенных выражений, соответственно, в зависимости от характера информационных связей в системе).
Числовой пример. Для информационного узла эргасистемы, содержащего n = |5| = 4 однородных информационных преобразователей, использующих k = |ä| = 3 видов общесистемных ресурсов и функционирующих совместно в сети с переменной структурой, имеющей J = 2 вариантов (радиальный и полносвязный): ms = n, mr = k, mS = J, mc1 = 2(n—1), mc2 = n(n—1); Iv(©) = n ln(n) + k ln(k) + 2(n — 1)ln(2) + n(n—1) ln(2) + 2ln(2) = 22,86 нат.
Предложенный показатель (2) информационной добротности эргасистемы позволяет, в частности, оценить экономичность действий эргасистемы в ходе информационного соперничества с противостоящими (противоборствующими и враждебными) эргасисте-мами на основе дополнительного учета в (2) в составе общего количества I информации Q количество:
«содержатель ной» дезинформации (Qzd1(M,T); Qzds{M,T), j = 2, ...,J) оротивостоящих эргасистем (рассматриваемо й и J— 1вввждебных);
структурно-статистической информации (Qu1(N); Qut(N), k = B,...,jO) о приме нении активных способов (методой) яротиводействия из определенного множества (N6 возможных, заключенной в статистических структурах соответствующего множества сообщений о применении различны х способов, при этом:
l{(BN) 4 — 54P lne),i = 1,-N,
гд+ Р1 — вероятность i-го из возможных N ИМ (соответствующего соо бщения-ИМ mi e M).
Информационные показатели технологической эффективности правовых эргасистем в инфосфере10
Для оценки технологической эффективности и качества правовых эргасистем в инфосфере как систем переработки правовой информации с произвольной топологической структурой информационной распределительной сети, а также для описания динамики преобразования информации в ходе алгоритмических преобразований можно использовать следующие информационно-энтропийные показатели, имеющие практическое значение [7, 13]:
1. Коэффициент рациональности использования информационного ресурса эргасистемы (информационного узла):
J 1т = Эт / т Эт + Iv(©) ], J1m e (0, 1); (4)
где Эт — технологический эффект, получаемый от эргасистемы (узла) в результате выполнения технологического процесса переработки (преобразования) поступающей содержательной осведомляющей [7] информации Qт.
2. Информационная производительность эргаси-стемы (узла):
J2m Эт / т'; (5)
где т' — средний интервал времени между моментами формирования двух последовательных выходных (преобразованных) ИМ m1j, mbJ+1 e M1, j = 1,2,...;
3. Информационная надежность функционирования эргасистемы (узла):
J3т = Эт / HM) J3т e (0, 1]; (6)
где H(M1) — энтропия множества M1 «выходных» (преобразованных) ИМ; надежность равна 1 в случае отсутствия дестабилизирующих факторов (ДФ), таких как возмущающие воздействия среды, искусственные воздействия внешних сил, ошибки и дефекты (конструктивные, технологические и эксплуатационные) распространения проявлений ДФ из-за причинно-следственных связей.
В выражениях (4)—(6) в качестве меры технологического эффекта Эт, получаемого от данной эргасистемы (информационного узла) в результате выполнения
9 Там же.
10 Для информационно-технологического метода научно-правовых исследований в предметной области информационного права.
алгоритмического процесса переработки (преобразования) ИМ, используется11:
Эт = 2,- p(m0i, mj ln{p(m0i, mj)l p(mo) p(mj)}. (7) где moi e M0, i = 1,2,... — входные ИМ. Выражение (7) преобразуется12 к виду:
Эт = H(Mi) - Xp(moi) H (Ml I mo,), (8)
где H(Mi) = 2p(mij) ln{p(mij)}; H (Mi| mM) = = 2p(mij | mo,-) ln{p(my | mo,)}.
Выражения (4)—(8) получены на основе общепринятых методов, основанных на том, что само понятие технологической эффективности имеет статистический характер.
Числовой пример. Рассмотрим информационный узел эргасистемы, содержащий n = 4 однородных элементов (информационных преобразователей), в котором реализуется алгоритм контроля состояния управляемого объекта путем проверки на допуск контролируемых параметров mo, i = i,...,5. Результатами работы алгоритма в условиях воздействия ДФ являются ИМ mij, j = i,...,3, имеющие значения «меньше нормы», «норма» и «больше нормы», соответственно. Узел описывается матрицей /(Mo, Mi, Q) совместных вероятностей ИМ mo и mij (где Q — множество факторов неопределённости):
o,o5 o,o8 o,i2 o,io o,o3 f= o,i2 o,o2 o,o4 o,o4 o,o2 o,io o,o5 o,o3 o,i2 o,o8
Отсюда с учетом (7) получим:
Эт = o,i4 двед;P(Mi) = < o,38 o,24 o,38 >, что даёт H(Mi) = i,55 двед.
Определим в (4) значения Iv(©) для радиальной (©i) и полносвязной (©2) структур информационного узла: Iv(©i) = n log(n) + 2(n — i)log 2 = i4 двед; Iv(@2) = n log(n) + n(n — i)log 2 = 2o двед и положим в (5) т' = i единиц времени (е.в.). Тогда имеем:
Jtp = Эт / [Эт + Iv(©i)] = o,oi; JiTn = Эт / [Эт + Iv(©2)] = o,oo7; У2т = Эт l т' = o,i4 двед/е.в.; J3т = Эт l H(Mi) = o,i.
В отношении показателей (4)—(6) справедливы следующие утверждения-теоремы13.
Утверждение 1. Уровень информационно-технологической эффективности эргасистемы с произвольной топологической структурой (радиальной, кольцевой или комбинированной) информационной распределительной сети не превышает максимального уровня локальной информационно-технологической эффективности подсистем (информационных узлов) при любых условиях, т. е.
J < max(Jw}, l = i,...,L, (9)
11 См.: Шилейко А. В., Кочнев В. Ф., Химушин Ф. Ф. Введение в информационную теорию систем. М.: Радио и связь, 1985.
12 См.: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963.
13 Ловцов Д. А. Информационные оценки технологической эффективности переработки и нформации // НТИ. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 1997. № 11. С. 22—26.
где Ь — номер выходного информационного узла эргасистемы.
Утверждение 2. Уровни информационно-технологических производительности и надежности эргасистемы с произвольной топологической структурой информационной распределительной сети определяются соответствующими локальными показателями выходной подсистемы (узла) при любых условиях, т. е.
•т ^ •ЛтЬ, •Лт ^ JзтL■ (10)
Единое информационное и «цифровое» пространство правовых эргасистем
Для продуктивного мониторинга (включая количественную оценку) и обеспечения эффективности функционирования национальных систем правового регулирования (правовых эргасистем) представляется целесообразным формирование единого информационного пространства (ЕИП) как виртуальной области активного процессуального электронного взаимодействия работников (представителей, деятелей, персонала) и пользователей (участников, наблюдателей, граждан) сообщества правовых эргасистем, которая возникает в результате формирования соответствующей информационной среды, вкл ючающей национальную информационную инфраструктуру, информационно-технические средства, информационно-компьютерные («цифровые») технологии и организационно-юридические структуры правовых эргасистем, для целесообразной переработки правовой информации.
При этом под информационной инфраструктурой понимается совокупность правовых автоматизированных информационных систем (АИС), коммуникаций (информационно-телекоммуникационные и телематические сети), информационных ресурсов (информации библиотек, архивов, хранилищ и баз данных и знаний (БДЗ) и др.), находящихся в ведении государства.
Информационно-технические средства включают АИС правоохранительных органов, корпоративные и локальные информационно-вычислительные сети, информационно-правовое обеспечение (нормативно-правовые БДЗ, технологии их ведения и использования), информационно-лингвистическое обеспечение (классификаторы, словари, тезаурусы).
Информационная среда и соответствующее ЕИП судебной системы формируются на основе единых принципов и общих правил с осуществлением мероприятий по включению судебных информационных ресурсов в объединенные БДЗ, интернет-сайты (порталы) и установлением единых требований к их созданию, функционированию, обеспечению доступа к информации о деятельности судов, а также к их эксплуатационному обслуживанию и развитию [12].
Электронное взаимодействие в ЕИП осуществляется в интересах конституционного, гражданского (включая арбитражное), административного и уголовного судопроизводства — целевое (процессуальное) взаимодействие, а также для обеспечения деятельности
Рис. 2. Концептуально-логическая модель инфосферы
судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента при Верховном Суде РФ — технологическое (обеспечивающее) взаимодействие.
«Цифровое» пространство — это составная часть информационного пространства, возникающая на основе функционирующей цифровой среды (части информационной среды), базирующейся на цифровой инфраструктуре (телематические системы и сети, хранилища и базы данных и знаний, электронные книги и др.), и объединяющая совокупность виртуальных цифровых полей, возникающих на основе функционирования соответствующих цифровых площадок (включающих цифровые средства и технологии определенных социальных групп, поддерживающих интернет-коммуникации) [1, 10] (рис. 2). Информационные деятели — источники и потребители информации (см. рис. 2) А и В (группы интернет-пользователей) взаимодействуют посредством определенной информационной среды (цифровых площадок) и соответствующего информационного пространства (цифровых полей).
На современном этапе создания и развития ЕИП правовых эргасистем представляется целесообразной разработка комплексного плана интеграции АИС правоохранительных органов (Генпрокуратуры, МВД, судебной системы и др.) со следующими государственными системами и сервисами в сфере обеспечения правового регулирования:
- единой системой нормативной справочной информации (для доступа к общегосударственным справочникам, классификаторам, реестрам, регистрам, словарям);
- информационным платежным шлюзам (для оплаты пошлин);
- единой системой идентификации и аутентификации (для авторизации субъектов и объектов взаимодействия);
- единым Порталом государственных услуг (для доступа граждан и судов к информации федераль-
ных и региональных органов власти, в том числе к информации на «цифровых картах»14);
- информационно-справочными правовыми и учётными системами министерств и ведомств;
- государственной почтовой системой (для пересылки повесток судов, жалоб и предложений от граждан, в том числе с использованием СМС);
- системами дистанционного повышения квалификации работников правоохранительных органов в сфере правоприменения и др.
Для осуществления интеграции правовых АИС с элементами инфраструктуры «электронного правительства» представляется также целесообразным в рамках Государственной программы РФ «Информационное общество» (2011—2020 гг.) спланировать и организовать разработку нормативно-методической базы формирования и развития ЕИП правовых эргасистем, обеспечивающего информационное взаимодействие правоохранительных органов между собой и с федеральными органами исполнительной власти в электронном виде.
Создание и развитие ЕИП правовых эргасистем России представляет собой сложную комплексную научно-прикладную проблему. Ее решение сопряжено с выполнением широкого круга сложных задач организационно-правового обеспечения процессов информатизации правоохранительных органов и представляется возможным при объединении усилий и ресурсов заинтересованных государственных структур в рамках, например, перспективной целевой программы развития правоохранительной системы с учётом целей и задач формирования нового — информационного общества.
14 Цифровые (электронные) карты, а также объемные модели местности ДО-модели) и спутниковые фотографии, снабженные подробными комментариями и разъяснениями, удобны для наглядной экспликации результатов различных аналитических, исследовательских и научных работ. Находятся под защитой авторских прав.
Заключение
Таким образом, рассмотрены состояние и пути решения проблемы обеспечения эффективности систем правового регулирования информационных отношений (правовых эргасистем) в инфосфере на научно-методической базе современной теории информационного права, в частности:
- определены методы научно-правовых исследований в предметной области информационного права;
- обосновано создание единого информационного пространства правовых эргасистем для продуктивного мониторинга и обеспечения эффективности функционирования национальных правовых эргасистем в инфосфере;
- формализованы прагматические показатели информационной эффективности эргасистем, позволяющие определить численные значения компонентов научно-технического уровня действующих эргасистем;
- установлены формальные соотношения между глобальными и локальными информационными показателями технологической эффективности переработки информации в эргасистемах, такими как рациональность использования (употребления) информационного ресурса систем и подсистем, информационные надежность и производительность, использующими классические и синтетические [7] информационные меры. Показано, что степень глобальной информационно-технологической эффективности эргасистемы с произвольной топологической структурой информационной распределительной сети не превышает максимальной степени локальной информацион-
но-технологической эффективности подсистем при любых условиях.
Приведенные обоснованные информационно-математические соотношения (1)—(10) позволяют рассчитывать значения уровней целевой и технологической эффективности и качества реальных правовых эргасистем в инфосфере. Данные соотношения можно использовать при синтезе структур телематических систем и АИС для расчета требуемых характеристик информационно-преобразующей способности, добротности, производительности, надежности, ресурсоем-кости и др. и обеспечения рационального уровня информационной эффективности реальных систем. При этом можно определить необходимые и достаточные информационные условия наблюдаемости и управляемости [17] информационных процессов для конкретной эргасистемы, включая информационные ограничения, обусловленные осведомляющей информацией о потенциальных информационных, радиоэлектронных и др. угрозах безопасности эргасистемы и источниках дестабилизирующих факторов.
Дальнейшую разработку рациональной совокупности информационных показателей эффективности эргасистем целесообразно осуществлять согласно принципу информационной ценности [6, 7, 9, 13], что позволит учесть ценность информации, в частности, той, которая содержится в эргасистеме и которой система оперирует в соответствии с целевой задачей, а также учесть затраты информационного ресурса при определении эффективности функционирования эргасистемы как информационной системы. Учет ценности информации, в свою очередь, позволит обеспечить своевременное и качественное регулирование, координацию и оптимизацию информационных процессов в эргасистеме.
Рецензент: запольский сергей васильевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Ващекин А.Н., Дзедзинский А.В. Правовое регулирование отношений в цифровом пространстве // Правосудие. 2020. № 2. С. 108—114.
2. Голоскоков Л. В. Теория сетевого права. М. : МПСУ, 1912. 216 с.
3. Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М. : РГУП, 2018. 628 с. ISBN 978-5-93916-631-7.
4. Кутузов В. И., Раимова А. Т. Основы информационного законодательства. М. : УРСС, 2004. 336 с.
5. Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // Государство и право. 2011. № 11. С. 43—51. ISSN 0132-0769.
6. Ловцов Д. А. Концепция комплексного «ИКС»-подхода к исследованию сложных правозначимых явлений как систем // Философия права. 2009. № 5. С. 40—45.
7. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М. : Наука, 2005. 248 c. ISBN 5-02-033779-Х.
8. Ловцов Д. А. Основы технологии эффективного двухуровневого правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Правовая информатика. 2018. № 2. С. 4—14. DOI: 10.21681/1994-1404-2018-2-4-14.
9. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: основные положения // Правовая информатика. 2019. № 3. С. 4—20. DOI: 10.21681/1994-1404-2019-3-4-16.
10. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: архитектура и состояние // Государство и право. 2012. № 8. С. 16—25. ISSN 0132-0769.
11. Ловцов Д. А. Система принципов эффективного правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2017. № 1. С. 13—18.
12. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. № 5. С. 13—18.
13. Ловцов Д. А., Сергеев Н. А. Управление безопасностью эргасистем : монография / Под ред. Д. А. Ловцова. М. : РАУ — Университет, 2001. 224 c. ISBN 5-86014-131-9.
14. Осипов М. Ю. Правовое регулирование как динамическая система // Право и политика. 2006. № 11. С. 17—31.
15. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М. : Норма, 2002. 616 с.
16. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М. : Формула права, 2008. 400 с.
17. Chobanyan V. A., Glazov B. I., Lovtsov D. A. Observability and Controllability of Projects under Conflict Conditions of Information Vagueness, Proceedings of 14th World Congress on Project Management IPMA "Strategy Start-Up'; vol. 2, Ljubljana : ZPM-Slovenija, 1998, pp. 668-670.
EFFICIENCY OF LEGAL ERGASYSTEMS IN THE INFOSPHERE
Dmitrii Lovtsov, Doctor of Science (Technology), Professor, Meritorious Scientist of the Russian Federation, Deputy Director for Research of Lebedev Institute of Precision Mechanics and Computer Engineering of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Information Technology Law, Informatics and Mathematics of the Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: legal ergasystem, legal regulation, target and technological efficiency, level, information indicators, problem, legal methods, principles, information, infosphere, information and digital space, information technology law.
Abstract.
Purpose of the work: improving the scientific and methodological basis of the legal informatics theory. Method used: system analysis and formal logical development of relevant information and mathematical indicators of efficiency of legal regulation systems.
Results obtained: the state of the problem of support of legal ergasystems efficiency in the infosphere and ways for solving it based on the scientific and methodological basis of the modern theory of information technology law are studied. Principles-postulates taking into account the specific features of the information technology law branch are considered. A justification is given for the transition to the Information Code of the Russian Federation. General and special methods of legal science studies in the subject area of information technology law are determined. Pragmatic information indicators of target and technological efficiency of legal ergasystems are formalised, their use will allow to provide for a rational level of information efficiency of real systems. A justification is given for creating a single information space of legal ergasystems based on a integrative plan of aggregation of automated information systems of law enforcement authorities with government systems and services in the sphere of support of legal regulation for productive monitoring (including quantitative estimates) and ensuring an efficient functioning of national legal ergasystems in the infosphere including the information and digital spaces.
References
1. Vashchekin A.N., Dzedzinskii A.V. Pravovoe regulirovanie otnoshenii v tsifrovom prostranstve. Pravosudie, 2020, No. 2, pp. 108-114.
2. Goloskokov L. V. Teoriia setevogo prava. M. : MPSU, 1912, 216 pp.
3. Ershov V. V. Pravovoe i individual'noe regulirovanie obshchestvennykh otnoshenii : monografiia. M. : RGUP, 2018, 628 pp., ISBN 978-5-93916-631-7.
4. Kutuzov V. I., Raimova A. T. Osnovy informatsionnogo zakonodatel'stva. M. : URSS, 2004, 336 pp.
5. Lovtsov D. A. Teoriia informatsionnogo prava: bazisnye aspekty. Gosudarstvo i pravo, 2011, No. 11, pp. 43-51, ISSN 0132-0769.
6. Lovtsov D. A. Kontseptsiia kompleksnogo "IKS"-podkhoda k issledovaniiu slozhnykh pravoznachimykh iavlenii kak sistem. Filosofiia prava, 2009, No. 5, pp. 40-45.
7. Lovtsov D. A. Informatsionnaia teoriia ergasistem: tezaurus. M. : Nauka, 2005, 248 pp., ISBN 5-02-033779-X.
S. Lovtsov D. A. Osnovy tekhnologii effektivnogo dvukhurovnevogo pravovogo regulirovaniia informatsionnykh ot-noshenii v infosfere. Pravovaia informatika, 201S, No. 2, pp. 4-14, DOI: 10.216S1/1994-1404-201S-2-4-14.
9. Lovtsov D. A. Informatsionnaia teoriia ergasistem: osnovnye polozheniia. Pravovaia informatika, 2019, No. 3, pp. 4-20, DOI: 10.216S1/1994-1404-2019-3-4-16.
10. Lovtsov D. A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere: arkhitektura i sostoi-anie. Gosudarstvo i pravo, 2012, No. S, pp. 16-25, ISSN 0132-0769.
11. Lovtsov D. A. Sistema printsipov effektivnogo pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere. Informatsionnoe pravo, 2017, No. 1, pp. 13-1S.
12. Lovtsov D. A., Niesov V. A. Aktual'nye problemy sozdaniia i razvitiia edinogo informatsionnogo prostranstva sudeb-noi sistemy Rossii. Informatsionnoe pravo, 2013, No. 5, pp. 13-1S.
13. Lovtsov D. A., Sergeev N. A. Upravlenie bezopasnost'iu ergasistem : monografiia. Pod red. D. A. Lovtsova. M. : RAU - Universitet, 2001, 224 pp., ISBN 5-S6014-131-9.
14. Osipov M. Iu. Pravovoe regulirovanie kak dinamicheskaia sistema. Pravo i politika, 2006, No. 11, pp. 17-31.
15. Teoriia gosudarstva i prava. Pod red. V. M. Korel'skogo, V. D. Perevalova. M. : Norma, 2002, 616 pp.
16. Tikhomirov Iu. A. Pravovoe regulirovanie: teoriia i praktika. M. : Formula prava, 200S, 400 pp.
17. Chobanyan V. A., Glazov B. I., Lovtsov D. A. Observability and Controllability of Projects under Conflict Conditions of Information Vagueness. Proceedings of 14th World Congress on Project Management IPMA "Strategy Start-Up", vol. 2, Ljubljana : ZPM-Slovenija, 199S, pp. 66S-670.