ПРИЛОЖЕНИЕ 1
в течение 12 недель после постановки диагноза ИМ составила 80%. ОВ в течение 2 лет у детей и взрослых с р/р ЛХ после алло-ТГСК составила 73,3%. Развитие ИМ после алло-ТГСК не ухудшает 2-летнюю ОВ (69,2% vs 74%, р=0,77). Наличие ИА до алло-ТГСК не влияет на 2-летнюю ОВ пациентов с р/р ЛХ (63,6% vs 74,7%, р=0,47).
Заключение. ИМ до алло-ТГСК диагностирован у 12,8% пациентов с р/р ЛХ. Впервые выявленный ИМ после алло-ТГСК развился у 17,6%. ИА самый частый ИМ как до, так и после алло-ТГСК у пациентов с р/р ЛХ. Несмотря на высокую частоту развития ИМ, осложнение не влияло на ОВ у пациентов с р/р ЛХ после алло-ТГСК.
Семенова Н. Ю., Иван И. К., Жернякова А. А., Чубарь А. В., Енукашвили Н. И., Бессмельцев С. С., Грицаев С. В.
ГЕМОПОЭТИЧЕСКАЯ НИША КОСТНОГО МОЗГА У БОЛЬНЫХ С МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ СОХРАНЯЕТ ОПУХОЛЬ-АССОЦИИРОВАННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОСЛЕ ТЕРАПИИ
ФГБУ «РосНИИГТ ФМБА России»; ФГБУН «Институт цитологии РАН»; ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. Мечникова»; ООО «Покровский банк стволовых клеток»
Введение. Множественная миелома (ММ) — распространенный вид моноклональных гаммапатий, развитие которых опосредовано, в частности, взаимодействием лейкозных клеток с микроокружением костного мозга (КМ), в котором мезенхимные стромальные клетки (МСК) являются ключевыми участниками гемопоэтической ниши. Изучение особенностей МСК КМ необходимо для прояснения механизмов поддержки роста опухоли и развития резистентности к лечению.
Цель работы. Оценить морфофункциональные особенности основных компонентов гемопоэтической ниши у больных ММ после терапии.
Материалы и методы. Проанализированы данные обследования 12 больных ММ в возрасте 52—68 лет, включая гистологические препараты и культуры МСК КМ. Образцы КМ заготавливали после индукционных курсов с бортезомибом и выполнения аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток. Контрольная группа (КГ) была представлена донорами КМ. Больные были распределены в 2 группы. Группа с низкой инфильтрацией (ИНФ) КМ: интерстициальная ИНФ и менее 10% плазматических клеток (ПК) в аспирате. Группа с высокой ИНФ КМ: диффузная ИНФ и более 10% ПК в аспирате. Иммуногистохимически определяли площадь микрососудов васкулярной ниши КМ. В первичных культурах МСК определяли иммунофенотип, пролиферативную активность, способность к остеогенной дифференцировке, наличие признаков опу-холь-ассоциированного фенотипа (синтез а-ГМА), р-галактозидазы).
Результаты и обсуждение. Обнаружено, что повышенный ангиогенез коррелировал с количеством ПК в миелограм-
ме (г=0,58; р<0,05) и типом ИНФ КМ (г=0,85; р<0,05). У всех
больных выявлено увеличенное количество микрососудов в паренхиме КМ и, в частности, в субэндостальной зоне: 12,7±2,3% при интерстициальной ИНФ и 15,2±2,8% при диффузной ИНФ по сравнению с 7,1±1,2% в КГ; р<0,05. Установлено, что иммунофенотип МСК КМ больных ММ не отличался от иммунофенотипа МСК КМ КГ, однако выявлено снижение пролиферативного потенциала в 2,4 раза. Отмечено снижение остеогенного потенциала МСК КМ больных ММ по сравнению с МСК КГ. Прослежена корреляция с типом ИНФ КМ: культуры МСК КМ больных ММ с низкой степенью ИНФ сохраняли способность к остеогенной дифференци-ровке, культуры МСК КМ больных с высокой степенью ИНФ КМ показали снижение по этому параметру. По сравнению с КГ у больных ММ происходит увеличение уровня синтеза а-ГМА, причем при низкой степени ИНФ КМ количество положительных культур составляет 25%, а при высокой — 75%. Выявлено, что из 7 больных с ярко выраженными чертами опухоль-ассоциированного микроокружения у 5 (70%) был установлен МОБ-позитивный статус (более 0,01% методом проточной цитофлуориметрии) и у 4 (57%) был достигнут частичный ответ или терапия была неэффективной. Корреляций с генетическими аберрациями, стадией и длительностью течения заболевания выявлено не было.
Заключение. Культуры МСК и нишеформирующие элементы КМ больных ММ обладают чертами опухоль-ассоциированного микроокружения, несмотря на проведенное лечение. Работа поддержана грантом Президента РФ №МК-6706.2018.7, РНФ 15-15-20026.
Соловьев М. В., Менделеева Л. П., Фирсова М. В., Гальцева И. В.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ТЕРАПИИ У БОЛЬНЫХ ММ ПОСЛЕ АУТО-ТГСК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОБ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Международные рандомизированные клинические исследования подчеркивают целесообразность проведения всем больным поддерживающей терапии после ауто-ТГСК. Однако в этих работах не рассматривались такие важные вопросы, как необходимость поддерживающей терапии больным, достигшим строгой ПР после ауто-ТГСК. Возможно, именно результаты исследования МОБ после ауто-ТГСК позволят получить обоснованный ответ на этот вопрос.
Цель работы. Оценить эффективность поддерживающей терапии у больных ММ, достигших ПР после ауто-ТГСК, в зависимости от МОБ.
Материалы и методы. С декабря 2015 г. по июнь 2019 г. в проспективное исследование включено 116 больных ММ (43 муж. и 73 жен.) в возрасте от 32 до 68 лет (медиана 56). Всем больным проводилась индукционная терапия с включением бортезоми-ба, иммуномодулирующие препараты применялись в 15 случаях. После индукционной терапии одна ауто-ТГСК выполнена 93 больным, тандемная — 23. На 100-й день после ауто-ТГСК проводилось исследование костного мозга с целью определения МОБ методом 6-цветной проточной цитометрии (CD38, CD138, CD45, CD56, CD117, CD19). МОБ-негативный статус определялся при обнаружении <20 клональных плазматических клеток среди 2 000 000 лейкоцитов (<0,001%, предел обнаружения 10-5). На 100-й день после ауто-ТГСК все больные достигли ПР заболевания и были рандомизированы на поддерживающую терапию леналидоми-дом 15 мг в сутки с 1 по 21 день 28-дневного курса в течение года или без таковой. Период наблюдения с момента определения МОБ
составил 4—54 месяца (медиана — 29). Статистический анализ параметров выживаемости проводился по методу Каплана—Мейера, для расчетов использовался статистический пакет Statistica 10.
Результаты и обсуждение. На проведение поддерживающей терапии леналидомидом после ауто-ТГСК были рандомизирова-ны 60 больных: у 36 из них иммунофенотипирование плазматических клеток костного мозга свидетельствовало об отсутствии МОБ и у 24 — был подтвержден МОБ-позитивный статус. Наблюдение без дальнейшего лечения после ауто-ТГСК осуществлялось за 56 больными: в 38 случаях при МОБ-негативном статусе и в 18 — с наличием аберрантных плазматических клеток в костном мозге. Сравниваемые группы были сопоставимы по таким параметрам, как возраст и стадия ISS. 4-летняя ВБП больных ММ, находившихся в МОБ-негативном статусе после ауто-ТГСК, получавших (n=36) и не получавших (n=38) поддерживающую терапию, статистически значимо не отличалась (р=0,3) и была равна соответственно 58 и 46% (рис. 1a). У больных с МОБ-позитивным статусом после ауто-ТГСК при посттрансплантационном назначении леналидомида 3-летняя ВБП была достоверно (p<0,05) выше и составила 75% против 8% в группе больных без поддерживающего лечения (рис. 1б). 5-летняя ОВ для всей группы больных составила 92%, различий показателей ОВ в зависимости от проведения поддерживающего лечения и МОБ статуса получено не было.
Заключение. Достижение МОБ-негативного статуса после ауто-ТГСК сопровождалось высокими показателями 4-летней ВБП
| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |
независимо от наличия или отсутствия поддерживающей терапии больным с МОБ-позитивным статусом после ауто-ТГСК оказывает (58% против 46%, р=0,3). Назначение поддерживающей терапии влияние на ВБП, улучшая ее.
100% 90% 8040 70% 6«% 50% 40% 30% 10% 10% 0%
ъ.
□(Одерживающая терапяя
бет ПБЛДЁрживаюшсн тершим
I» -
100% 90% 80% 70% 60% 50% 10% 30% 10% 10% 0%
41
1 подлержквлюшая терапия Ц !
1
1 "l оеЗ поддерживающей ïepaililtc . /
"1. -
р<0,05 I 1 б
И îi
я МОЕ аа 100-Я д.-яь поел
4S
avra-JI С К {]№яны|
Время от момента определения МОБ его 100 п лень после ауто ТГСК Вран
(месяцы)
Рисунок 1. ВБП больных с ЛЮБ-негативиым (а) н МО!» позитивным (6) статусом после ауто-ТГСК в зависимости от проведения
поддерживающей терапии
Соловьев М. В., Менделеева Л. П., Фирсова М. В., Асланиди И. П., Мухортова О. В.
ПЭТ/КТ С Ш-ФТОРДЕЗОКСИГЛЮКОЗОЙ И 1Ю-МЕТИОНИНОМ У БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ ПОСЛЕ АУТО-ТГСК
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России; ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России
Введение. В последние годы активно изучается возможность применения ПЭТ/КТ при ММ, появляются сведения о том, что использование 11С-метионина вместо 18F-фтордезоксиглюкозы (^F-ФДГ) у больных ММ способствует снижению ложнонегативных результатов ПЭТ/КТ. Сравнительная оценка эффективности обнаружения остаточных очагов опухолевого поражения у больных ММ после ауто-ТГСК различными радиофармпрепаратами при ПЭТ/КТ является важной задачей.
Цель работы. Сопоставить результаты визуализации опухолевого поражения методом ПЭТ/КТ с ^F-ФДГ и 11С-метионином у больных ММ после ауто-ТГСК.
Материалы и методы. С декабря 2016 г. по март 2019 г. 35 больных ММ (10 мужчин и 25 женщин) в возрасте от 32 до 67 лет (медиана 55) были включены в проспективное исследование. Стадия заболевания по системе ISS в момент диагностики была расценена как I у 14 больных, II — у 10, III — в 11 случаях. Всем больным проводилась индукционная терапия с включением бортезомиба, иммуномодулирующие препараты применялись в 9 случаях. В условиях высокодозного мел-фалана (200 мг/м2) выполняли однократную (n=23) или тандемную (n=12) ауто-ТГСК. На 100-й день после ауто-ТГСК проводили ПЭТ/ КТ с двумя радиофармпрепаратами — ^F-ФДГ и 11С-метионином. Полученные изображения оценивали визуально и полуколичественно. Выявляли очаги повышенного накопления каждого из препаратов, не связанные с его физиологическим распределением. Проводили сопоставление результатов ПЭТ/КТ и противоопухолевого ответа, достигнутого после ауто-ТГСК, согласно критериям IMWG. Статистический анализ проводили с использованием программного
обеспечения Statistica 10. Количественные значения были выражены как среднее ± стандартное отклонение или медиана. Сравнение соответствующих метрических измерений проводилось с использованием критерия Стьюдента.
Результаты и обсуждение. После выполнения ауто-ТГСК у 24 (69%) больных была достигнута ПР. При использовании 18F-ФДГ патологическое накопление отмечено в 37% (п=13) случаев, ПЭТ-негативные результаты получены у 63% (п=22) больных. Очаги гиперметаболизма после применения 11С-метионина выявлены в 63% (п=22) случаев, отсутствие накопления определено у 37% (п=13) больных. При исследовании с 11С-метионином у больных ММ в 1,7 раза чаще определялись очаги патологического накопления радиофармпрепарата (р<0,02). После введения ^-ФДГ на ПЭТ/КТ у больных ММ обнаруживалось от 1 до 6 (средняя 1±1,4) очагов патологической фиксации, а применение 11С-метионина позволило выявить от 1 до 12 (средняя 2,3±2,8) очагов поражения. При использовании 11С-метио-нина в среднем определялось в 2,3 раза больше очагов патологического накопления по сравнению с 18F-ФДГ (р<0,05). Среднее значение SUVmax для 18F-ФДГ составило 1,02±1,5, в то время как среднее значение SUVmax для 11С-метионина — 2,08±2. При использовании 11С-метионина получены значения SUVmax, достоверно превышающие аналогичный показатель после применения 18F-ФДГ (р=0,02).
Заключение. Применение 11С-метионина, обладающего более высокой специфичностью к миеломным клеткам по сравнению с 18F-ФДГ, обеспечивает дополнительные возможности оценки противоопухолевого ответа, в частности выявление минимального опухолевого поражения у больных ММ.
Спирин М. В., Галстян Г. М., Костина И. Э. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ИМПЛАНТИРУЕМЫХ ВЕНОЗНЫХ ПОРТ-СИСТЕМ У БОЛЬНЫХ ЛИМФОМАМИ
ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России
Введение. Для обеспечения сосудистого доступа при лечении больных лимфомами, которое часто проводится в амбулаторно, оптимальным является использование порт-систем. В то же время до начала лечения у 13,1% больных лимфомами выявляется синдром сдавления верхней полой вены (СВПВ). У этой категории больных для обеспечения венозного доступа может быть использована катетеризация бедренным доступом, в том числе с помощью порт-систем.
Цель работы. Изучить особенности обеспечения сосудистого доступа у больных лимфомами с помощью порт-систем, установленных различными доступами.
Материалы и методы. В проспективное исследование включен 51 больной лимфомами (11 мужчин и 40 женщин) в возрасте
от 19 до 68 (медиана 34) лет, которым были имплантированы порт-системы (BBraun, Bard Access System) в верхнюю полую вену (ВПВ) через яремные (23), подключичные (2) вены и в нижнюю полую вену (НПВ) через бедренную (27) вену. Лимфома Ходжкина была у 12 (24%) больных, первичная медиастинальная В-крупноклеточ-ная лимфома — у 26 (51%), другие неходжкинские лимфомы — у 13 (25%). СВПВ устанавливали на основании клинической картины и данных компьютерной томографии органов грудной клетки, выполненной с контрастом. Больным с СВПВ катетеры устанавливали бедренным доступом. Анализировали время использования и осложнения, связанные с эксплуатацией катетера, — катетер-ассоцииро-ванную инфекцию кровотока (КАИК), катетер-ассоциированный