4. Пинкевич, А.П. Основные проблемы современной школы: шесть лекций по педагогике / А.П. Пинкевич. - Петроград : Прибой, 1924. - 108 с.
5. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения. в 2 т. Т. 2. На пути к трудовой школе / С.Т. Шацкий. - Москва: Педагогика, 1980. - 416 с.
REFERENCES
1. Baghdasaryan, V.E (2019), "N.K. Krapskaya in the Focus of Struggle in Soviet Pedagogy of the 1920s - 1930s: History Lessons for Formulating an Education Policy Strategy", MGOU Bulletin. Series: History and Political Science, No. 2, pp. 8-19.
2. Blonsky, P.P. (1917), Tasks and methods of the new folk school, Zadruga, Moscow.
3. Kalashnikov, A.G. (1990), Problems of polytechnic education: selected works, Pedagogy, Moscow.
4. Pinkevich, A.P. (1924), The main problems of the modern school: six lectures on pedagogy, Priboy, Petrograd.
5. Shatsky, S.T., (1980), On the way to a labor school, Selected pedagogical works in two volumes, Vol. 2, Pedagogy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2021
УДК 796/799
ЭФФЕКТИВНОСТЬ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виктория Анатольевна Кудинова, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры; Николай Дмитриевич Лысаков, доктор психологических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет г. Москва; Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Цель исследования - выявить перспективные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Методика и организация исследования. Нами рассчитывались результаты эффективности физкультурно-спортивной (продуктивность на количество занимающихся), кадровой (продуктивность на число физкультурных кадров), материально-технической (продуктивность на количество ЕПС спортивных сооружений) и финансовой (финансовые затраты на продуктивность) деятельности. Результаты исследования. За период 2000-2019 годы выявлена разнонаправленная динамика количественных (число занимающихся физическими упражнениями, количество физкультурных кадров и спортивных сооружений, величина финансирования) и качественных показателей (эффективность и продуктивность) развития физической культуры и спорта, определены перспективные направления развития физической культуры и спорта. Вывод. Перспективные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: повышение эффективности основных направлений деятельности, приведение процесса подготовки трудовых ресурсов к запросам рынка труда, устранение диспропорции в распределении специалистов по различным направлениям физкультурно-спортивной деятельности, оптимизация загруженности спортивных объектов, разработка нормативных показателей распределения финансовых средств на различных уровнях управления.
Ключевые слова: эффективность, продуктивность развитие физкультурно-спортивная деятельность, специалисты, материально-технические и финансовые ресурсы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p228-232
EFFICIENCY IS A PROSPECTIVE DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Victoria Anatolievna Kudinova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture; Nikolay Dmitrievich Lysakov, the doctor ofpsychological
sciences, professor, Moscow Aviation Institute (National Research University); Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Anatoliy Alexandrovich Kudinov, the doctor of pedagogical science, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture
Abstract
The purpose of the study is to identify the promising directions for the development of physical culture and sports in the Russian Federation. Research methodology and organization. We calculated the results of the effectiveness of physical culture and sports (productivity for the number of people involved), personnel (productivity for the number of physical culture personnel), material and technical (productivity for the number of sports facilities) and financial (financial costs for productivity) activities. Research results. For the period 2000-2019, the multidirectional dynamics of the quantitative (the number of people engaged in physical exercises, the number of physical culture personnel and sports facilities, the amount of funding) and qualitative indicators (efficiency and productivity) of the development of physical culture and sports were revealed, promising directions for the development of physical culture and sports were identified. Conclusion. Promising directions for the development of physical culture and sports in the Russian Federation: increasing the efficiency of the main areas of activity, bringing the process of training labor resources to the demands of the labor market, eliminating the disparity in the distribution of specialists in various areas of physical culture and sports activities, optimizing the workload of sports facilities, developing normative indicators for the distribution of financial funds at various levels of government.
Keywords: efficiency, productivity, development of physical culture and sports activity, specialists, material, technical and financial resources.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное использование финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов - необходимое условие для развития физической культуры и спорта в Российской Федерации [2, 3], повышения физкультурно-спортивной активности населения страны [1, 4]. Однако показатели эффективности еще малоизучены, что затрудняет анализ данных характеристик.
Цель исследования - выявить перспективные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами рассчитывались результаты эффективности физкультурно-спортивной (продуктивность на количество занимающихся), кадровой (продуктивность на число физкультурных кадров), материально-технической (продуктивность на количество ЕПС спортивных сооружений) и финансовой (финансовые затраты на продуктивность) деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Число занимающихся физической культурой и спортом за период 2000-2019 годы увеличилось на 357,8% и составило 58 616,6 тыс. чел.). В настоящее время на предприятиях, учреждениях и организациях к активным формам занятий спортом и оздоровления приобщились 13 078,7 тыс. работников, общеобразовательных организациях - 10 029,1 тыс. учащихся, учреждениях и организациях при спортивных сооружениях - 7 351,7 тыс. человек, организациях дополнительного образования, осуществляющих спортивную подготовку - 4 480,5 тыс. занимающихся, дошкольных образовательных организациях - 3 917,1 тыс. детей., организациях высшего образования - 1 892,9 тыс. студентов. Физиче-
ской культурой и спортом занимались 34 990,7 тыс. мужчин и 23 625,9 тыс. женщин (40,3%).
Однако показатели вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом в Российской Федерации значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Это свидетельствует о том, что в нашей стране не решены многие проблемы развития отрасли, недостаточное внимание уделяется вопросам физического воспитания различных категорий населения. Российская система физической культуры и спорта требует модернизации за счет повышения, прежде всего, показателей эффективности развития.
За период 2000-2019 годы выявлено существенное снижение (с 3,87 до 0,87 усл. ед.) показателей эффективности физкультурно-спортивной деятельности. За анализируемый период только отдельные регионы страны имели относительно высокие данные результаты: Москва, Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия, Краснодарский край, Свердловская, Волгоградская и Ростовская области. Этот уровень достигнут в основном за счет продуктивной подготовки высококвалифицированных спортсменов. Стабильно низкие показатели эффективности физкультурно-спортивной работы отмечены в Республике Тыва и Чукотском национальном округе.
Отрицательная зависимость (г = -0,304) между показателями эффективности физ-культурно-спортивной деятельности и численностью занимающихся физическими упражнениями свидетельствует о недостаточном внимании к целенаправленному формированию основных качественных характеристик развития физической культуры и спорта, затрудняет решение стратегических государственных задач развития отрасли.
Характерной особенностью организации физкультурно-спортивной работы в Северо-Кавказском федеральном округе является доминирование мужского населения среди занимающихся физическими упражнениями, что обусловлено традициями народов Республик Северного Кавказа.
В Российской Федерации в 2019 году учебные занятия по физической культуре посещали 25 150,8 тыс. человек, из них в общеобразовательных организациях - 5 408,5 тыс. школьников, 5 590,1 тыс. дошкольников, 3 187,6 тыс. учащихся и студентов начального и среднего профессионального образования и 1 962,4 тыс. студентов высшего профессионального образования. Всего к специальной медицинской группе в стране отнесено 827,7 тыс. чел., из них только 63,8% детей посещали учебные занятия. Лидерами по физкультурно-оздоровительному направлению являются Республика Башкортостан и Чувашская Республика.
В структуре заболеваемости учащихся и студентов преобладали патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и нервно-психические расстройства. В последние годы наблюдается интенсивное увеличение числа обучающихся с нарушениями физического развития (избыток массы тела, дефицит мышечной силы, емкости легких, нарушения осанки).
Организация учебного процесса, основанная на преобладании статических нагрузок, становится фактором риска для здоровья детей, подростков и молодежи, способствует сокращению двигательной активности, приводит к снижению показателей здоровья. Поэтому важно создать в образовательных учреждениях эффективную систему оздоровления подрастающего поколения, сформировать необходимые для этого организационно-педагогические условия. Результаты комплексных мониторинговых обследований состояния здоровья обучающихся должны учитываться при разработке мер по профилактике заболеваемости, выявлении различных факторов риска, оптимизации учебного процесса и гармонизации физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Эффективное использование спортивных сооружений способствует повышению физкультурно-спортивной активности населения. Показатель ЕПС спортивных объектов, по сравнению с 2011 годом, увеличился на 24,6% и составил 8,31 млн. чел. Несмотря на некоторое улучшение инфраструктуры, процент обеспеченности населения спортивными
сооружениями по отношению к нормативному показателю остается низким - всего 49,9%. С учетом нормативных показателей загруженности спортивных объектов, их эксплуатация по 12 часов в день обеспечит спортивной базой только 45,6% населения страны. Лидерами по эффективности использования спортивных сооружений являются Белгородская, Тамбовская, Калужская и Смоленская области. По нашим данным, проявляется высокая вариабельность обеспеченности населения страны спортивными сооружениями: дворцы спорта - 160,7%, лыжные базы - 130,7%, легкоатлетические манежи
- 95,5%.
Нарушена оптимальная пропорция загруженности спортивных объектов: спортивная база сконцентрирована, главным образом, в крупных городах России, Эффективность спортивных сооружений за анализируемый период снижается с 10,56 до 4,73 усл. ед.
Важное место в системе развития физической культуры и спорта занимает формирование высокопрофессионального педагогического и тренерско-преподавательского состава. Число профессиональных специалистов за период 2000-2017 годы значительно увеличилось с 243 642 до 375 369 чел. (64,9%). Относительные показатели обеспеченности кадровым составом изменялись разнонаправленно: на одного специалиста физической культуры и спорта стало приходиться меньшее число населения страны (с 584,5 до 373,0 чел.) и большее количество занимающихся (с 52,5 до 134,3 чел.). Высшее профессиональное образование в 2000 году имели 50,3% физкультурных работников, в 2017 году
- 68,5%.
В Российской Федерации система подготовки трудовых ресурсов не соответствует запросам регионального рынка труда, а диспропорция в распределении специалистов негативно влияет на качество организации учебно-тренировочного процесса в образовательных учреждениях. По нашему мнению, система физкультурного образования должна обеспечивать подготовку специалистов необходимого уровня и направления. Эффективность деятельности физкультурных кадров в Российской Федерации за анализируемый период снижается с 195,2 до 103,3 усл. ед.
Даже такое существенное увеличение (с 34 582.3 млн. руб. до 676 105,8 млн. руб.) объемов финансирования не позволяет эффективно решать задачи формирования здоровья, повышения уровня физического состояния и привлечения населения к физкультурно-спортивной деятельности. За анализируемый период существенно ухудшаются (с 320,7 руб. до 16 252,5 руб.) показатели эффективности финансирования (финансовые затраты показателя продуктивности), поэтому возникает необходимость разработки показателей распределения финансовых средств на всех уровнях управления с учетом результатов эффективности физкультурно-спортивной деятельности. Только учет показателей эффективности обеспечит развитие отрасли «Физическая культура и спорт».
ВЫВОД
Перспективные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: повышение эффективности основных направлений деятельности, приведение процесса подготовки трудовых ресурсов к запросам рынка труда, устранение диспропорции в распределении специалистов по различным направлениям деятельности, оптимизация загруженности спортивных объектов, разработка критериев распределения финансовых средств на различных уровнях управления с учетом показателей эффективность физкультурно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Близневский А.Ю. Информационно-аналитические подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры // А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 13-19.
2. Кудинова В.А. Прогнозирование показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / В.А. Кудинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -
2018. - № 11 (165). - С. 160-162.
3. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физической культуры - 2019. - № 5. - С. 42-43.
4. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.И. Сесёлкин, Е.Д. Бакулина //Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 56-58.
REFERENCES
1. Bliznevsky, A.Yu. and Filippov, S.S. (2015), "Information and analytical approach to improvement of management of development of regional system of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3 (121), pp. 13-19.
2. Kudinova, V.A. (2018), "Forecasting indicators of the development of physical culture and sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11 (165), pp. 160-162.
3. Kudinova, V.A. and Karpov, V.Yu. (2019), "Sports progress statistics analysis for Russia", Theory and practice ofphysical culture, No.5, pp.42-43.
4. Karpov, V.Yu., Kudinova, V.A., Seselkin, A.I. and Bakulina, E.D. (2016), "Monitoring the effectiveness of development of physical culture and sport in the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 56-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2021
УДК 797.2:316.614
ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Николай Дмитриевич Лысаков, доктор психологических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Лариса Васильевна Бокова, старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, г. Москва; Оксана Юрьевна Кузнецова, старший преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация
Цель исследования - выявить основные направления, по которым пловцы-студенты вуза имели преимущество перед обучающимися, которые посещали занятия по физической культуре. Методика и организация исследования. В работе проводилось анкетирование студентов, использовались методики определения их морфофункционального состояния, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и заболеваемости. Обследование студентов РГСУ проводилось в период 2018-2019 учебного года. Результаты исследования. В работе осуществлялась сравнительная характеристика морфофункционального состояния, физической подготовленности, уровню заболеваемости и составляющих навыков здорового образа жизни у пловцов - студентов вуза и обучающихся, посещающих учебные занятия по физической культуре. Большинство студентов-спортсменов регулярно смотрят телевизионные передачи, читают художественную литературу, заняты организованным досугом, часто не употребляют спиртные напитки и наркотики, не курят. Обучающиеся, не занимающиеся спортом, умеренное использование вредных привычек рассматривают как нормальное явление, а занятия физической культурой как принудительное посещение учебных занятий. Вывод. Занятия плаванием существенно повышают уровни морфофункциональ-ного состояния студентов вуза, их физическую подготовленность, физическую и умственную работоспособность, снижают заболеваемость и способствуют социализации их личности.
Ключевые слова: юные спортсмены, студенты вуза, морфофункциональное состояние, физическая подготовленность, плавание, здоровый образ жизни, структура заболеваемости.