Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РФ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РФ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ РЕК РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казанцев Сергей Яковлевич, Саркисов Олег Ростиславович

Рассматривается состояние водных ресурсов России, правовое положение, экономические стимулы и условия развития водохозяйственного комплекса. На основании чего определяются задачи, стоящие перед обществом и государством, направленные на реализацию проблем в области охраны водных ресурсов, подлежащих устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Казанцев Сергей Яковлевич, Саркисов Олег Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF WATER RESOURCES PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL REGULATION, OPPORTUNITIES AND PRIORITIES FOR THE USE OF THE WATER MANAGEMENT COMPLEX, PROSPECTS FOR IMPROVING WATER QUALITY

The state of Russia’s water resources, the legal situation, economic incentives and conditions for the development of the water management complex are considered. On the basis of which the tasks facing society and the state are determined, aimed at implementing problems in the field of water resources protection to be eliminated.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РФ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА, ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ»

Научная статья УДК 34.502.51(282)

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-103-107

2015-0066-1/23-605 MOSURED: 77/27-011-2023-01-804

Эффективность охраны водных ресурсов в РФ: правовое регулирование, возможности и приоритеты использования водохозяйственного комплекса, перспективы улучшения качества воды

Сергей Яковлевич Казанцев1, Олег Ростиславович Саркисов2

1 Казанский юридический институт МВД РФ, Казань, Республика Татарстан, menedqment@mail.ru

2 Институт социальных и гуманитарных знаний, Казань, Республика Татарстан, oleg_sarkisov@mail.ru

Рецензент: Председатель Казанского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук, доцент,

Заслуженный юрист РТ Э. Е. Сафонов

Аннотация. Рассматривается состояние водных ресурсов России, правовое положение, экономические стимулы и условия развития водохозяйственного комплекса. На основании чего определяются задачи, стоящие перед обществом и государством, направленные на реализацию проблем в области охраны водных ресурсов, подлежащих устранению.

Ключевые слова: состояние рек России, проблемы водопользования, законодательные и приоритетные возможности, перспективы улучшения состояния водных ресурсов

Для цитирования: Казанцев С. Я., Саркисов О. Р. Эффективность охраны водных ресурсов в РФ: правовое регулирование, возможности и приоритеты использования водохозяйственного комплекса, перспективы улучшения качества воды // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 103-107. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-103-107.

Original article

Effectiveness of water resources protection in the Russian Federation: legal regulation, opportunities and priorities for the use of the water management complex, prospects for improving water quality

Sergey Ya. Kazantsev1, Oleg R. Sarkisov2

1 Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Kazan, Republic of Tatarstan, menedqment@ mail.ru

2 Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Kazan, Republic of Tatarstan, oleg_sarkisov@ mail.ru

Reviewer: Chairman of the Kazan Garrison Military Court, Candidate of Law, Associate Professor, Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan E. E. Safonov

Abstract. The state of Russia's water resources, the legal situation, economic incentives and conditions for the development of the water management complex are considered. On the basis of which the tasks facing society and the state are determined, aimed at implementing problems in the field of water resources protection to be eliminated.

Keywords: state of the rivers of Russia, problems of water use, legislative and priority opportunities, prospects for improving the state of water resources

For citation: Kazantsev S. Ya., Sarkisov O. R. Effectiveness of water resources protection in the Russian Federation: legal regulation, opportunities and priorities for the use of the water management complex, prospects for improving water quality. Bulletin of economic security. 2023;(1):103-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-103-107.

Вода - незаменимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс. Запасы мировых океанических и континентальных вод составляют 1,5 млрд куб. км [1].

Современное состояние водных ресурсов в мире определяется как одна из острейших проблем человечества. Негативная деятельность людей и производственной

© Казанцев С. Я., Саркисов О. Р., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сферы является одним из самых вредных и опасных воздействий на водные объекты. Водный дефицит испытывают 250 млн человек в 26 странах. Проблемы чистой воды и охраны водных экосистем становятся все более острыми по мере развития цивилизации и общества.

Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными акваториями стран, по запасам которых она занимает второе место в мире. Реки являются основой водного фонда России, занимая порядка 12 % территории суши [2]. Объем речного стока составляет в среднем по водности в год 4,3 тыс. куб. км. В Российской Федерации расположены 2,5 млн рек, 2,7 млн. озер, 2 290 крупных водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока, что соответствует 20 % мировых запасов пресных вод.

Мониторинг водных ресурсов дает основание полагать, что состояние поверхностных пресных вод России с каждым годом ухудшается. Большинство водных объектов значительно загрязнено, или являются грязными. Причина ухудшения ситуации - хозяйственная деятельность [3]. Развитие мегаполисов, рост промышленного производства неизбежно увеличивают объем водопо-требления и использования ее во всех сферах народного хозяйства, что и приводит к деградации водных ресурсов, их засорению и загрязнению, к снижению способности воды к самоочищению. Кроме того, загрязнение рек, водоемов, подземных вод не выдерживает никакой критики. Каждый второй житель РФ употребляет для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей установленным нормам. Свыше 72 % сточных вод, подлежащих очистке (13,8 куб. км), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % (3,4 куб. км) загрязненными без очистки и только 11 % (2 куб. км) являются очищенными до установленных нормативов. Не соответствуют нормативам в настоящее время от 35 до 60 % питьевой воды в России, около 40 % поверхностных и 17 % подземных источников питьевого водоснабжения [4].

Стратегическая цель государственного управления водными запасами в стране - это достижение и поддержание экономически эффективного и экологически безопасного уровня водопользования, употребление чистой воды для питья населения, проживающего в мегаполисах страны. В этой связи «Водная стратегия» Российской Федерации» была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 года - документ долгосрочного планирования, определяющий основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса на период до 2020 года. Кроме того, российская нормативная база в области водно-ресурсного обеспечения страны изобилует законами и нормами. Основными законодательными и нормативными актами, которые регламентируют охрану водных объектов, являются: 1) международные конвенции - Хельсинская Конвенция Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН по охране и использованию трансграничных водо-

токов и международных озер 1992 г. (далее - Конвенция 1992 г.), Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамса Арская конвенция) 1971 года 2) национальное законодательство - Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 г № 74-ФЗ (в редакции от 01.04.2022 г. № 82-ФЗ), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 30.12 2021 года № 446-ФЗ), Федеральный закон РФ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями, в ред. от 30.12.2021 г. № 445-ФЗ), Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ (в ред. от 11.07.2021 г. № 193-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 26 октября 2019 г. № 1379 «Об утверждении Правил отнесения водных объектов» и др.

Вышеуказанные законы России необходимы и предназначены для сохранения и рационального использования водных ресурсов и определяют задачи действующим специально уполномоченным органам - Федеральному агентству водных ресурсов, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта - Ространснадзору, Российской компании централизованных систем водоснабжения и водоотведения - Росводоканалу. В этой связи обеспечение качественной водой населения, создание благоприятных условий для функционирования всех отраслей экономики их количественного и качественного воспроизводства является важным направлением деятельности вышеуказанных органов. Однако, к сожалению, до сих пор имеет место низкая эффективность системы воспроизводства и управления водным хозяйством, ограниченное внедрение новых современных разработанных систем по сокращение объемов сброса сточных вод в водохранилища и реки страны. Сдерживающими факторами, препятствующими дальнейшему развитию водохозяйственного комплекса РФ, являются: плохая техническая оснащенность, расточительное водопользование с высоким удельным расходом воды, неудовлетворительное качество воды в водных объектах, значительный материальный ущерб от негативного воздействия вод, промышленных стоков, канализационных сбросов, сливов с полей, отходов животноводческих комплексов.

В отдельных регионах страны реки и озера продолжают испытывать серьезную антропогенную нагрузку, выражающуюся в поступлении в них загрязненных сточных вод из различных источников. Кроме того, потепление и климатические условия определяют изменения стоков в бассейнах больших рек. Максимальную нагрузку от загрязнения испытывают бассейны рек Волги и Оби, на долю которых приходится 63 % всех случаев высоких и экстремально высоких уровней загрязнений.

Так, в Республике Татарстан протекают большие реки общей протяженности 19 тыс. км: Волга, Кама,

Вятка, Меша, Белая и множество средних и малых. Сток рек в республике ежегодно составляет 234 млрд куб. м, в которые сбрасывается более 700 млн куб. м сточных вод, в том числе не очищенных - 80 %, с которыми поступают 600 тыс. тонн загрязняющих веществ. [5] Все это связано с недостаточной эффективностью работы очистных сооружений, отсутствием контроля за сбросом загрязненных вод, невыделением средств для строительства новых водоохранных комплексов и зон. Из протокола заседания Ученого совета в 2005 году при Президиуме Академии наук Татарстана известно, что на 80 % Волга, протекающая по территории республики, уже превратилась в болото [6], серьезно пострадали 79 рек длиной более 100 км, и 260 рек длиной 60 км. Из-за пересыхания Куйбышевского водохранилища гибель грозила 80 % рыбного стада, кроме того, в связи с обмелением рек под угрозой оказалось все речное судоходство. А вслед за этим, как подсчитали ученые, регион могли покинуть 90 % млекопитающих - птиц и животных. Становится очевидным, что изменение климата привело к существенному ухудшению водного режима России. Потепление влияет и на систему стока больших и малых рек Республики Татарстан [7]. К сожалению, в республике до настоящего времени продолжают иметь место факты сброса загрязненных отходов в бассейны рек и озер. Экологические ведомства, а также общественные организации бьют тревогу, принимают ряд мер, но этого недостаточно, в том числе из-за отсутствия госфинансирования, что отмечалось выше. Как отметил глава Республики Татарстан Рустам Мин-ниханов на недавнем заседании Бассейнового совета Нижневолжского округа, «Татарстан - один из самых многоводных и промышленно развитых регионов, как в Приволжском федеральном округе, так и в РФ: 6,4 % территории покрыто водой. Это богатство, которое, несомненно, нужно беречь и сохранять. Водные ресурсы - это стратегически важная составляющая Республики - и для водоснабжения, и как источник энергии, и как транспорт. В этой связи основная цель - улучшить состояние реки, сократив к 2025 году объемы сброса загрязненных сточных вод более чем в три раза. Государственное финансирование только по этому направлению составит порядка 18 млрд рублей. На период с 2022 по 2024 год республике Татарстан на реализацию регионального проекта «Эклология» предусмотрено 12 332,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета 9 966,4 млн руб.: на федеральный проект «Оздоровление Волги» - 11 183,7 млн руб., на 2024 год -3 842 млн руб. Из крупных проектов - запланировано строительство и реконструкция 13 очистных сооружений» [8].

Минприроды России одобрило проекты Республики Татарстан и других регионов, вносящих определенный вклад в модернизацию систем водоотведения и очистных сооружений на реке Волге. Кроме того, стартуют масштабные проекты по улучшению качества воды в трех крупнейших водоемах страны - реке Волги

и озер Байкал и Телецкое - по нацпроекту «Экология». Государство планирует направить на эти цели порядка 49,2 млрд рублей. Сроки реализации 2019-2024 гг. Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 13 мая 2021 года № 1219-р более 138,7 млн рублей выделено девяти регионам России для улучшения экологического состояния и очистки рек и озер [9].

К сожалению, на территории Российской Федерации неблагоприятная ситуация в области водных ресурсов продолжает иметь место. Экстремально высокие уровни загрязнения поверхностных пресных вод отмечались на 130 водных объектах, высокие уровни загрязнения - на 331 водотоке. Министерство энергетики России еще в своем Докладе за 2018 год определило, что сброс сточных вод в водные объекты составляет 458,9 млн куб. м из них загрязненных вод, т. е. без очистки 345.1 куб. м. Вместе с тем, объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные акватории, в 2020 году сократился на 5,97 % по сравнению с 2019 годом, видимо, водоемы и водотоки справляются с обезвреживанием загрязненных участков. Вызывает тревогу и то, что, по прогнозам международного сообщества, запасы пресной питьевой воды далеко не безграничны, и они уже подходят к концу. Согласно исследованиям, к 2025 году больше половины государств планеты либо ощутят серьезную нехватку воды, либо почувствуют ее недостаток, а к середине XXI века уже трем четвертям населения Земли не будет хватать пресной воды. Кроме того, ученые констатируют, что 1 миллиард 400 миллионов жителей земли не имеют доступа к пресной воде. В ближайшем будущем ситуация будет только усугубляться [10].

В этой связи актуализируется первоочередная задача специально уполномоченным органам России в области водопользования - осуществлять формирование и реализацию долгосрочной целевой программы по использованию и охраны водных объектов, направленной на системное решение проблем сохранения и восстановление водных ресурсов страны как системообразующего элемента окружающей среды. Определяется важность издания законов (документы территориального планирования), которые бы устанавливали долгосрочные, конкретные нормативы и предписания вышеуказанным государственным структурам и другим ведомствам, с поэтапным достижением положительных результатов по очищению рек и водотоков. Загрязнения и засорения водоемов должны рассматриваться с принятием мер, предусматривающих постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные ресурсы. Среди организационно- технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, действенным и наиболее эффективным является очистка сточных вод [11]. Основные способы очистки: механические, биологические (биохимические), физико-химические, такие как хлорирование, методы дезинфекции с применением гипохло-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

рита натрия, диоксид хлора, - являющиеся хорошими дезинфекционными средствами, способными разрушать биологические пленки в воде и на внутренних стенках трубопроводов. Кроме того, целесообразна планомерная работа по восстановлению водохозяйственных систем и реконструкций хозяйственных сооружений, разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов. Бережное отношение к водным ресурсам, сокращение объемов сброса сточных вод в водохранилища и введение в хозяйственных зонах на предприятиях оборотного водоснабжения, построенного на замкнутых циклах перераспределения водотоков, обеспечит результативную систему учета и контроля. Сохранение водных объектов, их качество, охрана и комплексное использование является одной из важных задач государства. Законодательно должны быть закреплены меры персональной ответственности для лиц, на которых возложена обязанность сохранения водоемов и зон, особо охраняемых водных объектов, в случаях неисполнения ими своих должностных функций. Инновации, налоговая стимуляция и огромные штрафы - вот то, что может в комплексе способствовать разрешению проблемы загрязнения водотоков и рек страны.

Главная цель и руководящая роль государства (особо уполномоченных органов Российской Федерации) с учетом действующих правовых норм по охране и использованию водных ресурсов России, как мы считаем, должна состоять в обеспечении качественной водой населения, повсеместном строительстве очистных сооружений, создании благоприятных условий для функционирования водохозяйственной системы. В этой связи охрана водоемов от истощения и загрязнения, их количественного и качественного воспроизводства, восстановление водотоков промышленных объектов, а также просвещение и информирование населения, живущего у берегов загрязненных рек, о заболеваемости и влиянии экологических факторов на состояние здоровья, является непременным условием перспективного развития водной отрасли России.

Список источников

1. Алексеева А. Г. Управление водными ресурсами в Российской Федерации. СПб. : ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. 44 с.

2. Асарин А. Е. Проблемы водообеспечения // Водные ресурсы / Российская академия наук. М., 2005. Т. 32. № 5. С. 634-636.

3. Сиваков Д. О. К вопросу о состоянии и перспективах развития водного права России // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 139-147.

4. Степаненко А. С., Барашева Е. В. К вопросу правовой охраны водных ресурсов // ГлаголЪ правосудия. 1 (19). 2019. С. 35-39.

5. Щеповских А. Проблемы экологии и пути их решения в Республике Татарстан // Панорама-форум,

1997, № 14 - Специальный выпуск: Экология Республики Татарстан: проблемы и решения. С. 13.

6. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 г. // Министерство экологии и природных ресурсов РТ (24.06.2016).

7. Болгов М. В., Коробкина Е. А., Трубецкова М. Д., Филимонова М. К., Филиппова И. А. Современные изменения климатических характеристик и вероятностные оценки изменения минимального стока в бассейне реки Волга // Водное хозяйство России. № 3. 2014. С. 75-84.

8. Аргументы и Факты № 40 (2185) 5-11 октября 2022 г. «Спасти Волгу-Матушку». С. 4.

9. Постановление Правительства РФ от 31 марта

2021 г. № 515 «Приоритеты и цели государственной политики в сфере эффективного использования водных ресурсов».

10. Данилов-Данильян В. И. Глобальная проблема дефицита пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы. 2005. Т. 32. № 5. С. 625-633.

11. Хохрякова Е. Современные методы обеззараживания воды // Библиотека «Аква-Терм». 2014. С. 110.

References

1. Alekseeva A. G. Water resources management in the Russian Federation. SPb. : St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, 2015. 44 p.

2. Asarin A. E. Problems of water supply // Water resources / Russian Academy of Sciences. M., 2005. Vol. 32. № 5. P. 634-636.

3. Sivakov D. O. On the issue of the state and prospects of development of water law in Russia // Journal of Russian Law. 2018. № 5. P. 139-147.

4. Stepanenko A. S., Barasheva E. V. On the issue of legal protection of water resources // Glagol of Justice. 1 (19). 2019. P. 35-39.

5. Shchepovskikh A. Problems of ecology and ways to solve them in the Republic of Tatarstan // Panorama-Forum, 1997, № 14 - Special issue : Ecology of the Republic of Tatarstan : problems and solutions. P. 13.

6. State report on the state of natural resources and environmental protection of the Republic of Tatarstan in 2015 // Ministry of Ecology and natural resources of the Republic of Tatarstan (24.06.2016).

7. Bolgov M. V, Korobkina E. A., Trubetskova M. D., Filimonova M. K., Filippova I. A. Modern changes in climatic characteristics and probabilistic estimates of changes in minimum flow in the Volga River basin // Water management of Russia. № 3. 2014. P. 75-84.

8. Arguments and Facts No. 40 (2185) 5-11 October

2022 «To save the Mother Volga». P. 4.

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 31, 2021 № 515 «Priorities and goals of state policy in the field of efficient use of water resources».

10. Danilov-Danilyan V. I. The global problem of freshwater scarcity and the world market // Water resources. 2005. Vol. 32. № 5. P. 625-633.

11. Khokhryakova E. Modern methods of water disinfection // Library «Aqua-Term». 2014. P. 110.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.», утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 350.

2. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. № 1391 «Об утверждении правил охраны поверхностных водных объектов».

3. Региональная программа по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения в Республике Татарстан на 2019-2024 годы, утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 30 июля 2019 г. № 635.

4. Думнов А. Д. Статистика окружающей природной среды: история и современность. Водные ресурсы, водопользование и охрана вод в России : тенденции последних лет // Вопросы статистики. 2008. № 3. С. 5-18.

5. Комаров И. К. Возрождение Волги - шаг к спасению России // Наука в России. 1996. № 5. 511 с.

6. Постановление КМ РТ от 28 декабря 2013 г. № 1083 «Об утверждении государственной программы

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014-2020 годы».

Bibliographic list

1. The Federal Target Program «Development of the Water Management Complex of the Russian Federation in 2012-2020», approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 350 dated April 12, 2012.

2. Decree of the Government of the Russian Federation № 1391 dated September 10, 2020 «On approval of the rules for the protection of surface water bodies».

3. The regional program for the construction and reconstruction (modernization) of centralized wastewater treatment facilities in the Republic of Tatarstan for 2019-2024, approved by Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan № 635 dated July 30, 2019.

4. Dumnov A. D. Statistics of the natural environment: history and modernity. Water resources, water use and water protection in Russia : trends of recent years // Questions of statistics. 2008. № 3. P. 5-18.

5. Komarov I. K. The revival of the Volga - a step to the salvation of Russia // Science in Russia. 1996. № 5. 511 p.

6. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated December 28, 2013 № 1083 «On approval of the State program "Environmental protection, reproduction and use of natural resources of the Republic of Tatarstan for 2014-2020».

Информация об авторах

С. Я. Казанцев - профессор кафедры криминалистики Казанского юридического института МВД РФ, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Татарстан;

О. Р. Саркисов - доцент кафедры теории и истории государства и права Института социальных и гуманитарных знаний, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан.

Information about the authors

S. Ya. Kazantsev - Professor of the Department of Criminology of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan;

O. R. Sarkisov - Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of the Higher School of the Republic of Tatarstan.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.12.2022; одобрена после рецензирования 24.01.2023; принята к публикации 28.02.2023.

The article was submitted 05.12.2022; approved after reviewing 24.01.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.