Научная статья на тему 'Экологические проблемы Республики Татарстан в области водопользования: организационно-правовые и практические меры их решения'

Экологические проблемы Республики Татарстан в области водопользования: организационно-правовые и практические меры их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3951
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ / ПРОБЛЕМЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ МЕРЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Саркисов Олег Ростиславович, Любарский Евгений Леонидович

В статье рассматриваются проблемы в области водопользования в Республике Татарстан, действие нормативных актов по преодолению негативного воздействия на водные ресурсы, подчеркивается необходимость рациональной эксплуатации и улучшения экологического состояния водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Саркисов Олег Ростиславович, Любарский Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Problems in the Sphere of Water Resources Management in the Republic of Tatarstan: Procedural and Practical Solutions

The paper deals with the problems in water resources management in the Republic of Tatarstan, and operation of statutory acts aimed at overcoming negative effect on water resources. The authors emphasize the necessity of rational exploitation and enhancement of ecological state of water resources.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы Республики Татарстан в области водопользования: организационно-правовые и практические меры их решения»

УДК 342

Экологические проблемы Республики Татарстан в области водопользования: организационно-правовые и практические меры их решения

Саркисов О.Р.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции, Заслуженный работник высшей школы РТ

Любарский Е.Л.

Доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники и физиологии растений Казанского (Приволжского) федерального университета, Заслуженный деятель науки РФ и РТ

В статье рассматриваются проблемы в области водопользования в Республике Татарстан, действие нормативных актов по преодолению негативного воздействия на водные ресурсы, подчеркивается необходимость рациональной эксплуатации и улучшения экологического состояния водных ресурсов.

Ключевые слова: Республика Татарстан, состояние водных ресурсов, проблемы водопользования, правовые меры решения проблем водопользования.

Экологические проблемы, которые встали перед человечеством в современный период, вызывают необходимость их решения в общепланетарном масштабе. В соответствии со статистическими данными Всемирной организации здравоохранения, треть населения Земли страдает от нехватки питьевой воды, 70 % сточных вод на планете не очищаются вообще, ощущается глобальная нехватка централизованных систем водоснабжения и канализации, больше половины больничных мест в большинстве государств заняты пациентами, страдающими болезнями, вызванными употреблением некачественной питьевой воды. Вода - незаменимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс. При этом демографические и экономические перспективы развития человечества обещают нарастающее загрязнение водных объектов, их деградацию и еще больший «водный голод», влекущий за собой повышение социальной конфликтности [1]. Действующие международные конвенции и соглашения направлены на объединение усилий международного сообщества в 184

сотрудничестве в целях охраны окружающей природной среды и ее отдельных компонентов: вод, земель, недр и т.д.

На территории России расположены 2,5 млн. рек, 2,7 млн. озер, 2290 крупных водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока, что составляет 20 % мировых пресных вод. Морское побережье России (около 60 тыс. км) омывается 13 морями [2].

Одной из важных проблем является необходимость удовлетворения потребности обеспечения населения России чистой водой, охрана вод от засорения и загрязнения

К сожалению, мониторинг водных ресурсов дает основание заключить, что состояние поверхностных пресных вод России с каждым годом ухудшается. Большинство водных объектов значительно загрязнено или являются грязными [3]. Причина ухудшения ситуации - хозяйственная деятельность. Развитие мегаполисов, рост промышленного производства неизбежно увеличивают объем потребления

воды и использования ее во всех сферах народного хозяйства, что и приводит к деградации водных ресурсов, их засорению и загрязнению, к снижению способности воды к самоочищению. Основными источниками загрязнения водных ресурсов являются: сброс неочищенных сточных вод предприятий промышленности (33 %) и поверхностный сток с неблагоустроенных территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий [3].

Водная Стратегия Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, направлена на улучшение ситуации водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование. В Российской Федерации также существуют государственные программы, направленные на оздоровление водных объектов. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 г. № 1092 - утверждена Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 гг., Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1295 утверждена ФЦП - «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 гг.». Исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности в области водопользования, Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р утвержден План основных мероприятий по проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии. В этой связи разработаны действенные нормативные документы по улучшению экологического состояния водных объектов, обеспечению устойчивого функционирования водохозяйственных комплексов субъектов РФ, включая регулирование стоков реки Волги и других больших рек.

Статистика последних лет отмечает не менее сложную экологическую ситуацию в Республике Татарстан [4]. На рисунке 1 представлены водные ресурсы Татарстана, на рисунке 2 - масштабы загрязнения и засорения акваторий и подземных вод в Татарстане и их влияние на заболеваемость населения, проживающего у берегов водоемов.

Загрязнение и засорение ухудшают качество вод акватории Республики Татарстан, истощение вод связано с сокращением запасов и ухудшением качества поверхностных и подземных вод.

Одной из причин загрязнения является некачественное очищение водных ресурсов, что связано с неудовлетворительным состоянием очистных сооружений, многие из которых устарели. Более половины очистных сооружений канализации эксплуатируются более двадцати лет, работают с низкой эффектив-

ностью, требуют реконструкции и модернизации. Недостаточно очищаются сточные воды промышленных и коммунальных предприятий. Значительная часть промышленных отходов складируется на различных поверхностных и подземных полигонах. С течением времени эти полигоны становятся крупным источником загрязнения окружающей среды, отдельные компоненты отходов попадают в подземные воды и загрязняют их. Кроме того, в связи с обмелением рек под угрозой оказалось все речное судоходство. Ученый совет при Президиуме Академии наук Татарстана констатировал, что на 80 % Волга, протекающая на территории республики, уже превратилась в болото [5]. В республике серьезно пострадали 79 рек длиной более 100 км. и 260 рек длиной 60 км. Из-за пересыхания Куйбышевского водохранилища гибель грозит 80 % рыбного стада. А вслед за этим, как подсчитали ученые, регион покинут 90 % млекопитающих. Обнажение обширных прибрежных участков приведет к тому, что нерест

Всммме ресурсы 1*1

Пбш?я ПЛЦшаль №>ДН0Й |цтер*щкти - 4,4 ТЫС, КЧ!

* ( >Г'1ГНЧ' Ш1ЛНЧСС1 НЛ RiMHI.lt 1Ш Ы'К ПIЕ* -

^ 11(М(М(»ки (|и-ки ручьи. кинилы) - 13640

I Обшуя плошаль и дер - 11974 кпН

* 11 |к»тнженш)сть речной сети в РТ - 30224,7 км

Обшее квлжчМтво пресные полечим* рил млн.н3

Рис. 1. Общая структура водных ресурсов РТ

ЗАсрншшшС вЛд к Г1

ЬЖЮЛЧЫН сброс СТ0Ш1МЧ ВОЛ-71Н1 млн.м*

(" Гцик +л [щиишпг р(1ЩКП- 600 ТЫС-1

Ой I и1ч' количества пни н учмтков ни ряшенкв паднмлых 1Н).1 - 1

1иГн1.к,в.и,мип1. нясс.'и'иия. ирпжининнщл о у берегов ьадоИмои,за послание 5 лет увеличилась ны Л4,6 %

Рис. 2. Загрязнение и засорение акваторий и подземных вод в РТ

ценнейших промысловых видов рыб будет происходить на заиленных участках Куйбышевского водохранилища. Это скажется на поколении рыб, которое через 2-3 года достигнет промысловых размеров. Естественно, ущерб будет основательным, если произойдет снижение улова в 2-3 раза, а может быть и в десять раз, и рыбохозяйственным предприятиям придется закрыться. Дно Куйбышевского водохранилища загрязнено. Лет десять назад экологи насчитали в бассейне Волги около 2,5 тыс. брошенных кораблей, баркасов и даже нефтеналивных судов [6]. Может ли река при этом иметь чистое дно?

В ряде регионов Поволжья на протяжении десятка лет интенсивно вырубают леса, что провоцирует обмеление рек. В некоторых местах на берегах Волги намывают песок и застраивают прибрежную береговую линию, (например, район у поселка Займище - вблизи Казани). Кроме того, имеет место рост нарушений водоохранного законодательства по сравнению с 2015 г. в два раза (536/1600). Одним из распространенных нарушений является ограничение доступа к воде - берега водоохранных зон застраиваются заборами, строениями дач, ангарами. Одной из проблем является использование водоемов федерального значения органами местного самоуправления РТ, которые зачастую выдают береговую зону Куйбышевского водохранилища за земли сельхозназначения, или земли населенных пунктов, а затем передают их в собственность [7].

Загрязнение Волги отходами производства, стоками нефтехимической промышленности приводит к массовым заболеваниям населения, проживающего по берегам реки (в Республике Татарстан - высокий процент заболеваемости населения отмечается в районе городов Чистополь, Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск). В зарубежных странах Европейского Союза данные проблемы решаются принятием конкретных мер. Так, в Германии река Рейн во второй половине ХХ столетия деградировала настолько, что по ее поверхности плавала пена, а после аварии на заводе «Сандос» в реку попали сотни тонн ядовитых веществ. После этого появилась Международная программа спасения реки, все предприятия Рура и Вестфалии заставили очищать стоки. К 2000 г. в Рейн вернулась рыба, а к 2020 г. планируется разрешить купание в реке.

Планирование в области улучшения ситуации по охране окружающей среды и водопользованию осуществляется и на уровне субъектов РФ. Так, в Республике Татарстан издаются законы и региональные целевые программы. В связи с включением Республики Татарстан в число регионов, участвующих в апробации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, и в силу Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г., утвержден-

ной Законом РТ от 17 июня 2015 г. № 40ЗРТ, была скорректирована Программа социально-экономического развития РТ на 2011-2015 гг. Региональные целевые программы (РЦП) Республики Татарстан. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. № 804 «Об утверждении республиканской целевой программы Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013-2020 гг; Постановление КМ РТ от 28 декабря 2013 г. № 1083 «Об утверждении государственной программы» Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014-2020 гг.» - программы определяют повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Татарстан в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Цель программ - повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан.

Социальная эффективность программ в области водных объектов характеризуется:

- рациональным использование водных ресурсов Республики Татарстан и обеспечением защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды.

На реализацию данных программ выделены большие средства, как из местного, так и из федерального бюджета. Программы существуют, задачи поставлены, средства на реализацию выделены, а проблемы пока остаются. Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ, в соответствии с которым 2016 г. был объявлен Годом водоохранных зон Волги и Камы, и это - важная основа для целенаправленных долгосрочных действий по улучшению экологического состояния водной акватории Республики Татарстан.

В Республике Татарстан сложная ситуация складывается и с озерами. В настоящее время насчитывается более 8 тыс. озер, общая площадь их водной поверхности составляет 4,4 тыс. км, или 6,4 % от всей территории. Крупные озера на территории г. Казани Средний (112 га.), Нижний (56,0 га), и Верхний Кабан (25,0 га.). Озеро Лебяжье (состоящее из трех озер с зеркалом 34,4 га.) - в основном все они находятся под защитой государства, однако они и высыхают, и засоряются (в озеро Кабан сливают отходы ряд предприятий). Кроме того, тревожные симптомы указывают на то, что в последнее время ряд водных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) были исключены из состава ООПТ Татарстан. В основном, это - историко-культурные памятники и те, которые вошли в состав заповедников, например, памятник природы «Голубые озера»,

массив «Дубки» в районе водозабора, карьерный овраг возле поселка Нагорный и река Казанка. Мнение экологов на наличие ООПТ в Казани различно. Одни считают, что городу необходимо иметь особо охраняемые зеленые территории, особенно в районе рек (Волги, Казанки), которые должны войти в Генплан Казани, чтобы в дальнейшем застройщики не разрушали их. Другая группа экологов полагает, что промышленный мегаполис и памятники природы - несовместимы [7]. В этой связи необходимы: финансовые вложения (с учетом оказания федеральной помощи), применение современных технологий очистки водных ресурсов и сточных вод на примере зарубежного опыта.

Необходимо издавать такие законы, которые бы определяли эффективные меры оздоровления и использования водных ресурсов. Так, охрану вод с целью достижения «хорошего» состояния, предпринимает Европейское Сообщество (ЕС) [8] предусматривая меры по предотвращению загрязнения вредными веществами. Целями этих мер является полное пресечение выбросов в водные объекты вредных веществ к 2020 г. путем проведения интегрированной совместной работы комитетов и других административных учреждений в районах бассейнов рек. Европейский союз к этому шел, поэтапно издавая Директивы, на протяжении тридцати лет применяя всевозможные меры воздействия к загрязнителям.

Исходя из вышеизложенного, и с учетом реально сложившейся ситуации в области водопользования следует подчеркнуть, что вопросы сохранения водных ресурсов, их качество, охрана и комплексное использование являются одной из важных задач государства. В этой связи необходима выработка таких законов (документы территориального планирования), которые бы устанавливали долгосрочные, конкретные нормативы и предписания государственным структурам (Федеральное агентство водных ресурсов, Роспотребнадзор и т.д.) с поэтапным достижением положительных результатов по очищению водных объектов. Кроме того, должны быть законодательно закреплены меры юридической ответственности для лиц, отвечающих за сохранение водоохранных зон и зон особо охраняемых водных объектов, в случаях неисполнения ими своих должностных обязанностей. Сложная ситуация в области загрязнения и засорения водоемов должна рассматриваться с принятием мер, предусматривающих постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные объекты: восстановление водохозяйственных систем и реконструкций хозяйственных сооружений; обеспечение населения и объектов экономики водой нормативного качества на основе устойчивого рационального использования водных ресурсов с учетом нормирования привноса загрязняющих веществ [9]. С использованием новых, но

Право

уже зарекомендовавших себя препаратов (высокоэффективных, химико-синтетических природных бактерий) для очистки промышленных и муниципальных стоков.

Вышеуказанная стратегия, т.е. определение основных долгосрочных целей и задач по организации соответствующей работе Республике Татарстан будет способствовать преодолению негативного воздействия на водные ресурсы и обеспечению надежной охраны, рациональной эксплуатации и улучшению их экологического состояния.

Литература:

1. Сиваков Д О. Водное право России: учеб.-практ. пособие. - М.: Изд-во Юстицинформ, 2009. -296 с.

2. Глазкова С.В. Совершенствование управления водопользованием в регионе (На примере Республики Коми): дис. ... канд. экон. наук. - Сыктывкар, 2003. - 160 с.

3. Калиниченко Т.Г. Объекты водных отношений (публично и частноправовые аспекты) // Аграрное и земельное право. - 2005. - № 5. - С. 112-123.

4. Айдаркина Е.Е. Основные проблемы водопользования России и пути их решения // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012.

- № 5. - С. 143-147.

5. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 г. // Министерство экологии и природных ресурсов РТ. (24.06.2016 г.).

6. Андреев А. Мы вырвались из каменного мешка, а вот теперь его нам здесь хотят построить // Аргументы недели. - 2016. - № 4 (495). - С. 12-13.

7. Антонов Ю. Сбежавшая река // Аргументы недели. - 2016. - № 5 (496). - С. 8-9.

8. Вольская В. Закон в воду // Аргументы и факты.

- 2016. - № 48 (1881). - С. 20.

9. Барышников А. Лицензирование использования и охраны водных объектов // Закон. - 2001. -№ 5. - С. 61.

10. Быков А.А. Эффективное управление водными ресурсами: проблемы, задачи, пути решения. 7 Международный конгресс «Чистая вода. Казань». 23-25 ноября, 2016. - С. 19-22.

11.Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского Союза / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. О.Л. Дубовик. - М.: Издательский Дом «Городец», 2007. - 144 с.

12. Сиваков Д.О. Водное право: учеб.-практ. пособие. - М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2010. - 92 с.

13.Шарапов Н.М. Совершенствование методологии восстановления качества поверхностных вод

природных водных объектов на уровне субъектов Федерации: дис. ... докт. техн. наук. - Чита, 2010. - 345 с.

14. Щеповских А. Проблемы экологии и пути их решения в Республике Татарстан // Панорама-форум. Специальный выпуск: Экология Республики Татарстан: проблемы и решения. - 1997. - № 14. - С. 13.

Ecological Problems in the Sphere of Water Resources Management in the Republic of Tatarstan: Procedural and Practical Solutions

O.R. Sarkisov

Kazan Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice

E.L. Liubarski Kazan (Volga Region) Federal University

The paper deals with the problems in water resources management in the Republic of Tatarstan, and operation of statutory acts aimed at overcoming negative effect on water resources. The authors emphasize the necessity of rational exploitation and enhancement of ecological state of water resources.

Key words: the Republic of Tatarstan, state of water resources, problems of water resources management, legal solutions of problems in water resources management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.