Bono's method, students have an opportunity to think of those things which they didn 't seriously perceive before that increases their chances to find a right or a suitable solution to a problem or a situation. The method "Six hats" also helps to recruit with the discussion of reticent students. Thus any ofparticipants states the point ofview, without feeling discomfort despite that his opinion can contradict opinion of the majority, after all he says on behalf of one of the color hats, but notfrom the person that considerably develops communicative skills of the students.
Key words: communication, Edward de Bono, six thinking hats, method, intensive technologies, learning a foreign language.
Original article submitted 24.01.2015;
revision submitted 24.01.2015
Julia V. Shustova, lecturer, Dept. of Foreign Languages. УДК 37.022
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Л.Б. Эрштейн
Институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18 Е-mail: [email protected]
Показывается, что одной из основных проблем качества образования является проблема эффективности образовательных воздействий. Ставится вопрос об оценке эффективности образовательных воздействий. Представлен анализ проблемы оценки эффективности педагогического воздействия, показано, что одним из способов оценки эффективности является анализ ресурсов и антиресурсов субъектов личности и их изменение в результате образовательного воздействия. Под ресурсами личности понимаются феномены, которыми располагает личность для достижения поставленной цели, а под антиресурсами - феномены, препятствующие достижению цели. Развивается новое понимание эффективности, в соответствии с которым эффективность является разницей между ресурсами и антиресурсами. Разработан алгоритм повышения эффективности образовательного воздействия на основе анализа ресурсов и антиресурсов субъектов образовательного воздействия, представляющий собой оценку динамики изменения ресурсов и антиресурсов в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательное воздействие, эффективность образования, алгоритм повышения эффективности образования, образовательное взаимодействие, качество образования.
В настоящее время уделяется очень большое внимание проблеме качества образования. Качеству образования посвящено множество научных работ, проблема обсуждается в педагогическом сообществе.
Одним из основных вопросов качества образования является вопрос об эффективности образовательных воздействий. Представляется, что образование является
Леонид Борисович Эрштейн, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и управляющих систем Института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.
совокупностью воздействий, осуществляемых обучающими по отношению к обучающимся с целью достижения определенного образовательного результата.
Рассмотрим, как понимают эффективность в образовании в источниках. Так, Л.П. Вишневская пишет: «Эффективность рассматривают как обобщенную философскую категорию, главным понятием которой является соотнесение достигнутых результатов с ожидаемыми (прогнозируемыми) целями. Определение педагогической эффективности той или иной образовательной системы (в данном случае технологической эффективности образовательной деятельности), выбор ее критериев будет зависеть от концептуальной позиции исследователя, ее ориентации на определенную парадигму образования» [2].
В свою очередь авторы коллективной монографии ЛЭЙРО указывают: «Социальная эффективность образования рассматривается как соответствие социальных эффектов образования стратегическим интересам развития общества, качество влияния образования на окружающую среду... социальная эффективность - максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий. Эффективность - отношение результата к затратам: чем значительнее результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В качестве цели современного образования определяется развитие личностной эффективности человека, которая понимается как результат реализации системы качеств личности, позволяющих человеку быть успешным в условиях социума. Личностная эффективность - возможность осуществлять продуктивные действия, которая базируется на таких основных понятиях, как осознание своих намерений и целей, управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги, эмоции и т. д.), взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, эффективность личности - это качество ее взаимодействия с собой и окружающим миром. Иными словами, это то, насколько хорошо человек умеет договариваться и сотрудничать с собой и окружающими, достигать поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно и уверенно» [1, с. 4-7].
Признавая в значительной степени сказанное авторами, нельзя согласиться с некоторыми утверждениями. Так, на наш взгляд, крайне неверно говорить о том, что в разных педагогических парадигмах и с использованием разных педагогических технологий эффективность будет разной. Образовательный процесс в любом случае предназначен для развития личности и повышения ее адаптационных качеств независимо от того, каким образом он в конечном итоге будет реализовываться.
Приведенное классическое определение эффективности в случае образования ставит перед педагогом целый ряд трудно разрешимых вопросов. Во-первых, какой должен быть результат педагогического взаимодействия, как его измерить, каким образом его контролировать. Во-вторых, возникает вопрос о затратах - о материальной составляющей, или о затратах психической энергии, или о чем-то другом. Конкретного ответа на эти вопросы не приводится.
Попытка ответить на данные вопросы через измерение объективных внешних составляющих, показанная, например, в монографии О.Ю. Ефремова, также вызывает много возражений. Он пишет: «Оценка эффективности технологии обучения складывается из таких составляющих: оценка полноты изложения учебной информации, которая выявляется в ходе объективного контроля учебных занятий и инспектирования (итогового контроля); оценка результатов обучения, которая выносится в ходе текущего контроля успеваемости; промежуточная аттестация обучающихся; итоговая государственная аттестация.» [3, с. 137].
В частности, непонятно, каким образом оценить «полноту изложения учебной информации», как оценить «результаты обучения» и так далее. Кроме того, такая по-
становка вопроса акцентирует внимание на формальном образовательном результате, фактический же результат коренным образом отличается от формального. Обучающийся учится не для того, чтобы получить оценку отлично или красный диплом, не для того, чтобы хорошо пройти аттестацию.
Таким образом, возникает проблема операционального определения эффективности образовательных взаимодействий и самого образовательного процесса, решение которой позволило бы дать материал, позволяющий практически использовать его в образовательной деятельности практикующими педагогами.
Возможным решением этой проблемы могло быть понимание эффективности, изложенное нами в работе, посвященной оценке эффективности научного руководства. Мы пишем: «Вместе с тем можно предложить и иной подход к пониманию эффективности научного руководства. В нашей предыдущей работе [7] была разработана концепция ресурсов и антиресурсов, общая суть которой состоит в том, что в процессе деятельности субъекты используют определенные ресурсы, где под ресурсами понимаются любые проявления материального или психического мира, способствующие достижению цели. С другой стороны, коль скоро имеют место быть проявления, способствующие достижению цели деятельности, значит, должны быть и проявления, препятствующие достижению цели. Такие проявления мы предлагаем называть антиресурсами. Анализируя эффективность научного руководства с точки зрения данной концепции, можно сформулировать следующую закономерность: эффективность научного руководства является разницей между имеющимися ресурсами и антиресурсами. В результате наиболее эффективным будет такое научное руководство, которое располагает в наибольшем объеме четырьмя видами ресурсов, а именно: социальными, материальными, психическими и временными, и при этом все возможные антиресурсы сведены к минимуму» [4].
Использование такого подхода при анализе эффективности образовательного взаимодействия позволяет дать следующее определение эффективности: «Эффективность образовательного взаимодействия является разницей между ресурсами и антиресурсами, получаемыми обучающим после окончания данного взаимодействия». В этой связи необходимо отметить следующее: общая цель образовательного процесса, с точки зрения концепции «ресурсов - антиресурсов», состоит в увеличении количества ресурсов обучающихся и в уменьшении количества их антиресурсов.
Однако возникает вопрос о том, что же является ресурсами и антиресурсами в данном случае. В общем виде можно сформулировать ответ следующим образом: ресурсами личности являются любые артефакты внутренней и внешней действительности, способствующие достижению личностей целей своей деятельности. Для ребенка основными показателями ресурсов в его образовательной деятельности являются достижение им формальных результатов образования и ощущение эмоциональной удовлетворенности образовательным процессом. Таким образом, чем выше его формальные результаты и чем более эмоционально комфортно он себя при этом ощущает, тем большими ресурсами он обладает.
В свою очередь антиресурсами являются любые артефакты внешней и внутренней действительности, препятствующие достижению личностью целей своей деятельности, в частности показателями возрастания антиресурсов в образовании для ребенка являются снижение формальных результатов и возрастание ощущения эмоционального дискомфорта в процессе обучения.
Однако такие артефакты для каждой личности в ее своеобразии могут быть разными. Отсюда и возникает проблема личностно ориентированного образования, которое по сути позволяет учитывать особенности личных ресурсов и антиресурсов в конкретной образовательной деятельности. Педагогические взаимодействия, как правило, проходят достаточно быстро, соответственно неясно, каким же образом произвести измерение ресурсов и антиресурсов личности.
Решение этой задачи лежит в плоскости двух подходов.
Первый подход состоит в том, что необходимо иметь представление, какие феномены могут служить ресурсами, а какие - антиресурсами личности. При этом надо понимать, что преподаватель может пожертвовать определенными ресурсами личности в данный конкретный момент ради возрастания их в долговременной перспективе; фактически именно оперирование ресурсами и антиресурсами личности является одним из важнейших элементов искусства обучения как такового.
Второй подход основан на представлении о том, что человек ничего не делает случайно, любые проявления личности так или иначе отражают ее ресурсы и антиресурсы. В результате, обладая определенными навыками наблюдения, можно ответить на вопрос о динамике ресурсов личности в данный конкретный момент времени. Намного сложнее понять, насколько это изменение повлияет на общую динамику в долгосрочной перспективе. В общем виде преподаватель, реально преследующий цель уменьшения антиресурсов и возрастания ресурсов обучающихся, должен обладать высокоразвитой рефлексией, позволяющей ему избегать постоянных воздействий, уменьшающих ресурсы обучающихся. В том случае, если обучающийся демонстрирует постоянное возрастание антиресурсов, задача преподавателя - выработать совокупность мер, позволяющих ему переломить наблюдающуюся тенденцию. Причем здесь действует следующая закономерность: чем меньше возраст обучающихся, тем легче изменить вектор возрастания антиресурсов и тем большее значение имеет данный процесс для всего последующего обучения и развития личности.
Совершенно не редкой является ситуация, когда ребенок начиная с начальной школы демонстрирует плохую успеваемость, его антиресурсы возрастают, количество ресурсов падает, и этот процесс продолжается всю последующую школу и дальнейшую жизнь, подчас доводя личность до скамьи подсудимых.
В качестве ресурсов и антиресуров ребенок изначально имеет свои собственные личностные особенности, прошлый опыт, социальное окружение и прежде всего семью, однако никакие из них не делают ребенка полностью невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Другое дело, что личностные особенности некоторых детей делают крайне сложной задачу выработки таких педагогических воздействий, чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным. Однако тот факт, что задача является сложной, еще не означает, что ее решение невозможно.
Как обучающийся обладает своей совокупностью ресурсов и антиресурсов, так и преподаватель обладает такой совокупностью. Ресурсами преподавателя являются его методическая оснащенность, знания педагогики и психологии обучения, личностные качества, владение методами психодиагностики, любовь к детям. Антиресурсами в свою очередь могут выступать некоторые личностные качества, недостаточные знания методов и приемов обучения, неумение адаптировать их к личностным особенностям ребенка, недостаточная наблюдательность, подчас и нелюбовь к детям.
Нужно понимать тот факт, что педагогическое знание не является пустым разговором ни о чем. Оно в случае хорошего владения им дает преподавателю возможность маневра по отношению к каждому ребенку, позволяет повысить эффективность каждого педагогического взаимодействия.
Алгоритм повышения этой эффективности представляется следующим.
1. Преподавателю необходимо отследить эффективность совершенного педагогического воздействия. Как правило, если ребенок чувствует себя хорошо, если он демонстрирует положительные эмоции, в нем не видно депрессии и при этом он достиг поставленного образовательного результата, то педагогическое воздействие было эффективным.
2. Если же формальный результат был достигнут, однако удовлетворенности ребенка не чувствуется, он показывает состояние психической депрессии, или же формальный результат не достигнут, а ребенок чувствует себя эмоционально хорошо, это означает, что педагогическое воздействие неэффективно. Всегда имеет смысл поговорить с обучающимся, постараться понять, что он сам думает о процессе своего обучения. Такой разговор может дать очень много для понимания эффективности педагогического воздействия, даже если обучающийся продемонстрирует полную закрытость.
3. Если педагогическое воздействие оказалось неэффективным, преподаватель анализирует все, что ему известно о личностных особенностях обучающегося, и в случае необходимости проводит беседу с его ближайшим социальным окружением, разрабатывает методические приемы, позволяющие ему повысить эффективность педагогического воздействия.
4. Преподаватель проверяет разработанные приемы, и если они эффективны, то продолжает использовать их, а если неэффективны, то вносит в них соответствующие коррективы до тех пор, пока педагогические воздействия не станут эффективными. Алгоритм повышения эффективности образовательного воздействия представлен на рисунке.
Алгоритм повышения эффективности образовательных воздействий
Как можно видеть из предлагаемого алгоритма, каждое образовательное воздействие оценивается с точки зрения его эффективности, и в том случае, если оно видится неэффективным, разрабатываются соответствующие меры, предусматривающие ситуацию, когда следующее воздействие станет эффективным.
Разумеется, такая ситуация выглядит идеальной; вероятно, данный алгоритм необходимо использовать в том случае, если совокупность образовательных воздействий видится явно неэффективной. Периодичность использования алгоритма определяет сам преподаватель в зависимости от специфики и особенности ситуации. Таким образом, сделаем выводы.
1. Эффективность образовательного воздействия является разницей между ресурсами и антиресурсами, наблюдающейся у обучающихся.
2. Эффективность подлежит постоянному контролю методом наблюдения и стандартными методами проверки успеваемости.
3. В том случае, если образовательные воздействия неэффективны, надлежит использовать алгоритм повышения их эффективности и повторять этот алгоритм до тех пор, пока эффективность образовательных воздействий не повысится.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. И.В. Васютенковой. - СПб.: ЛОИРО, 2011. - 130 с.
2. Вишневская Л.П. Критерии педагогической эффективности личностно ориентированных образовательных технологий // Известия ПГПУ - 2008. - № 11. - С. 120- 123.
3. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. - СПб.: Питер, 2008. - 640 с.
4. Эрштейн Л.Б. Критерии эффективности научного руководства // Вестник СПГУТД. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 4. - С. 45-48.
Поступила в редакцию 16.01.2015; в окончательном варианте 16.01.2015
UDC 37. 022
THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL INFLUENCES AS ONE OF THE MAIN PROBLEMS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS
L.B. Ershteyn
Institute of Printing Arts of St. Petersburg State University of Technology and Design 18, Bolshaya Morskaya str., St. Petersburg, 191186 E-mail: [email protected]
This paper shows that one of the main problems is the problem of the quality of education effectiveness of educational influences. The question of evaluating the effectiveness of educational influences. The paper presents an analysis of the problems of assessing the effectiveness of pedagogical influence, it is shown that one way to assess the effectiveness of a resource analysis and antiresursov subjects and their personalities change as a result of the educational impact. Where a person is understood phenomena resources available to the person to achieve this goal, and under antiresursami phenomena that prevent the achievement of goals. Develops a new understanding of efficiency, in accordance with which the efficiency is the difference between resources and antiresursami. An algorithm for improving the efficiency of the educational impact, based on the analysis of resources and antiresursov subjects of educational impact is an assessment of the dynamics of change and the resources antiresursov in the interaction of educational process.
Key words: educational impact, the effectiveness of education, improve the efficiency of the algorithm of education, educational interaction, the quality of education.
Original article submitted 16.01.2015; revision submitted 16.01.2015
Leonid B. Ershteyn, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant professor of information and control systems.