К. С. Григорьева
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.
Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
- для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
- для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
- для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.
Эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социальноэкономическим целям на каждом этапе развития страны. Основными принципами построения современной налоговой системы являются простота и экономичность, стабильность, законодательное регламентирование, доступность алгоритма расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание интересов государства, предприятий и населения, содействие развитию экономики страны [1].
Мировой опыт показывает, что системы налогообложения весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Иначе говоря, налоговая система не может быть приведена к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем.
С самого начала своего формирования налоговая система России имела фискальную направленность, выполняя функцию изъятия накоплений у предприятий и населения. В результате этого сформированная налоговая система привела к тому, что почти полностью прекратилось финансирование из бюджета НИОКР, наблюдается резкий спад инвестиций в производство, снижение платежеспособного спроса. Кроме того, высокая налоговая нагрузка явилась одной из причин образования большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам, что также препятствует экономическому росту и развитию производства.
Для российской налоговой системы характерны:
1. Отсутствие принципа соответствия уровня налогообложения финансовым возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия.
Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени - общее явление для всех стран. Тем не менее величина налога - понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие - соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.
Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 тыс. руб. для обеспечения выдаваемой на руки зарплаты 6 тыс. руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%. Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если 57% (НДФЛ = 13% + + ЕСН = 26% + НДС = 18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте [2].
Аргумент, что без накопительных отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для некоторых отраслей, таких как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство, ЕСН 26% - нормальная ставка. Но для предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить налоги и производить конкурентоспособную продукцию очень сложно.
Россия, похоже, единственная страна с плоской и такой низкой ставкой (13%) налога на доходы физических лиц. При этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 и 600 руб. на каждого ребенка налогоплательщика в месяц в 45 (!) раз меньше среднего по Европе [3].
Один из путей улучшения ситуации - ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ с одновременным повышением не облагаемого налогом дохода хотя бы до 5 тыс. руб. Необходимо вычеты в 400 и 600 руб. заменить вычетами, равными прожиточному минимуму, и убрать ограничения на доход, исчисленный нарастающим итогом, в 20 и 40 тыс. руб., по достижении которого вычет не предоставляется. В этом случае уменьшение налоговой нагрузки почувствуют около 95% россиян.
В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным увеличением не облагаемого налогом дохода до 6-7 тыс. руб. Применение этой (или подобной) шкалы позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при этом она останется простой для администрирования.
Одной из главных проблем экономики России является нежелание хозяйствующих субъектов платить налоги в полном объеме. У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансовохозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.
Проблему «теневой» экономики нужно решать путем снижения налоговых ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях уменьшения оборота в «теневой» сфере следует использовать также налоговое администрирование, ужесточение дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.
2. Несоблюдение принципа определенности налогообложения. Любой хозяйствующий субъект имеет право знать, какие платить налоги, сколько платить и когда платить. На практике этого обеспечения не существует. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные вычисления, которые должен проделывать бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ - вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов.
Формулировки статей НК РФ настолько запутанны, что зачастую возникают налоговые споры, разбираться с которыми приходится арбитражным судам. Причем нередко суды решают налоговые споры в пользу налогоплательщиков, что является свидетельством того, что даже некоторые работники налоговых органов непра-
вильно понимают и применяют нормы налогового законодательства.
Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая система должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое развитие отвечает содержанию налоговой политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой системы, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.
3. Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Этот принцип заключается в минимизации затрат по налоговому администрированию при максимальном сборе налогов.
Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», содержащая актуальные практические рекомендации бухгалтеру предприятия, включает в себя:
- более 200 тыс. страниц эксклюзивных рекомендаций по налогам и сборам;
- свыше 30 тыс. нормативно-правовых документов в полной редакции;
- СБ-диск с обновлениями два раза в месяц;
- опНие-версию для подписчиков - ежедневное обновление системы.
Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фирмам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчитываются в налоговой инспекции.
А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским учетом и расчетом налогов, малы. Они невелики для крупных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов.
Испытывают трудности и работники налоговых органов: вместо того чтобы обеспечивать поступление налогов в бюджет и консультировать предприятия, инспекторы вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнитных носителях проблемы не снимает, т.к. формы остаются теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.
Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Чем проще и прозрачнее отчетная
форма, тем проще платить налоги и проверять правильность их уплаты; соответственно, тем труднее уклоняться от налогообложения и тем эффективнее налоговая система в целом.
Если в налоговой декларации указывать только реквизиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страницы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, насколько данные налогоплательщика совпадают со сведениями, имеющимися в налоговом органе.
В настоящее время в России требуется смена направлений налоговой политики. Государству следует активизировать свое вмешательство в экономику с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, направленное на долгосрочное экономическое развитие.
При выборе системы налогообложения ориентация на усиление прямого налогообложения предприятий означает поднятие ставок налога на прибыль. В результате уменьшается размер прибыли, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, что ведет, соответственно, к отсутствию у предприятий возможности накопления капитала и торможению экономического роста.
Ужесточение косвенного налогообложения позволяет первоначально увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, однако в то же время это сокращает денежные средства предприятия, находящиеся в обращении, нехватка которых ведет в дальнейшем к взаимным неплатежам между предприятиями, накоплению задолженности по платежам в бюджет и т.п.
Увеличение ставок налогов на капитал (налога на имущество, земельного налога) ведет к сокращению инвестиций, отсутствию у предприятий заинтересованности в обновлении основных фондов и увеличении капитала. В результате основные средства хозяйствующих субъектов устаревают и изнашиваются, становится невозможным использование новых технологий в произ-
водстве. В итоге выпускаемая продукция теряет свое качество и конкурентоспособность на рынке.
Итак, на современном этапе экономического развития в целях реформирования российской налоговой системы предлагаются следующие шаги:
1. Снизить ставки НДС, ЕСН и налога на прибыль до 10-12% для легкой промышленности; сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения, для перерабатывающих отраслей АПК, полиграфической промышленности; готовых металлических изделий; предприятий деревообработки. Такое снижение налоговых ставок, несомненно, будет способствовать выходу доходов предприятий из «тени», росту производства и повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Несмотря на существенное снижение ставок, реальные поступления налогов в бюджет даже возрастут.
2. Постепенно перейти от налогообложения бизнеса к налогообложению физических лиц. Ввести прогрессивную шкалу НДФЛ со ставками 13, 20 и 30%, увеличив необлагаемый налогом доход до 5 тыс. руб. Альтернативное предложение - оставить плоскую шкалу налога, увеличив ставку до 20% и не облагаемый налогом доход до 6-7 тыс. руб.
3. Упростить и сократить налоговую отчетность. Отменить обязательную промежуточную отчетность.
4. Упростить процедуру расчета налогов.
5. Осуществить углубленный анализ судебной практики рассмотрения налоговых споров между бизнесом и налоговыми органами и подготовить на этой базе соответствующие поправки в законодательство РФ о налогах и сборах с целью урегулирования спорных вопросов.
Дальнейшее реформирование налоговой системы России должно быть связано с превращением налогообложения в действенный механизм экономического роста и развития предприятий, создания предпосылок для расширения производства, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития и повышения качества жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 178 с.
2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. 2007. № 9.
3. Машков С.А. Завершается ли реформирование налоговой системы? // Налоговые споры: Теория и практика. 2006. № 9.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 22 апреля 2008 г.