Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / налоговые поступления / консолидированный бюджет / tax administration / efficiency of tax administration / tax revenues / consolidated budget
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Орлов С.Н.

д.э.н., профессор, Курганский государственный университет; Институт экономики УрО РАН

orlovsn@list.ru

Федотова Ю.В.

студент, Курганский государственный университет

Miss.Juli96@yandex.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые поступления, консолидированный бюджет.

Keywords: tax administration, efficiency of tax administration, tax revenues, consolidated budget.

Налоговое администрирование является одним из ключевых элементов управления налоговой системой страны, при помощи которого реализуется налоговая политика государства и регулируется деятельность налоговых органов. Качественно организованное налоговое администрирование позволяет повысить эффективность налогообложения, обеспечить мобилизацию налоговых доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговое администрирование выполняет ряд функциональных задач, которые возложены на субъекта налогового администрирования - Федеральную налоговую службу (рис. 1):

— сбор и обработка информации -

налоговое регулирование

налоговое планирование и прогнозирование

налоговый контроль

Рисунок 1.

Функциональные задачи налогового администрирования

Качество выполнения представленных задач оказывает определяющее влияние на эффективность налогового администрирования, способствует достижению цели - обеспечению устойчивого поступления налоговых поступлений.

Источник: составлено авторами на основании данных ФНС1

Рисунок 2.

Налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, млрд. руб.

Поступление налоговых доходов в консолидированный бюджета увеличилось на 4226 млрд. руб., значительный вклад в прирост налоговых поступлений внесли налогоплательщики топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и сектор обрабатывающего производства (табл. 1):

1 Сайт Федеральной налоговой службы. - https://www.nalog.ru

473

Таблица 1

Динамика налоговых доходов по секторам

Сектор Показатель, млрд. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 4717 362 310 7501345727 7055756725

Обрабатывающее производство 3315009792 3474641844 3741642711

Удельный вес, %

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 25,80 33,59 31,34

Обрабатывающее производство 18,31 15,56 16,62

Принято считать, что налоговые поступления являются прямым отражением результатов финансово-хозяйственной деятельности, деловой и инвестиционной активности компаний. Одним из определяющих показателей деловой активности компаний является оборот товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке1. Базой, характеризующей уровень потребления на внутреннем рынке, может служить налог на добавленную стоимость - НДС, объем поступлений которого формируется из суммы начисленного налога, уменьшенного на сумму соответствующих вычетов (табл. 2):

Таблица 2

Динамика НДС, млрд. руб.2

Налог Значение Абсолютное изменение

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2018 гг. 2018/2017 гг.

НДС 3236,304 3761,173 4257,8 720,568 496,627

Как следует из приведенных в табл. 2 данных, наблюдается положительная динамика роста НДС, следовательно, увеличиваются налоговые поступления. Следует заметить, что в 2019 году была увеличена ставка по НДС с 18 до 20%, что сказывается на увеличении налоговых поступлений. Прогнозируется, что в следующие три года в бюджет поступит более 2 трлн. руб. в результате повышения в 2019 году ставки НДС.

Другой важный индикатор, оказывающий влияние на экономику, — результат финансово-хозяйственной деятельности организаций, который коррелирует с динамикой поступлений налога на прибыль организаций (табл. 3):

Таблица 3

Динамика поступления налога на прибыль, млрд. руб.

Налог Значение Абсолютное изменение

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2018 гг. 2018/2017 гг.

Налог на прибыль 3297,327 4108,426 4543,114 434,688 811,099

Налог на прибыль организаций зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации. Он начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами. В динамике налог на прибыль организаций увеличился: наиболее высокий рост фиксируется у налогоплательщиков ТЭК и металлургического комплекса.

Финансовый индикатор положения налогоплательщиков - объем и динамика НДФЛ (табл. 4).

Таблица 4

Динамика НДФЛ, млрд. руб.

Налог Значение Абсолютное изменение

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2018 гг. 2018/2017 гг.

НДФЛ 3251,114 3652,985 3955,215 302,23 401,871

НДФЛ увеличивается на 704,101 млрд. руб. с 2017 года, что способствует росту налоговых доходов. Рост НДФЛ прежде всего связан с ростом среднемесячной номинальной заработной платы, именно данные о средней оплате труда применяют для характеристики доходов, благосостояния и покупательской способности населения (рис. 3).

С учетом происходящих связанных с кризисом событий, прогнозируется снижение заработной платы, что отразится на поступлениях налога на доходы физических лиц.

Особую роль в пополнении налоговых доходов играют акцизы - выплата, которая производится в пользу государства за производство или продажу определенных категорий товаров. Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2019 года составили 1 277,5 млрд. руб., или на 14,4% меньше, чем в 2018 году.

1 Экономические тренды глазами налоговой статистики. - https://www.nalog.ru

2 Сайт Федеральной налоговой службы. - https://www.nalog.ru

О 10000 20000 30000 40000 .<¡0000

Рисунок 3.

Средняя номинальная заработная плата в целом по России, руб.1

Формирование доходов по сводной группе акцизов в январе 2019 года обеспечено за счет поступлений акцизов на нефтепродукты - 35%, акцизов на табачную продукцию - 31%, акцизов на алкогольную продукцию - 16%. С 2020 года увеличены акцизы на вино с 18 до 31 рубля за литр в 2020 году, до 32 рублей в 2021 году, до 33 рублей - в 2022 году, на игристые вина - с 36 до 40, 42 и 43 рублей соответственно. По данным Росстата, за первый квартал 2020 года на 21,58% снизилось производство вина, по мнению экспертов, такая динамика связана с ростом ставки акциза на алкогольную продукцию, а эффект от пандемии коронавируса проявится позже2.

В рамках региональных и местных бюджетов значительную часть налоговых доходов составляют имущественные налоги - формируют региональный и местные бюджеты и являются основой для социальных программ, реализуемых на местах3. Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2019 года поступило 1350,8 млрд. руб. при этом в 2018 году поступило в бюджет 1396,8 млрд. руб., происходит снижение на 46 млрд. руб. или 3,3%.

Известное место в финансовой системе, а также в структуре экономического механизма природопользования занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (табл. 5):

Таблица 5

Динамика налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами, млрд. руб.

Налог Значение Абсолютное изменение

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2018 гг. 2018/2017 гг.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 4162,918 6178,462 6258,925 2015,544 80,463

По представленным видам налоговых поступлений произошел рост с 2017 года на 2168,599 млрд. руб. Наибольшая часть поступлений приходится на налог по добыче полезных ископаемых (табл. 6):

Таблица 6

Динамика поступлений НДПИ

Сектор Показатель, млрд. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г.

НДПИ 4130,424 6127,369 6106,392

Удельный вес, %

НДПИ 99,22 99,17 97,56

Несмотря на значительный удельный вес, налоговые поступления в абсолютном измерении сокращаются. Отметим, что в 2020 году сорт российской нефти Urals подешевел до $13 за баррель, как известно, при сложившейся цене ниже 42,5 долларов обнуляются экспортные пошлины на нефть, и прогнозируется дальнейшее снижение поступлений НДПИ4.

Еще один вид сборов - государственная пошлина, взимаемая с лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы (в соответствии со ст. 333.16. НК РФ)5 (табл. 7):

Таблица 7

Динамика поступлений государственной пошлины, млрд. руб.

Налог Значение Абсолютное изменение

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2018 гг. 2018/2017 гг.

Государственная пошлина 35,93 37,46 37,63 1,53 0,17

1 Средняя заработная плата в России 2019 по годам и субъектам РФ. - https://infotables.ru

2 Власова И. Кризис ни при чем: в России стали производить меньше вина. -https://www.gazeta.ru

3 Сайт Audit-it. - https://www.audit-it.ru

4 Фадеева А. Российская нефть подешевела до $13 за баррель. - https://www.rbc.ru

5 Налоговый кодекс Российской Федерации - Доступ из справочной системы «Консультант плюс». - http://www.consultant.ru

С 2017 года поступления от государственной пошлины растут. При этом наибольшие поступления за 3 года приходятся на государственную пошлину по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями. Следует заметить, что с 1 января 2019 года отменена госпошлина при электронной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что не повлияло на снижение сбора.

Таким образом, структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2019 год выглядит следующим образом (рис. 4):

и Налог на прибыль в НДП11

ИНДС ИНДФЛ

в Имущественные налоги в Акщпы В Иные налоги и сборы

Рисунок 4.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ,

В значительной мере консолидированный бюджет РФ пополняется за счет четырех видов налогов - НДПИ, налог на прибыль, НДС и НДФЛ. Именно от динамики поступления этих налогов определяющим образом зависит рост и поступление налоговых доходов бюджета. Особая ситуация в налоговой сфере развивается под влиянием происходящей пандемии: поступления налогов в апреле 2020 резко снизились и составили 1,716 трлн. рублей, что на 31,4% ниже уровней апреля 2019 года. В том числе, в апреле 2020 к апрелю 2019 поступления по налогу на прибыль снизились на 40,8%, НДФЛ - на 14,1%, НДС - на 26,7%, НДПИ - на 50,8%9.

Кроме того, показателем эффективности налогового администрирования являются проведенные налоговыми органами камеральные и выездные налоговые проверки (табл. 8):

Таблица 8

Показатели камеральных и выездных налоговых проверок2

Наименование показателей Количество, единиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 г. 2018 г. 2019 г.

А 1 2 3

Камеральные проверки 55 859 903 67 889 283 62 802 102

из них: выявившие нарушения 3 014 252 3 531 116 2 447 065

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой 19 391 13 742 9047

Выездные проверки физических лиц (за исключением ИП и лиц, занимающихся частной практикой) 773 414 287

из них: выявившие нарушения 645 394 283

Всего - выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой и физических лиц 20 164 14156 9334

из них: выявившие нарушения 19 779 13 842 8 977

Как видно из табл. 8, значительно увеличивается количество камеральных налоговых проверок - с 2017 года на 6 942 199 ед., параллельно происходит процесс сокращения выездных проверок - 10 830 ед. Минимизация количества контактов с налоговой службой - одна из целей ФНС, вследствие чего, сокращается количество выездных налоговых проверок и увеличивается количество камеральных. В настоящее время, одной из форм поддержки бизнеса стала отмена выездных налоговых проверок, как следствие, прогнозируется дальнейшее их снижение в 2020 году.

Более качественно налоговые органы стали проводить предпроверочный анализ, который помогает, прежде всего, заранее выявить проблемные точки у налогоплательщика. Базой для предпроверочного анализа становится не только информация, переданная в налоговый орган налогоплательщиком, но и информация с официальных сайтов.

1 Сайт Федеральной налоговой службы. - https://www.nalog.ru

2 Там же. - https://www.nalog.ru

Предпроверочный анализ нередко включает в себя запросы, посылаемые в различные структуры - организации-контрагенты, коммерческие банки, ГИБДД, Росреестр, ЗАГС.

Фундаментом инновационного развития налогового администрирования становится цифровизация, события последних месяцев повлияли на распространение цифровых технологий во всех сферах жизни общества. Отметим, что Федеральная налоговая служба в течение последних лет сосредоточила усилия на адаптации своих сервисов и совершенствовании их:

- завершено внедрение автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3»);

- внедрение АСК-НДС на базе АИС «Налог-3»;

- открытие личного кабинета налогоплательщика;

- внедрение мобильного приложения «Мой налог».

Главным достижением Федеральной налоговой службы стало внедрение автоматизированной информационной системы ФНС России АИС «Налог-3», представляющей собой единую информационную среду, обеспечивающую автоматизацию деятельности службы и направленную на решение следующих задач:

- обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика;

- снижение текущих издержек налогового администрирования;

- обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства;

- совершенствование аналитических инструментов и повышение качества контрольной работы и др.

На базе АИС «Налог-3» было запущено программное обеспечение АСК НДС-2, которое обеспечивает автоматизацию проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. Доля сомнительных операций по НДС благодаря данной обеспечению с 8% в 2016 году снизилась до 0,6% в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности - с 1,6 млн. до 120,6 тыс. за тот же период1.

В 2014 году в Налоговый Кодекс РФ была добавлена статья 11.2, которая отражает особенности функционирования личного кабинета налогоплательщика. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками -физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме2. В 2019 году примерно 28 млн. граждан воспользовались личным кабинетом.

Нововведением в январе 2019 года стал налог на профессиональный доход, администрирование которого проходит через первое официальное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог», которое обеспечивает взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, не требуя личного визита в инспекцию, заменяет кассу и отчетность:

- возможность зарегистрироваться по телефону;

- легкость формирования и отправки клиенту чека;

- возможность осуществления мониторинга начисления налогов;

- доступность инструментов аналитики для детального финансового анализа своей деятельности.

Именно посредством выполнения приведенных программ реализуется деятельность налоговых органов в настоящее время.

С учетом имеющихся технологических заделов и возможностей, для совершенствования налогового администрирования предлагается рассмотреть возможность создания единой экосистемы бизнеса, которой следует придать статус развивающегося направления. Свои истоки понятие «экосистема» берет в биологии и означает совокупность совместно обитающих организмов и окружающей их среды.

В настоящее время данное понятие получило распространение в бизнес-менеджменте, произошло становление «экосистем бизнеса». Приведем наиболее общее определение цифровой экосистемы бизнеса - цифровая платформа, реализуемая совокупностью компьютерных программ с взаимной передачей участниками информации. Это среда, обеспечивающая условия для инновационного развития в конкретной отрасли (рис. 5):

В экосистеме бизнеса участники взаимодействуют друг с другом и обмениваются потоками информации, различными материальными и нематериальными данными. Благодаря экосистеме возможно создание условий, при которых процесс определяется коллективным усилием партнеров, а не деятельностью кого-либо в отдельности. Предлагаемая экосистема малого и среднего бизнеса включает в себя следующих участников:

- налогоплательщики как ядро экосистемы;

- федеральная налоговая служба как главный регистратор налогоплательщиков;

- органы государственной власти как основной источник поддержки (особенно для бизнеса);

- финансовые институты как сопровождающие налогоплательщиков.

Ключевой эффект - улучшение налогового администрирования, которое приведет к снижению налоговой задолженности и, следовательно, к пополнению бюджета, что в дальнейшем приведет к возможности снижения налоговой нагрузки. Кроме того реализуются дополнительные возможности:

- оперативная передача и учет данных;

- ускорение предпроверочного анализа;

- оптимизация административных расходов;

- легализация теневых неплательщиков;

- транспарентность налогового процесса.

1 Сайт Федеральной налоговой службы. - https://www.nalog.ru

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. - http://www.consultant.ru

Оказание финансовой поддержки

Госструктура

Региональные администрации и департаменты

Поддержание инвестиционного климата

Рисунок 5.

Экосистема налогового администрирования

Фундаментальной основой совершенствования деятельности ФНС в настоящее время становится цифровизация экономики. Предлагаемое направление совершенствования деятельности налоговой службы - реализация и создание экосистемы бизнеса, при помощи которой возможно обеспечить оперативный обмен информацией с участниками, в результате чего добиться существенного ускорения предпроверочного анализа, оптимизации административных расходов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.