Научная статья на тему 'Эффективность модульного обучения через опыт в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров'

Эффективность модульного обучения через опыт в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмаматов Бакалбай Айтиевич

В данной статье рассматривается опыт применения методов обучения через опыт в модульной системе, а также ее эффективность в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров в профессиональных лицеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность модульного обучения через опыт в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров»

11. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / М.Н. Скаткин. М., 1986. 150 с.

12. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст]: учеб. пособие/ / Т.А. Стефановская. М., 1998. 368 с.

13. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

14. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

15. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. 196.

16. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. 196.

17.Хвостов Н. Управление качеством образования [Текст] / Н. Хвостов // Школьные технологии, 2004. № 6.

18. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель -ученик» [Текст]: Методическое пособие для учителя / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. 86 с.

19. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель -ученик» [Текст]: Методическое пособие для учителя / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. 86 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОПЫТ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РАБОЧИХ

КАДРОВ Калмаматов Б.А.

Калмаматов Бакалбай Айтиевич - соискатель, кафедра инженерной педагогики, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается опыт применения методов обучения через опыт в модульной системе, а также ее эффективность в подготовке конкурентоспособных рабочих кадров в профессиональных лицеях. Ключевые слова: модульное обучение, обучение через опыт, академическое обучение, рабочая профессия.

Практика показывает, что потребность общества в конкурентоспособных рабочих кадрах растет. Что такое конкурентоспособный рабочий кадр? Это специалист, который имеет не только знания и умения, но и практические навыки, являющиеся основными компонентами профессионального опыта. В этом случае молодой специалист не нуждается в наставнике. В условиях рыночной экономики, где доминирует конкуренция, институт наставничества теряет свой смысл. Следовательно, перед системой профессионально-технического образования возникает задача подготовки специалистов с начальным профессиональным образованием, владеющих профессиональными знаниями, умениями и навыками, не нуждающихся в практической помощи наставников, т.е. конкурентоспособных рабочих кадров. Эта задача требует от профессиональных учебных заведений обновления и перестройки содержательно-процессуальных аспектов обучения рабочим профессиям.

Процесс обучения системы профессионально-технического образования характеризуется академичностью, т.е. учащиеся получают в основном теоретические знания. Естественно, выпускники изначально нуждаются в практических навыках, что является главным требованием работодателей. Данная проблема молодого специалиста в бывшем СССР решалась с помощью института наставничества, т.е. к выпускникам закрепляются наиболее опытные специалисты, которые делятся своими способами профессиональной деятельности, практическими советами и помогают в формировании у них практических навыков.

Как показывает практика, при рыночной экономике институт наставничества противоречит принципу конкуренции, так как опытный специалист не желает, чтобы у него был конкурент, более сильный специалист. Он старается всегда быть востребованным на рынке труда. Поэтому институт наставничества постепенно уходит из практики. Следовательно, любой молодой человек, желающий стать конкурентоспособным специалистом, вынужден искать учебное заведение, имеющее опыт подготовки конкурентоспособных рабочих кадров и соответствующие условия.

Как известно, содержание технических специальностей состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, которые являются компонентами профессионального опыта. Но, как показывает практика работы профессиональных учебных заведений, огромная часть учебного времени выделяется на формирование теоретических знаний, чем практическим навыкам. Обратимся к научным источникам, например, в словаре И.Д. Ожегова, понятие опыт определяется как единство знаний и умений. Здесь явно отсутствует основной компонент - навык [3]. Значит, разработчики учебно-методических комплексов по рабочим профессиям опираются на данное определение понятия опыт.

Мы в своем исследовании опираемся на определение, данное доцентом А.А. Касымовым, которое гласит: «Опыт - это единство знаний, умений и навыков» [1]. Данное определение требует дополнения содержания рабочих профессий и внедрения соответствующих новых методик обучения. Следовательно, процессуальная сторона профессионально-технического образования нуждается в деятельностном подходе, т.к. он способствует формированию и знаний, и умений, а также навыков. Опыт является результатом профессиональной деятельности специалиста.

Как показывает международный опыт, модульное обучение является наиболее подходящим способом формирования профессионального опыта будущего специалиста, основанный на деятельностном подходе. Модульное обучение не новое в практике профессиональных учебных заведений, основоположниками которого являются такие ученые, как В.Ф. Торосян [3], П.И. Третьяков [5], В.А. Халюткин [7], М.А. Чошанов [8], Т.И. Шамова [9], В.Н. Шумякова [10], П.А. Юцявичене [11] и др. В частности, основные принципы и технологии модульного обучения, основанные на академическом подходе, исследованы П.А. Юцявичене на протяжении многих лет. Как свидетельствуют результаты исследования П.Я. Юцявичене, модульная система лучше способствует формированию профессиональных знаний и умений, чем традиционный способ обучения. Созданная П.Я. Юцявичене система имеет широкое применение в постсоветском пространстве, но, как показывает наше исследование, она имеет большой недостаток, который не дает возможности подготовки конкурентоспособного специалиста, т.е. молодые специалисты все равно нуждаются в практических советах более опытных наставников.

В академическом подходе процесс обучения происходит по следующей последовательности: теория - применение - анализ - опыт. При данном подходе учащиеся получают хорошую теоретическую подготовку, которая сопровождается практическими навыками с целью дальнейшего усовершенствования при помощи наставника.

В 60 - 70-х годах прошлого века в педагогической практике специалистов Европы и Америки появился новый подход, который позволяет формированию полноценных

67

знаний, умений и навыков. Данный подход называется «Обучение через опыт», психолого-педагогические основы которого разработаны учеными С.С. Кашлев [2], Д. Колб [6], К. Фопель [6] и др. Процесс обучения здесь происходит в следующей последовательности: опыт - анализ - теория - применение. Педагог специалист предлагает выполнить определенный, уже имеющийся опыт, предусмотренный учебной программой по инструкции, и объясняется им, а также контролируется точное понимание шагов по его указанию. Если он замечает неточность в восприятии шагов со стороны учащихся, немедленно добивается понимания инструктажа путем повтора. После выполнения каждого шага учащимися, предлагается анализ процесса выполнения задания, в результате которого формулируются определенные правила, касающиеся данного опыта, т.е. создается теория. Затем каждый обучающийся самостоятельно выполняет задание, при котором применяется данный опыт.

Итак, из вышеизложенного анализа мы приходим к следующим выводам: во -первых, в содержании специальностей четко не выделен профессиональный опыт, как единство профессиональных знаний, умений и навыков; во-вторых, модульная система обучения в профессионально-техническом образовании имеет потенциал, который способствует подготовке конкурентоспособного специалиста, но она нуждается в усовершенствовании в технологическом плане; в-третьих, концепция «обучение через опыт» имеет большие возможности в формировании профессиональных знаний, умений и навыков, которую можно сочетать с модульной системой обучения.

Цель исследования - проверить эффективность модульного обучения через опыт в начальном профессиональном образовании.

Задачи исследования:

1. Разработать учебные модули с применением средств обучения через опыт.

2. Определить востребованные рабочие профессии по регионам Кыргызстана.

3. Осуществить отбор профессионально-технических учебных заведений, которые имеют опыт работы на рынке труда.

Методы исследования.

По семи областям Кыргызстана отобран 21 профессиональный лицей, которые имеют возможности предоставить образовательные услуги по востребованным рабочим профессиям. Учащиеся проходят специальные тесты, которые определяют их готовность к обучению выбранной профессии. Обязательно проходят промежуточные проверки полученных знаний и навыков. В конце учебы проходят тестирование по оценке теоретических знаний и экзамен для определения уровня конкурентоспособности молодого специалиста.

В результате маркетингового исследования выявлены следующие рабочие профессии, которые востребованы населением каждого региона: водитель, пекарь-кондитер, повар-кондитер, горничная, автослесарь, электромонтер, оператор персонального компьютера, швея, электрогазосварщик, специалист по деревообработке, сантехник, тракторист.

Группой педагогов и мастеров производственного обучения разработаны учебные модули по каждой профессии отдельно. При разработке модулей они руководствовались пособием «Руководство по разработке учебных модулей, основанные на обучении через опыт», которое создано автором данной статьи. Учебные модули рассчитаны от трех до шести месяцев.

На базе 21 профессионального лицея созданы 63 учебные группы. Во всех лицеях созданы соответствующие условия для проведения экспериментальной работы по новой концепции. Для обеспечения материально-технической базы профессиональных лицеев были привлечены финансовые средства международных организаций в виде грантов. Это был второй этап нашего исследования.

В процессе экспериментальной работы участвовали 1112 учащихся, из них: по специальности «Водитель» 15 человек, «Пекарь-кондитер» - 27, «Повар-кондитер» -

68

139, «Горничная» - 13, «Автослесарь» - 126, «Электромонтер» - 10, «Оператор ПК» -187, «Швея» - 137, «Электрогазосварщик» - 351, «Специалист по деревообработке» -43, «Тракторист» - 64. Группы разновозрастные, от 18 до 65 лет.

Таблица 1. Результаты педагогического эксперимента

№ Наименование профессии Группа Количество учащихся Средний балл

1 Водитель Начало 15 1,9

Конец 15 3,9

2 Пекарь-кондитер Начало 27 2,2

Конец 27 4,1

3 Повар-кондитер Начало 139 2,5

Конец 139 4,5

4 Горничная Начало 13 1,6

Конец 13 4,4

5 Автослесарь Начало 126 2,25

Конец 124 4,3

6 Электромонтер Начало 10 2,4

Конец 10 4,6

7 Оператор ПК Начало 187 2,1

Конец 184 4,5

8 Швея Начало 137 2,14

Конец 137 4,48

9 Электрогазосварщик Начало 351 1,8

Конец 351 4,4

10 Плотник Начало 43 2,5

Конец 43 4,5

11 Тракторист Начало 64 2

Конец 64 4,4

Конечные результаты экспериментальной работы представлены на таблице 1. На строке «начало» приведены результаты тестирования, где указаны средний балл по группам. Как видно из таблицы, средний балл по каждой учебной группе колеблется от 1,6 до 2,5, что свидетельствует низкий уровень образования. А результаты обучения по экспериментальной программе заслуживают внимания каждого исследователя. Средний балл колеблется от 3,9 до 4,6, что свидетельствует об эффективности модульного обучения через опыт в начальном профессиональном образовании.

Экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:

- модульное обучение в системе начального профессионального образования имеет потенциальные возможности в подготовке конкурентоспособного специалиста;

- применение средств обучения через опыт повышает эффективность модульной системы;

- есть смысл четко выделить профессиональные знания, умения и навыки в содержании каждой специальности, что позволяет развить самостоятельность учащихся;

- профессиональные учебные заведения должны иметь самостоятельность в проведении маркетингового исследования и принятии соответствующего решения.

Список литературы

1. Касымов А.А. Руководство по разработке модулей [Текст] / А.А. Касымов, Б.М.

Маматисаев, Э.Д. Дуйшембиев. Бишкек, 2008. 53 с.

2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения в педагогике [Текст] / С.С. Кашлев. Минск: Высшая школа, 2004 г.

3. ОжеговД.И. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.

4. Торосян В.Ф. Конструирование учебных элементов в системе модульного обучения. [Текст] / В.Ф. Торосян. М.: Педагогика, 1999.

5. Третьяков П.И. Технология модульного обучения [Текст] / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 б.

6. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. [Текст] / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2005. 267 с.

7. Халюткин В.А. Модульно-блочная система обучения [Текст] / В.А. Халюткин. Сб. тр. науч.-метод. конф. Ставропольской госсельхоз академии. Ставрополь, 1995. № 58. С. 99 - 102.

8. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе [Текст]: Дис. д-ра пед. наук./ М.А. Чошанов. Казань, 1996. 300 с.

9. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология [Текст] / Т.И. Шамова. Биология в школе, 1994. № 5. б. 29-32.

10. Шумякова В.Н. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США [Текст] / В.Н. Шумякова. М.: НИИВО, 1995. 44 с.

11.

12. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. 272 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.