Научная статья на тему 'Эффективность модели сопряженного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет'

Эффективность модели сопряженного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАННИКИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОДЕЛЬ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ / PERSONAL PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / PHYSICAL EDUCATION PROCESS / MODEL OF CONJOINT FORMATION OF BASIC PARTS OF A SELF-BIOLOGICAL COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR-OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко А.И., Чернышенко Ю.К., Чернышенко К.Ю.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста, по мнению специалистов, наметились тенденции к существенному улучшению качества ее функционирования на основе паспорта научной специальности 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в следующих областях исследования: общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств); средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды; нормативная база физической культуры в рамках системы физического воспитания в нашем случае в дошкольных образовательных организациях. В этой связи доказано существенное значение педагогических воздействий с целью формирования и развития личностной физической культуры детей 6-7 лет. В ее структуре важнейшее значение имеет собственно-биологический компонент, в рамках которого осуществляется комплекс педагогических воздействий, направленных на развитие жизненно необходимых умений и навыков средствами физкультурно-спортивной деятельности. По мнению многих специалистов, процессуально-содержательная основа этой работы недостаточно обоснована, в том числе на основе современных подходов к их сопряженному развитию средствами физкультурно-спортивной деятельности, что подтверждает актуальность проведенного многолетнего исследования. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании структуры и содержания, разработке и оценке эффективности уровневой педагогической модели процесса сопряженного развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей дошкольного возраста 6-7 лет. Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование уровня физической подготовленности, педагогическое тестирование уровня знаний, психологическое тестирование, метод экспертных оценок, антропометрия, полидинамометрия, педагогическое моделирование, проектирование, аналитико-логический метод, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. На основе системной организации предварительных исследований, а также формирующих педагогических экспериментов установлены научные факты, характеризующие: целесообразный состав полифункциональных Теория и методика физического воспитания №2 l 2020 27 идеологических, методологических и практикоориентированных оснований процесса формирования экспериментальной модели; аргументированную научную новизну содержания композиционных модулей экспериментальной педагогической модели сопряженного формирования и развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет; обоснованные средствами математико-статистического анализа результаты оценки эффективности экспериментальной модели, свидетельствующие о ее высокой эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко А.И., Чернышенко Ю.К., Чернышенко К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF A MODEL OF CONJOINT FORMATION OF BASIC PARTS OF A SELF-BIOLOGICAL COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR-OLD CHILDREN

In the system of physical education of preschool children, according to the experts, there are trends towards signicant improvement of the quality of its functioning based on the passport of a scientic specialty 13.00.04 Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical education in the following research areas: general patterns of development, functioning and improvement of motor (physical) abilities (qualities); means and methods of physical education in order to prevent bad habits, to improve health, to harden the body, to increase human resistance to un-favourable environmental factors. Regulatory framework of physical education in the framework of the system of physical education in our case is in preschool educational institutions.In this regard, a significant role of pedagogical inuences for the formation and development of a personal physical education of 6-7 year-old children has been proved. In its structure, a self-biological component is essential, within the framework of which a complex of pedagogical inuences is conducted, aimed at the development of vital skills by the means of physical education and sports activities. According to many experts, processual-informative basis of this work is insuciently substantiated, including, based on modern approaches to their conjoint development by the means of physical education and sports activities, which conrms the relevance of the long-term study. The purpose of the study is a theoretical justication of the structure and the content, development and effectiveness evaluation of the level pedagogical model of the process of a conjoint formation of basic parts of a self-biological component of a personal physical education of 6-7 year-old children.The research methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing of a level of physical preparedness, pedagogical testing of a level of knowledge, psychological testing, expert judgment method, anthropometry, polydynamometry, pedagogical modeling, projection, analytical and logical method, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.The research results. Based on systematic organization of preliminary studies, as well as formative pedagogical experiments, the scientific facts have been established, which characterize:the appropriate composition of polyfunctional ideological, methodological and practice-oriented foundations of the formation process of an experimental model;the reasoned scientic novelty of the content of composition modules of experimental pedagogical model of a conjoint formation of basic parts of a self-biological component of a personal physical education of 6-7 year-old children;the results of the assessment of the effectiveness of the experimental model, indicating its high eciency justi-ed by the means of mathematical-statistical analysis

Текст научной работы на тему «Эффективность модели сопряженного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет»

УДК 373.24

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ СОПРЯЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОБСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

А.И. Кузьменко, аспирант кафедры психологии,

Ю.К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, К.Ю. Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта,

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: ukcher@mail.ru.

Аннотация.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста, по мнению специалистов, наметились тенденции к существенному улучшению качества ее функционирования на основе паспорта научной специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в следующих областях исследования: общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств); средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды; нормативная база физической культуры в рамках системы физического воспитания в нашем случае в дошкольных образовательных организациях.

В этой связи доказано существенное значение педагогических воздействий с целью формирования и развития личностной физической культуры детей 6-7 лет. В ее структуре важнейшее значение имеет собственно-биологический компонент, в рамках которого осуществляется комплекс педагогических воздействий, направленных на развитие жизненно необходимых умений и навыков средствами физкультурно-спортивной деятельности.

По мнению многих специалистов, процессуально-содержательная основа этой работы недостаточно обоснована, в том числе на основе современных подходов к их сопряженному развитию средствами физкультурно-спортив-ной деятельности, что подтверждает актуальность проведенного многолетнего исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании структуры и содержания, разработке и оценке эффективности уровневой педагогической модели процесса сопряженного развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование уровня физической подготовленности, педагогическое тестирование уровня знаний, психологическое тестирование, метод экспертных оценок, антропометрия, полидинамометрия, педагогическое моделирование, проектирование, аналитико-логический метод, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования. На основе системной организации предварительных исследований, а также формирующих педагогических экспериментов установлены научные факты, характеризующие:

- целесообразный состав полифункциональных

идеологических, методологических и практико-ориентированных оснований процесса формирования экспериментальной модели;

- аргументированную научную новизну содержания композиционных модулей экспериментальной педагогической модели сопряженного формирования и развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет;

- обоснованные средствами математико-стати-стического анализа результаты оценки эффективности экспериментальной модели, свидетельствующие о ее высокой эффективности.

Ключевые слова: личностная физическая культура, воспитанники дошкольных образовательных организаций, процесс физического воспитания, модель сопряженного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет.

Для цитирования: Кузьменко А.И., Чернышенко Ю.К., Чернышенко К.Ю. Эффективность модели сопряженного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 2. - С. 26-31.

For citation: Kuzmenko А.I., Chernyshenko Y.K., Chernyshenko K.Y. Effectiveness of a model of conjoint formation of basic parts of a self-biological component of personal physical education of 6-7 year-old children Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 2, pp. 26-31 (in Russian).

Опубликованные немногочисленные научные исследования в фундаментальных трудах по педагогическим проблемам физического воспитания в системе образовательных учреждений Российской Федерации свидетельствуют о серьезных недостатках, существующих в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста [1, 2, 3, 4, 5]. Необходимо отметить, что системные научные исследования в данном направлении организованы в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, в диссертационном совете которого защищены более 60 работ по анализируемой тематике. В данной статье представлены результаты очередного диссертационного исследования по проблеме формирования и развития личностной физической культуры детей 6-7 лет на основе интенсивного и аргументированного формирования и развития собственно-биологического компонента их личностной физической культуры.

Научная новизна содержания модулей педагогической модели подтверждается следующими позициями:

1) проективно-целевой модуль:

- дифференцирование по составу основных субъектов учебно-воспитательного процесса (воспитанники ДОО, различные категории педагогов, члены семей до-

школьников) содержания задач реализации экспериментальной модели;

- аккумулирование в процессе определения содержания проективного модуля современных взглядов на перечень групп основных задач процесса внедрения в практику экспериментальной модели, в котором наряду с общепринятыми в педагогике установками (педагогическими, воспитательными и оздоровительными) представлены социально-психологические и организационно-методические;

- акцентирование внимания в содержании всех позиций, представленных в проективно-целевом модуле, на необходимости системного и систематического использования идей сопряженного развития личностных характеристик дошкольников;

- наполнение программ оценки результативности процесса реализации экспериментальной модели дифференцированными показателями;

2) модуль повышения педагогической компетентности педагогов и просветительской работы с членами семей дошкольников:

- разработка программ повышения педагогической компетентности различных категорий специалистов ДОО и просветительской работы с членами семей дошкольников с преимущественным использованием учебного материала, полученного в ходе теоретической и эмпирической работы по тематике проведенного исследования;

- создание психолого-педагогических условий в ходе организованных занятий с педагогами и членами семей детей для их деятельностного, творческого участия в освоении представленных материалов;

3) организационно-содержательный модуль:

- формулировка характера проективных организационных, содержательных и методико-технологи-ческих факторов, обусловливающая аргументированность предлагаемых к использованию форм и средств физкультурного воспитания в ДОО в контексте сопряженного развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры детей 6-7 лет;

- дифференциация основной формы организации процесса физического воспитания в ДОО - физкультурных занятий по преимущественному воздействию на личностные характеристики дошкольников;

- представление актуальных примеров, созданных по инициативе специалистов ДОО, комплексных форм круглогодичной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

- структурно-содержательные характеристики проективной предметно-развивающей образовательно-воспитательной среды в ДОО как комплексного фактора организационной формы и содержательного контента процесса формирования и развития собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет;

- полифункциональный характер видов развивающей деятельности детей, характеризующейся физкуль-

турно-спортивным, интеллектуальным, творческим, морально-нравственным, социально-общественным и мотивационно-потребностным характером;

4) процессуально-технологический модуль:

- реализация идеи формализации основных процессуально-технологических подходов к решению частныхзадач исследования;

- определение на основе разработанных формул различных параметров, анализируемых базовых составляющих собственно-биологического компонента, включающих показатели:

а) сенситивных периодов формирования и развития частных проявлений и интегральных личностных характеристик;

б) сенситивных периодов совместного влияния двух любых базовых составляющих собственно-биологического компонента на третий;

в) обоснование схемы сенситивных периодов сопряженного развития базовых составляющих собственно-биологического компонента с дифференциацией их по основанию ведущих и второстепенных;

- осуществление процесса формализации процессуально-технологических решений на основе использования разработанных математико-статистиче-ских формул, имеющих существенный педагогический смысл, заключающийся в комплексном учете параметров информативности, достоверности изменений и темпов прироста анализируемых показателей;

- формулировка требований к принципиальным психолого-педагогическим условиям эффективного формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента, базирующихся на идее их сопряженного развития;

- формирование ряда алгоритмических предписаний, обеспечивающих сопряженное развитие различных сочетаний базовых составляющих собственно-биологического компонента, создающего эффективных дидактический фундамент для реализации данного процесса в практике физкультурного воспитания дошкольников 6-7 лет;

- обоснование структуры и основ содержания индивидуального плана формирования базовых составляющих собственно-биологического компонента.

Дальнейшее совершенствование процесса повышения качества собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет возможно на основе увеличения количества базовых составляющих, развивающихся в его структуре;

5) результирующий модуль:

- безальтернативная идеологическая ориентация процесса объективного отбора контрольных упражнений, тестовых заданий и диагностических методик на фундаментальные положения теории тестирования различных состояний в нашем случае детей дошкольного возраста;

- безусловный учет фундаментальных положений теории тестирования состояний индивида в ходе разработки и определения эффективности содержатель-

ных и методико-технологических алгоритмических шагов организации процесса мониторинга уровня сформированности и динамики показателей частных проявлений базовых составляющих (физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств) интегральных и обобщенных характеристик собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников, к основным из которых относятся:

а) обязательная дифференциация всех оценочных процедур по половозрастным основаниям;

б) манипулирование в ходе оценки актуального состояния и закономерностей половозрастной динамики укрупненных интегральных показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств детей, а также обобщенной характеристики собственно-биологического компонента их личностной физической культуры, позволяющих эффективно решать вопросы их сопоставительного анализа актуального состояния и закономерностей половозрастных изменений значительных по количественным основаниям групп воспитанников ДОО;

- многоуровневое введение поправочного коэффициента, отражающего информативность частных проявлений показателей физической подготовленности, психических процессов и эмоционально-волевых свойств, при разработке пропорциональных шкал;

- обоснование градаций уровня развития (высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего, низкого) частных проявлений параметров физической подготовленности, психических процессов, эмоционально-волевых свойств, их интегральных показателей и обобщенных характеристик собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет обоего пола.

Рассматривая критерии, обеспечивающие эффективную реализацию экспериментальной модели, необходимо отметить, что абсолютное большинство этой категории показателей должно иметь комбинированную интегральную количественно-качественную оценку каждого из них, в том числе:

- экспертную соотносительную проверку соответствия запланированных позиций всех модулей и содержания процесса физкультурной подготовки детей, выражающуюся в конкретных качественных характеристиках;

- процентное соотношение используемых процессуально-технологических подходов и соответствующих им развивающих материалов с оценкой качества их исполнения;

- экспертную качественную оценку разработанных документов планирования процесса реализации экспериментальной модели минимум по двум позициям:

а) логичность включения элементов экспериментальной модели в общую структуру процесса физкультурного воспитания в ДОО;

б) учет особенностей сопряженного формирования и развития базовых составляющих собственно-

биологического компонента личностной физической культуры дошкольников в ходе планирования соответствующих педагогических воздействий;

- наличие и экспертную оценку программ и методи-ко-технологических рекомендаций по их реализации в ходе проведения занятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и просветительской работы с членами семей дошкольников.

В связи с вышеизложенным очевидна необходимость проведения дополнительных научно-исследовательских мероприятий по разрешению данной проблемной ситуации.

Результаты анализа проведенных формирующих педагогических экспериментов позволили сформулировать следующие частные обобщения:

1. Подтверждена эффективность экспериментальной уровневой модели процесса сопряженного формирования и развития собственно-биологического компонента личностной физической культуры воспитанников 6-7 лет ДОО, что подтверждается существенным преимуществом детей из экспериментальных групп по сравнению с результатами их сверстников из контрольных групп по всем анализируемым показателям.

2. Центральным звеном экспериментальной модели является процессуально-технологический модуль, в рамках которого аккумулированы научно обоснованные решения проблемы сопряженного формирования и развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет. При этом следует предположить, что они могут быть экстраполированы на процесс физкультурного воспитания дошкольников из других возрастных групп, что, по нашему мнению, требует дополнительной экспериментальной проверки.

3. Наряду с решением основных задач процесса реализации экспериментальной модели в ходе ее апробации в практике установлены следующие позитивные изменения в уровне:

- профессиональной компетентности педагогов ДОО;

- мотивации детей дошкольного возраста 6-7 лет, как у девочек, так и у мальчиков, к физкультурному совершенствованию и самосовершенствованию.

Таким образом, в ходе многолетней научно-исследовательской работы обоснована структура и содер-

жание, а также эмпирически доказана эффективность педагогической модели сопряженного формирования и развития базовых составляющих собственно-биологического компонента личностной физической культуры воспитанников ДОО 6-7 лет.

Заключение. В соответствии с научными фактами, полученными в ходе предварительных исследований, а также на основе выявления базовых предпосылок разработки экспериментальной модели сопряженного формирования собственно-биологического компонента личностной физической культуры дошкольников 6-7 лет в данной статье представлены объективные доказательства ее эффективности и целесообразности внедрения в практику физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях.

Впервые по сравнению с ранее проведенными исследованиями в рамках организованных формирующей экспериментальной работы также обоснована ее эффективность в связи с повышением уровня профессиональной компетенции специалистов ДОО и педагогической подготовленности членов семей дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.

2. Ползикова Е.В. Динамика показателей физической и двигательной подготовленности детей 6-7 лет в условиях реализации традиционных программ физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / Е.В. Ползикова, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2013. - № 4. - С. 11-14.

3. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю.К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 537 с.

4. Чернышенко Ю.К. Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. - С. 12-15.

5. Чернышенко Ю.К. Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В.Е. Кузнецова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - 18 с.

EFFECTIVENESS OF A MODEL OF CONJOINT FORMATION OF BASIC PARTS OF A SELF-BIOLOGICAL COMPONENT OF PERSONAL PHYSICAL EDUCATION OF 6-7 YEAR-OLD CHILDREN

А.I. Kuzmenko, Post-graduate student of the Psychology Department,

YX Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Psychology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, ^Y. Chernyshenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Physical Training and Sports Department,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: ukcher@mail.ru.

Abstract.

In the system of physical education of preschool children, according to the experts, there are trends towards significant improvement of the quality of its functioning based on the passport of a scientific specialty 13.00.04 -Theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical education in the following research areas: general patterns of development, functioning and improvement of motor (physical) abilities (qualities); means and methods of physical education in order to prevent bad habits, to improve health, to harden the body, to increase human resistance to unfavourable environmental factors. Regulatory framework of physical education in the framework of the system of physical education in our case is in preschool educational institutions.

In this regard, a significant role of pedagogical influences for the formation and development of a personal physical education of 6-7 year-old children has been proved. In its structure, a self-biological component is essential, within the framework of which a complex of pedagogical influences is conducted, aimed at the development of vital skills by the means of physical education and sports activities. According to many experts, processual-informative basis of this work is insufficiently substantiated, including, based on modern approaches to their conjoint development by the means of physical education and sports activities, which confirms the relevance of the long-term study.

The purpose of the study is a theoretical justification of the structure and the content, development and effectiveness evaluation of the level pedagogical model of the process of a conjoint formation of basic parts of a self-biological component of a personal physical education of 6-7 year-old children.

The research methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing of a level of physical preparedness, pedagogical testing of a level of knowledge, psychological testing, expert judgment meth-

od, anthropometry, polydynamometry, pedagogical modeling, projection, analytical and logical method, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

The research results. Based on systematic organization of preliminary studies, as well as formative pedagogical experiments, the scientific facts have been established, which characterize:

- the appropriate composition of polyfunctional ideological, methodological and practice-oriented foundations of the formation process of an experimental model;

- the reasoned scientific novelty of the content of composition modules of experimental pedagogical model of a conjoint formation of basic parts of a self-biological component of a personal physical education of 6-7 year-old children;

- the results of the assessment of the effectiveness of the experimental model, indicating its high efficiency justified by the means of mathematical-statistical analysis.

Keywords: personal physical education, children of preschool educational organizations, physical education process, model of conjoint formation of basic parts of a self-biological component of personal physical education of 6-7 year-old children.

References:

1. Neverkovich S.D. Pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogy of physical culture and sport]. Moscow, Physical culture and sport, 2010, 336 p.

2. Polzikova E.V., CHernyshenko Yu.K. Dynamics of indicators of physical and motor readiness of children 6-7 years in the conditions of implementation of traditional programs of physical education in preschool educational institutions Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2013, no. 4, pp. 11-14. (in Russian).

3. Chernyshenko Yu.K. Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical education of preschool children. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 537 p. (in Russian).

4. Chernyshenko Yu.K., Polzikova E.V. Formation of physical culture subject-developing environment in preschool educational institutions. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice], 2014, no. 1, pp. 12-15. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chernyshenko Yu.K., Balandin V.A., Kuznetsova V.E. Po-lovozrastnye osobennosti dynamics of development of physical readiness of preschool children 4-5 years. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Training], 2016, no. 2, 18 p. (in Russian).

Поступила / Received 15.04.2020 Принята в печать / Accepted 30.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.