Научная статья на тему 'Эффективность контроля качества моторных масел'

Эффективность контроля качества моторных масел Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Розбах О. В.

Освещены проблемы сохранения качества моторных масел при эксплуатации и транспортировке. Обоснована необходимость систематического контроля эксплуатационных параметров масел. Доказана эффективность применения экспресс-методов контроля качества масел в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of quality control in motor oils

There are problems to keep motor oil quality during its service and transportation. There exists a necessity in the systematical control of the oil operating characteristics. It has been proved that the express methods are needed for testing of the oil quality under modern conditions.

Текст научной работы на тему «Эффективность контроля качества моторных масел»

УДИ 621.892.096.1

О. В. РОЗБЛХ

Омский государственный аграрный университет

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ _

Освещены проблемы сохранения качества моторных масел при эксплуатации и транспортировке. Обоснована необходимость систематического контроля эксплуатационных параметров масел. Доказана эффективность применения экспресс-методов контроля качества масел в современных условие*.

Экономичность, надежность, долговечность работы техники существенно зависит от того, насколько правильно по сортам и маркам подобраны используемые нефтепродукты и каково их качество. В первую очередь это влияет на моторесурс техники.

По данным [1], российские масла заводского производства практически не доходят до потребителя: до 90% моторного масла, продаваемого в розницу, не соответствует стандартам. Масла заводского производства, соответствующие требованиям научно-технической документации, в процессе их поступления к потребителю, при транспортировке и хранении, теряют свои эксплуатационные свойства, так как нарушаются условия их хранения и транспортировки. Наблюдается обводнение моторных масел, даже при наличии 0,2 % воды, пакет дорогостоящих присадок, вводимых в масло, необратимо распадается. В результате масло теряет значительную часть своих свойств и становится непригодным к использованию в современных двигателях.

По данным [2], в процессе эксплуатации в городской и сельской местности, методом случайной выборки было отобрано более 60 проб масел. Проведённый анализ показал наличие недопустимого количества воды в 72% проб. Значения её концентрации колебались от 2 до 5%. По данному показателю эти пробы признаны непригодными к дальнейшей эксплуатации.

Несвоевременное и некачественное обслуживание резервуаров, использование грязной тары дополнительно способствуют ухудшению, свойств моторных масел. Свежее масло может быть изначально подвергнуто загрязнению топливом в процессе транспортировки потребителю, при использовании одних и тех же емкостей, как мя доставки дизельного топлива, так и для доставки масла. Попавшее в моторное масло топливо вызывает снижение вязкости, что может нарушить гидродинамический режим смазки подшипников коленчатого вала, привести к их перегреву и задиру с большим местным нагревом масла. При содержании в масле 3-4% дизельного топлива наблюдается повышение скорости изнашивания поршневых колец на 25-30% [2], а также значительно увеличивается скорость старения смазочного материала, что часто грозит аварией двигателя.

Поэтому проблема входного контроля показателей моторных масел весьма актуальна. Соответствие требованиям необходимо определять при входном контроле моторных масел на этапе поступления их к потребителю.

Кроме того, в процессе работы техники регламентная замена масла не учитывает реальных условий

эксплуатации машин, их техническое состояние, наработку, поэтому возможна замена масла, как не вы-работаьшего свой ресурс, так и работа двигателя на масле, эксплуатационные свойства которого недопустимо ухудшены. И то и другое экономически невыгодно. В связи с этим целесообразно менять масло по фактическому состоянию, то есть необходим постоянный контроль изменения его эксплуатационных параметров.

Одним из наиболее подходящих способов оценки качества масел является способ «капельной пробы» [3], который позволяет определять диспергирующую способность масел, то есть наличие в масле активных присадок, коэффициент год ности масла по наличию механических примесей, а также выявлять наличие в масле вода и топлива.

По этому способу качество масла определяюттас через 1-2 часа после нанесения капли масла на

Рис. 1. Схема зон диффузии масляной капли, определяемых на бумажной хроматограмме: я - ядро, к - краевая зона или кольцо вокруг ядра, г - зона диффузии загрязненного масла, ч - зона диффузии чистого масла.

фильтровальную бумагу изучается полученная хро-матограмма и по ней делается заключение о состоянии масла. в

На бумажной хроматограмме определяют полный размер капли и ее ядра, цвет и цветной рисунок всех зон, равномерность растекания масла и изучают четыре зоны (четыре составные части):

1 — ядро — зона, где оседают тяжелые нерастворимые механические примеси;

2 — краевая зона, окаймляющая ядро малорастворимыми в масле органическими примесями;

3 — зона диффузии, загрязненная легкими растворенными органическими примесями;

4 — зона чистого масла.

Измерение полученных диаметров зон позволяет определить диспергируюшюю способность масла по формуле:

ДС = 1-

d

\ср

2 ср

(1.1)

где<^/с(1 - средний диаметр зоны ядра, мм;

— средний диаметр зоны диффузии загрязненного масла, мм.

При диспергирующей способности менее 0,5 масло считается непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Коэффициент годности масла по наличию механических примесей определяется по формуле:

к, =

1 ср

d

(1.2)

2 ср

При коэффициенте загрязненности масла К, менее 1,4 масло заменяют.

Наличие в масле воды характеризуется отсутствием зоны диффузии - «свертыванием» хро-матограммы из-за потери присадок.

При содержании в масле топлива на хроматограмме наблюдается значительное увеличение зоны чистого масла.

По данным [3] годовая экономическая эффективность контроля работавших моторных масел на примере карьерных автосамосвалов АТП СП «Эрдэнэт», такова, что только от своевременной замены масла М14В на 16 машинах с дизелями 8ДМ-21 А, а также импортного масла для трех машин с дизелями Cummins КТА-38С за 2001 г. получена

экономия 52 тысячи долларов. Срок службы масла марки М14В., составил в среднем 650 часов при заводских рекомендациях 750 часов. Для дизелей Cummins КТА-38С и КТА-50С срок службы масла «Mobil Corea» класса качества CG-4 доведен до 1000 часов при среднем сроке 650 часов.

Экономия достигнута во многом за счет применения способа «капельной пробы» в качестве сигнального экспресс анализа, по которому определялось изменение эксплуатационных параметров моторного масла и давалось заключение о возможности дальнейшего использования или необходимости проведения химического и спектрального анализа. Стоимость химического и спектрального анализа составляет от 1000 до 1500 рублей, а стоимость анализа способом «капельной пробы» составляет не более 25 рублей, включая расходные материалы.

Таким образом входной и периодический контроль моторных масел целесообразно проводить экспресс-методами, которые отвечают требованиям оперативности и не требуют значительных затрат на приобретение дорогостоящего оборудования и подготовку квалифицированных специалистов.

Одним из них является способ «капельной пробы». Данный способ вполне доступен как небольшим автотранспортным предприятиям, так и автолюбителям.

Библиографический список

1.Трембач Е. В. Моторные масла, добавки, присадки/ Е.В. Трембач./ Из- во «Феникс» - Ростов-на-Дону, 2000,-159с.

2. Скиндер Н. И. О необходимости систематического контроля качества работающих моторных масел/ Н. И. Скиндер, Ю. А, Гурьянов// Химия и технология топлии и масел/ 2003, №5, с. 30.

3. Экспресс-контроль состояния моторного масла автотракторных двигателей [Электронный ресурс). - И., 2002. -Режим доступа: http://www.vicco.ru/index/oi] — nl.htm

РОЗБАХ Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры тракторов, автомобилей и эксплуатации машинно-тракторного парка.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.01.06 г. © Розбах О.В.

Новые научно-технические разработки

Сцинтиллятор для визуализации рентгеновского излучения

Авторы: А Н. Черепанов, Б,В. Шульгин, Т.С. Королёва, С11. Реёпш, СИ. Ви)агс1т

Краткое описание: Сцинтиллятор для визуализации рентгеновского излучения относится к области датчиков ионизирующих излучений с высоким пространственным разрешением, чувствительных к пучкам рентгеновского и электронного излучений и применяемых для их визуализации в томографии, микротомографии, радиографии, в системах таможенного контроля, в системах неразрушающего контроля промышленных изделий, а также при телемеханическом мониторинге промышленных изделий и технологий.

Предлагаемый сцинтиллятор состоит из приповерхностного сцинтилляционного слоя, представляющего собой сцинтиллятор на основе кристаллов (и,Ыа)Р в виде дискретных ячеек размерами от б мкм до 200 мкм и выше, оптически разделенных между собой металлической сеткой с размерами, соответствующими размерам ячеек. Металлическая сетка выполняется из радиа-ционно-стойкого материала (например, тантала, циркония, ниобия) и углубляется в кристалл на глубину приповерхностного сцинтилляционного слоя (4-6 мкм) для оптического разделения сцинтилляционных ячеек. Дискретная структура слоя обеспечивает высокое пространственное разрешение, что связано с тем, что свечение одной из сцинтилляционных ячеек не возбуждает свечения соседних. Пространственное разрешение предлагаемого сцинтиллятора составляет единицы-сотни микрон. Визуализация рентгеновского излучения происходит благодаря свечению агрегатных центров окраски типа ?2, + и Р2-, с основным максимумом свечения в диапазоне 650 нм, что позволяет применять для считывания изображения Р[Ы-фотодиоды Длительность сцинтилляций не превышает 8 нс, что обеспечивает работу сцинтиллятора в режиме реального времени.

Конкурентные преимущества предлагаемой технологии: возможность визуализации не только рентгеновского, но и электронного излучения; возможность использования сцинтиллятора в качестве чувствительного элемента сцинтилляционных детектирующих устройств; может иметь сверхвысокое пространственное разрешение (микронный диапазон); сниженная стоимость (по сравнению с волоконными экранами). http://patent.ustu.rn/develops/ld_005.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.