Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МЕЛКОПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОРИДОРЕ СЕВЕР-ЮГ-СЕВЕР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МЕЛКОПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОРИДОРЕ СЕВЕР-ЮГ-СЕВЕР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / RIVER CONTAINER TRANSPORTATION / ХАРАКТЕРИСТИКИ / CHARACTERISTICS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНТЕЙНЕРЫ / CONTAINERS / ЛИХТЕРЫ / ЛИХТЕРОВОЗЫ / LIGHTERS / LIGHTER CARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Г.В., Минеев В.И., Корченкова Е.И., Шишкина М.А.

В статье рассматриваются вопросы организации контейнерных перевозок в Европе и центральной части России. Отмечается, что преимущества контейнеризации транспортировки генеральных грузов способствовали бурному строительству контейнеров и контейнеровозов. Вместе с тем в силу целого ряда причин перевозки контейнеров внутренним водным транспортом в центральной части России на сегодняшний день практически свернуты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселов Г.В., Минеев В.И., Корченкова Е.И., Шишкина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULK CONSIGNMENTS CONTAINERIZATION EFFICIENCY IN THE CORRIDOR NORTH-SOUTH-NORTH: EXPERIENCE, PROBLEMS, EFFICIENCY

The article deals with the container transportation organization in Europe and the central part of Russia. It is noted that containerization transportation benefits contributed much to the rapid containers and container carriers construction. Besides, for a number of reasons containers transportation by means of inland water transport in the centra part of Russia is almost collapsed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МЕЛКОПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОРИДОРЕ СЕВЕР-ЮГ-СЕВЕР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

Г.В. Веселое, В.И. Минеев, Е.И. Корченкова, М.А. Шишкина

Эффективность контейнеризации мелкопартионных перевозок в коридоре Север-Юг-Север: ...

УДК 656.62

Г.В. Веселое, профессор, д.э.н. ФГБОУВО «ВГУВТ»

В.И. Минеее, профессор, д.э.н., президент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Е.И. Корченкова, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

М.А. Шишкина, аспирантка ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ МЕЛКОПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК В КОРИДОРЕ СЕВЕР-ЮГ-СЕВЕР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Ключевые слова: речные контейнерные перевозки, характеристики, эффективность, контейнеры, лихтеры, лихтеровозы.

В статье рассматриваются вопросы организации контейнерных перевозок в Европе и центральной части России. Отмечается, что преимущества контейнеризации транспортировки генеральных грузов способствовали бурному строительству контейнеров и контейнеровозов. Вместе с тем в силу целого ряда причин перевозки контейнеров внутренним водным транспортом в центральной части России на сегодняшний день практически свернуты.

Наиболее трудоемкими перевозками на транспорте в мире является транспортировка мелкопартионных генеральных грузов.

Для концентрации мелкопартионных грузов в крупные грузопотоки с целью снижения затрат при их перевозке и осуществлении комплексной механизации перегрузочных работ, сокращения стоянок технических средств транспорта в пунктах обработки и сохранности мелкопартионных грузов широко используются в мире в качестве транспортной тары контейнеры разной грузоподъемности от 2 до 40 т.

Еще в 1961 г. Технический комитет 104 Международной организации по стандартизации разработал стандарты на контейнеры. Параметры основных типов контейнеров стандарта JSO приведены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры контейнеров стандарта JSO

Название Длина, м Ширина, м Высота, м Объем, м3 Масса груза, кг

20-футовые

Стандартный 6,08 2,44 2,59 33,3 21700

Рефрижератор 6,08 2,44 2,6 26,5 24000

Изолированный 6,06 2,44 2,59 32,6 21500

40-футовые

Стандартный 12,9 2,44 2,59 67,2 26500

Высокий 12,19 2,44 2,90 76,0 26330

Рефрижератор 12,19 2,44 2,90 66,0 26280

Очевидные преимущества контейнеризации транспортировки генеральных грузов способствовали бурному строительству контейнеров и контейнеровозов. Общий дедвейт контейнеровозов к 2008 г. составил более 128 млн.т. Контейнеровозы строились,

в основном, на 2,5; 3; 3,5; 5,5; 6; 8; 10 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте (ТЕи), стоимостью от 40 млн.долларов [5].

ТЕи

сч о.

Годы

Рис. 1. Динамика речных контейнерных перевозок в Европе

Эффективность и целесообразность контейнерных перевозок подтверждает их рост по традиционным европейским водным маршрутам (рис. 1). С 1987 по 2000 годы объем перевозок грузов в контейнерах в Европе увеличился в 6 раз. Так, из порта Роттердам по р. Рейн ежегодно перевозится порядка 2 млн. ТЕи. Необходимо отметить, что суммарный контейнерооборот всего российского рынка в 2007 году составил около 5 млн. ТЕи. По рекам Франции перевезено в 2007 году 460 тыс. ТЕи, из них около половины по Рейну. Объем перевозок по Сене вырос в этом же году на 30%. На Дунае для перевозки контейнеров на линии Кремс - Констанца - Кремс используется грузовой теплоход с баржой-приставкой, общей вместимостью 222 ТЕи (рис. 2). При этом стоимость доставки контейнера на данной линии до портов Северного моря при 75% загрузке на треть ниже стоимости доставки по железной дороге.

Рис. 2. Перевозка контейнеров на Дунае

Высокая эффективность транспортировки генеральных грузов в контейнерах, особенно на межконтинентальных перевозках, связана не только с увеличением кон-тейнеровместимостью судов, но и с ростом грузоподъемности контейнеров - лихтеров грузоподъемностью 346 т типа ЛЭШ и 1100 т типа ДМ (СИБИ).

Основные параметры контейнеров (лихтеров, иногда применяется термин «баржа») приведены в таблице 2.

Г.В. Веселое, В.И. Минеее, Е.И. Корченкова, М.А. Шишкина

Эффективность контейнеризации мелкопартионных перевозок в коридоре Север-Юг-Север: .

Таблица 2

Основные характеристики лихтеров

Характеристики Тип лихтера

ЛЭШ ДМ (СИБИ)

Длина, м 18,74 38,25

Ширина, м 9,5 11,0

Высота, м 4,39 6,3

Грузоподъемность, т 376 1100

Осадка с грузом, м 2,71 3.3

Класс судна П-СП П-СП

В мире для транспортировки таких контейнеров - лихтеров были построены контейнеровозы - лихтеровозы типа ЛЭШ и СИБИ. Один из первых лихтеровозов в мире был построен в Японии «Акадия Форест» еще в 1969 г. Основные параметры таких судов - лихтеровозов приведены в таблице 3.

Естественно, что крупнотоннажные лихтеровозы используются главным образом высокоразвитыми промышленными странами на межконтинентальных линиях: США - Западная Европа, Южная Азия, Индонезия, Дальний Восток и т.д. Развиваются также перевозки на линии Северная Европа - Западная Африка.

С постройкой в 1978 г. для СССР лихтеровозов «Юлиус Фучик» и «Тибор Саму-эли» началась эксплуатация их соответственно на линии Дунай - страны Юго-Восточной Азии и Дунай - Пакистан, Индия.

Таблица 3

Основные характеристики лихтеровозов

Характеристики Значения характеристик

«Акадия Форест» «Доктор Лайкс» «Юлиус Фучик»

Норвегия («Суми- США («Кунис и СССР («Валмет»

тамо» Япония, Шипбулдинг» Финляндия, 1978)

1960) США, 1972)

Тип лихтеровоза ЛЭШ СИБИ СИБИ

Длина, м 246,4 266,98 266,51

Ширина, м 32,5 32,26 35,0

Высота борта, м 18,29 22,8 22,95

Осадка с грузом 11,28 11,92 11,0

Дедвейт 44200 39000 36600

Лихтеровместимость, ед. 73 38 26

Контейнеровместимость, ед. - 1784 5552

Мощность СЭУ, кВт 19130 26490 13235

Грузоподъемность перегрузоч-

ного устройства, т 500 2000 2700

Глобализация мировой экономики и рост промышленной продукции в мире обусловливают строительство контейнеров (лихтеров) и контейнеровозов (лихтеровозов) с целью снижения транспортных затрат по доставке мелкопартионных грузов на межконтинентальных перевозках. Доля контейнеровозов в составе флота в развитых странах мира составляет свыше 28% всего тоннажа, в развивающихся - 17%, а в десяти ведущих странах - свыше 54%.

Лихтеры типа ДМ в большей степени соответствуют условиям эксплуатации по внутренним водным путям в толкаемых составах в сообщении река-море-река. В Волжско-Камском бассейне на контейнерной линии Москва - Астрахань - Москва использовались катамараны со скоростью движения до 32 км/час.

Перспектива развития грузовой базы внутреннего водного транспорта и возможность переключения грузопотоков с других маршрутов транспортировки связаны с развитием международного транспортного коридора «Север-Юг».

По оценкам суммарный объем перевозок грузов между странами Европы с одной стороны и Индией и Ираном с другой составляет свыше 26 млн. тонн. Из указанного объема мелкопартионные и особенно контейнеропригодные грузы, могут быть переключены на МТК «Север-Юг» с транспортировкой внутренним водным транспортом.

Учитывая высокую конкурентную способность внутреннего водного транспорта, суммарный объем таких грузов составляет свыше 6 млн. тонн. Кроме того, более 1,0 млн. тонн грузов в контейнерах могут быть перевезены между среднеазиатскими и европейскими странами через внутренние водные пути.

К сожалению, с падением глубины на пороге нижних шлюзов Горьковского гидроузла крупнейшая водная магистраль оказалась разделена на две части. В результате перевозки контейнеров водным транспортом в промышленно-развитом центре России практически свернуты, что в условиях глобализации тормозит развитие международных торговых связей.

По предварительным исследованиям стоимость перевозок контейнеров внутренним водным транспортом в Волжско-Камском бассейне в 2-4 раза ниже по сравнению с транспортировкой их автомобильным транспортом.

Кроме того, использование водного транспорта позволит разгрузить автодороги, снизить объем выхлопных газов, снизить интенсивный износ дорог, повреждение грузов и т.д.

Решение проблемы контейнеризации в центре России тормозится не только из-за ограниченных глубин на пороге Горьковских шлюзов, но и отсутствием инвестиционных ресурсов у экономически слабых судоходных компаний в Волжско-Камском бассейне, значительная часть которых работает с убытком.

Для комплексного решения проблем, препятствующих развитию контейнерных перевозок по внутренним водным путям, Стратегией развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предусматривается ликвидация «узких мест» на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части РФ, разработка программы обновления судов речного флота и смешанного «река-море» плавания, создание тримодальных логистических центров.

Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, позволит увеличить долю перевозок контейнеров в общем объеме перевозок внутренним водным транспортом до 1,6% или в 8 раз по сравнению с 2015 годом.

Список литературы:

[1] Веселов Г.В., Костров С.В. Проблемы и направления формирования конкурентоспособных форм и способов организации грузовых перевозок на водном транспорте // Вестник СамГУПС. - 2012. - № 2.

[2] Кацман Ф.М., Королева, Е.А. Международные коридоры. Отдельные проблемы и пути решения. - СПб.: СПГУВК, 2003. - 154 с.

[3] Кац И. О макроэкономическом планировании и системе управления экономикой / И. Кац // Экономист. - 2013. - № 12. - С. 27-32.

[4] Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития / Р. Кучуков // Экономист. - 2007. -№ 8. - С. 25-37.

[5] Лукьянович Н.В. Морской транспорт в мировой экономике. - М.: «Моркнига». - 2009. - 162 с.

[6] Минеев В.И., Костров С.В. Обоснование эффективности комбинированных технологий и перевозок грузов водным транспортом // Научные проблемы транспорта Сибири и Д.Востока. -2013. - № 1. - С. 3-5.

Г.В. Веселое, В.И. Минеее, Е.И. Корченкоеа, М.А. Шишкина

Эффективность контейнеризации мелкопартионных перевозок в коридоре Север-Юг-Север: .

BULK CONSIGNMENTS CONTAINERIZATION EFFICIENCY IN THE CORRIDOR NORTH-SOUTH-NORTH: EXPERIENCE, PROBLEMS, EFFICIENCY

G. V. Veselov, V.I. Mineev, E.I. Korchenkova, M.A. Shishkina

Keywords: river container transportation, characteristics, efficiency, containers, lighters, lighter carriers.

The article deals with the container transportation organization in Europe and the central part of Russia. It is noted that containerization transportation benefits contributed much to the rapid containers and container carriers construction. Besides, for a number of reasons containers transportation by means of inland water transport in the centra part of Russia is almost collapsed.

Статья поступила в редакцию 09.06.2016 г.

УДК 658.8

В.В. Крайноеа, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Н.М. Гречко, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ФБУ «АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГО-ДОНСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ» НА УСЛУГИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОРОШЕНИЯ В 2017-2023 гг.

Ключевые слова: плановый тариф, вариантный тариф, услуги водоснабжения, водо-потребители, насосные станции, затраты на ремонт, субсидии.

Для решения проблем финансирования ремонта и содержания насосных станций ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» предлагается пересмотреть тарифы на перекачку воды для водоснабжения и орошения. Предложена авторская модель, в которой рассматривается возможность роста тарифов и их влияние на увеличение стоимости услуг водоснабжения для сельских потребителей Волгоградской области.

Волго-Донской судоходный канал проектировался для обеспечения транзитного судоходства между бассейнами р.р. Волги и Дона с выходом в северные и южные моря страны.

Длина канала 101 км, из которых 45 км приходится на водохранилища общей площадью 84 кв. км.

Соответственно рельефу местности канал делится на три участка: Волжский склон - 21 км с 9-ю шлюзами, водораздельный бьеф - Варваровское водохранилище протяженностью 26 км, и Донской склон - 54 км с 4-мя шлюзами, на котором созданы два водохранилища - Береславское и Варваровское.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Водораздельный участок Волго-Донского канала расположен ближе к Волге и возвышается над её меженным уровнем на 88 м, а над уровнем Цимлянского водохранилища на 44 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.