УДК 796/799
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской федерации, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
Аннотация
В работе рассматривалась динамика количественных (количество занимающихся физической культурой и спортом, число физкультурных кадров, количество спортивных сооружений, финансирование физической культуры и спорта) и качественные (продуктивность и эффективность) характеристики развития физической культуры и спорта. Определены стратегические направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации с использованием показателей эффективности.
Ключевые слова: эффективность, продуктивность, развитие, физическая культура, спорт, управление.
EFFECTIVENESS AS A STRATEGIC DIRECTION IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN MODERN RUSSIA
Victoria Anatolievna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Volgograd state agrarian university, Volgograd; Failya Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, associated professor, head of department ofphysical culture, Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of social sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Anatoly Alexandrovich Kudinov, the doctor of pedagogical sciences, Professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article deals with the dynamics of quantitative (the number of people engaged in physical culture and sports, the number of sports personnel, the number sports facilities, financing of physical culture and sports) and qualitative (productivity and efficiency) characteristics of physical culture and sports. The strategic directions of development of physical culture and sports in the Russian Federation with use of indicators of efficiency are defined.
Keywords: efficiency, productivity, development, physical culture, sport, management.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время эффективность становится важным фактором ускоренного роста показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, повышения конкурентоспособности страны на международной спортивной арене, обеспечения современного общества высокими стандартами качества занятий физическими упражнениями, оптимального сочетания увеличения социальной пользы с ростом доходов отрасли [2].
Введение показателя эффективности требует переосмысления теоретико-методологических положений процесса развития физической культуры и спорта, изменения механизма использования и преобразования кадровых, информационных, технологических, материально-технических и финансовых ресурсов, придает новый импульс процессу развития физической культуры и спорта, обеспечивает переход на новый более качественный уровень [3]. К сожалению, данный показатель не находит должного применения в сфере
физической культуры и спорта.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ руководящих документов, методы сбора и изучения статистических материалов (формы № 1-ФК, № 3-АФК и № 5-ФК); ранжирование, метод экспертных оценок, методы оценки эффективности развития физической культуры и спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В Российской Федерации численность занимающихся физической культурой и спортом постоянно увеличивалась: 2000 г. - 12 803,4 тыс. чел., 2006 г. - 18 550,3 тыс. чел., 2010 г. - 26 857,1 тыс. чел., 2014 г. - 39 071,4 тыс. чел., 2017 г. - 50 165,4 тыс. чел. За анализируемый период среднегодовой прирост этого показателя составил 17,1%). Величины этих показателей соответствовали целевым индикаторам документа «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [1, 4].
В 2017 году к различным формам занятий физической культурой и спортом приобщились 10 948,7 тыс. работников предприятий и организаций (2010 г. - 6 787,7 тыс. чел., 2016 г. - 10 170,9 тыс. чел.), 9 350,2 тыс. учащихся общеобразовательных учреждений (2010 г. - 5 662,0 тыс. чел., 2016 г. - 9 147,0 тыс.), 6 020,4 тыс. сотрудников учреждений и организаций при спортивных сооружениях (2010 г. - 1 488,9 тыс. чел., 2016г. - 5 042,2 тыс. чел.),3 740,7 тыс. детей дошкольных образовательных учреждений (2010 г. - 1 770,2 тыс. чел., 2016 г. - 3 682,6 тыс. чел.), 3 634,4 тыс. чел. учреждений по месту жительства (2010 г. - 2 286,5 тыс. чел., 2016 г. - 3 509,4 тыс. чел.). Доля мужчин, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, постоянно уменьшалась и в 2017 году достигла 58,7%.
В 2017 году учебные занятия по физической культуре посещали 14 503,9 тыс. учащихся общеобразовательных учреждений (2007 г. - 13 398,7 тыс. чел.), 5 764,6 тыс. детей дошкольных образовательных учреждений, 2 085,2 тыс. студентов среднего профессионально образования (2007 г. - 2 272,4 тыс. чел.) и 2 262,7 тыс. студентов высшего профессионального образования (2007 г. - 1 772,2 тыс. чел.).
Значительно изменялось процентное соотношение обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и посещающих занятия по физической культуре: в 2017 году доля таких учащихся общеобразовательных учреждений составила 55,7% (2010 г. - 53,8%, 2014 г. - 45,9%), детей дошкольных образовательных учреждений - 50,3% (2010 г. - 66,6%, 2014 г. - 41,6%), студентов среднего профессионального образования - 56,0% (2010 г. - 62,4%, 2014 г. - 56,1%), студентов высшего профессионального образования - 69,6% (2010 г. - 75,9%, 2014 г. - 72,8%).
С 2000 года по 2017 год значительно (с 243 642 до 375 369 чел.) увеличилось число физкультурных кадров. Относительные показатели обеспеченности физкультурными работниками изменялись разнонаправлено: увеличивалось количество занимающихся на одного физкультурного работника (2000 г. - 52,5 чел., 2006 г. - 66,0 чел., 2010 г. - 86,4 чел., 2014 г. - 119,1 чел., 2017 г. - 133,6 чел.) и уменьшалось количество населения на одного физкультурного работника (2000 г. - 558,7 чел., 2006 г. - 487,8 чел., 2010 г. - 470,8 чел., 2014 г. - 438,1 чел., 2017 г. - 362,4 чел.).
В Российской Федерации (2010-2017 гг.) увеличилась численность инструкторов дошкольных образовательных учреждений (с 22 181 до 26 027 чел.), учителей физической культуры общеобразовательных учреждений (с 73 859 до 87 146 чел.), инструкторов организаций, предприятий и учреждений (с 19 996 по 22 368 чел.), работников организаций по месту жительства (с 14 404 до 14 844 чел.), специалистов учреждений дополнительного образования (с 98 175 до 109 041 чел.), работников физической культуры спортивных сооружений (с 22 573 до 26 844 чел.), работников физической культуры и спорта органов государственного управления (с 6 260 до 7 226 чел.); стабилизировалась численность
преподавателей среднего и высшего профессионального образования.
За период 2000-2017 годы увеличивалось количество спортивных сооружений: 2000 г. - 196 304 ед., 2006 г. - 224 987 ед., 2010 г. - 247 965 ед., 2014 г. - 276 652 ед., 2017 г. -305 268 ед.). Величины ЕПС спортивных сооружений на 10 тыс. жителей постоянно увеличиваются (2008 г. - 432,3 чел., 2011 г. - 469,6 чел., 2014 г. - 518,3 чел., 2017 г. - 610,9 чел.), а показатели ЕПС спортивных сооружений на 1 тыс. занимающихся физической культурой и спортом, наоборот, уменьшаются (2008 г. - 271,9 чел., 2011 г. - 226,7 чел.,
2014 г. - 188,3 чел., 2017 г. - 165,6 чел.).
Общий показатель загруженности спортивных сооружений в 2014 г. составил 51,2%, 2016 г. - 54,4%, 2017 г. - 50,7%. Самая высокая степень загруженности в Российской Федерации (2017 г.) выявлена при использовании плоскостных спортивных сооружений (56,5%), а наименьшая - спортивных сооружений стрелковых видов спорта (29,8%).
Финансовые средства, направленные на развитие отрасли и утвержденные в бюджетах субъектов федерации, в 2002 г. составляли 134 582,3 млн. руб. (в среднем 110,3 руб. на одного жителя), 2006 г. - 58 807,1 млн. руб. (472,3 руб.), 2014 г. - 333 016,6 млн. руб. (2 405,2 руб.), 2016 г. - 358 792,4 млн. руб. (2 881,2 руб.), 2017 г. - 423 550,2 млн. руб. (3 113,4 руб.). Несмотря на увеличение финансирования, его объемы не позволяют эффективно решать задачи, поставленные в стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года. В условиях недостаточного финансирования необходимо эффективно использовать финансовые средства, рационально организовывать деятельность занимающихся физическими упражнениями и физкультурных кадров по подготовке спортсменов-разрядников, оздоровлению различного контингента населения.
Наряду с количественными показателями развития физической культуры и спорта нами использовались и качественные характеристики (продуктивность и эффективность). Показатель продуктивности физкультурно-спортивной деятельности определялся как суммарная оценочная величина количества подготовленных спортсменов юношеских, первого-третьего разрядов, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта России и мастеров спорта России международного класса за отчетный год.
В период 2000-2017 годы выявлено относительно стабильное (от 43,1 млн. до 52,5 млн. ед.) достижение показателей продуктивности физкультурно-спортивной деятельности. Только в 2015 году проявился скачок (73,8 млн. ед.) этой характеристики, связанный, с большим числом подготовленных мастеров спорта России (8 300 чел.) и мастеров спорта России международного класса (1 480 чел.).
Показатель продуктивности, приходящийся на одного занимающегося физическими упражнениями, определялся как эффективность физкультурно-спортивной деятельности, на одного физкультурного работника - эффективность их деятельности, на количество единиц единовременной пропускной способности - эффективность использования спортивных сооружений. Величина финансирования физической культуры и спорта на показатель продуктивности - эффективность финансирования. Нами разработан автоматизированный способ определения показателей эффективности развития физической культуры и спорта в 100-балльной шкале оценок.
За анализируемый период характеристики эффективности физкультурно-спортив-ной деятельности существенно снижались: 2000 г. - 3,87 усл. ед. (высокий уровень), 2002 г. - 3,51 усл. ед. (высокий), 2004 г. - 3,05 усл. ед. (высокий), 2006 г. - 2,83 усл. ед. (высокий), 2008 г. - 2,05 усл. ед. (перспективный), 2010 г. - 2,59 усл. ед. (достаточный), 2012 г. - 1,88 усл. ед. (перспективный), 2014 г. - 1,08 усл. ед. (уровень, требующий модернизации),
2015 г. - 1,70 усл. ед. (перспективный), 2016 г. - 1,09 усл. ед. (требующий модернизации), 2017 г. - 0,85 усл. ед. (требующий модернизации).
Показатели эффективности подготовки спортсменов юношеских, первого-третьего разрядов и КМС на одного физкультурного работника в Российской Федерации постоянно ухудшались: 2000 г. - 8,62 чел., 2008 г.- 6,65 чел., 2012 г. - 4,49 чел., 2015 г. - 3,93 чел.,
2016 г. - 4,10 чел., 2017 г. - 3,77 чел. Характеристики эффективности подготовки мастеров спорта России на 1 тыс. физкультурных работников имели также негативную тенденцию изменения (период 2002-2011 гг.), в 2015 г. отмечался их рост (22,94 чел.), затем в 2017 г. - снижение (14,40 чел.). Аналогичная закономерность обнаружена в подготовке МСМК России (2000 г. - 2,60 чел., 2015 г. - 4,09 чел., 2016 г. - 2,08 чел., 2017 г. - 1.43 чел.).
На наш взгляд, снижение показателей эффективности физкультурно-спортивной деятельности обусловлено существенным уменьшением относительного числа спортсменов, выполнивших требования массовых спортивных разрядов, недостаточным количеством продуктивных дифференцированных управленческих решений, направленных на повышение эффективности.
Показатели эффективности деятельности физкультурных кадров за анализируемый период изменялись скачкообразно с тенденцией на снижение: 2002 г. - 195,2 усл. ед., 2004 г. - 184,6 усл. ед., 2008 г. - 189,7 усл. ед., 2013 г. - 124,0 усл. ед., 2015 г. - 204,3 усл. ед.,
2017 г. - 113,3 усл. ед.
Показатели эффективности использования спортивных сооружений в Российской Федерации имели тенденцию к снижению: 2000 г. - 10,56 усл. ед., 2002 г. - 10,48 усл. ед., 2006 г. - 8,92 усл. ед., 2010 г. - 6,37 усл. ед., 2015 г. - 9,56 усл. ед., 2016 г. - 6,46 усл. ед., 2017 г. - 5,10 усл. ед. Эти данные свидетельствуют о наличии больших резервных возможностей использования спортивных сооружений для увеличения численности занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации.
За анализируемый период многократно возрастала финансовая затратность единицы продуктивности физкультурно-спортивной деятельности («эквивалент спортивного мастерства») в Российской Федерации: 2002 г. - 320,7 руб., 2004 г. - 611,1 руб., 2006 г. - 1 127,7 руб., 2010 г. - 2 739,5 руб., 2013 г. - 5 521,5 руб., 2015 г. - 5 273,6 руб., 2016 г. - 7 030,1 руб., 2017 г. - 9 956,1 руб.
Таким образом, в процессе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации возникла противоречивая ситуация: с одной стороны существенно повышаются количественные показатели, с другой стороны, ухудшаются качественные характеристики.
ВЫВОДЫ
Основные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации: разработка инновационных физкультурно-спортивных технологий, интегрирующих возможности науки и практики; установление продуктивных взаимодействий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления физической культурой; внедрение многоуровневого информационно-аналитического мониторинга эффективности развития физической культуры и спорта, введение показателей эффективности развития физической культуры и спорта в государственные статистические отчеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С. 36-39.
2. Виноградов, П.А. Проблемы развития физической культуры и спорта на федеральном уровне / П.А. Виноградов, В.П. Моченов // Национальная идея - здоровье народа : тез. докл. между -нар. науч.-практ. конф. - М., 1998. - С. 20-21.
3. Кудинова, В.А. Оценка продуктивности и эффективности физической культуры и спорта в субъектах российской федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (дата обращения: 29.09.2018).
4. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова А.И. Сесёлкин, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 56-58.
REFERENCES
1. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020, (2009), Bulletin of the Ministry of sport, tourism and youth policy of the Russian Federation, No. 1, pp. 36-39.
2. Vinogradov, P.A. and Mochenov V.P. (1998), "Problems of development of physical culture and sports at the Federal level", Proceeding of the International scientific and practical conference "The national idea - health of the people", FSBI, Moscow, pp. 20-21.
3. Kudinova, V.A. (2014), "Evaluation of productivity and efficiency of physical culture and sports in the constituent entities of the Russian Federation", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (accessed 29 September 2018).
4. Karpov, V.Yu., Kudinova, V.A., Seselkin, A.I. and Bakulina, E.D. (2016), "Monitoring the effectiveness of development of physical culture and sport in the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No.3, pp. 56-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2018
УДК 796.035
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ФИТНЕСА
Виктория Андреевна Кузьмина, магистр, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье рассматривается методика применения средств фитнеса на основе танцевальной аэробики по системе Зумба и силовой фитнес-программы в стиле памп-тренинга в физическом воспитании девушек 16-17 лет. В результате проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной оригинальной методики обучения и развития физических качеств, способствующей повышению уровня физической подготовленности.
Ключевые слова: методика, средства фитнеса, девушки 16-17 лет, физическое развитие, физическая подготовленность.
METHOD OF INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS OF GIRLS 16-17 YEARS
BASED ON FITNESS FUNDS Victoria Andreevna Kuzmina, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article analyzes the technique of using fitness means on the basis of dance aerobics in Zumba system and power fitness program in the style of pump training in the physical education of girls aged 1617. As a result of the conducted pedagogical experiment, the effectiveness of the developed original method of teaching and developing physical qualities that contributes to raising the level of physical preparedness is proved.
Keywords: methods, means of fitness, girls of 16-17 years old, physical development, physical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья молодежи, и полноценное развитие их личности является важнейшей составляющей системы физического воспитания. Одна из главных задач физической культуры - выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобрести знания в области физкультурно-спортив-ной деятельности, сформировать привычку ведения здорового образа жизни [2, с. 316; 5,