Научная статья на тему 'Эффективность как основа развития авиапромышленного комплекса во внешнеэкономических связях'

Эффективность как основа развития авиапромышленного комплекса во внешнеэкономических связях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕФЕКТИВНіСТЬ / АВіАПРОМИСЛОВИЙ КОМПЛЕКС / ПОКАЗНИКИ ЕФЕКТИВНОСТі / НОВі ТЕХНОЛОГії / ВИРОБНИЦТВО / ПРОДАЖі / МОДЕРНіЗАЦіЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АВИАПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДАЖИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / EFFICIENCY / AVIATION INDUSTRY COMPLEX / EFFICIENCY INDICATORS / NEW TECHNOLOGIES / PRODUCTION / SALES / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов В. Т., Ильичева М. Н., Денисов Д. Д.

Рассматриваются содержание эффективности производства, факторы, оказывающие влияние на ее повышение в условиях развития авиапромышленного комплекса и расширение внешнеэкономических связей, меры, направляемые на обеспечение ее конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисов В. Т., Ильичева М. Н., Денисов Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the content of production efficiency, factors influencing its increase under conditions of development of the aviation industry complex as well as expansion of foreign economic relations and measures aimed at providing its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Эффективность как основа развития авиапромышленного комплекса во внешнеэкономических связях»

В.Т. Денисов, д.э.н., М.Н. Ильичева, Д.Д. Денисов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АВИАПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ

Вопросам экономической эффективности и её повышению посвящено множество работ, начиная с основоположника учения о ней итальянского экономиста В. Парето, изложившего свои взгляды на понятие эффективности в своей работе «Учение политэкономии», выпущенной в свет в 1906 г. и до наших дней. Само это понятие, являясь одним из центральных в экономической науке, было и есть предметом научных дискуссий и даже политических дебатов. Это только подтверждает важность данных вопросов при исследовании развития авиапромышленного комплекса во внешнеэкономических связях. В трудах таких отечественных и зарубежных учёных, как М.Виленский,

B. Васильев, Г. Егиазарян, Д. Львов, В. Попов, О. Туровец, В. Октябрьский, Н.Чумаченко,

C. Хайниш, А. Шеремет, П. Друкер, Б. Карлофф, Т. Питерс, К. Менер, Г. Уотерман, Й. Шумпетер, Г. Эмерсон и др. исследованы и решены многие теоретические, методологические и прикладные задачи по осуществлению анализа и поиску направления повышения эффективности деятельности производственных систем, в числе которых особое место занимает авиапромышленный комплекс. Вместе с тем вопросы различия вида эффективности и комплексной оценки и анализа экономической эффективности функционирования предприятий авиапромышленного комплекса на основе подхода, учитывающего современные требования развития производственных систем, нуждаются в дальнейшем исследовании. Это обусловливается тем, что повышение эффективности данного комплекса и экономики в целом зависит от эффективности использования ресурсов в открытых экономических системах, т.е. на предприятиях и их подсистемах вплоть до рабочих мест, где на основе достигнутого уровня развития науки и техники непосредственно осуществляются сложные процессы создания авиакомпонентов, агрегатов и летательных аппаратов заданного уровня качества необходимых покупателям.

Большинство ученых-экономистов придерживаются мнения, что экономическая эффективность выражает социальную и экономическую результативность использования совокупного общественного труда и капитала, вкладываемого в производство. Вместе с тем она представляет собой синтетический качественный показатель экономического и социального развития.

Для деятельности в условиях рыночных отношений следует вести речь о коммерческой эффективности, которая означает, по мнению О. Сухарева, финансовую окупаемость того или иного проекта или программы (может измеряться рентабельностью проекта и сроком окупаемости)1. Однако мы считаем, что уж если речь идёт о коммерческой эффективности, то предложенные им методы измерения должны быть дополнены показателями, отражающими обеспечение конкурентоспособности результатов проекта, как-то: сроки осуществления, минимизация рисков, доля объекта на рынке, включая перспективу. Именно это позволит полностью определить результативность проекта и сопоставить её с затратами для определения его эффективности.

Как отмечает О.С. Сухарев, необычное определение эффективности было представлено Д. Нортом. Он считает, что эффективной является система, которая воспроизводит условия экономического роста, поскольку только экономический рост способствует увеличению благосостоя-ния/богатства2. Мы поддерживаем его точку зрения о том, что понятие адаптивной эффективности трактуется вполне адекватно, но всё-таки узко.

Заслуживает внимания определение сущности экономической (народнохозяйственной) эффективности, которая представляет собой комплексную (интегральную) оценку успешности развития (функционирования) хозяйственной системы любого уровня и определяется совокупностью количественных и качественных показателей (предполагает использование коммерческой, бюджетной, социальной, технологической, производственной и других видов эффективности)3. Тем

Сухарев О.С. Теория эффективности экономики / О.С. Сухарев. -М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 32.

2 Сухарев О.С. Теория эффективности экономики / О.С. Сухарев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 29.

3 Там же.-С. 40-41.

самым О. Сухарев представляет экономическую эффективность как некий агрегированный показатель.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема форм эффективности разрабатывается в экономической науке давно и достаточно интенсивно.

Мы, как и большинство экономистов, придерживаемся мнения о том, что эффективность производства представляет собой объективную экономическую категорию, имеющую самостоятельную качественную и количественную характеристики, обусловленную действующими экономическими законами и умением их использования. Она находит выражение в режиме экономии, который предполагает уменьшение затрат на производство продукции, экономию рабочего времени. По нашему мнению, она не только выражает социальную и экономическую эффективность используемого совокупного общественного труда и капитала, вкладываемого в производство, реализацию и последующую эксплуатацию произведенного товара, но и представляет собой синтетический качественный показатель экономического и социального развития предприятий, рассматриваемого комплекса.

Следует отметить, что повышение эффективности развития авиапромышленного комплекса, о чём идёт речь в настоящей работе, является результатом достигнутого уровня развития производительных сил, как бы показателем степени их использования. Этот взаимосвязанный процесс одновременного воздействия производительных сил и производственных отношений на эффективность производства и выступает как объективная необходимость. Курс на его инновационное развитие предполагает сокращение сроков разработки новых проектов, внедрение результатов научных открытий и изобретений, что требует повышения ответственности во всех звеньях за внедрение высокопроизводительной техники, новейших технологий, систем организации управления и базирующихся на них резервов повышения эффективности производства.

Следует отметить, что заинтересованность общества в увеличении результата производства как основной компоненты эффективности обусловлена тем, что величина результата деятельности комплекса непосредственно зависит от количества применённых средств труда и их совершенства, предметов труда, вовлечённых в процесс производства, качества живого труда, от степени их использования. Значит необходимо всемерно снижать материалоёмкость, энергоёмкость, фондоёмкость и трудоёмкость продукции, поскольку именно сокращение совокупных затрат живого и овеществлённого труда на основе совершенствования средств производства, методов организации труда, производства и управления и обусловливает рост эффективности деятельности объекта исследования.

В настоящее время учёные среди форм эффективности выделяют и экологическую эффективность, с помощью которой могут быть оценены результативность затрат на охрану окружающей среды, масштабы потерь от нерационального использования ресурсов и т.д. Показателями данного вида эффективности, связанными с рентабельностью, могут быть экологические издержки, темпы сохранения воздействия на окружающую среду, прозрачность экологической отчётности.

Мы согласны с мнением учёных, отмечающих, что в современных условиях развития экономики эффективность имеет две формы - внутреннюю и внешнюю. Первая из них выражает собственную оценку эффективности деятельности предприятия. По нашему мнению, она представляет собой оценку производственной деятельности открытой экономической системы и её подсистем на основе соотношения затрат и результатов при изготовлении конкретной конкурентоспособной продукции и полного удовлетворения потребностей покупателей. Вторая - представляет собой структуру общественных потребностей и степень удовлетворения их предприятием. Она отражает уровень полезности произведенного продукта, долю конкретного предприятия и комплекса в целом на мировом рынке и возможности расширения её, в том числе за счёт создания новых сфер предпринимательства.

Как показывает опыт работы многих предприятий и корпораций, цели внутренней и внешней эффективности нередко вступают в противоречия. Погоня за расширением номенклатуры продукции и услуг может обусловить не только увеличение объёма продаж, но и затрат одновременно, по крайней мере, на какой-то определённый период времени, снижая тем самым эффективность использования ресурсов.

Следует отметить, что без качественного обновления производственной базы нельзя обеспечить эффективное развитие предприятий комплексов, что подтверждено практикой деятельности их в течение многих десятилетий. И наша работа охватывает качественное обновление производст-

венной базы, являющейся основой модернизации и конкурентоспособности развития на этой основе авиапромышленного комплекса.

Динамический подход к эффективности предполагает достижение желаемых высоких результатов за счёт гибкого варьирования ресурсами и изменения технической базы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Повышение технико-экономического уровня производства на основе его модернизации в состоянии обеспечить высокие результаты при минимальных затратах, что означает рост его эффективности.

В последние годы ряд авторов предложили рассматривать эффективность с точки зрения си-нергетической экономики. Трудно не согласиться с О. Сухаревым, что синергетическая эффективность должна быть характеристикой жизнеспособности системы, обозначать успешность её функционирования и сохранения (идеи устойчивости) базовых параметров жизнеспособности в границах гомеостатического диапазона для конкретной системы, в нашем случае авиапромышленного комплекса. Синергетический подход даёт основание согласиться с аксиомой, выведенной данным учёным-экономистом, суть которой состоит в следующем. Если один элемент системы неэффективен, то это не означает неэффективности системы в целом. Система может быть эффективной при неэффективности одного или нескольких элементов (один или два центра прибыли убыточны, но их деятельность компенсируется прибыльностью других центров прибыли корпорации)1. Однако, по нашему мнению, последнее не должно проявляться в виде тенденции. Убыточные центры прибыли должны являться сигналом для ликвидации имеющего места положения и принятии соответствующих мер по обеспечению их эффективного развития. Достигаться это может различными путями, важнейшим из которых является принятие управленческих решений, направленных на модернизацию всех подсистем авиапромышленного комплекса.

Таким образом, эффективность развития открытой экономической системы можно определить как принятие управленческих решений по обеспечению устойчивости и надёжности предприятий комплекса, изменению его качественного состояния, направленных на удовлетворение потребностей мирового рынка. Повышение эффективности её деятельности представляет собой показатель, применяемый для соизмерения эффекта с затратами или ресурсами, используемыми для достижения полученного эффекта. В числителе показателя отражаются результаты, а в знаменателе - затраты. Но при этом эффективность должна рассматриваться не как просто соотношение результата и затрат, а как, с точки зрения системного подхода, фактического и ожидаемого результата. Причём оценка затрат имеет важное значение для определения направлений развития предприятий комплекса, поскольку она предполагает ограничение их в реализации конкретного проекта. Ограничение выполняет функцию цели и содержит в себе принуждающие связи, т.е. качество функции. Они должны быть совместимы с целью и их определение является непосредственно совершенствованием управления экономикой авиапромышленного комплекса. Принуждающие связи - это условия функционирования системы, условия производства, ограничивающие и предписывающие, каким образом цель может быть достигнута. Эти связи как бы оценивают цель и вводят проблему в строгие границы. Ограничение на уровне конкретного производства (скажем, самолета, вертолёта, двигателя и др.) должно определяться затратами на единицу полезного эффекта, а сам процесс ограничения возбуждается потребителем. В условиях действующего предприятия могут даваться ограничения центрам прибыли изготовить необходимое количество тех или иных деталей, узлов, агрегатов, изделий заданного уровня качества, используя при этом в определённых пределах конкретные ресурсы.

В целях раскрытия потенциальных возможностей повышения экономической эффективности требуется умение измерять непосредственно её. В экономической литературе имеется несколько подходов к измерению экономической эффективности,

Мы поддерживает точку зрения ученых, которые двояко формулируют критерий экономической эффективности: максимум результата с каждой единицы затрат ресурсов или минимум затрат ресурсов на каждую единицу результата. Обе эти формулировки равнозначны и едины на всех уровнях экономики, так как соответствуют самой сущности эффективности и неуклонному росту производительности труда (о чём мы сейчас незаслуженно забыли).

В нашей работе приемлемы обе эти формулировки. Так, в условиях наращивания в конкретном периоде времени выпуска конкретных деталей для конкурентоспособных изделий массового спроса (бытовых холодильников) приемлема первая формулировка критерия. В условиях же огра-

1 Сухарев О.С. Цит. работа, 2009. - С. 635.

ниченного объёма производства различных деталей, узлов, агрегатов, изделий (скажем, двигателей боевых самолётов) следует стремиться к снижению затрат ресурсов на каждую единицу продукции, в связи с чем будет приемлемой вторая формулировка, полностью соответствующая закону об экономии рабочего времени.

Поскольку критерий позволяет объективно и качественно оценить то или иное экономическое явление, то качественную оценку следует отразить в определённом количестве, измеряемом показателями, правильно отражающими результат и затраты. Для оценки экономической эффективности развития открытой экономической системы и её подсистем целесообразно использовать в качестве такого показателя прибыль. В таком случае обобщающий показатель экономической эффективности может рассчитываться по формуле

э =_П_,

Тз + Ен(Фо + Фс + Фэ)

где П -прибыль, руб.;

Тз - текущие затраты, руб.;

Фо - стоимость основных и оборотных производственных фондов и затраты на образование фондов;

Фс - стоимость основных фондов, направляемых на оздоровление условий труда, руб.;

Фэ - стоимость основных фондов, направленных на охрану окружающей среды;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

В тех случаях, когда оценка уровня эффективности на основе показателя прибыли будет затруднена, скажем, при осуществлении модернизации в конкретной подсистеме, вместо прибыли вполне возможно применение сумм экономии от снижения себестоимости продукции.

Для выявления путей и полного решения проблем повышения эффективности обобщающий показатель должен дополнится рядом частных качественных показателей - производительность труда, материалоотдача, фондовооружённость или обратные им показатели, характеризующие ёмкость (фондоёмкость, материалоёмкость, энергоёмкость, трудоёмкость). Среди этих частных показателей, на наш взгляд, основное место должно отводиться производительности труда, рост которой является решающим средством не только увеличения массы прибавочного продукта и увеличения объёма продаж, но и возрастания эффективности деятельности. Важнейшим частным показателем последней, отвечающим экономии живого и овеществлённого труда, является себестоимость продукции, поскольку это решающий фактор, определяющий уровень рентабельности.

При оценке экономической эффективности модернизации конкретных участков, центров прибыли на основе использования инноваций может быть применён показатель рентабельности последних, представляющий отношение экономии от снижения себестоимости к расходам конкретного периода. Эта система показателей будет способствовать углублённому научному анализу экономической эффективности развития предприятий авиапромышленного комплекса и обеспечит действенность использования внутренних резервов.

На современном этапе развития авиапромышленного комплекса проблема модернизации предприятий становится приоритетной. Это обусловливается тем, что интенсивное развитие производства на основе использования новых знаний способствует росту его эффективности, выражающейся в достижении более высоких результатов при равных, а порой и более низких, затратах всех видов ресурсов.

Известно, что в настоящее время всё возрастает влияние новой техники и базирующейся на ней технологии как ключевого средства конкуренции на рынке товаров, производимых авиапромышленным комплексом. Технологический фактор теперь является не просто движущей силой, но и важнейшим конкурентным преимуществом, формирующим стратегию развития не только рассматриваемого комплекса, но и экономики в целом. И поступательное развитие производства характеризуется не только эффективностью функционирования техники с различной степенью новизны, но и темпами замены устаревшей техники новыми средствами производства, использование которых позволит удовлетворить потребности рынка в нужной продукции. Факторы устойчивого и конкурентоспособного развития авиапромышленного комплекса реализуются в процессе действующих предприятий как основного компонента его модернизации.

Социально-экономическая эффективность технического перевооружения проявляется в превращении процесса деятельности в авиапромышленном комплексе в сферу непосредственного раз-

вития как всего персонала, так и каждого человека. Это находит своё выражение в увеличении удельного веса качественно новых средств производства на возрастающей прогрессивной основе, что придаёт деятельности людей их создающих и эксплуатирующих творческий характер, поскольку изменяются их функции в процессе труда. А это неизбежно вызывает изменение системы подготовки и переподготовки персонала и мотивации его труда. Тем самым создаётся реальная основа для создания и наращивания интеллектуального капитала авиапромышленного комплекса.

Практика работы отечественных предприятий данного комплекса показала, что в условиях динамично развивающегося рынка авиационных товаров, характеризующегося неопределённой изменчивостью, систематически возникают вопросы, требующие незамедлительного и качественного решения: повышения интенсивности производства, автоматизации оборудования, использования средств программного управления им, оптимизации технологических процессов, приобретения или разработки нового технологического оборудования и технологического оснащения, модернизации действующих машин и станков, технологий, включая технологии продаж согласования цен на товары, изучения спроса.

Опираясь на изложенное, мы предлагаем под техническим перевооружением в рамках модернизации авиапромышленного комплекса понимать системный процесс обновления физически и морально устаревшей активной части основных фондов производственных подразделений, структур управления и инфраструктуры предприятия, без расширения производственных площадей, качественно новым оборудованием и технологиями, при постоянном обновлении социального уровня персонала, нацеленного на возрастание эффективности деятельности на основе использования интеллектуального капитала, мирового опыта в организации производства и управления, подготовки и переподготовки менеджеров, специалистов и исполнителей, способных производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать конкурентоустойчивое развитие комплекса на мировом рынке.

При этом под интеллектуальным капиталом мы понимаем ту часть активов предприятий, которая не имеет материальной формы, но использование которой в процессе модернизации предприятий комплекса способствует достижению не только потенциального, но и реального дохода и превышению рыночной стоимости объекта над балансовой стоимостью его активов.

Следует отметить, что процесс обновления активной части основных фондов в современных условиях развития авиапромышленного комплекса обусловливает определение возможностей развития персонала и удовлетворения его потребностей в области организации и мотивации труда, повышения образовательного уровня.

Исследования отечественных и зарубежных учёных-экономистов, ведущих специалистов и практиков, имеющих большой опыт производственно-хозяйственной деятельности, свидетельствуют о том, что основой эффективного развития авиапромышленного комплекса являются не только такие самые эффективные направления, как широкое внедрение новых, принципиально новых, прогрессивных и передовых технологий производства товаров, но и технологий продаж, методов изучения мировых рынков, управления этими процессами. Их внедрение вызывает качественные изменения в деятельности и требует больших затрат, что оказывает влияние на экономику авиапромышленного комплекса. Значит, прогрессивная техника и новые методы исследований рынков и систем управления должны внедряться только тогда, когда отвечают мировому уровню или предвидят его. Их применение должно экономить затраты совокупного труда. Лишь на этой основе возможно повышение общественной производительности труда и эффективности развития авиапромышленного комплекса во внешнеэкономических связях.

Приоритет комплексной автоматизации признан во всём мире. Признано, что в отрыве от компьютеризации, как инструментального средства, невозможно создавать современные технологии производства и продаж товаров. В то же время синтез новых технологий должен базироваться на реализации интегрируемых технологий в составе компьютеризированных интегрированных систем. Гибкость и лёгкая изменяемость превращает последние в динамичные, открытые для постоянного и непрерывного изменения системы. Новизна и повышение наукоёмкости таких систем требуют целевой подготовки специалистов и исполнителей во всех сферах деятельности комплексов. Без этого практически невозможно осуществление данного важнейшего процесса и достижение высокой эффективности развития предприятий рассматриваемого комплекса.

Мировая практика деятельности ведущих компаний, выпускающих высокотехнологическую авиационную продукцию (Боинг, Аэрбас, Эмбраер), показывает, что такой подход к модернизации

предприятий их деятельности позволяет осуществлять процесс качественного обновления материально-технической базы, направленного на экономию затрат всех ресурсов и создание конкурентных преимуществ продукции на мировом рынке. Замена оборудования и использование новых технологий дают возможность увеличить производственную мощность конкретного объекта и соответственно выпуск необходимой высококачественной продукции, снизить её себестоимость, повысить производительность труда, сократить материальные и энергетические затраты, улучшить экологию и условия труда персонала, повысить фондоотдачу, уровень рентабельности производства, обеспечить своевременную окупаемость единовременных вложений и продолжать успешное устойчивое функционирование на мировом рынке.

Представлена в редакцию 18.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.