Научная статья на тему 'Эффективность использования витаминноминеральных комплексов в рационе питания детей и подростков'

Эффективность использования витаминноминеральных комплексов в рационе питания детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1082
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
витамины / биологически активные добавки (бад) / рацион питания школьников / biological active adds (baa) / the schoolcild's nourishment racion / vitamins

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимова Н. В., Сахарова И. Н.

Излишек витаминов (гипервитаминоз), равно как и недостаток (авитаминоз), может нанести значительный ущерб здоровью растущего организма. Эффективность многих витаминноминеральных комплексов до сих пор не подтверждена солидными клиническими испытаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The surplus of vitamins (gipervitaminoz), as well as theirs lack can bring a quantity of damage for child's health. The effective of more vitaminmineral complexes don't confirm by reliable clinical tests.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования витаминноминеральных комплексов в рационе питания детей и подростков»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 14 (18) 2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 14 (18) 2009

УДК 613.22

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ В РАЦИОНЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© н. В. АНИСИМОВА, и. Н. САХАРОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека ПГПУ e-mail: egf@sura.ru

Анисимова Н.В., Сахарова И.Н. - Эффективность использования витаминно-минеральных комплексов в рационе питания детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 80-87. -

Излишек витаминов (гипервитаминоз), равно как и недостаток (авитаминоз), может нанести значительный ущерб здоровью растущего организма. Эффективность многих витаминно-минеральных комплексов до сих пор не подтверждена солидными клиническими испытаниями.

Ключевые слова: витамины, биологически активные добавки (БАД), рацион питания школьников.

Anisimova N.V., Sakharova I. N. - The effective of use of vitamin-mineral complexes in the children’s and teenager’s nourishment racion grades // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2009. № 14 (18). P. 80-87.-

The surplus of vitamins (gipervitaminoz), as well as theirs lack can bring a quantity of damage for child’s health. The effective of more vitamin-mineral complexes don’t confirm by reliable clinical tests.

Keywords: vitamins, biological active adds (BAA), the schoolcild’s nourishment racion.

Пусть ваша пища будет вашей медициной, а вашими лекарствами станет пища...

Гиппократ

Биологически активные добавки (БАД) принято называть биологическими корректорами, которые представляют собой нелекарственные оздоровительные продукты. Они пользуются устойчивым спросом во всем мире, их разработкой занимаются серьезные научные коллективы. Вполне понятен и объясним растущий интерес к пищевым добавкам и в нашей стране, население которой, к сожалению, не отличается особым здоровьем. А.С.Орехов - д.б.н., академик РАЕН, возглавляющий Комитет по экспертизе эффективности оздоровительных продуктов и технологий, считает, что большинство россиян (около 75%), не будучи больными, в прямом смысле слова, нуждаются в биологической коррекции с помощью БАд и нелекарственных пищевых компонентов. Как видим, проблема весьма актуальна [1, 2].

коррекционные мероприятия, направленные на укрепление, сохранение и формирование здоровья не только взрослого, но и детского населения, предусматривают использование витаминно-минеральных комплексов в ежедневном рационе питания. Вместе с тем, средства массовой информации придают этому вопросу неоправданно много внимания. Следует отметить, что действующий российский Закон «О лекарс-

твенных средствах» ставит перед изготовителями рекламы довольно жесткие условия: «Реклама не должна представлять лекарственное средство, как уникальное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить потребителя в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны, запатентованности лекарственного средства. В ней не должно содержаться утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано». По отношению к пищевым добавкам, которые лекарствами не являются, все перечисленные ограничения частично или полностью снимаются, поэтому рекламные агентства беззаконно приписывают им многие качества, которыми они не обладают.

Вопрос о безопасности использовании БАд остается весьма спорным (в медицинской практике, в результате аллергических проявлений в ответ на пер-роральное введение БАд, периодически гибнут маленькие дети). Производитель должен не только иметь сертификат качества и эффективности выпускаемых пищевых добавок, но и нести юридическую ответственность за нанесение ущерба здоровью или непреднамеренную смерть потребителя.

Целью данного исследования являлись: сбор данных о биопрепаратах, реализуемых через аптечную сеть г. Пензы и доведение до потребителя информации об эффективности предлагаемых БАд и других нелекарственных пищевых продуктов. При этом решались следующие задачи:

1. Поиск на Интернет-сайте каталога БАД, зарегистрированных в России, прошедших экспертизу на эффективность и отмеченных медалями П.Эрлиха и И.Мечникова.

2. Ознакомление с перечнем биологических корректоров через склады Областной общественной организации «Центр традиционной медицины народного целительства» и сеть аптечных киосков города.

3. Выявление уровня осведомленности учащихся и их родителей по проблеме здорового образа жизни (ЗОЖ) и вопросам оздоравливающего питания в частности.

4. Контроль за соблюдением физиолого-гигие-нических требований САНПиН, предъявляемых к организации питания на базе детских общеобразовательных учреждений.

5. Разработка образца информационного листка, предназначенного медицинским, педагогическим работникам учреждений образования, содержащего рекомендации по профилактике заболеваемости школьников с использованием БАД, преимущественно отечественного производства, а также материалы, касающиеся лицензирования оздоровительных продуктов в плане их безвредности и степени эффективности воздействия на растущий организм.

Благодаря развитию химии, биохимии, за относительно короткое время из самых различных пищевых продуктов были выделены десятки классов БАВ. К ним относятся витамины и витаминоподобные вещества, фосфолипиды и полиненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты, микроэлементы. Благодаря сложнейшим фармакологическим технологиям, выделенные непосредственно из пищевых продуктов или синтезированные химическим путем витамины и БАВ произвели настоящую революцию в медицине. Индустрия пищевых БАД превратилась в одну из самых динамично развивающихся отраслей. Натуральная пища, к сожалению, перестала рассматриваться как источник лечебно-профилактических веществ. Рацион питания человека за короткий срок изменился кардинальным образом. Из него исчезло большинство овощей и фруктов, цельные крупы, лекарственные и пряные растения, многие продукты, тысячелетиями использовавшиеся в лечебных целях. Население поверило, что новые фармацевтические препараты обладают высокой эффективностью, с их помощью можно быстро, без особого труда победить любые болезни.

К середине 1970-х годов выяснилось, что фармакологические препараты далеко не столь могущественны. Более того, чужеродные организму человека сложные синтетические витаминно-минеральные комплексы способны вызывать большое число осложнений и аллергических реакций. В результате сложилась парадоксальная ситуация: изменить сложивший-

ся за последние десятилетия рацион и вернуться к древним пищевым традициям уже не представляется возможным в силу выработавшихся привычек, в силу занятости современного человека, в силу ограниченного ассортимента доступных продуктов; чтобы справиться с последствиями дефицита жизненно важных витаминов и микроэлементов, фармакологическая промышленность вынуждена синтезировать все новые и новые БАД.

Функции БАД можно свести к следующему: восполнение недостатка веществ, необходимых человеку; регуляция и нормализация физиологических функций организма; выведение из организма ненужных и токсичных веществ. БАД позволяют экономить время на приготовлении диетической пищи, компенсировать дефицит дорогостоящих продуктов, необходимых для жизнедеятельности, избегать продуктов, вызывающих аллергию.

Ограниченность разнообразия рациона питания современного человека

Весь необходимый для человека набор витаминов может поступать только при условии использования всех групп продуктов, тогда как одностороннее питание даже продуктами высокой пищевой ценностью не может обеспечить организм всеми биостимуляторами. Ошибочной является распространенная точка зрения, что основным источником витаминов служат только свежие овощи и фрукты. Эта группа продуктов, которая действительно является практически единственным источником витаминов С и Р и одним из источников фолиевой кислоты и Ь-каротина, не полностью обеспечивает потребности организма в тиамине, рибофлавине, в неоцине и практически не содержит витаминов В12, D и Е. В то же время мясо и мясные продукты являются основным источником витамина

Во и богаты и богаты витаминами В., В„, В„. Молоко и 12 1! 2 6

молочные продукты поставляют витамины В2 и А, злаковые - витамины В1, В2, В6, РР, растительные жиры -витамин Е, животные жиры - витамин А и D. В связи с этим необходимо разнообразить пищевые рационы и включать в их состав все группы продуктов. Наряду с полноценным витаминным составом рационы должны быть оптимальны по своей энергической ценности. Обязательным требованием является сбалансированность между всеми заменимыми и незаменимыми факторами питания [3, 9, 13].

Организация питания детского населения на базе общеобразовательных учреждений

В целях профилактики возникновения массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений бактериального происхождения, медицинский работник должен контролировать обеспечение и выполнение основных санитарно-гигиенических требований: доброкачественность продуктов и готовой пищи; соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, а также правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся; контроль за чистотой помещений кухни и столовой (буфета); строгое соблю-

дение технологии приготовления пищи; достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечающей гигиеническим требованиям; знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой [4, 5].

Специалисты Центра санитарно-эпидемиологического надзора по вопросам использования основных продуктов питания населением г. Пензы и Пензенской области считают: уровень организации питания детей в общеобразовательных учреждениях области все еще неудовлетворительный. Законодательство РФ, предусматривающее право несовершеннолетних на льготное питание, а также постановление правительства Пензенской области «Об организации горячего питания детей в образовательных учреждениях области» реализуются не в полном объеме. Показатель охвата горячим питанием учащихся школ составляет в среднем по области 56%. Кратность приема пищи минимально сокращена, полноценный обед из трех блюд дети получают только в группах продленного дня и лишь в немногих школах области. Буфетную продукцию получают в среднем по области лишь 15-36% учащихся школ.

В г. Пензе процент детей, получающих горячее питание, ниже среднеобластного показателя (33%). Натуральные продукты часто заменяются низкокалорийными мясными консервами, колбасными изделиями, сухим молоком. Такие продукты, как соки, фрукты, рыба, творог, сыр, встречаются редко. Кроме того, оснащение пищеблоков многих школ изношено, вследствие чего выявляются многочисленные нарушения санитарно-противоэпидемического режима при организации питания детей [7, 14].

Питание является важнейшей физиологической потребностью организма. Оно необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей; поступления энергии, для восполнения энергетических затрат организма; поступления веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов жизнедеятельности.

Физиологически полноценное питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающие при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии, называется рациональным. Разработаны особые санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пищевому рациону, режиму питания, условиям приема пищи:

• необходимость разнообразия пищевого рациона, оптимальной сбалансированности питательных веществ готовых блюд в соответствии с физиологическими суточными нормами;

• энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма, обеспечивая его рост и развитие;

• обеспечение высоких органолептических свойств пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура), а также её способности создавать чувство насыщения за счет объема, состава, обработки;

• санитарно-эпидемическая безвредность продуктов питания и др.

Организация рационального питания взрослого и особенно детского населения России является проблемой большой государственной важности [6], в силу чего правительством РФ одобрена «Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ». В 2000 г. проведен I Всероссийский конгресс «Питание детей: XXI век» [17]. В итоговых документах подчеркнуто, что гармоничное развитие школьников обеспечивается лишь благоприятными условиям внешней среды. Проводя в общеобразовательных учреждениях разного типа, в зависимости от года обучения по 5-8 и более часов, учащиеся подвергаются длительным перерывам в приеме пищи, что крайне неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и всего организма в целом [16]. Поэтому рациональное питание детей, подростков, юношей и девушек важно организовать не только в семье, но и в режиме учебно-воспитательного процесса. Повседневное регулярное и полноценное, сбалансированное питание необходимо и для наиболее высокой учебной деятельности, без которой эффективность педагогического процесса значительно снижается. Прием полноценного горячего завтрака в перерывах между уроками способствует повышению работоспособности, следовательно, и улучшению самочувствия, более эффективному усвоению учебного материала.

В последние годы в качестве основных здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательного процесса предлагается использование БАД в рационе питания школьников [15]. Появились своеобразные распространители БАВ, которые снабжены красочными рекламными буклетами следующего содержания:

Пищевые добавки и травы, рекомендуемые к применению при различных патологических состояниях у детей

• Проблемы зрения: «Черника», «Октовит», «Витамины для глаз», «Масло расторопши», «Веторон».

• Проблемы желудочно-кишечного тракта: «Биовестин», «Биовестин-лакто», «Бифидум-бак-терии», «Масло расторопши», «Шрот расторопши», «Фервитал», «Энтеросгель», «Тинктал».

• Проблемы дыхательной системы: «Тинктал», «Феокарпин», «Эхинацея», «Корень солодки».

• Кожные заболевания: «Масло расторопши», «Масло чайного дерева», «Дрожжи с серой», «Биовестин», «Бифидум-бактерин», «Энтеросгель».

• Вегето-сосудистые дистонии: «Элтон», «Арония», «Валедев», «Веторон».

• Аллергические состояния: «Энторосгель»,

«Корень солодки», «Морской кальций с витамином С».

• Патология почек: «Эхинацея», «Марена красильная», «Укроп», Брусника», «Петрушка».

Данные рекомендации, по мнению распространителей, касаются, прежде всего, учащихся:

• часто и длительно болеющих, в том числе, простудными заболеваниями;

Рекомендуемая схема использования пищевых БАД

Сентябрь Для младших и средних классов: биовестин: 3мл за 30 мин до ужина или бифидум-бактерин: 1г х 2р., шрот расторопши: 1ч.л. х 2р. в день. Для старших классов: то же, плюс фервитал.

Октябрь Для младших и средних классов: маринид: 1т х 2р., или фукус - 100 сил: 1т. х 2р., или йодирования детская приправа. Для старших классов: то же, плюс неоселен, разведенный в 0,5 л воды, по 1ст.л. х 2р.

Ноябрь Для младших и средних классов: арония: 1т. х 3р. Для старших классов: то же, плюс неоселен, по той же схеме и чай из эхинацеи: 0,5 ст.л. на 1 ст. кипятка, по 1/2 стакана 3р. в день.

Декабрь Для младших и средних классов: морской кальций или кальцид: 1т. х 2р., биофишенол: по 2к. х 3р., флокарпин: 1т. х 2р. Для старших классов: то же, плюс неоселен: по той же схеме.

Январь Для младших и средних классов: маринид, фукус, кодированная детская приправа: по той же схеме, веторон: 0,45 мл в сутки. Для старших классов: то же, плюс эхинацея.

Февраль Для младших и средних классов: масло расторопши: 1ч.л. х 2р. Детские дрожжи 2 т. х 3р. Для старших классов: масло расторопши: 1 ст. л. х 3р., дрожжи детские: 10т. в сутки.

Март Для младших и средних классов: напиток «Золотой шар» с Fe: 2ч.л. сухого порошка разводить в стакане х 3р. в день. Для старших классов: то же, плюс эхинацея.

Апрель-Май Для младших и средних классов: таблетки «Морковь», «Яблоко», «Клюква», «Брусника», «Шиповник»: 2т. х 3р., маринид: 1т. х 2р. Для старших классов в мае: то же, плюс элгон: 2т. утром, 1т. - в обед и вечером, валедев.

• страдающих заболеваниями органов пищеварения;

• с дефицитом массы тела (в настоящее время у 15-25% детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах выявляется дефицит массы тела);

• с избыточной массой тела (по данным ВОЗ 80% взрослых лиц, страдающих ожирением, в детстве имели избыточную массу тела, наиболее частым осложнением ожирения являются сахарный диабет и заболевания сердечно-сосудистой системы).

В силу того, что государственное лицензирование витаминно-минеральных комплексов гарантирует лишь безвредность продукта, но никак не отражает сте-

пень его эффективности, авторы статьи предприняли попытку поиска объективной информации о рекламируемых БАВ и БАД. Оказалось, что Консультативный центр Минздрава РФ разместил в сети Intemet списки наиболее эффективных нелекарственных оздоровительных продуктов, награжденных золотыми и серебряными медалями имени И.И. Мечникова Российской Академии естественных наук “За практический вклад в укрепление здоровья нации”.

Анализ списка представленных БАД и других нелекарственных оздоровительных продуктов свидетельствует что, данные препараты весьма разнообразны по направленности действия, среди них могут быть выделены следующие основные группы:

«Золотой список»

п/п Группы оздоровительных продуктов с общей направленностью действия Количество наименований % соотношение к общему числу наименований

1 БАД 104 83,9

2 Витаминизированные напитки 2 1,61

3 Кондитерские биодобавки 3 2,42

4 Производство кисломолочных препаратов 3 2,42

5 Продукты питания для детей 5 4,03

6 Прочие 5 4,03

«Серебряный список»

п/п Группы оздоровительных продуктов с общей направленностью действия Количество наименований % соотношение к общему числу наименований

1 БАД 28 73,7

2 Продукты питания детей разного возраста 2 5,3

3 Кисломолочные смеси 1 2,63

4 Продукты питания 1 2,63

5 Витаминные напитки 1 2,63

6 Прочие 1 2,63

Проведенное исследование свидетельствует: в обоих списках, как ни странно, нет широко рекламируемых препаратов типа: «Исцелин», «Нестарит», «Золотой шар», «Элтон-П», «Апитонус-П», «Родник здоровья», и др. Под названием «Долголет» фигурирует продукт с истекшим сроком регистрации, рекомендованный больным с сердечнососудистыми заболеваниями и сахарным диабетом. Следовательно, многие БАД, предлагаемые СМИ, не прошли соответствующую экспертизу на эффективность.

Реализация БАВ и БАД через аптечную сеть г. Пензы

Через сеть аптечных киосков г. Пензы реализуется свыше 170 наименований биологических корректоров (в целом по РФ - более 250). Представленные препараты можно подразделить на группы: витамины, минералы, аминокислоты, ферменты, пробиотики, нативные антибиотики. установлено, что на каждый препарат, имеющийся в наличии, имеется государственного образца лицензия сертификата качества. Сертификат эффективности обнаруживается далеко не всегда.

Продукты

с повышенной биологической ценностью

В настоящее время далеко не все образовательные учреждения обладают возможностью создания оптимальных условий для стабилизации и коррекции функциональных расстройств, хронической патологии и улучшения адаптационных и иммунобиологических возможностей организма учащихся [8, 11, 12].

В питании ослабленных детей родителям рекомендовано использовать разнообразные фармацевтические препараты с высокой биологической активностью, благотворно влияющие на здоровье, рост и развитие (эубиотики, витаминно-минеральные комплексы, продукты, содержащие БАД из группы нутри-цевтиков и др.).

Среди продуктов промышленного производства называются такие, чья биологической ценность направлена на восполнение недостатка ряда микронут-риентов: йода, железа, кальция, калия, магния, цинка, селена, витаминов А, В(1 6 9 ), С, Е, фолиевой кислоты. К ним относятся: витаминизированное молоко, молочные десерты, йогурты, детские молочные смеси, хлебобулочные изделия - хлеб, сухие завтраки, печенье (обогащенные витаминно-минеральными премиксами, бета-каротином, йодированной солью), кондитерские изделия - карамель леденцовая, дольки апельсиновые (с витамином С, бета-каротином, железом). В качестве 2-го завтрака или полдника рекомендуются кисломолочные напитки (бифилакт), напитки из криопорошка («Яблоко», «Брусника»), поливитаминные напитки, кисели («Золотой шар», «Цедевит») и др., способные восполнять на 30-50% суточную физиологическую потребность детей и подростков в незаменимых веществах. Распространители БАД ссылаются на мнение фармакологов, диетологов о том, что нарушения витаминного статуса, дефицит микронутриентов,

выявляются практически во всех возрастных группах учащихся, проживающих в различных регионах России: содержание аскорбиновой кислоты в крови понижено у 70-90% обследованных детей и подростков, ретинола - у 34-64%, тиамина - у 40-50%, рибофлавина у 21%, пиридоксина - у 35%. Дефицит может быть частично восстановлен путем правильно составленного продуктового набора и использования продуктов лечебно-профилактического назначения (витаминные препараты, витаминно-минеральные комплексы, БАД). Мероприятия направленного действия получили специфическое название - витаминопрофилак-тика. Необходимость использования БАД, по мнению многих участников учебно-воспитательного процесса, продиктована состоянием здоровья школьников: в медицинских картах детей 7-8 лет в среднем указано 2 диагноза; 10-11 лет - 3; 16-17 лет - 3-4, а 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. С целью повышения защитных сил организма учащихся в зимне-весенний период, в соответствии с нормативнометодическими документами, утвержденными органами здравоохранения и Госсанэпиднадзора, рекомендовано проводить дополнительную витаминизацию рациона и использовать поливитаминные препараты -компливит, гексавит, ревит (не менее 6 месяцев - с ноября по май). Вывод о целесообразности искусственной витаминизации учащихся подразумевает строгий учет возрастных и индивидуальных потребностей организма в определенных витаминах, минералах и ка-ротиноидах.

Предприятием АО «Валетек-продимпэкс» были разработаны специализированные продукты, удобные для использования в образовательных учреждениях: концентрат витаминизированных напитков «Золотой шар» с солями железа, кальция и магния, сироп шиповника и рябины с витаминами и микроэлементами. В состав данных концентратов входят 12 БАВ: бета-каротин, витамины С, А, Д, Е, В1, В2, В6, В12, фолиевая, пантотеновая кислоты, биотин. В качестве источников минеральных элементов использованы соли органических кислот: аскорбинат железа, сульфожелезо, лимонноаммиачное железо, лактат кальция, цитрат магния, йод. Предлагаемые биокорректоры широкого действия с заданным составом, по мнению разработчиков, способствуют снижению заболеваемости и повышению функциональной дееспособности учащихся. В отчетных документах появилась информация о том, что опыт систематического проведения витаминизации учащихся и рациональной организации питания в образовательных учреждениях свидетельствуют об уменьшении количества лиц, часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, снижении частоты обострений хронических заболеваний, повышении умственной и физической работоспособности детей и подростков.

В период проведения экзаменов, с целью профилактики и коррекции отклонений в нервно-психическом здоровье старшеклассников, рекомендованы к использованию «Глицин», «Йод-актив». Глицин -

препарат нового поколения, относится к классу заменимых аминокислот, в основном содержится в тканях головного и спинного мозга (естественный тормозной медиатор). Прием препарата вызывает седативный эффект, который основан на усилении процессов внутреннего торможения, при сохранности физиологической активности. Глицин назначается практически здоровым детям и подросткам с целью: а) уменьшения психо-эмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности, с целью повышения социальной адаптации; б) улучшения настроения; в) повышения умственной работоспособности; г) уменьшения веге-то-сосудистых расстройств; д) нормализации сна и засыпания; е) регуляции общего обмена веществ. Проконсультировавшись с врачом, многие родители считают, что глицин, в качестве антистрессорного средства, вполне допустим к использованию при невротических и неврозоподобных состояниях (особенно при лого-неврозе), ишемической и гипертонической болезни, атеросклерозе, нефрите, в комплексе с лечебными препаратами при гастродуодените, дискенизии. Однако в отношении здоровых лиц он не только не оказывает положительного эффекта, но в ряде случаев отрицательно сказывается на самочувствии ребенка, резко снижая АД, провоцируя слабость, головную боль. Кроме того, многие витаминно-минеральные комплексы содержат БАВ в количествах, превышающих рекомендуемую возрастную суточную норму в 80-100 и более раз (хотя безопасным считается лишь её трехкратное увеличение). Бесконтрольное потребление витаминов чревато негативными последствиями. В Евросоюзе с 2004 года осуществлён переход на рецептурный отпуск витаминных комплексов, превышающих дневную дозу БАВ. Это обосновано клиническими исследованиями. Так, например, витамин Е в очень высоких дозах мешает действию витаминов А, D, К и бета-каротина, провоцируя нарушения зрительного восприятия, головную боль, усталость, слабость скелетных мышц, желудочно-кишечные проблемы. Избыточное содержание меди провоцирует расстройства пищеварения (наряду с кальцием, медь снижает усвоение цинка в кишечнике, при высоких дозах железа и витамина С превращает витамин В12 в бесполезное для организма соединение). Цинксодержащие препараты могут отрицательно воздействовать на транспорт витамина В6, принятые натощак или с небольшим количеством воды, вызывают тошноту, боли в животе. В больших количествах цинк препятствует усвоению меди и вызывает её дефицит, приводя к увеличению холестерина в крови, нарушениям сердечно-сосудистой системы. Кроме того, железо и цинк нередко негативно влияют на усвоение друг друга, что может способствовать развитию анемии. Как видим, действие отдельно взятых веществ далеко не всегда совпадает с эффектом их комплексного применения, особенно без учета возрастных потребностей организма и состояния здоровья в целом.

В настоящее время прослеживается негативная тенденция увеличения в детском возрасте ряда заболеваний, свойственных лицам зрелого и пожилого возраста. С целью коррекции нарушений минерального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обмена, провоцирующих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата детей, созданы новые кисломолочные продукты («Растишка», «Агуша») с дополнительным содержанием кальция, фосфора. Вместе с тем, переизбыток кальция (кальциноз) опаснее, чем его недостаток. Накапливаясь в тканях (кальцификация) кальций снижает усвоение железа, истощает запасы магния в организме. В результате магниевого дефицита возникают симптомы: бессонница, перепады настроения, депрессия, раздражительность, тревога, нервозность, быстрая утомляемость, перерастающая в упадок сил и хроническую усталость, головные боли, сердечная аритмия, повышенное кровяное давление, покалывания в сердце, ощущение напряженности в теле, гипертонус мышц и боли в спине, судороги или спазмы, остеопороз костной ткани, камни в почках. В нормальных клетках ионов магния содержится гораздо больше, чем ионов кальция. Если уровень клеточного магния падает, ионы кальция проникают внутрь клетки. При таком преобладании кальция клетка приходит в состояние гиперактивности. При магниево-кальциевом дисбалансе клетки могут измениться и физически. Не смотря на то, что кальций является жизненно важным элементом, его переизбыток, действительно, создает проблемы со здоровьем.

Не менее важным компонентом минерального обмена является фосфор, большая часть которого (до 80%) в находится в костях в виде аморфного фосфата кальция, но, главным образом, в форме кристаллов гидроксиапатита. В составе фосфолипидов он входит в структуру клеточных мембран. Фосфор -необходимый элемент макроэргических соединений и их производных (АТФ, цАМФ, креатин-фосфат), циклических нуклеотидов, коферментов, играющих важнейшую роль в метаболизме и регуляции физиологических функций. Содержание фосфора в клетках и в межклеточной жидкости тесно связано с ионами кальция. В норме эти вещества должны поступать в организм в равных количествах. Суточная потребность и в том и в другом ионе составляет 20-30 ммоль. Допускается, что фосфора может быть в 1,5 раза больше, чем кальция. Как отмечают диетологи, в последние годы производители продуктов питания стали использовать фосфор неоправданно широко. Действительно, новые технологии, работающие на потребителя, позволяют сделать еду более привлекательной и вкусной. Фосфаты связывают воду в мясных, колбасных и рыбных изделиях, увеличивая тем самым их объем. При хранении таких продуктов предотвращается потеря влаги и высыхание. Вместе с тем, пищевая ценность готовых мясных изделий, подвергшихся указанной обработке, падает, в силу того, что содержание животного белка в них уменьшается, тогда как воды -увеличивается. Фосфаты используются и во многих молочных продуктах, обеспечивая им мягкую консистенцию (плавленые сырки), препятствуя образованию кристаллов (сгущенное молоко), устраняя слеживание и комкование (сухое молоко, сливки, какао), увеличивая сроки сохранности (сливочное масло, маргарин). Консервированные овощи и фрукты, приготовлен-

ные с добавлением фосфора, делаются более плотными, а сахарный сироп - более светлым. Как видим, в настоящее время трудно найти полуфабрикаты, а также продукты готовые к употреблению, в изготовлении которых не использовались бы те или иные фосфаты. К их числу можно отнести: Е339(^ - фосфаты натрия; Е340 - фосфаты калия; Е341 - фосфаты кальция; Е342 - фосфаты аммония; Е343 - фосфаты магния; Е338 - фосфорную кислоту. В качестве консервантов используются лимонная, угольная кислоты, сахарозаменители. С физиологической точки зрения данные технологии, не смотря на то, что они разрешены соответствующими ГОСТами, существенно нарушают естественный баланс поступления в организм кальция, фосфора, магния посредством натуральных пищевых компонентов. Учитывая национальные традиции изготовления блюд и ряд других технологических особенностей обработки пищи, подсчитано, что в питании среднего американца содержания фосфора в 2-4 раза больше, чем кальция. Избыточность фосфора вызывает гиперсекрецию паращитовидных желез. В костях паратгормон, в свою очередь, стимулирует секрецию остеокластами органических кислот - лимонной, молочной или янтарной, которые растворяют щелочной апатит с образованием свободных ионов фосфора и кальция. Происходит резорбция костей. В результате деминерализации они становятся хрупкими и ломкими. Возникает остеопороз, который является причиной перелома шейки бедра (с последующей инвалидизацией) или появления ярко выраженной сутулости - кифотической осанки. Есть данные, что в период беременности избыточное поступление фосфора может приводить к неправильному анатомическому и функциональному развитию легких и печени у плода. Хирурги, травматологи констатируют: из-за слабости костей у российских школьников переломы возникают все чаще. С данной проблемой чаще сталкиваются девочки, которые в больших количествах употребляют сладкие газированные напитки, содержащие фосфорную кислоту. Медицина спорта подтверждает: переломы такого типа у лиц женского пола встречаются в 3,1 раза чаще, чем у юношей. На фоне большого потребления газировки, риск травматизма у спортсменок увеличивается в 5 раз.

усиленный синтез паратгормона, кроме названных нарушений со стороны костной ткани, повышает реабсорбцию ионов кальция в почечных канальцах, способствуя экскреции фосфора. Накапливаясь в крови, кальций, в свою очередь, может откладываться на внутренней стенке сосудов, образуя жесткие бляшки, провоцируя сердечнососудистую патологию. Особенно быстро этот процесс происходит у лиц с почечной недостаточностью. В ряде случаев, на фоне постоянного переедания и малоподвижного образа жизни, влекущих избыточность массы тела и ожирение, в сердечной мышце развиваются микро-некротические изменения, кальцификация сосудов, приводящие к инфаркту миокарда. По той же причине окулисты все чаще сталкиваются с нарушением зрения у детей и подростков в виде начинающейся

катаракты. Данный вид патологии развивается в переднем или заднем полюсе хрусталика, или же одновременно в нескольких точках. Морфологическая катаракта может быть диффузной или точечной и проявляется несколькими формами. Чаще имеет место дегенерация хрусталиковых волокон с последующей их кальцификацией. В таких случаях формируется плотное ядро, катаракта прогрессирует (хрусталик приобретает молочный вид), приводя к резкому падению остроты зрения.

Резюмируя все выше сказанное, заключаем: состав витаминов (и других БАВ, БАД), их количественное содержание и соотношение между собой, далеко не всегда приводит к биологическому явлению -синергизму, когда взаимно усиливается действие всех полезных компонентов. В детских общеобразовательных учреждениях всё большую актуальность приобретает физиолого-гигиеническое просвещение как составная часть здоровьеформирующего воспитания.

ВЫВОДЫ

1. уровень информированности детского и взрослого населения по проблемам оздоравливающего питания достаточно высок (67-72%). Однако использование знаний на практике можно констатировать в семьях лишь 9-15% учащихся, что во многом обусловлено социально-экономическими условиями и образом жизни семей учащихся.

2. Биологически активные препараты, содержащие сбалансированный набор природных витаминов и антиоксидантов, могут оказывать стимулирующее воздействие на иммунитет, микроциркуляцию крови и лимфы, активировать некоторые ферменты, управляющие эндогенным ингибированием свободно-радикальной активности. Однако поводом к их употреблению является лишь рекомендация лечащего врача.

3. Наличие компьютерных классов на базе общеобразовательных учреждений делает возможным посещение Интернет-сайта, открытого консультативным центром по БАД к пище и другим нелекарственным оздоровительным продуктам. Центр периодически размещает каталоги зарегистрированных в России БАД и биокорректоров, прошедших экспертизу на безвредность и эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Питание и здоровье учащихся общеобразовательных учреждений // Альманах. Новые исследования. №1. 2002.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. Методическое пособие. М.: ОЛМА-ПРЕССС, 2001.

3. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья (О рациональном питании). М.: Знание, 1987. 97 с.

4. Гигиена питания, тара, упаковка, оборудование // Гигиенические нормативы ГН 23. 3. 972-00. Издание официальное. Минздрав России, Москва, 2000. 435 с.

5. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевыхпродуктов//СанПин2.3.2.1078-01.

Издание официальное. Минздрав России, Москва, 2000. 487 с.

6. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1994 году // Здравоохранение Российской Федерации. 1996. №4.

7. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пензенской области в 2001 году». Пенза, 2001. 85 с.

8. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: Изд-во ФГУП «Мерсеранс», 2002. 69 с.

9. Литвинова И. И. Основы правильного питания. СПб.: АО «Комплект», 1994. 115 с.

10. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

11. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации / Под

ред. Безруких М.М., Сонькина В.Д. М.:Триада-фарм, 2002. 114 с.

12. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие / Под ред. Г.Н.Сердюковской. М., 1995. 121 с.

13. Петровский К. С. Азбука здоровья. О рациональном питании человека. М.: Знание, 1982. 112 с.

14. Подунова Л. Г. Материалы по организации и методам работы СЭС по гигиене питания. Москва-Пенза, 1989. 414 с.

15. Применение пищевых добавок (технические рекомендации). СПб.: Гиорд, 1997. 135 с.

16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2006. 320 с.

17. Трофименко Л.С. // Мат. 1-го Всероссийского конгресса «Питание детей: ХХ1 век». М, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.