Собирова Лайло Бахромовна,
преподаватель кафедры «Адаптивная физической культура и спорт» Узбекского государственного университета физической культуры и спорта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СКОЛИОЗА У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК: 796.08
СОБИРОВА Л.Б. БОШЛАНГИЧ СИНФ УЦУВЧИЛАРИДА СКОЛИОЗ КАСАЛЛИГИНИНГ ОЛДИНИ ОЛИШДА МАХСУС МАШК.ЛАРДАН ФОЙДАЛАНИШ САМАРАДОРЛИГИ
Маколада кичик ёшдаги болаларда куп учрайдиган сколиоз касаллигининг олдини олишда махсус машклар мажмуасидан фойдаланиш самарадорлиги асослаб берилган.
Таянч суз ва тушунчалар: кичик ёшдаги болалар, сколиоз, махсус машклар мажмуаси, фрон-тал ва сагиттал текислиги, соFломлаштириш жисмоний маданияти.
СОБИРОВА Л.Б. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СКОЛИОЗА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье обоснована эффективность использования комплекса специальных упражнений при лечении сколиоза у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова и понятия: дети младшего школьного возраста, сколиоз, комплекс специальных упражнений, фронтальная и сагиттальная плоскости, оздоровительная физическая культура.
SOBIROVA L.B. EFFICIENCY OF SPECIAL EXERCISES IMPLEMENTATION TO PREVENT SCOLIOSIS OF PRIMARY CLASS PUPILS
There is substantiated in the article the effectiveness of the special exercises set implementation in the treatment of scoliosis among primary school children.
Keywords: primary school children, scoliosis, a set of special exercises, frontal and sagittal planes, health-improving physical culture.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 10(83)
Введение. В целях дальнейшего формирования здорового и гармонично развитого подрастающего поколения требуется принятия комплексных мер по оценке ситуации в республике. Из-за низкого уровня медицинской и санитарно-гигиеничсекой культуры населения основное внимание уделяется лечению заболеваний, а не их профилактике. Принятые Закон Республики Узбекистан «Об образовании»1 и «Национальная программа по подготовке кадров»2 определяющие государственную политику в области системы образования предусматривают введение необходимых мер по реализации развития интеллектуального, духовного и нравственного формирования компетентного и гармоничного лица-гражданина
Актуальность. Сколиоз занимает особое место в жизнедеятельности детей и подростков, так как является серьёзной ортопедической патологией. Сам термин «сколиоз» (греч. - «кривой») был предложен во втором веке нашей эры К.Галеном и объединяет все виды стойкого бокового искривления позвоночника. Распространенность этой патологии составляет до 30% населения3. Колебания этого показателя обусловлено отсутствием единого подхода в диагностике этого заболевания при проведении обследования4. Поэтому, здоровье человека зависит, прежде всего, от здорового образа жизни
В зависимости от анатомических особенностей бокового искривления сколиозы подразделяют на две группы: неструктурные (простые) и структурные (сложные). По форме сколиозы делятся на С-образный, если в позвоночнике имеется одна дуга (как правило при неструктурном сколиозе); S-образный две дуги; ^-образный - три дуги искривления (сложные).
1 Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров», 1997.
2 Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с действиями осанки // Школьное воспитание. М, 1998. стр. 12
3 Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - 2-е изд. Доп. - М., Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2002. стр. 6
4 Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб, «Сова»; М., «Эксмо», 2003.
Вот почему работники здравоохранения создают новые лекарства для лечения болезней. Важно признать, что у девочек сколиоз прогрессирует в большей степени, чем у мальчиков, что связано с их физиологическими свойствами. Это заболевание сопровождается легким провисанием и незначительной болью. Более чем в 50% случаях у пациентов сколиоз I и II уровней
Сколиоз делится на четыре уровня:
I степени - от 50 до 100
II степени - от 110 до 300
III степени - от 310 до 600
IV степени - выше 600.
Для лечения любого уровня сколиоза используются терапевтические упражнения, потому что они являются наиболее эффективными. В зависимости от формы болезни существует лечебный комплекс физической культуры, целью которого является терапевтическое восстановление позвонка, его стабилизация и коррекция.
Цель работы. Разработка и обоснование эффективности специального комплекса упражнений для профилактики учеников со сколиозом, обучающихся в 1-4 классов.
Методы исследования. Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, инструментальный метод, рентгенография, методика Кобба, статистический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. Чтобы определить эффективность различных разработанных упражнений, нами была организована программа для всех экспериментальных групп, но специальные и обобщенные упражнения использовались в разных вариантах.
Исследование проводилось в специализированной школе-интернате № 4 города Ташкента, Чиланзарского района. Всего было задействовано 106 школьников.
По уровню сколиотической деформации позвоночника школьники были разделены на четыре группы;
• первая группа - 57 человек со сколиозом
I степени;
• вторая группа - 26 человек со сколиозом
II степени;
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 10(83)
Таблица 1. Антропометрические показатели учащихся в возрасте 8-11 лет (в %)
Возраст учащихся Рост (см) Вес (кг) Окружность груди:
№ спокойное состояние (см) при вдохе (см) при выдохе (см)
1 8 (n=24) 123,8±4,9 33,4±3,8 48,4±4,1 50,8±4,0 47,8±4,2
2 9 (n=26) 126,5±5,2 34,7±3,9 50,3±5,2 51,7±4,2 49,1±4,0
3 10 (n=27) 131,8±5,8 36,8±4,6 52,6±4,9 54,6±4,9 51,4±4,8
4 11 (n=29) 134,2±5,6 38,9±5.1 54,5±5,4 56,8±5,3 55,1±5,2
"Х 9,5 129,1±5,4 36,0±4,4 51,5±4,9 53,5±4,6 50,9±4,6
• третья группа - 14 человек со сколиозом III степени;
• четвёртая группа - 9 человек со сколиозом IV степени.
Научная значимость. Проблема состояла в выборе специальных упражнений, которые оказали бы положительное влияние на изменение деформации позвоночника. Поэтому, используя рентгенографию испытуемых, а также методику «Кобба» по угловым параметрам основных сколиотических дуг мы определили степень тяжести деформации согласно классификации В.Д.Чаклина.
Основное содержание и результаты исследования.
Во время исследования были изучены антропометрические параметры детей в возрасте 8-11 лет (таблица 1) и обнаружены осложнения в структуре тела (таблица 2).
Результаты показывают, что некоторые упражнения оказывают эффективное положительное воздействие на мышечный корсет.
В ходе исследования был разработан план-график использования специальных упражнений.
Основываясь на данные таблицы 2, школьники были разделены на 4 группы. 1 группа занималась на уроках физической культуры 2 раза в неделю и 3 раза в неделю вне класса, дополнительно. Вторая группа занималась 2 раза в неделю и 4 раза вне класса. Третья группа также занималась 2 раза в неделю и 4 раза вне класса. Занятия 4 группы проводились индивидуально 5-6 раз в неделю, продолжительностью каждого урока 20-25 минут. Во всех группах кроме 4 группы продолжительность дополнительных уроков составляла 30-35 минут. Таким образом, для коррекции нарушений деформации были введены четыре типа упражнений:
1) для расслабления мышц;
2) для укрепление мышц (эспандер, резина, гантели);
3) асимметричные упражнения (движение по структуре движения - асимметричная нагрузка на позвоночник;
4) двигательные упражнения на развитие координации.
Для коррекции позвоночника в сагиттальной плоскости (делящая тело человека (позвоночник) на левую и правую части) были выбраны два дополнительных упражнения:
1) упражнение, которое улучшает рост, усиливает статическую силу (подтягивается, тянет, висит с оружием);
2) упражнение, которое усиливает мышцы спины, предплечья и мышцы верхнего плечевого пояса.
При использовании специальных упражнений для исправления кифоза основное внимание уделялось коррекции грудной части позвоночника, при этом поясничной области не уделяется внимания.
Применение комплекса упражнений физической направленности выявило, что результаты антропометрических показателей школьников, с диагнозом сколиоза во фронтальной и сагиттальной плоскости в экспериментальных группах улучшились, т.е. были отмечены положительные изменения (таблица 3).
Выводы.
1. Анализ динамики изменения деформации позвоночника по сагиттальному признаку 8 летних детей: - один учащийся из IV уровня деформации позвоночника (670), перешёл на III уровень (550); - двое учащихся перешли из 3-го уровня (450 и 380 соответственно) во II уровень (290 и 260) и 3 школьника (220, 250 и 230 соответственно) перешли из 2-го уровня в I уровень (50,90 и 70).
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 10(83)
Таблица 2. Осложнения в структуре деформации позвоночника учеников в возрасте 8-11 лет (начальные показатели, в %)
ВВоз-раст Общее коли-чество прове-ряемых Количество деформаций по фронтальной (боковой) плоскости Количество деформаций по сагитальной (передне-задней) плоскости
Уровень сколиоза I (5°-10°) II (11°-30°) III (31 °-60°) IV (выше 60°) I (5°-10°) II (11°-30°) III (31°-60°) IV (выше 60°)
Число и % п % п % N % п % N % п % п % п %
8 24 6 25,0 3 12,5 1 4,2 1 4,2 5 20,8 5 20,8 2 8,3 1 4,2
9 26 7 26,9 4 15,4 2 7,7 2 7,7 7 26,9 2 7,7 1 3,8 1 3,8
10 27 8 29,6 3 11,1 2 7,4 1 3,7 8 29,6 2 7,4 2 7,4 1 3,7
11 29 7 24,1 3 10,3 2 6,9 1 3,4 9 31,0 4 13,8 2 6,9 1 3,4
I 106 28±0,8 26,4 13±0,5 12,3 7±0,5 6,6 5±0,5 4,7 29±1,7 27,4 13 + 1,5 12,3 7±0,5 6,6 4±0 3,8
Таблица 3. Изменение осложнений в структуре тела учащихся в возрасте 8-11 лет (конечный показатель, % )
Воз-раст Общее коли-чество прове-ряемых Количество деформаций по фронтальной (боковой) плоскости Количество деформаций по сагитальной (передне-задней) плоскости
Уровень сколиоза I (5°-10°) II (11°-30° III (31°-60°) IV (выше 60°) I (5°-10°) II (11 °-30°) III (31°-60° IV (выше 60°)
Число и % п % п % п % п % N % N % п % п %
8 19 6 25,0 1 4,2 2 8,3 0 0,0 4 16,7 4 16,7 2 8,3 0 0,0
9 19 7 26,9 1 3,8 2 7,7 1 3,8 5 19,2 2 7,7 1 3,8 0 0,0
10 23 9 33,3 2 7,4 1 3,7 0 0,0 7 25,9 1 3,7 3 11,1 0 0,0
11 22 6 20,7 2 6,9 1 3,4 1 3,4 9 31,0 2 6,9 1 3,4 0 0,0
I 83 28±1,4 33,2 6±0,6 7,2 6 ±0,6 7,2 2±0,6 2,4 25±2,2 30,1 9± 1,3 10,8 7±1 8,4 0 0
Таким образом, 20,8% из общего количества учащихся в возрасте 8 лет улучшили свои антропометрические показатели.
2. Анализ динамики изменения деформации позвоночника по сагиттальному признаку
9 летних детей: - один учащийся из IV уровня деформации позвоночника (640), перешёл на III уровень (530); - один учащийся перешёл из 3-го уровня (410) во II уровень (270) и 1 школьник (220) перешёл из 2-го уровня в I уровень (60), а также 7 школьников из 1 уровня заболевания сколиозом были переведены в основную (здоровую) группу. Таким образом, 26,9% из общего количества учащихся в возрасте 9 лет исправили свою степень деформации позвоночника.
3. Анализ динамики изменения деформации позвоночника по сагиттальному признаку
10 летних детей: - один учащийся из IV уровня деформации позвоночника (630), перешёл на III уровень (540); - у учащихся из 3-го уровня никаких изменений не произошло и 2 школьника (240 и 210 соответственно) перешли из 2-го уровня в I уровень (80 и 60). Так же как и 9 летние школьники 2 были переведены в основную (оздоровительную) группу. Таким образом, 29,6% из общего количества учащихся в возрасте 10 лет улучшили свою степень деформации позвоночника.
4. Анализ динамики изменения деформации позвоночника по сагиттальному признаку среди 11 летних детей показал наиболее лучшее влияние комплекса упражнений на профилактику позвоночника. Из 16 школьников
11 детей перешли из группы в группу, а 5 человек перешли в основную (оздоровительную) группу, что составило 24,1%.
Заключение. Педагогические наблюдения и изучение данных рентгенологических признаков нарушения отделов позвоночника, методика Кобба, а также определение степеней деформации позвоночника выявил, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 3 лет). Поэтому профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной. Ранняя профилактика этого
заболевания позволяет выявить и устранить риск развития хронической патологии.
В ходе эксперимента выяснилось, что лечение сколиоза у детей с использованием специального комплекса упражнений, разработанных во время исследования, оказалось очень эффективным. В начале исследования из 106 учащихся, использовавших весь комплекс упражнений, рекомендаций - 83 учащихся улучшили своё состояние. Но из-за недостаточного по времени проведения эксперимента (6 месяцев) все 83 школьника улучшили свои градусы изгибов позвоночника.
Однако, 23 учащихся были переведены в основную (оздоровительную) группу, что соответствует 21,7%.
Предложения и рекомендации. Наблюдения за учащимися в динамике позволяют нам предложить следующие рекомендации:
а) сон на жёсткой постели в положении лёжа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня;
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом;
д) отказ от вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.
Контроль за реализацией вышеуказанных рекомендаций ложится главным образом на родителей.
Для выработки правильной осанки и профилактики её нарушений необходимо систематически, не менее 3 раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 10(83)
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании».
2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров».
3. Козырева О.В. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с действиями осанки. // «Школьное воспитание», М, 1998, № 12.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., доп. - М., Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
5. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник. / Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб.: «Сова»; М.: «Эксмо», 2003.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 10(83)