Научная статья на тему 'Эффективность использования ИКТ-технологий в обучении младших школьников русскому языку'

Эффективность использования ИКТ-технологий в обучении младших школьников русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломиец Д. Л.

Решение проблем использования ИКТ-технологий в обучении русскому языку как родному связано с особенностями развития современной школы и определяется нарастающим объёмом информации, интенсификацией изучения материала, модернизацией и усложнением учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования ИКТ-технологий в обучении младших школьников русскому языку»

Список литературы:

1. Баханов К. Що таке технологія навчання? / К. Баханов // Шлях освіти. - 1999. - № 3. - С. 24.

2. Богданова І.М. Інформаційно-модульна технологія як умова забезпечення саморозвитку особистості майбутнього вчителя / І.М. Богданова // Наука і освіта. - 2002. - № 1. - С. 76-79.

3. Гуревич Р., Коломієць А. Можливості новітніх інформаційних технологій у підготовці педагогічних кадрів / Р. Гуревич, А. Коломієць // Трудова підготовка в закладах освіти. - 2002. - № 2. - С. 52-53.

4. Жук Ю.О. Теоретико-методологічні проблеми формування інформаційного освітнього простору України [Електронний ресурс] / Ю.О. Жук // Інформаційні технології і засоби навчання. Електронне наукове фахове видання. - 2007. - Вип. 3. - Режим доступу: www.ime.edu-ua.net/em3/emg.html.

5. Науменко О.М., Науменко Г.Г. Передумови впровадження комп’ю-терно-орієнтованих засобів навчання в навчальний процес педагогічного коледжу [Електронний ресурс] / О.М. Науменко, Г.Г. Науменко // Інформаційні технології і засоби навчання. Електронне наукове фахове видання. -2008. - Вип. 6. - Режим доступу: www.ime.edu-ua.net/em4/emg.html.

6. Науменко Г.Г., Науменко О.М. Підготовка вчителя в умовах застосування ІКТ / Г.Г. Науменко, О.М. Науменко // Комп’ютер у школі та сім’ї. -2008. - № 8. - С. 6-10.

7. Сисоєва С. Педагогічні технології: визначення, структура, проблеми впровадження / С. Сисоєва // Неперервна проф. освіта: теорія і практика. -2002. - Вип. 4 (8). - С. 69-79.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ © Коломиец Д.Л.*

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Решение проблем использования ИКТ-технологий в обучении русскому языку как родному связано с особенностями развития современной школы и определяется нарастающим объёмом информации, интенсификацией изучения материала, модернизацией и усложнением учебных программ.

В настоящее время гуманитаризация является одним из ведущих направлений в развитии образовательной системы. Стандарты второго поко-

* Доцент кафедры Методики начального образования, кандидат педагогических наук.

ления выдвигают задачу развития функционально грамотной личности, т.е. личности, способной к дальнейшему образованию, способной пользоваться имеющимися знаниями в приобретении новых умений и навыков. При этом особую значимость приобретают коммуникативные навыки, в числе которых умение грамотно писать становится залогом успешной карьеры. Обладающий языковым чутьём более восприимчив и ко всей культуре; в этом проявляется уважение к своему народу, его традициям и культуре.

Русскому языку, как учебному предмету, в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку овладение им открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся русский язык, в частности его составляющая часть - изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов.

Анализ научной литературы, связанный с вопросами использования ИКТ в учебном процессе, позволяет выделить два основных направления:

- компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса;

- он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину [3].

Практика работы начальной школы подтверждает жизнеспособность каждого из этих направлений. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы, при этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим. На уроках русского языка компьютер широко используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.

При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Внедрение информационных технологий в процесс обучения происходиит с учетом санитарно-гигиенических норм: в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3-4 уроков; индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10-15 минут; в течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз [1].

Практика работы учителей, использующих ИКТ-технологии в обучении, показывает, что существуют некоторые преимущества в отличие от традиционных технологий. Использование их на уроках русского языка позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным его объектом, дает возможность реализовать идеи развивающего обучения; способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы [4].

Однако переход от изучения компьютера к использованию его возможностей в образовательных целях в практике школ происходит медленно, и недостаточная востребованность обусловлены определенными причинами, связанными с тем, что учителя не осознают и не оценивают интереса современных школьников к работе с компьютером, образовательный и развивающийся потенциал информационных технологий; у учителей не сформирована готовность к работе с использованием информационных технологий обучения младших школьников; не преодолена психологическая зависимость учителя от устаревшей технологии обучения младших школьников [2].

Результатами применения электронных ресурсов в начальной школе, в органичном сочетании с проблемными, исследовательскими, игровыми методами обучения, являются возможность оперативного контроля знаний, внесение элемента занимательности, обеспечение индивидуальной работы, развитие навыка самоконтроля и самооценки младшими школьниками. Учитель начальных классов, используя компьютерные технологии в организации учебной деятельности, безусловно, учитывает здоровьесберегающий аспект.

Широкие возможности для словарно-семантической работы предоставляет использование интерактивной доски. На экран выводятся слова, ученику необходимо составить «гнездо» родственных слов, словосочетания как самостоятельно в тетрадях, так и стилусом на доске. Словарик как гиперссылка позволяет составлять словари различных видов, обращаться к ним как к подсказке. Информация, представленная на интеактивной доске, легко перемещается, изменяется, материал открывается поэтапно, восстанавливается по необходимости. Продуктивно проходит работа по составлению алгоритмов правил правописания и т.д.

В нашем исследовании критериями эффективности применения информационных технологий в процессе обучения русскому языку были выбраны: интенсивность обучения без потери глубины и полноты лингвистических знаний, умений и навыков; учет физической и психической нагрузки на учеников; сокращение объема учебного времени.

Исследование эффективности использования ИКТ-технологий на уроках русского языка проводилось в 2009 г. в начальных классах МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой» г. Йошкар-Олы (50 человек). Второклассники данных классов обучались по образовательным программам русского

языка развивающей системы обучения Л.В. Занкова и «Школа 2100» соответственно.

Данное образовательное учреждение было выбрано для проведения исследования не случайно: муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой города Йошкар-Олы» является ресурсным центром для других образовательных учреждений Республики Марий Эл. Коллектив педагогов школы решает задачу обеспечение системного подхода к использованию информационных технологий, совершенствование навыков владения ими, обобщение и передача опыта будущим учителям и молодым специалистам.

Исследование, проведенное в начальной школе, является своеобразным мастер-классом организации развивающего обучения русскому языку с использованием ИКТ-технологий как активного метода обучения, с соблюдением здоровьесберегающего режима в процессе обучения, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Мы выдвинули гипотезу об эффективности целенаправленного использования ИКТ-технологий учителем начальных классов на уроках русского языка, при этом использование данных технологий будет способствовать повышению интенсивности обучения без потери глубины и полноты лингвистических знаний, окажет действенную помощь в гармоничном эмоциональном развитии младших школьников.

По результатам диагностического исследования, направленного на выявление сформированности орфографических умений традиционным путем, мы установили, что необходимые понятия, связанные с изучением состава слова, учащиеся экспериментального (69 %) и контрольного (67 %) классов осваивают на одинаковом уровне. Наибольшие затруднения возникли у учащихся обоих классов при выполнении заданий, связанных с раскрытием сущности языковых понятий, с практическими умениями. Результаты проведенного контрольного диктанта в обоих классов подтвердили предположение о недостаточном уровне развития орфографических знаний и умений (находятся примерно на одинаковом уровне).

Формирующий этап исследования проводился с использованием ИКТ -технологий на разных этапах урока русского языка:

- при введении понятий: «корень слова», «однокоренные слова», «суффикс», «приставка»;

- в процессе анализа языкового материала;

- при выполнении тренировочных заданий учащимися на интерактивной доске;

- на этапе закрепления - в виде решения тестовых заданий в электронном варианте в компьютерном классе. Каждый учащийся выполнял тест за индивидуальным компьютером в течение 15 мин., что, безусловно, вызвало не только интерес к деятельности, но и сконцентрировало внимание обучающихся к выполнению заданий.

В ходе формирующего эксперимента нами проводился промежуточный контроль - проверочный тест по теме «Корень и суффикс слова». Его результаты свидетельствуют о повышении интенсивности обучения без потери глубины и полноты лингвистических знаний, умений и навыков (уровень усвоения 80 %).

При проведении уроков с использованием ИКТ-технологий учитываются: проведение физкультминутки; упражнения для снятия зрительного напряжения; учет физической и психической нагрузки на учащихся; смена видов деятельности на уроках.

Определяя эффективность использования ИКТ-технологий на уроках русского языка, мы получили на контрольном этапе исследования результаты, свидетельствующие о том, что в экспериментальном классе уровень знаний увеличился на 21,6 %, в контрольном классе повысился уровень знаний на 9,1 %.

Мы пришли к выводу, что такое целенаправленное использование ИКТ-технологий учителем начальных классов с учетом дозировки дает положительные результаты, повышает мотивацию учащихся к изучению русского языка. Использование коммуникационных технологий позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу об эффективности целенаправленного использования ИКТ-технологий учителем начальных классов на уроках русского языка. Использование технологий повышает интенсивность обучения без потери глубины и полноты лингвистических знаний, умений и навыков, а также, играя роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает учащихся в активную работу.

Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня знаний языкового материала и своевременно, по необходимости, скорректировать его результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется социально значимым, актуальным, целесообразным и перспективным направлением.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа I М.М. Безруких. - М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2004. - 240 с.

2. Кувакина Е.В. Функциональные особенности компьютерной поддержки начального обучения русскому языку / Е.В. Кувакина // Теория и методика обучения и воспитания. - 2008. - № 4 (57). - С. 26-30.

3. Печенева Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку / Т.А. Печенева // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 26-31.

4. Самылкина Н.Н. Информатика и ИКТ в начальной школе / Н.Н. Са-мылкина // Педагогическая информатика. - 2006. - № 2. - С. 21-26.

АВ ТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ OLAP © Копелиович Д.И.*

Брянский государственный технический университет, г. Брянск

Рассмотрены основные данные для проведения мониторинга успеваемости. Проведен анализ информационных потоков. Представлена модель хранилища данных. Приведены примеры использования.

Самыми значительными информационными потоками в учебной деятельности вуза являются потоки информации о студентах, об учебных дисциплинах, о преподавателях, а также об итоговых результатах обучения. Именно в месте взаимодействия и пересечения этих потоков происходит рождение большого объема новой информации. Основой является информация об успеваемости студента. Процессы, которые порождает эту информацию, имеют названия «Сессия» и «Аттестация». Службой, где фиксируется эта информация, является деканат. Учет успеваемости в вузах, как правило, производится на уровне групп, поэтому используются документы по учету групповой успеваемости.

Промежуточная аттестация проводится в БГТУ для студентов первого и второго курсов два раза в семестр. Результаты текущего контроля по каждой дисциплине преподаватели доводят до сведения деканата и студентов. Сроки предоставления результатов текущего контроля (дважды в семестр на 8 и 13 неделях) устанавливает учебно-методическое управление [1].

Мониторинг успеваемости студентов занимает особое место в управленческой деятельности деканата. Во-первых, результаты успеваемости являются одним из параметров диагностики и оценки учебных возможностей студентов в определении качества образования.

Во-вторых, результаты успеваемости являются одним из показателей учебно-познавательной деятельности студента.

* Доцент кафедры «Информатика и программное обеспечение», кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.