Научная статья на тему 'Эффективность использования физкультурно-оздоровительной деятельности при адаптации студентов к условиям образования в высшей школе'

Эффективность использования физкультурно-оздоровительной деятельности при адаптации студентов к условиям образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ADAPTATION / STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Виктор Степанович, Викторов Дмитрий Валерьевич

Приспособление к любой деятельности человека представлено как сложный, многоуровневый процесс, затрагивающий различные функциональные системы организма. Дано экспериментальное подтверждение эффективности применения средств физкультурно-оздоровительной деятельности для адаптации студенческой молодёжи к новым условиям образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Виктор Степанович, Викторов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF USING SPORTS AND RECREATION ACTIVITY FOR STUDENTS' ADAPTATION TO EDUCATIONAL CONDITIONS OF A HIGHER SCHOOL

Adaptation to any human activity is presented as a complex, multilevel process, affecting different functional systems of a human organism. Experimental verification of using sports and recreation activity means for adapting students to new educational conditions at a higher school is given.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования физкультурно-оздоровительной деятельности при адаптации студентов к условиям образования в высшей школе»

УДК 378.17.037.1 ББК 4510

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

B.C. Быков, Д.В. Викторов Южно-Уральский государственный университет

EFFECTIVENESS OF USING SPORTS AND RECREATION ACTIVITY FOR STUDENTS' ADAPTATION TO EDUCATIONAL CONDITIONS OF A HIGHER SCHOOL

V. Bykov, D. Viktorov South Ural State University

Приспособление к любой деятельности человека представлено как сложный, многоуровневый процесс, затрагивающий различные функциональные системы организма. Дано экспериментальное подтверждение эффективности применения средств физкультурно-оздоровительной деятельности для адаптации студенческой молодёжи к новым условиям образования в высшей школе.

Ключевые слова: адаптация, студенты, образовательная среда высшей школы.

Adaptation to any human activity is presented as a complex, multilevel process, affecting different functional systems of a human organism. Experimental verification of using sports and recreation activity means for adapting students to new educational conditions at a higher school is given.

Keywords: adaptation, students, educational environment of a higher school.

Адаптированность первокурсников к высшей школе есть важный вид человеческого ресурса университета, обеспечивающий качество профессионального образования. Однако их адаптация тесно связана с другим личным ресурсом каждого студента - с состоянием здоровья. В статье рассмотрено одно из эффективных средств позитивного влияния на него -физкультурно-оздоровительная деятельность.

За последние годы произошло ухудшение состояния здоровья населения России, характеризующееся значительным расширением группы лиц с донозологическими нарушениями здоровья, в том числе у студентов [1, 4]. Результаты опроса профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания Южно-Уральского государственного университета показали, что состояние здоровья студентов-первокурсников далеко от совершенства: около 30 % студентов имеют заболевания нервной, пищеварительной, сердечнососудистой систем организма, 23,2 % студен-

тов - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 1,9 % обследованных выявлены хронические заболевания лор-органов, у 22,5 % -нарушение зрения. Выявлены и такие заболевания, как гипертоническая болезнь, ревматизм, врожденный порок сердца, бронхиальная астма, холецистит, желчнокаменная болезнь, хронический панкреатит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка, хронический пиелонефрит, миопия высокой степени, а также последствия после перенесенной травмы или оперативного вмешательства.

Однако эти заболевания не являются препятствием для занятий в образовательном учреждении и овладения профессией.

Адаптация (от лат. adaption - приспособление) - составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменение существенных для нее параметров и факторов среды, перестраивает, изменяет свои струк-

турные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации может включать как морфофизиологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Главное содержание адаптации - это внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде.

Исходя из этого, выделяют два типа адаптаций [5]. Первая - генотипическая, сформировалась в процессе эволюции человека на основе наследственной изменчивости, мутации, естественного отбора. Её достижения закреплены генетически и передаются по наследству. Вторая - фенотипическая адаптация, формируется в процессе индивидуальной жизни человека, его взаимодействия с окружающей средой. Приобретённые в течение жизни фенотипические изменения наслаиваются на наследственные признаки и формируют индивидуальный облик организма, характеризующийся совокупностью морфофункциональных изменений, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза. В результате действия оздоровительных мероприятий организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т. д. Это новое качество проявляется, прежде всего, в том, что организм не может быть повреждён тем фактором, к которому приобретена адаптация. По существу, такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий.

В целом проблема адаптации студентов к условиям образования в высшей школе представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время. Кроме того, в число ведущих адаптационных потребностей входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, в более обобщенном выражении - социализации и социальной интеграции.

Поэтому адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [3].

Системы, обеспечивающие стабильность, норму, т. е. защиту от внешнего мира, всё время должны сами развиваться, увеличивать

свою мощность: только при этом условии может быть обеспечено сохранение регуляции в движущейся системе. Организму приходится приспосабливаться к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий.

К тому же повышенная тревожность, обусловленная стрессом, является одной из ведущих проблем, с которой сталкивается молодой человек, поступивший в вуз, так как студенты подвергаются значительным психоэмоциональным нагрузкам, что является причиной патологических изменений деятельности основных функциональных систем организма и развития большинства нарушений соматического и психического статуса, что в конечном итоге влияет на процесс формирования личности. Постоянно гнетущее ощущение страха и неопределенности сковывают мышцы, парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия. Американские ученые сравнивали ходьбу на тредбане (в течение 20 минут с интенсивностью 70 % от максимальной частоты сердечных сокращений), медитацию и пассивный отдых. Обнаружено, что во всех трех случаях состояние тревоги снижается. Был сделан вывод, что физкультурно-оздоровительная деятельность, подобно отдыху или медитации, является своеобразным отвлечением от негативных эмоций. Также выяснилось, что физический аспект упражнения - не основной фактор, определяющий снижение уровня тревожности.

Исследователи пришли к выводу, что психика в значительной степени влияет на тело, которое, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на самовосприятие и самооценку. Физкультурно-оздоровительная деятельность может влиять на уровень самооценки посредством следующих факторов: увеличения уровня физической подготовленности; достижения цели; ощущения соматического благополучия; чувства компетенции мастерства или контроля; усвоения здоровых привычек; социального опыта; подкрепления со стороны других людей. В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что физические нагрузки кардинально определяют изменения в поведенческой характеристике личности. Они, скорее всего, связаны с положительными изменениями в психофизиологической и мотивационной сфере. И главное, способствуют формированию навы-

ков снятия мышечного напряжения во время стрессовых ситуаций. Регулярная физкультурно-оздоровительная деятельность коррелирует со снижением состояния тревоги и депрессии. Это является благодатной психофизиологической платформой для успешной реализации коррекционных и профилактических методик.

Исходя из этого, физкультурно-оздоровительная деятельность становится сегодня одним из важнейших, а в ряде случаев - единственным условием всесторонней и профессиональной реабилитации учащихся, имеющих как кратковременное, так и рецидивное отклонение в состоянии здоровья, фактором оздоровления и профилактики населения [2]. Тем более что современная стратегия оздоровления основана не на пассивном принятии проводимых органами здравоохранения мер, а на физической активности, направленной на заботу о своём здоровье, физическом совершенствовании индивидуальной, социальной среды, всего образа жизни, внедрение полезных привычек. В основе этого, на наш взгляд, содержится включение в адаптацию двух основных компонентов: объективного и субъективного. Объективный компонент адаптации -это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т. п. Субъективный компонент - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении.

В этом случае целесообразно говорить об ограничении одних сторон здоровья человека и некоторых его возможностей, но усилении других: существенные различия в конституции людей, в их характере и психических особенностях делают физические и социальные возможности людей далеко не одинаковыми; при прочих равных условиях действия, доступные одному человеку, могут быть принципиально невозможными для другого.

С целью опровержения бездоказательных рассуждений о бесполезности физкультурно-оздоровительных мероприятий для адаптации студенческой молодёжи к учебной нагрузке, на кафедре физического воспитания ЮУрГУ была апробирована следующая программа для студентов: проблема адаптации разрабатывается по двум направлениям: первое - реабилитация, т. е. восстановление здоровья и физической работоспособности после заболеваний, перенапряжения и т. п.; второе - направление

профилактического характера или ряд мероприятий, позволяющих стимулировать восстановление организма студента при утомлении, после напряжённой физико-психической деятельности.

Такая дифференциация является обоснованной, поскольку при планировании таких мероприятий необходимо учитывать не только специфику учебной и физкультурной деятельности, функциональное состояние организма занимающихся, характер предшествующей нагрузки, но и направленность действий каждого конкретного средства восстановления.

Учитывая, что восстановление организма является одной из сторон процесса адаптации к данным условиям, можно утверждать, что интервал восстановления будет зависеть как от степени утомления, так и состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, поскольку состояние организма как результат деятельности этих функциональных систем определяется его способностью обеспечивать уравновешенность организма со средой [2]. В этом случае утомление, появляющееся вследствие деятельности, рассматривается не как выход из строя какого-либо компонента в сложной взаимосвязанной системе органов и функций, а как перестройка организма, обуславливающая прирост работоспособности.

На базе кафедры физвоспитания ЮУрГУ нами для каждого испытуемого в течение 10 минут каждую минуту измерялись частота дыхания и частота сердечных сокращений, определялось среднее значение в состоянии покоя, а также границы допустимых отклонений.

После первого занятия студентам были рекомендованы общедоступные средства и формы восстановления - баня, сауна, специальные дыхательные упражнения, аутотренинг, массаж и самомассаж, витаминные комплексы.

Второе занятие физкультурно-оздоровительной деятельностью вызвало значительное утомление учащихся, выражающееся в достоверном снижении показателей мощности, работы и максимального усилия соответствующих физических показателей. Частота сердечных сокращений на 5-й минуте восстановительного процесса превысила исходный уровень на 21 %. В 70 % исследуемых показателей зафиксировано достоверное снижение результатов физических показателей и лишь в 3 % -их повышение: скоростно-силовых качеств (темп снижения составил до 6,7 %), силы (до 14,8 %) и гибкости (до 18,4 %). Выносливость и быстрота являются качествами, успешное

формирование которых возможно лишь при условии перераспределения физической нагрузки в сторону увеличения объема и интенсивности физических упражнений, ориентированных на их развитие, поэтому достоверных различий в их снижении не выявлено (1,2 % и 2,9 % соответственно).

Однако непосредственно после использования физкультурно-оздоровительной нагрузки отмечалась положительная динамика, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, что подтверждает научно-теоретическую основу и указывает на преимущественно срочноадаптационные механизмы восстановления.

После рекомендации применения аналогичных восстанавливающих средств наблюдалось дальнейшее снижение исследуемых показателей, достигшее достоверных различий как по отношению к изначальным показателям, так и к показателям первого измерения.

С нашей точки зрения, данное изменение исследуемых показателей свидетельствует о временном снижении функциональной активности нервно-мышечного аппарата и возможности восполнения затраченных ресурсов за счёт запуска механизма долговременной адаптации.

Полученные результаты к началу следующего занятия свидетельствовали об улучшении функционального состояния, выражающемся в достаточно ощутимом увеличении работы и мощности по сравнению с предыдущими измерениями.

Таким образом, динамика показателей к концу исследования: частота дыхания в начале выше физиологической нормы, чем после физической нагрузки (22 ± 0,6 дых./мин и 17 ± 0,7 дых./мин, соответственно), а ЧСС стала значительно ниже (на 11 %), чем в начале исследования и составила 72,9 ± 4,1 уд./мин против 83,9 ± 3,2 уд./мин, позволяет прийти к заключению, что физкультурно-оздоровительная деятельность как сама по себе, так и вкупе с другими средствами восстановления способствует улучшению работоспособности к последующим нагрузкам в режиме дня и позволяет эффективно подготовить организм. По нашему мнению, физическая работоспособность может оказывать влияние на успеваемость студентов. Результаты педагогического наблюдения свидетельствуют о зависимости успеваемости студентов от вида двигательной активности: худшая успеваемость и слабая физическая работоспособность. В то же время студенты, систематически занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятель-

ностью, обладают хорошей физической работоспособностью, имеют хорошие и отличные оценки по различным предметам.

Таким образом, здоровье необходимо рассматривать как процесс, в основе которого лежит адаптационная реакция организма и который направлен на сохранение и укрепление здоровья путём сокращения его потерь, а именно - на устранение причин чрезмерного расходования здоровья, исключение факторов риска. В этом случае организм переходит на новый, более высокий уровень адаптационных возможностей.

В процессе занятий студенты, как правило, применяют (с некоторыми коррекциями) комплекс педагогических методов: метод

строго регламентируемого упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии; игровой метод, характеризующийся применением подвижных игр или элементов спортивных игр; соревновательный метод как фактор повышения эмоционального тонуса занятий при организации различных игр и эстафет.

Данные упражнения обогащались комплексами современных и нетрадиционных видов гимнастики, что придало им новую эмоциональную окраску, способствовало их оживлению, повышению интереса учащихся к занятиям, позволило более эффективно воздействовать на физическое состояние как девушек (уровень их физического развития, физической работоспособности и подготовленности, функциональное состояние), так и юношей.

Контроль и самоконтроль за реакцией на физическую нагрузку проводились постоянно, контрольные упражнения применялись те же, что и для студентов основной группы: подсчет и учёт частоты сердечных сокращений (ЧСС), число дыханий, вес, сила мышц рук или спины, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Использовались также субъективные показатели самоконтроля, такие, как самочувствие, настроение, утомление, сон, боль, аппетит, потоотделение.

Особое внимание обращается на то, что вызываемые нетрадиционными видами гимнастик положительные эмоции помогали педагогам наладить доброжелательные и доверительные отношения с занимающимися, облегчали взаимопонимание и проникновение в духовный мир занимающихся. Тем самым создавалась благоприятная психологическая основа педагогики сотрудничества, в резуль-

тате чего занятия стали проходить значительно активнее, радостнее и плодотворнее.

Важным положительным фактором программы является то, что в силу неприменения тренировочных нагрузок и проведения тестирования физических качеств, а значит выявления лучшего, при проведении занятий постоянно создавалась ситуация успеха, показывалось студентам то, что они достигли, пусть медленно, но заметного улучшения в состоянии здоровья путём длительных, регулярных и систематических занятий, а не путём физической подготовленности.

Формируемый потенциал здоровья у студентов характеризуется не столько количественными параметрами физического развития, сколько достижением оптимального уровня телесных кондиций, здоровья и активной позиции в удовлетворении интересов и потребностей в двигательной активности. Взаимосвязь телесного и духовного в человеке является главным принципом их единения, целостности и гармонии. Не «биологизация» или «социологизации», не «воспитание физического», а видимо, гармония физического (телесного) и духовного (социального) - их неразрывное единство должно быть основой методологической и мотивационной позиций в подходе к формированию адаптации.

В заключение следует сказать, что процесс адаптации во время занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью заключается в преодолении избыточно-недостаточных степеней физической активности, при котором осуществляется переход от потребностного участия к ценностному восприятию, целесообразному и систематическому применению средств физкультурно-оздоровительной деятельности. Важную роль в этом процессе должно занимать формирование убеждённости как альтернативы волевых процессов, поскольку воля создаёт сильный психологический настрой к физической активности у человека.

Человек разумный ускоряет, изменяет, совершенствует эволюцию своей природы, самого себя - адаптируется к внешним условиям. Частным случаем такого вмешательства является поведение человека, его активность и сознательность в поддержании и укреплении здоровья, закаливании организма, соблюдение принципов здорового образа жизни.

Выводы. Представления об улучшении работоспособности будут конкретизироваться по мере углубления знаний о сущности оздоровления как закономерностях и условиях станов-

ления самого здоровья, сохранения его и упрочнения, а вместе с тем о механизмах оптимизирующего воздействия факторов физкультурно-оздоровительной деятельности на организм.

Наряду с качественными показателями так называемого «статического здоровья» - нормы покоя, всё большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье» - нормы напряжения, которая количественно характеризует адаптационные возможности организма. Для того чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо обследовать не только физическое состояние человека во время покоя, но и его максимальную работоспособность, т. е. определить резервные возможности.

Педагогические воздействия, направленные на коррекцию адаптационного процесса, могут быть более эффективными при наличии физиологического обоснования влияния физических нагрузок различной направленности.

Наблюдения, проводимые в течение учебного года, позволяют считать, что используемые нагрузки вызывают дезадаптивные изменения, свидетельствующие о наличии, по меньшей мере, напряжения адаптационных процессов. Для эффективности адаптации нами было рекомендовано использовать различные средства восстановления.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский, А.П. Берсенева. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2000. — С. 204.

2. Артамонов, В.Н. Медшо-биологиче-ские основы здорового образа жизни: методологическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации / В.Н. Артамонов, Р.Е. Мотылян-ская. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 52 с.

3. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. - С. 3-17.

4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. -240 с.

5. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. — Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.

Поступила в редакцию 31 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.