Научная статья на тему 'Эффективность инвестиций в инновации аэрокосмического производства'

Эффективность инвестиций в инновации аэрокосмического производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / EFFICIENCY / INVESTMENT / INNOVATION / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чулкин С.Г.

Проведен анализ зависимости затрат на производство от инвестиций. Установлено, что для уменьшения затрат эффективнее создавать новое техническое решение и инвестировать средства в новый продукт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY INVESTMENT IN INNOVATION OF AEROSPACE PRODUCTION

The dependence of the production costs of the investment is analysed. It is established that in order to reduce the expenses it is more efficient to create a new technical solution and invest in a new product.

Текст научной работы на тему «Эффективность инвестиций в инновации аэрокосмического производства»

Проблема повышения эффективности и надежности становится особенно актуальной в связи с созданием новейших высокопроизводительных машин, работающих при высоких скоростях и нагрузках.

Возможность оценки работоспособности механизмов связана с необходимостью достаточно точной идентификации ведущих разновидностей изнашивания и повреждений технических средств с последующим моделированием процессов изнашивания и расчетным прогнозированием ресурса ведущих деталей, основанными на учете условий нагружения (в первую очередь - разномасштабности), кинематики контакта, теплового режима работы и закономерностей изменения трибологических характеристик [3].

Более 80 % машин и механизмов, в том числе и ДВС, выходит из строя в результате износа деталей, работающих на трение: подшипников, цапф, зубчатых колес, деталей уплотнений, муфт, шлицевых соединений, скользящих направляющих и др. Сложность оценки износостойкости различных трибосопряжений связана с тем, что износ находится в прямой зависимости от скоростей, нагрузок, мощностей и режимов эксплуатации машин, помимо свойств самих материалов.

Выводы:

1. Детали из одних и тех же материалов в зависимости от условий эксплуатации могут характеризоваться как минимальными, так и катастрофическими износами. Более того, абсолютные значения износов, зафиксированные для одинаковых пар трения и в одинаковых условиях эксплуатации, могут отличаться весьма существенно.

2. Принято считать, что износы идентичных пар трения, полученные в идентичных условиях и отличающиеся на проценты или в несколько раз, принадлежат к одной статистической совокупности данных, которая подлежит корректной математической обработке для определения закономерностей изнашивания.

3. Проведенные автором исследования позволяют утверждать, что процесс изнашивания может быть удовлетворительно описан уравнениями, связываю-

щими интенсивность изнашивания подшипника и контртела с совокупностью свойств подшипника, контртела, смазочной среды, контактным давлением и скоростью скольжения.

Библиографические ссылки

1. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на водном транспорте // Транс-трибо-2013 : тр. V Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике (10-11 октября 2013 г.) / под общ. ред. С. Г. Чулкина и В. М. Петрова. СПб. : ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2013. 335 с.

2. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на транспорте // Транстрибо-2010 : тр. IV Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике / под общ. ред. С. Г. Чулкина и П. М. Лысенкова. СПб. : ЛОМО-Инфраспек, 2010. 348 с.

3. Чулкин С. Г., Качиньски Р., Лысенков М. П. Эффективность техногенных пар трения : монография. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. 194 с.

References

1. Increase of wear resistance and durability of machines and mechanisms for water transport : Proceedings of the V International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo 2013" (10-11 October 2013) / Under obsch. red. S. G. Chulkin and V. M. Petrov (book) St.-Petersburg : GUMRF named after Admiral Makarov, 2013. 335 p.

2. Increased wear resistance and durability of machines and mechanisms for transport: Proceedings of the Fourth International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo-2010" / Under obsch. red. S. G. Chulkin and P. M. Lysenkov. St.-Petersburg : LOMO-Infraspek, 2010. 348 p.

3. Chulkin S. G, Kaczynski R., Lysenkov M. P. The effectiveness of man-made friction units. Monograph. Petersburg : Publ Polytechnic. University Press, 2007. 194 p.

© Чулкин С. Г., 2014

УДК 336

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

С. Г. Чулкин

Государственная полярная академия Российская Федерация, 192007, г. Санкт-Петербург, ул. Воронежская, 79, а/я 533 E-mail: sergej.chulkin@yandex.ru

Проведен анализ зависимости затрат на производство от инвестиций. Установлено, что для уменьшения затрат эффективнее создавать новое техническое решение и инвестировать средства в новый продукт.

Ключевые слова: эффективность, инвестиция, инновация, производство.

Решетневскуе чтения. 2014

EFFICIENCY INVESTMENT IN INNOVATION OF AEROSPACE PRODUCTION

S. G. Chulkin

State Polar Academy p.o.box 533, 79, Voronezskaya st., Saint-Petersburg, 192007, Russian Federation E-mail: sergej.chulkin@yandex.ru

The dependence of the production costs of the investment is analysed. It is established that in order to reduce the expenses it is more efficient to create a new technical solution and invest in a new product.

Keywords: efficiency, investment, innovation, production.

Инвестиции в медицину, образование, науку, промышленность, транспорт, в финансовую сферу преследуют разные цели. Тем не менее всегда имеется

в виду, что они должны быть эффективными, т. е. средства должны быть потрачены на заявленные цели и эти цели, полностью или частично, должны быть достигнуты [1--3]. Из всего многообразия инвестиций остановимся на инвестициях в промышленность, которая за годы реформ превратилась в отсталую отрасль народного хозяйства. Это напрямую связано и с аэрокосмическим производством. Понимая это, политическое руководство страны взяло курс на модернизацию экономики России, в первую очередь промышленности. При этом упор делается на инновационное развитие обрабатывающих отраслей промышленности.

Если упрощенно рассматривать инновационный процесс как некую совокупность мероприятий по исследованию и разработке новых продуктов с более привлекательными для потребителя свойствами, их эксплуатационную проверку и коммерциализацию, а также по поддержанию жизненного цикла, то эффективность этой деятельности с точки зрения инвестиций, может быть оценена следующим уравнением [1]:

З = С + Ен ■ И, (1)

где З - затраты на производство нового продукта; С - себестоимость нового продукта; И - инвестиции в создание нового продукта; Ен - коэффициент окупаемости инвестиций.

Если считать допустимой окупаемость инвестиций в течение 3,5 года, тогда коэффициент Ен будет равен 0,3.

Обычно инвестиции расходуются на то, чтобы создать продукт с более высокими потребительскими свойствами, и на то, чтобы технология изготовления продукта требовала минимальных расходов в сфере производства, эксплуатации и ремонта [3]. Если предположить, что себестоимость продукта снижается при увеличении инвестиций и предположительно обратно пропорциональна сумме инвестиций в создание нового продукта [1:И], то уравнение (1) может быть представлено графически, как показано ниже (см. рисунок).

Анализ процесса инвестирования средств в промышленность, позволяет утверждать следующее. На начальной стадии инвестирования средств в создание продукта затраты на его производство максимальны. Затем по мере освоения технологии, совершенствова-

ния конструкции и приемов эксплуатации себестоимость продукта монотонно снижается. Но иначе обстоит дело с суммарными затратами. График зависимости затрат от суммы инвестиций имеет экстремальную форму с отчетливо выраженным минимумом. Это значит, что совершенствование технического решения продукта путем инвестирования средств за пределами минимума не имеет смысла и экономически не оправдано. Нельзя бесконечно долго «улучшать» продукт. Эффективнее создавать новое техническое решение, инвестировать средства в новый продукт [3].

1

1 3

\

1 V. /

\ /

Л ' -' щ JMJ sis M ■

D 1 2 3 4 5 6 7 3 9 10

Инвестиции

Зависимость затрат на производство от инвестиций: 1 - себестоимость продукта; 2 - инвестиции;

3 - суммарные затраты

Схема, представленная на рисунке, показывает, что процесс инновационного развития технических средств нуждается в двух основных компонентах: плодотворных научно-технических идеях и финансовых средствах. Главным здесь является наличие идей, а наличие финансов вторично. Попытки решить любую техническую проблему методом «забросаем деньгами» всегда оказывается бесперспективным.

На основании проведенных исследований авторами установлено следующее:

1. Магистральным направлением модернизации промышленности России в целом и аэрокосмического производства, в частности, является вложение финансовых средств в инновации, в создание новых продуктов мирового уровня по потребительским качествам.

2. Осуществление инновационных проектов возможно при наличии двух компонентов, а именно: плодотворных научно-технических идей и финансовых средств.

3. Наличие идей является приоритетным условием реализации инновационных проектов.

4. Каждое инновационное решение требует минимальных инвестиций для своего воплощения, после которого инвестиции в совершенствование продукта экономически бесперспективны.

5. Инновационный процесс носит скачкообразный, а не эволюционный характер. Для этого нужны «прорывные» идеи.

Библиографические ссылки

1. Чулкин С. Г., Качиньски Р., Лысенков М. П. Эффективность техногенных пар трения : монография. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. 194 с.

2. Повышение износостойкости и долговечности машин и механизмов на транспорте // Транстрибо-2010 : тр. IV Междунар. симпозиума по транспортной триботехнике / под общ. ред. С. Г. Чулкина и П. М. Лысенкова. СПб. : ЛОМО-Инфраспек, 2010. 348 с.

3. Чулкин С. Г., Лысенков П. М. Эффективность инвестиций в инновации на водном транспорте //

Вестник гос. ун-та морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова, 2013. Вып. 1(20). С. 123-127.

References

1. Chulkin S. G, Kaczynski R., Lysenkov M. P. The effectiveness of man-made friction units. Monograph. Petersburg : Publ Polytechnic. University Press, 2007. 194 p.

2. Increased wear resistance and durability of machines and mechanisms for transport: Proceedings of the Fourth International Symposium on Transport tribotechnology "Transtribo-2010" / Under obsch. red. S. G. Chulkin and P. M. Lysenkov. St.-Petersburg : LOMO-Infraspek, 2010. 348 p.

3. Chulkin S. G., Lysenkov P. M. Effectiveness of investments in innovation in water transport // Herald State University of sea and river fleet of Admiral Makarov, 2013, iss. 1(20). p. 123-127.

© Чулкин С. Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.