Научная статья на тему 'Эффективность инвестиционных вложений'

Эффективность инвестиционных вложений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ / МУЛЬТИПЛИКАТОР ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT MULTIPLIER / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLIER EFFECT / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / INVESTMENT EFFECTIVENESS INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Д. В.

Статья посвящена анализу системы показателей эффективности инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях. Обосновывается возможность использования и дальнейшего совершенствования модели инвестиционного мультипликатора. Определяется эффективность инвестиций в экономику страны как на основе традиционной модели мультипликатора, так и с помощью инструментария корреляционно-регрессионного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of Investments

T he article analyses the investment effectiveness indices system at the macroeconomic and regional levels. The author proves the possibility to use and further improve the model of investment multiplier. He determines effectiveness of investments in the national economy by means of the traditional multiplier model as well as the correlation and regression analysis.

Текст научной работы на тему «Эффективность инвестиционных вложений»

эффективность

инвестиций на макроэкономическом

и региональном уровнях

эффективность инвестиционных вложений

__Аннотация

Статья посвящена анализу системы показателей эффективности инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях. Обосновывается возможность использования и дальнейшего совершенствования модели инвестиционного мультипликатора. Определяется эффективность инвестиций в экономику страны как на основе традиционной модели мультипликатора, так и с помощью инструментария корреляционно-регрессионного анализа. _Ключевые слова: инвестиции, эффективность, показатели эф_фективности инвестиций, мультипликатор инвестиций, мульти-

_пликационный эффект, корреляционно-регрессионный анализ

Успешное решение задач модернизации и структурной перестройки отечественной экономики, повышения ее конкурентоспособности, увеличения объема производства, ВВП, ВНП и национального дохода (НД) невозможно без более активного использования инвестиционного фактора. Инвестиции в настоящее время также являются основным инструментом ослабления и устранения многих социальных и экологических проблем. Исключительное значение данной категории распространяется и на национальную экономику в целом, и на экономические комплексы регионов, и на отдельные субъекты хозяйствования.

Следует подчеркнуть, что для решения перечисленных задач важны не только и не столько абсолютные объемы вложений (расходов), сколько их эффективность. В связи с этим

Бирюков Д.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления, Нижегородский государственный лингвистический университет им. НА. Добролюбова [email protected]

особую актуальность приобретает вопрос совершенствования всего инвестиционного механизма и, в том числе, системы оценочных показателей и моделей прогнозирования.

Эффективность вложений и концепция мультипликатора

Состав используемых в каждом конкретном случае показателей эффективности инвестиционных вложений определяется специфическими особенностями проводимой оценки:

- ее целями;

- иерархическим уровнем;

- субъектами анализа;

- доступностью исходной информации и др.

При этом на микроэкономическом уровне (в рамках отдельных компаний, фирм, предприятий и их инвестиционных проектов) дела обстоят, пожалуй, лучше. Здесь имеется и активно используется отлаженная система показателей, учитывающих фактор времени и базирующихся на концепции временной стоимости денег: чистая текущая стоимость, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций и т.д. На макроэкономическом и региональном уровнях в качестве показателя эффективности представляется целесообразным более активное использование инвестиционного мультипликатора, предложенного Дж. М. Кейнсом. Концепция мультипликатора подразумевает наличие устойчивой двухсторонней зависимости между изменениями объемов автономных инвестиций и совокупного дохода (продукта). Мультипликационный эффект заключается в увеличении дохода (выпуска) в больших масштабах, по сравнению с увеличением объема инвестиций, вызвавших этот процесс. Самая простая модель этого показателя имеет следующий вид:

АУ = т А1 , (1)

где

АУ - изменение совокупного дохода (выпуска), т - мультипликатор (коэффициент),

инвестиции в настоящее время являются основным инструментом ослабления и устранения многих социальных и экологических проблем

А1 - изменение объема инвестиций [5]. Таким образом, величина мультипликатора определяет величину соотношения изменения совокупного дохода (совокупного продукта) и изменения объема инвестиций: АГ

т = -аГ~ . (2)

_мультипликационный эффект

_заключается

_в увеличении

_дохода (выпуска)

_продукции

_в больших

_масштабах,

_по сравнению

_с увеличением

объема инвестиций,

_вызвавших

_этот процесс

Механизм действия мультипликатора

При рассмотрении общетеоретических положений, раскрывающих механизм действия мультипликатора [3, 4, 5, 7], можно сделать ряд методологических выводов, обусловливающих его дальнейшее применение и совершенствование.

1. Мультипликатор можно охарактеризовать как показатель эффективности инвестиционных вложений.

2. Анализ мультипликационного эффекта инвестиций на практике можно проводить по всему кругу показателей: по совокупному доходу, национальному доходу, индивидуальным доходам; потребительскому спросу и расходам населения; объемам производства и валового продукта (ВВП и ВНП) и др.

3. Принимая во внимание непосредственное влияние инвестиций на размеры индивидуальных доходов и потребительских расходов, на уровень занятости, на размер формируемого, а в последующем распределяемого и перераспределяемого национального дохода, можно непосредственно выделить социальный аспект эффекта инвестиционного мультипликатора. Это формирует теоретическое основание для проведения более общего и широкого анализа социального эффекта инвестиций. В ходе такого анализа возможно выявить как непосредственную отдачу, так и опосредованный эффект инвестиций.

4. В настоящих экономических условиях можно использовать традиционные модели мультипликатора.

Вместе с тем, представляется целесообразным для определения эффективности, прогнозирования и управления инвестициями использо-

вать инструментарий корреляционно-регрессионного анализа. Это позволит:

- учесть и отразить возможное разнообразие и сложность взаимозависимостей инвестиционного процесса и социально-экономического развития;

- преодолеть некоторую ограниченность традиционных моделей;

- построить модели, более адекватные реальным условиям и более точные.

Анализ социально-экономических показателей

Информационной базой дальнейшего исследования выступают основные показатели социально-экономического и инвестиционного развития экономики страны за период 2000-2008 гг., публикуемые Росстатом [6] (см. табл. 1 ниже). Часть из них выступает в роли факторных, другие в качестве результативных показателей.

Определение мультипликационного эффекта инвестиционных вложений на основе исконной модели мультипликатора инвестиций (1) и (2) проводится последовательно за каждый год и в целом за период 2000 - 2008 гг. Для обеспечения сопоставимости данных, прежде всего, анализируются абсолютные результативные показатели и наиболее обобщающий фактор

- инвестиции в основной капитал (в текущих

Таблица 1 Основные социально-экономические показатели за период 2000-2008 гг. -

_0 Инвестиции в основной капитал (в текущих ценах)

о £ Коэффициент роста объема инвестиций в основной капитал (к 2000 г.)

со © Объем иностранных инвестиций

ВВП (в текущих ценах) —

СБ Коэффициент роста ВВП (к 2000г.) ——

СО СО Валовой национальный доход (ВНД) (в текущих ценах) —

С Индекс промышленного производства (к 2000 г.) ——

_0 Среднемесячная номинальная зарплата и социальные выплаты на 1 работника -

О ^ Фонд заработной платы

СО СО Среднесписочная численность работников

мультипликатор можно

охарактеризовать как показатель эффективности инвестиционных вложений

_Литература

_Валинурова Л.С., азакова О.Б. Управление гвестиционной деятель-ЗОтью. - М.: Кнорус, )05. - 384 с.

ицион-ые проблемы российской экономики. - М.: кзамен, 2000. - 384 с. Инвестиционная дея-льность. / Под ред. Г.П. шшиваленко и Н.В.

иселевой. - М.: 306. - 432 с.

Кнорус,

Макроэкономика: тео-ия и российская прак-ика. / Под ред. А.Г. Гряз-звой и Н.Н. Думной. - М.: -юрус, 2006. - 688 с. Никифоров А.А., Анти-ина О.Н., Миклашевская [.А. Макроэкономика. -Дело и сервис, 2008. -34 с.

Центральная база ста-гстических данных. |жциальный Интернет-айт Федеральной службы зсударственной статис-ики РФ. [Электронный есурс]. - Режим досту-_http:/www.gks.ru/ bscripts/cbsd/ DBInet.cgi. Экономическая теория. 1од ред. А.И. Добрынина Л.С. Тарасевича. - СПб.: тер, 2007. - 544с.

ценах). Полученные итоги отражены в табл. 2 (см. на с. 9). Используемая модель расчета позволяют утверждать, что имеется достаточно неплохой мультипликационный эффект от инвестиций в большинстве рассматриваемых случаев, как в разрезе временных периодов, так и с точки зрения задействованных в расчетах показателей. Особенно хорошие результаты -сопоставимые и даже превышающие уровень соответствующего показателя экономики США и других развитых стран, наблюдаются за все годы по ВВП и ВНД. По этим показателям величина мультипликатора в среднем сохраняется на уровне от 3,28 до 6,13.

Достаточно высокие цифры, определенные по среднемесячной номинальной заработной плате и социальным выплатам на 1 работника (в среднем 1,75-2,47), позволяют отметить социальный эффект осуществленных вложений. В то же время однозначно можно сказать об отсутствии в анализируемом периоде мультипликационного эффекта инвестиций по показателю среднесписочной численности работников и, таким образом, об отсутствии влияния инвестиций на уровень занятости населения.

Корреляционно-регрессионный анализ

Корреляционно-регрессионный анализ мультипликационного эффекта инвестиций прежде всего направлен на выявление прямолинейной зависимости и определение ее тесноты между каждым рассматриваемым фактором и результативным показателем. Эта процедура осуществляется путем расчета коэффициентов корреляции г и проверки значимости коэффициентов корреляции с помощью t - критерия Стьюдента. Уровень значимости задается в 5%. Результаты представлены в табл. 3 (см. на с. 9). Как показали расчеты, данный анализ полностью подтверждает предыдущие данные об отсутствии мультипликационного эффекта по показателю среднесписочной численности и о его наличии по остальным показателям. Вместе с тем, он позволяет увереннее выявить

Таблица 2

Инвестиционный мультипликатор за 2000-2008 гг.

мультипликатор 2000-2001 2001-2002 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007- 2008 2000-2008

т=АУ/А1 ВВП/Инвестиции 20,593 11,503 5,721 5,607 6,135 4,717 3,273 4,002 4,521

ВНД/Инвестиции 3,922 11,096 5,327 5,591 5,906 4,487 3,280 3,802 4,387

ЗП/Инвестиции 2,401 6,975 2,734 1,867 2,467 1,874 1,580 1,749 2,010

ФЗП/Инвестиции 1,384 4,176 1,516 1,005 1,306 1,063 0,973 1,056 1,168

ССЧ/Инвестиции -1,439 0,014 -1,730 -1,108 -1,250 -0,090 0,447 0,196 -0,247

Таблица 3

Прямолинейная взаимосвязь факторов и показателей

Показатели Факторы ВВП (в тек. ценах) млрд руб. Коэфф. роста ВВП (к 2000 г.) вид (втек, ценах), млрд руб. Индекс ПП (к 2000г.) Среднемесячная зарплата, руб. ФЗП, млрд руб. ССЧ, тыс. чел

Инвестиции в основной капитал (в текущих ценах), млрд руб. г 0,993 0,993 0,993 0,670 0,993 0,995 -0,565

1-крит. 22,206 22,206 22,206 2,389 22,206 26,596 1,812

1-табл 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365

Коэфф. роста объема инвестиций в основной капитал (к 2000 г.) г 0,993 0,993 0,993 0,670 0,993 0,995 -0,565

1-крит. 22,206 22,206 22,206 2,389 22,206 26,596 1,812

1-табл 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365 2,365

Иностранные инвестиции, млрд долл. США г 0,942 0,942 0,944 0,783 0,944 0,944 -0,593

1-крит. 7,417 7,417 7,570 3,331 7,570 7,570 1,949

1-табл 3,182 3,182 3,182 3,182 3,182 3,182 3,182

тесную связь между объемом инвестиций, размером заработной платы и величиной фонда заработной платы. Тем самым определеннее доказывается эффективность инвестиций в разрезе этих социальных показателей. На последующем этапе исследования, опираясь на данные о наличии прямолинейной зависимости между рассматриваемыми показателями, можно более гибко и подробно выразить форму этой зависимости путем формирования моделей парной и множественной регрессии. Функция мультипликатора здесь выполняется коэффициентами регрессионного уравнения. Корреляционно-регрессионный анализ и его итоги позволяют расширить существующую систему показателей эффективности инвестиций и достичь более точных результатов проводимой оценки. Одновременно создаются возможности для проведения дальнейшего углубленного анализа и прогнозирования взаимосвязей социально-экономических показателей в процессе управления инвестициями.

Biryukov D.V.

Cand. of Econ. Sci, Associate professor, Chair of Economics and Management, NA Dobrolyubov State Linguistic University of Nizhni Novgorod

Effectiveness of Investments

_Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyses the investment effectiveness indices system at the macroeconomic and regional levels. The author proves the possibility to use and further improve the model of investment multiplier. He determines effectiveness of investments in the national economy by means of the traditional multiplier model as well as the correlation and regression analysis.

Keywords: investment, effectiveness, investment effectiveness indices, investment multiplier, multiplier effect, correlation and regression analysis

_...однозначно

можно сказать об отсутствии

_... влияния

_инвестиций

_на уровень

_занятости

_населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.