Карнаушенко Леонид Владимирович Палазян Арутюн Сергеевич
Эффективность института государства в условиях глобального информационного общества
В статье проводится анализ и оценка эффективности государственного управления в условиях глобального информационного общества. Отмечается, что именно современная социально-коммуникационная среда обусловливает выбор функционального репертуара государства.
Ключевые слова: государство, социальный институт, формальные институты, глобальное информационное общество, функциональный репертуар, дисфункции.
The effectiveness of the state Institute in the global information society
The article analyzes and the assessment of the effectiveness of public administration in the global information society. It is noted that the modern social and communication environment determines the choice of the functional repertoire of the state.
Key words: state, social Institute, formal institutions, global information society, functional repertoire, dysfunctions.
Глобальное информационное общество формирует особую социально-коммуникационную среду, не имеющую аналогов в истории, в которой происходит опосредование социальных действий и взаимоотношений, наблюдаются явления виртуализации социально-структурных элементов, основных социальных институтов и подсистем.
В связи с этим А.А. Чернов отмечает, что «стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом» [4, с. 3-4].
Актуальные трансформационные процессы в первую очередь отражаются на институте государства.
Все чаще исследователи обращают внимание на феномен электронного государства, которое в большей степени является адаптированным к масштабным изменениям современного социума, его институциональной матрицы. Вместе с тем заметим, что оно пока не заменяет собой традиционную организацию власти и управления.
В настоящее время актуальной гносеологической проблемой является эффективность государства как атрибутивная характеристика, придающая ему институциональное качество. Речь идет о степени успешности нивелирования государством возникающих внутренних и внешних угроз. При этом эффективным является государство, успешно выполняющее возложенные на него функции.
Как справедливо отмечает Е.А. Юрескул, «на современном этапе взаимодействия государства и общества критерии успешности выполнения задач приобретают особую важность: процесс демократизации правящих режимов выводит на первый план механизмы подотчетности властных структур населению; полноценное развитие авторитарных и гибридных режимов опирается на каналы обратной связи между обществом и государственными организациями» [5, с. 74-91].
Учитывая вышеизложенное, главной задачей современной науки является объективный, верифицируемый анализ сложившейся ситуации и подготовка соответствующих научно-практических рекомендаций. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается некоторая неопределенность в выборе критериев оценки эффективности / неэффективности государства, поэтому представляется возможным рассуждать о гносеологических и
93
эвристических перспективах подобного междисциплинарного исследования.
Проанализировав различные подходы к дефиниции «эффективность государства», а также ее содержанию, можно констатировать, что многие ученые склоняются к классическому определению данного понятия - достижение некой цели, поставленной самим субъектом управления.
Так, О.А. Пучков под эффективностью понимает универсальный индикатор, характеризующий «достижение максимальных результатов соответственно поставленным целям, запросам, потребностям с одновременной минимизацией затрат, наращиванием пользы, достижением выгод от осуществляемой деятельности» [2, с. 73].
А.М. Татаров, в свою очередь, отмечает, что «эффективность института исполнительной власти государства - это характеристика института исполнительной власти государства, выявляющая, насколько он достигает соответствующие предназначению общества цели, приближается к требуемым результатам и минимизирует затраты ресурсов политической власти. Эффективность необходимо рассматривать как один из параметров организации исполнительной власти. Такая эффективность должна стать научным конструктом с фиксированным, конкретным смыслом и собственным местом в системе соотношений и взаимозависимостей параметров указанной организации» [3, с. 5-6].
Вместе с тем в условиях глобализации оценка эффективности государственного управления приобретает новые черты. Как полагает О.А. Пучков, «с позиций укрепления собственной идентичности эффективность государства будет измеряться не степенью глобализации, демократизации и внедрения абстрактных ультралиберальных рецептов, а, наоборот, успехом в поисках укрепления дер-жавности, независимости, самостоятельности и своеобразия» [2, с. 76]. В данном высказывании речь, по сути, идет о направлениях, противоположных основным векторам глобализации, в том числе и на локальном уровне национального государства.
В то же время по мере формирования особой социоинформационной среды происходит переосмысление научных и управленческих взглядов на институт государства, его функции, роль и т. п. Сегодня в научных кругах активно обсуждается вопрос о том, какой имен-
но функциональный репертуар государства позволит ему эффективно противостоять виртуально-информационным угрозам и вызовам.
С одной стороны, недооценка влияния внешних и внутренних негативных факторов на обеспечение национальной безопасности может привести к неадекватному пониманию необходимого функционального репертуара государства. С другой стороны, алармистские настроения могут повлечь другую крайность -выполнение несвойственных науке идеологических, пропагандистских и иных функций, ставящих под сомнение статус объективного фундаментального, теоретико-прикладного или эмпирического исследования института государства.
Вместе с тем междисциплинарный анализ функций государства обусловлен стремлением к более глубокому, всестороннему пониманию динамики развития его институциональных структур, имплицитных и эксплицитных индикаторов мер, осуществляемых государством.
Одним из ключевых вопросов, связанных с оценкой эффективности государства, выступает его легитимность. Как отмечает Н.А. Баранов, «государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Способность государства проводить политические решения в жизнь -важнейшая характеристика любого политического режима. Потенциал государства может быть использован как для усиления государственного влияния на все сферы жизнедеятельности общества, так и непосредственно для решения злободневных социально-экономических проблем, повышения уровня жизни населения. Он связан как с экономическим и оборонным могуществом, так и с эффективностью управления» [1, с. 30-31].
Достижение планируемых результатов (минимизация затрат, достижение консенсуса и общественного согласия, обеспечение прогрессивного поступательного развития), безусловно, составляет основу эффективности государственной власти, как и своевременная реакция на возникающие угрозы.
Специфическим условием глобального информационного общества является его открытость, базирующаяся на инновационном характере социальной коммуникации XXI в. Она представляет собой разноуровневую систему передачи сообщений - от массового до группового и межличностного. Типичным при-
94
мером действия современных интернет-технологий выступают социальные сети, объединившие миллионы человек по всему миру. Обмен аудио- и видеоданными, текстовыми сообщениями позволяет получать не только официальную, но и личную информацию о жизни людей в различных странах, а также степени удовлетворения их социальных, экономических, духовных и иных потребностей.
Следует подчеркнуть, что в информационном обществе происходит коренное переопределение функционально-ролевого репертуара института государства. Прежде всего, речь идет об усилении тенденций утилитарности, особенно на микроуровне социальной реальности. Именно для этих целей осуществляется генезис электронного государства, которое позволяет существенно упростить и ускорить процесс взаимодействия государственных структур управления с гражданами. В целом формат электронного государства соответствует сложившемуся облику информационного общества, его основным потребностям, векторам развития. Однако по мере интеграции государства в глобальный информационный миропорядок оно подвергается значительному числу рисков, связанных с нарушением баланса в сложившейся системе международного взаимодействия, изменением специфики позиционирования национального государства в открытом обществе.
Подводя некоторые итоги, отметим, что научная оценка эффективности института государства в условиях глобального информационного общества -это сложный процесс, требующийи глубокого и всестороннего анализа. В связи с этим исследование эффективности государства, а также факторов, влияющих на его внутреннюю и внешнюю политику, должно опираться на данные, получаемые различными науками об обществе - политологией, социологией, философией, правоведением и т. п. Поэтому одна из основных проблем, возникающих при оценке эффективности института государства, заключается в том, что из-за достаточно широкого спектра его функционального репертуара практически не представляется возможным игнорирование именно междисциплинарного характера научного познания.
В заключение следует отметить, что информационно-компьютерные технологии, формирующие виртуальную среду современного общества, опосредуют социальные взаимодействия, проникают во все сферы жизнидеятельности общества. В таких условиях государство должно изменяться, адаптироваться к новым реалиям, модернизировать свои функциональные возможности с тем, чтобы оставаться эффективным социальным институтом.
1. Баранов Н.А. Потенциал государства и эффективность управления // Демократия и управление: информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии. 2008. № 1(5).
2. Пучков О.А. Эффективное государство: постановка проблемы // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 2.
3. Татаров А.М. Эффективность института исполнительной власти: теоретико-методологический аспект: дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.
4. Чернов А.А. Глобальное информационное общество: сущность, этапы становления, перспективы интеграции России: дис. . канд. полит. наук. М., 2002.
5. Юрескул Е.А. Эффективность государства: новые подходы // Политическая наука. 2016. № 4.
1. Baranov N.A. State capacity and effectiveness of governance // Democracy and governance: newsletter of the research Committee of the RAPN on comparative political science. 2008. № 1(5).
2. Puchkov O.A. An effective state: the problem// The rule of law: history, theory, practice. 2014. № 2.
3. Tatarov A.M. Efficiency of the Institute of Executive power: theoretical and methodological aspect: diss.... Candidate of Politics. Moscow, 2004.
4. Chernov A.A. The global information society: essence, stages of formation, prospects of integration of Russia: diss. ... Candidate of Politics. Moscow, 2002.
5. Yureskul E.A. The effectiveness of the state: new approaches //Political science. 2016. № 4.
6. URL: http://www.dissercat.com/content/ informatsionnaya-i-znanievaya-revolyutsii-
95
6. URL: http://www.dissercat.com/content/ sravnitelnyi-analiz-kontseptsii#ixzz5VIwqJLdX
informatsionnaya-i-znanievaya-revolyutsii- (date of access: 14.10.2018). sravnitelnyi-analiz-kontseptsii#ixzz5VIwqJLdX (дата обращения: 14.10.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414;
Палазян Арутюн Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Head of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414;
A.S. Palazyan, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика : материалы VII Все-рос. науч.-практ. конф. (25 мая 2018 г.) / редкол.: А. С. Шиенкова, О. В. Шкеля, О. В. Бунова, М. Е. Труфанов, В. В. Денисенко. -Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2018. - 252 с.
Представлены доклады и тезисы выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам теории и практики административно-правового регулирования правоохранительной деятельности.
Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
96