Научная статья на тему 'Эффективность и результативность деятельности контрольно - счетных органов, критерии их оценки'

Эффективность и результативность деятельности контрольно - счетных органов, критерии их оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1961
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибиряков А. А., Яруллин Р. Р.

В статье рассмотрены основные недостатки и достоинства современных методов оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов РФ, предложены качественные критерии и показатели для оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность и результативность деятельности контрольно - счетных органов, критерии их оценки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

_Продолжение таблицы 1

Наличие знаний, навыков, способностей у работников организации. Складывается из двух составляющих: квалификации работников и их психологической готовности участвовать в реализации инновационных преобразований_

Показатели производительности труда. Показатели восприимчивости

организации.

При оценке эффективности использования инновационного потенциала следует иметь ввиду, что показатели, характеризующие использование различных составляющих потенциала, взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому их рекомендуется рассматривать в совокупности, не прибегая к интегральным показателям оценки.

Список использованной литературы:

1. Котов Д.В. Инновационное состояние социально-экономических систем: теория, практика, управление развитием / монография. Уфа, 2010.

2. Котов Д.В., Ефимова О.Ю. Современные инструменты оценки эффективности инновационных проектов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. №5. С. 75-80.

3. Котов Д.В. Ретроспективный анализ подходов к управлению инновациями // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2010. №2. С. 73.

4. Котов Д.В., Ефимова О.Ю. Многофакторная оценка потенциала инновационных проектов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2012. №5. С. 88-93

5. Евтушенко Е.В., Юсупова Э.Р. Оценка инновационного потенциала предприятия // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (121). - С. 63-68.

6. Тухватуллина Е.В., Евтушенко Е.В. Оценка инновационного потенциала экономических систем // Нефтегазовое дело. - 2013. - №11-3. - С.160-164.

7. Сайфуллина С.Ф., Евтушенко Е.В. Перспективы развития нефтеперерабатывающей отрасли России на основе импортозамещения // European Social Science Journal. - 2015. - 12. - С. 160-167.

8. Сайфуллина С.Ф. Понятие инновационной восприимчивости предприятия / в книге: Проблемы развития современной экономики сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 52-56.

9. Сайфуллина С.Ф. Теоретические аспекты развития предпринимательства на основе управления инновационной восприимчивостью / в сборнике: Экономика предпринимательства: теория и практика Сборник материалов международного е-симпозиума. 2014. С. 95-108.

10.Сайфуллина С.Ф. Методика оценки инновационных возможностей предприятия // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2013. №6 (116). С. 76-81.

© Сайфуллина С.Ф., 2016

УДК 336.148

А.А. Сибиряков, студент Уфимский государственный авиационный технический университет

Р. Р. Яруллин, д.э.н., профессор ИНЭФБ, БашГУ Уфимский филиал Финуниверситета

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНЫХ

ОРГАНОВ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные недостатки и достоинства современных методов оценки

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

эффективности деятельности контрольно-счетных органов РФ, предложены качественные критерии и показатели для оценки.

Ключевые слова

Контрольно-счетные органы, критерии, показатели, методы, эффективность.

Деятельность контрольно-счетных органов является основой развития института независимого внешнего финансового контроля, повышения эффективности использования бюджетных средств, собственности, а также профилактики коррупционных проявлений. В связи с этим возникает необходимость в использовании действенных методов определения эффективности, результативности и критериев оценки работы контрольно-счетных органов для последующего принятия мер по улучшению качества их работы.

На практике при оценке эффективности работы контрольно-счетных органов зачастую остаются недооцененными их качественные и количественные характеристики деятельности, а также системное использование критериев оценки.

Основными трудами, в которых отражены методы оценки эффективности, результативности а также определения критериев для контрольно-счетных органов являются труды С.П. Опенышева и В.А. Жукова, Ю.М. Воронина и С.Н. Рябухина.

Также существуют авторские подходы к оценке эффективности. Можно выделить авторские работы И.И. Егорова и А.А. Бармина, А.К. Измоденова, В.Д. Чечеткина, С.И. Ломакина.

Разработанные в 2004 году Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности контрольно-счетных органов РФ содержат результаты трудов С.П. Опенышева и В.А. Жукова.

Выделим основные недостатки и достоинства методов оценки эффективности и результативности, критериев оценки контрольно-счетных органов.

1. В методах оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов В.А. Жукова и С.П. Опенышева показатели критерия динамичности в основном относятся к критериям результативности и действенности.

2. В Методических рекомендациях по оценке эффективности деятельности контрольно-счетных органов РФ некорректно методологически разделена экспертно-аналитическая деятельность, так как аналитические подходы лежат в основе любой экспертной деятельности.

3. В трудах С.И. Ломакина коэффициенты и показатели критерия действенности не характеризуют степень реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и правильнее отнести их к критерию результативности.

4. В большинстве методик экономичность определяется как соотношение объема возврата средств в бюджет и затрат на содержание органа контроля.

Данный подход воспринимается критически, по следующим причинам:

- контрольно-счетные органы не имеют отношения к возврату средств в бюджет, поэтому возврат средств отражает качество их работы лишь частично;

- действующее законодательство не предусматривает возмещения бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

- оценивать с позиций экономичности экспертную и аналитическую деятельность некорректно, так как нарушения при экспертизе и анализе не выявляются, а перевод выявленных недостатков в суммы, которые необходимо вернуть, очень сложная задача. Не случайно авторами не представлена методология расчета эффекта от проведения этих мероприятий;

- коммерческий подход к деятельности государственного и муниципального органа финансового контроля с позиций его самоокупаемости (оценка экономической эффективности работы по объему возвращенных в бюджет средств) в принципе спорен. Государственная функция должна стоить для бюджета столько, сколько нужно для ее эффективной реализации.

Таким образом, использование критерия экономичности при оценке контрольной и экспертно-аналитической деятельности на практике нецелесообразно.

6. По мнению В.А. Двуреченских, критерий действенности определенный во многих методиках,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

отражающий соотношение количества реализованных представлений и предписаний к общему их количеству, не является информативным, так как меры к нарушителям бюджетного законодательства применяют уполномоченные органы и суды, а результат характеризует не только качество предписаний и представлений, но и деятельность органов исполнительной власти и правоохранительных органов, повлиять на которые контрольно-счетные органы не имеют возможности.

В.А. Двуреченских, оценив основные подходы к определению эффективности работы контрольно-счетных органов, сделал вывод о том, что все они неприменимы на практике, поскольку не учитывают их законодательно установленные полномочия, зависят от деятельности иных участников бюджетного процесса, малоинформативны для оценки эффективности работы контрольно-счетных органов.

Таким образом, на основании выявленных недостатков основных методик оценки эффективности контрольно-счетных органов и трудов исследователей можно сделать вывод, что многие критерии и показатели нуждаются в корректировке, доработке, от некоторых, очевидно, нужно отказываться.

В основном в методиках для оценки эффективности деятельности контрольно-счетных органов используются критерии, содержащие количественно измеримые показатели, что обеспечивает относительно приемлемые ее результаты.

Однако, помимо количественных оценок, в науке и практике существуют качественные оценки, которые не содержат или содержат частично количественные значения.

Понятие «качество работы» относится к категории «результативность», так как отражает достижение заданных результатов - целей, которые предполагается достичь, соответствие эталонам - правовым нормам и нормативам, стандартам.

В аспекте оценки эффективности работы контрольно-счетных органов цели и результаты представлены планом работы контрольного органа, программами мероприятий. Эталон - это стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля. Достижение запланированных результатов отражает результативность деятельности.

Таким образом, качество характеризуется эффектом (результатом), достигнутым по итогам работы, адекватным поставленным целям контрольного или экспертно-аналитического мероприятия. Поэтому эта категория имеет все основания использоваться при оценке эффективности деятельности контрольно-счетных органов.

Оценка качества контрольного мероприятия, в основном, производится по критериям соответствия нормативным документам (стандартам финансового контроля, регламенту, плану работы и программе мероприятия), своевременности выполнения работы (соблюдение сроков), критериям полноты, достоверности и объективности.

Производить оценку качества мероприятия контрольно-счетных органов целесообразно по двум базовым критериям: соответствия эталону и совокупности свойств завершенной деятельности (выполненной работы), характеризующих удовлетворение требований ее потребителя или заказчика. Совокупность оценок качества мероприятий контрольно-счетных органов позволят дать обобщающую оценку качества работы контрольного органа.

Так как оценивать качество работы с помощью количественных методов достаточно трудоемко, и результат оценивания достаточно относителен, то целесообразно проводить оценки с помощью качественных методов (эвристические оценки) - это качественные суждения, которые, как правило, не имеют количественных значений, они формируются на основе профессионального опыта, знаний, интуиции.

Качественные методы оценки отражают индивидуальное мнение субъекта (субъектов) оценки деятельности. Объективности субъективных оценок способствует придание им группового характера, то есть интеграция личных оценок в коллегиальные.

Критерий оценки качества работы по соответствию эталону практически реализуется в сравнении итогового документа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия (акт, отчет, заключение, аналитическая записка) с утвержденными стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля для соответствующего вида мероприятий, которыми в соответствии с требованиями Федерального закона № 6-ФЗ должны руководствоваться контрольно-счетные органы, регламентом контрольно-счетного органа.

Кроме того, ориентиром качества (эталоном) контрольного или экспертно-аналитического мероприятия может рассматриваться его программа, содержащая комплекс действий, необходимых и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

достаточных для достижения поставленных целей, план-задание. Сравнивая программу мероприятия как комплекс плановых действий, направленных на результат, и итоговый документ как фактический результат работы, мы оцениваем качество работы.

Оценив качество мероприятий, составляющих план деятельности контрольно-счетных органов, можно проанализировать эффективность деятельности аудиторских направлений, получить общую картину качества реализации плана работы контрольного органа, то есть его деятельности.

Качественное оценивание дает ответ на вопрос, находится ли работа в зоне допустимого качества, удовлетворяет ли предъявленные требования потребителя или заказчика. Содержательность качественных оценок усиливается, если они также включают оценку работы по таким критериям, как своевременность, полнота, достоверность и объективность, сложность и новизна.

В связи с этим появилась возможность производить анализ по двум базовым критериям: соответствия эталону и совокупности свойств завершенной деятельности (выполненной работы), характеризующих удовлетворение требований ее потребителя или заказчика.

Подходы к оценке эффективности работы контрольно-счетных органов, критерии, показатели и коэффициенты, которые базируются на количественных характеристиках, в основном, пригодны, хотя многие потеряли актуальность, нуждаются в корректировке, доработке, от некоторых необходимо отказываться.

Предложенные подходы и критерии, отражающие качественную сторону оценки эффективности, целесообразно использовать в комплексе с «количественными» критериями и показателями, так как они дополняют друг друга, обеспечивают целостную картину, что снижает риски односторонней, необъективной оценки.

Список использованной литературы:

1. Двуреченских В.А. Основы государственного аудита // Электронный ресурс. Сайт контрольно-счетной палаты г. Москва. URL:http://www.ksp.mos.ru/ /ru/info/publications_staff/index.php?id_4=18612.

2. Опенышев С.П., Жуков В.А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля//Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. -2001. -№ 1. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2001/bulletin/schpal1372001bull1-12.htm.

3. Шарин В.И. Оценка эффективности деятельности контрольно-счетных органов: вопросы методологии // Электронный ресурс. Сайт счетной палаты Свердловской области. URL: http://spso66.ru/ocenka-effektivnosti-deyatelnosti-kontrolno-schetnyx-organov-voprosy-metodologii/.

4. Яруллин Р. Р., Закирова Р. Р. Пути совершенствования финансово-бюджетного контроля в РФ// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 55 - 57.

5. Яруллин Р. Р., Сиразева Э.А. Основные недостатки и меры по совершенствованию существующей системы государственного финансового контроля// Инновационная наука: международный научный журнал: в 5 ч. 2016. №4. Ч. 2. С. 114 - 115.

© Сибиряков А.А., Яруллин Р. Р., 2016

УДК 336.1

В.О. Синцов

УГАТУ, студент Научный руководитель: Р.Р. Яруллин д.э.н., профессор ИНЭФБ, БашГУ

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация

В статье рассматривается оздоровление экономики, влияние финансовой политики России на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.