кг, 40 мг/кг, 80 мг/кг, 100 мг/кг) уже на 5 сутки в мезотелии наблюдали все стадии апоптоза (блеббенги, маргинация хроматина, кариорексис, АТ, фагоцитоз). В опухолевых клетках наблюдали лизис цитоплазмы, зернистую дистрофию в ядрах, появление гипертрофированных нуклеол. Продолжающая экспозиция повреждающих факторов приводит к более глубоким необратимым процессам. При некрозе наблюдали разрушение цитоплазмы, а затем ядерной мембраны на фоне выраженного воспалительного компонента. При апоптозе наблюдается морфологически иной необратимый комплекс изменений: деградация хроматина, нарушение цитоплазматической и ядерной мембран, образование АТ и фагоцитоз погибших клеток.
Литература
1. Залесский В.Н., Фильченков А.А. Апоптоз клеток опухоли желудочно-кишечного тракта при фотодинамической терапии// Вопросы онкологии, 2004,т.50, № 1.- с 9-19.
2. Фильченков А.А. Стойка Р.С. Апоптоз и рак.-Киев:Морион,1999.- 184 с.
3. Bowen J.,Bowen S., Jones A. Mitosis and Apoptosis. Matters of Life and Death.- London:Chapman and Hall, 1998.- 182p.
4. Лушников Е.Ф., Загребин В.М. Апоптоз клеток: морфология, биологическая роль, механизмы развития// Арх.патол.-1987.-Вып.2.- С.84-89.
5. Ефимов М.Л., Сейтказина Г.Д., Васильева Г.С. О некоторых путях повышения эффективности химио-лучевой терапии опухолей// Сб.:Онкология и радиология Казахстана- 30 лет (1960-1990).-А-Ата.-1990.-С.100-106.
6. Балмуханов Т.С. Действие ультрафиолетового излучения и ионизирующей радиации на биологические макромолекулы и организмы: автореферат ... докт.биол.наук:.03.00.01.- Астана: КазГМА,2008.- 36с.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХИМИОЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ МЕЛКОКЛЕТОЧНЫМ РАКОМ ЛЕГКИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕННОГО ЛЕЧЕНИЯ
Б.Т. Жусупова ГККП «Онкологический диспансер» г.Астана
Введение. В настоящее время мелкоклеточный рак легкого (МРЛ) среди всех случаев рака легкого составляет около 10-20% у мужчин и 10-30% у женщин [2]. Основными характеристиками МРЛ является четкая тенденция к ранней диссеминации и достаточно высокая чувствительность к лучевой и химиотерапии. Наряду с классификацией МРЛ по системе TNM, в клинической практике широко применяется классификация VALG (Veterans Administration Lung Group) [7]. В соответствии с последней, все больные с опухолью и региональными узлами, ограниченными одним гемитораксом, относятся к ограниченной стадии мелкоклеточного рака легкого. При этом только 40% больных имеют распространение опухоли в указанных пределах, что связано с высокой агрессивностью опухоли [1]. Проведение химиотерапии значительно улучшает выживаемость больных, а сочетание химио- и лучевой терапии в лечении пациентов с ограниченной стадией МРЛ по данным двух мета-анализов, позволяет добиться абсолютного улучшения 2- и 3-летней выживаемости - на 5,4% [5,6]. По сравнению с пациентами, которые не получали лечения, внедрение современных схем химиотерапии в лечебные программы привело к увеличению медианы выживаемости в несколько раз. Однако до настоящего времени не существует единого мнения в вопросах приоритетности раннего и позднего начала хими-олучевого лечения [3,4], нет четких рекомендаций по дозам и графикам введения химиопрепаратов, а так же по дозам лучевой терапии.
Цели и задачи исследования. Изучить эффективность химиолучевой терапии больных мелкоклеточным раком легких в зависимости от последовательности проведенного лечения.
Материал и методы. Для изучения эффективности разной последовательности проведения одновременного химиолучевого лечения, проведено проспективное, сравнительное, рандомизированное исследование. Критерии для включения больных в исследование были следующие: 1) возраст от 18 до 70 лет; 2) активность по шкале ECOG < 2; 3) наличие морфологически подтвержденного диагноза МРЛ; 4) больные с ограниченной стадией (согласно VALG); 5) пациенты предварительно не должны были получать какого-либо противоопухолевого лечения по поводу МРЛ; 6) отсутствие декомпенсированной сопутствующей патологии (нестабильная стенокардия, нарушение ритма сердечной деятельности, и т.д.).
На следующем этапе нашего исследования всех больных распределили в две различные группы в зависимости от кратности и дозы введения цисплатина. В I группе на первом этапе выполнялась одновременная химиолучевая терапия. В первый день лечения больным начинали проведение химиотерапии по схеме: цисплатин 80 мг/м2 в 1 день, с предварительным введением противорвотных средств
(блокаторы 5 НТ3 рецепторов, дексаметазон) и внутривенного введения физиологического раствора в объёме не менее 2400мл, этопозид 120 мг/м2 с 1 по 3 день - схема ЕР. Дистанционная лучевая терапия проводилась с 1 дня лечения, в режиме ускоренного гиперфракционирования до 60 Гр на очаг и 44 Гр на пути лимфатического оттока с первого дня химиотерапии (аппарат «Рокус М»). К моменту завершения лучевого лечения больные получили по 2 цикла химиотерапии. После окончания лучевой терапии и 2 циклов химиотерапии проводили дополнительно 2 цикла препаратами цисплатин и этопозид в тех же дозах и графике введения. Во II группе на первом этапе проводилось 2 цикла химиотерапии: цисплатин 80 мг/м2 в 1 день, этопозид 120 мг/м2 с 1 по 3 день. В последующем, одновременно с 3 и 4 циклом химиотерапии, проводилась дистанционная лучевая терапия до 60 Гр на очаг и 44 Гр на пути лимфатического оттока. Всего выполнялось 4 цикла химиотерапии по схеме ЕР в каждой группе. Эффект от лечения оценивался согласно критериям RECIST, через 2 недели после окончания химиолучевого лечения. Размеры первичной опухоли и метастатических узлов, измерялись с использованием обзорной рентгенографии органов грудной клетки и томографии срединной тени.
Всего было пролечено 139 больных МРЛ: в I группе - 69, во II группе - 70. В обеих группах преобладали пациенты мужского пола, ША стадией заболевания и общим статусом по ECOG=1. Медиана возраста в обеих группах составила 54 года.
Результаты. Эффективность химиолучевого лечения больных с ограниченной стадией мелкоклеточного рака легких приведена в таблице 1.
Таблица 1. Эффективность химиолучевого лечения по RECIST
Пациенты
Ответ опухоли на лечение по RECIST I группа II группа
(п=69) (п=70)
Полный ответ, п (%) 15 (21,7) 12 (17,1)
Частичный ответ, п (%) 42 (60,9) 41 (58,6)
Стабилизация, п (%) 8 (11,6) 12 (17,1)
Прогрессирование, п (%) 4 (5,8) 5 (7,2)
Непосредственная эффективность оказалась высокой в обеих группах с частотой общего эффекта в I группе 82,6% и во II группе - 81,1% (р>0,05).
Известно, что проведение одновременного химиолучевого лечения сопровождается значительной токсичностью. По данным исследований, проведение лучевой терапии на раннем этапе химиолучевого лечения может сопровождаться более высокой гематологической и тканевой токсичностью [4]. Оценка степени токсических проявлений оценивалась нами по общепринятым критериям CTC-NCIC ver.3.0. При анализе полученных данных обращает на себя внимание более высокая токсичность в группе пациентов, которым на первом этапе проводилась одновременная химиолучевая терапия. Чаще отмечалась тошнота, рвота И! ст., пневмонит, а частота фебрильных нейтропений была приблизительно одинакова в обеих группах.
По нашему мнению, одной из причин, влияющей на более высокую частоту токсических реакций, является исходный статус больных. Рак лёгкого II - III стадии ввиду особенностей развития опухолевого процесса часто осложняется обструкцией бронхиального дерева, некрозом опухолевой ткани. Эти явления, в свою очередь приводят к развитию воспалительных процессов в рядом расположенной паренхиме лёгкого и плевре. Нами было неоднократно отмечено улучшение общего статуса больных, ликвидация воспалительного процесса после проведения инициальных 2 циклов химиотерапии. Второй этап лечения, непосредственно химиолучевая терапия, проходил в более благоприятных условиях и легче переносился пациентами, сопровождаясь меньшим количеством осложнений. По-видимому, этот факт необходимо учитывать в будущем, для выбора тактики лечения у пациентов, имеющих исходный сопутствующий воспалительный процесс и статус ECOG 1-2. В целом, мы получили результаты, которые свидетельствуют о более высокой токсичности раннего начала химиолуче-вой терапии по сравнению с отсроченным лечением.
Заключение. Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что все пациенты завершили запланированную терапию. Отмечена тенденция к более высокой непосредственной эффективности раннего начала одновременной химиолучевой терапии. Вместе с тем, была зафиксирована более высокая частота развития токсических реакций для этого варианта лечения. Это имеет практическое значение для планирования лечения и отбора пациентов. С учетом более высокой токсичности, следует назначать на первом этапе одновременное химиолучевое лечение больным, ориентируясь на хороший общий статус и отсутствие сопутствующих воспалительных явлений, что будет способствовать снижению количества осложнений и повышению эффективности лечения вследствие
уменьшения количества и продолжительности перерывов. При достижении необходимого времени наблюдения за пациентами, нами планируется изучить выживаемость в каждой группе для получения окончательных данных.
Литература
1. Choy H. // Chemoradiation in Cancer Therapy. - 2003. - P.197.
2. De Vita VT, Hellman JrS, Rosenberg SA // Cancer, Principles and Practice of Oncology. - 2001. 6th Edition. - P.983.
3. James LE, Spiro S, O'Donnell KM, et al., A randomized study of timing of thoracic irradiation in small cell lung cancer (SCLC) - Study 8. // Lung Cancer. - 2003. - Vol.41. - P.23.
4. Murray N, Coy P, Pater JL et al. Importance of timing for thoracic irradiation in the combined modality treatment of limited-stage small cell lung cancer. The National Cancer Institute of Canada Clinical Trials Group. // J Clin Oncol. - 1993. - Vol.11. - P.336-344.
5. Pignon JP, Arriagada R, Ihde DC et al., A meta-analysis of thoracic radiotherapy for small-cell lung cancer. // N Engl J Med. - 1992. - Vol. 327. - P.1618-1624.
6. Warde P, Payne D. Does thoracic irradiation improve survival and local control in limited-stage small-cell carcinoma of the lung? A meta-analysis.// J Clin Oncol. - 1992. - Vol.10 - P.890-895.
ЦИТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
М.Т. Абенова, Н.К. Пикалова, М.К. Жагапаров, Ж.Т. Жумаканова, Л.Б. Токушпекова ГККП «Онкологический диспансер» г. Астана
Достоверно установлено, что тонкоигольная аспирационная пункционная биопсия (ТАПБ) щитовидной железы является диагностическим исследованием первостепенной важности при заболеваниях щитовидной железы [1]. Противопоказаний к аспирации тканей щитовидной железы практически нет (аспирацию не рекомендуют проводить детям) [2]. Метод ТАПБ позволяет с высокой точностью диагностировать доброкачественные и злокачественные новообразования щитовидной железы (до 90%) Ложноотрицательные результаты исследования объясняются получением неадекватного цитологического биоматериала, сочетанной патологией и неправильной интерпретацией результатов. Сообщения о ложноположительных результатах редки и составляют приблизительно 1-2% [3].
Нами проанализирован цитологический материал у 150 пациентов, обратившихся на дообследование в ГККП «Онкологический диспансер» г.Астана в 2010 году, с клиническим диагнозом: подозрение на рак щитовидной железы. У 30 пациентов был сделан пересмотр готовых стеклопрепаратов из других медицинских учреждений и 120 пациентам сделана ТАПБ в условиях поликлиники онкологического диспансера. Все стеклопрепараты окрашивались по-Папаниколау, что дает возможность лучше оценить вид хроматина, ядерные бороздки, наличие псаммомных телец.
По цитограммам были выставлены в 38 (25,3%) случаях папиллярный рак, отличительными цитологическими признаками которого являются скопления папиллярных клеток с четкими клеточными мембранами, внутриядерными инклюзиями и ядерными «бороздками» (Рис.1 а,б,в). Считается, что внутриядерные цитоплазматические включения (инклюзии) являются патогномоничным признаком папиллярного рака и встречаются в 90% случаях. Но инклюзии могут встречаться, не так часто, в других видах карцином и даже при отсутствии опухолевой патологии. Ценным диагностическим признаком папиллярного рака является обнаружение ядерных «бороздок»[4].
У 45 (30,0%) пациентов - фолликулярный рак с образованием розеткообразных клеточных структур и/или беспорядочными скоплениями с большими ядрами, четко очерченными ядрышками и неравномерным хроматином и минимальным количеством коллоида (Рис.2).