Научная статья на тему 'Эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи'

Эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
679
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козаренко В. Г., Идрисова М. Н., Грейлих А. В.

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинской помощи на уровне лечебно-профилактического учреждения первичного звена здравоохранения является необходимым условием обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности всего учреждения. Медицинская помощь может считаться качественной, если соблюдены основные принципы: безопасность, адекватность, научно-технический и профессиональный уровни, экономичность и эффективность. В статье представлен опыт внедрения и эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи на примере БУ «Няганская городская детская поликлиника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козаренко В. Г., Идрисова М. Н., Грейлих А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи»

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2016

УДК 614.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Козаренко В.Г.,

заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БУ «Няганская городская детская поликлиника

Идрисова М.Н.,

врач-отоларинголог БУ «Няганская городская детская поликлиника

Грейлих А.В., главный врач

БУ «Няганская городская детская поликлиника»

Разработка и внедрение системы внутреннего контроля качества медицинской помощи на уровне лечебно-профилактического учреждения первичного звена здравоохранения является необходимым условием обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности всего учреждения. Медицинская помощь может считаться качественной, если соблюдены основные принципы: безопасность, адекватность, научно-технический и профессиональный уровни, экономичность и эффективность. В статье представлен опыт внедрения и эффективность функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи на примере БУ «Няганская городская детская поликлиника».

Ключевые слова: качество медицинской помощи, формы контроля, система контроля качества.

В свете современных направлений развития здравоохранения России проблема оценки качества медицинской помощи является одной из актуальных. С вступлением в силу в 2012 году Федерального Закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» формируется новая стратегия осуществления контрольно-надзорных функций в здравоохранении [1]. Данный закон впервые предложил единое определение качества медицинской помощи: «Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения «запланированного результата». Определены сущность контроля качества и безопасности медицинской деятельности и формы контроля: государственный, ведомственный, внутренний контроль. Регламентированы направления работы медицинских организаций. Во многих учреждениях здравоохранения предпринимаются практические действия, связанные с внедрением систем внутреннего контроля качества медицинской деятельности [4, 7].

Так, с конца 2013 года в БУ «Няганская городская детская поликлиника» был создан отдел контроля качества медицинской помощи, задачами которого являются систематический

сбор и обобщение информации о качестве оказываемых медицинских услуг; подготовка рекомендаций, программ, проектов управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи (КМП); осуществление взаимодействия между структурными подразделениями учреждения, между учреждением и другими участниками (страховые компании, территориальный Фонд ОМС, Департамент здравоохранения, другие медицинские учреждения, пациенты); разработка управленческих решений по предотвращению оказания несоответствующих услуг; контроль за соблюдением законных прав пациентов; анализ удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг. Специалисты отдела контроля качества медицинской помощи проводят текущие, тематические экспертизы, проводят оценку и контроль работы специалистов поликлиники в информационной медицинской системе учреждения, оценку результатов внешнего контроля качества медицинской помощи. Внедрена и систематически совершенствуется внутренняя система контроля качества медицинской помощи. Разработано и утверждено «Положение об организации контроля качества медицинской помощи учреждения», которое устанавливает единые организационные и методические подходы к контролю качества медицинской помощи, предоставляемой населению [2, 3, 6].

На сегодняшний день в учреждении внедрена многоуровневая система контроля качества.

Первый уровень — самоконтроль врача. Лечащий врач организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациентов, согласно принятых стандартов оказания медицинской помощи. В первичной медицинской документации отражается выполнение медицинских стандартов. Помимо этого, лечащий врач контролирует выполнение врачебного предписания пациентами и выполнение врачебных назначений медицинской сестрой.

Второй уровень — заведующие структурными подразделениями, специалисты отдела контроля качества медицинской помощи. Ими осуществляется постоянный контроль за исполнением специалистами своих функций и текущих экспертиз.

Третий уровень — заместители главного врача, контролирующие функции которых разграничиваются в зависимости от их должностных обязанностей и курируемых направлений. Персонально оценивается работа заведующих отделений, при оценке обращается внимание на своевременность первичных и повторных осмотров пациентов, внесение рекомендаций по тактике обследования и лечения, а также контроль ведения первичной медицинской документации.

Врачебная комиссия медицинского учреждения (4 уровень) осуществляет взаимодействие всех уровней контроля и организует свою работу в соответствии с положениями, разрабо-

танными и утвержденными приказом главного врача. При проведении контроля оценивается качество и эффективность проведенных лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, своевременность назначения консультаций специалистов, организация консилиумов, применение стационарозамещаю-щих технологий, обоснованность направления на госпитализацию, адекватность затраченных средств на лечение пациента, а также достигнутый результат [2].

Экспертиза качества оказания медицинской помощи проводится по законченному случаю, по первичной документации, при необходимости проводится очная экспертиза. На каждый случай экспертной оценки (на всех уровнях контроля) заполняется «Карта оценки качества медицинской помощи», на основе которой рассчитываются показатели характеристики качества и эффективность медицинской помощи. Разработаны критерии оценки качества труда сотрудников учреждения, согласно которых проводится дифференцированный расчет размеров выплат стимулирующего характера [3, 6].

В учреждении применяются конкретные методики, критерии, которые используются при проведении контроля, и индикаторы качества. Ежемесячно рассчитывается суммарный коэффициент качества медицинской помощи (коэф. КМП), который по итогам деятельности учреждения за 2014-2015 г.г. показал наметившуюся тенденцию к увеличению (табл. 1).

Таблица 1

Объем, качество экспертиз качества медицинской помощи (абс., коэф. КМП)

Количество Количество медицинских карт с дефектами Коэф

Год экспертиз Диагно- Полнота Лечебно- Преемственность Оформле- КМП

стика Б8 проф. меро- этапов ние ПМД

приятия

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Абс. Деф-т Абс % Абс % Абс % Абс % Абс %

2014 1448 340 19 1,3 2 0,1 40 2,8 51 3,5 228 19,8 0,76

2015 1843 403 25 1,3 43 2,3 58 3,1 44 2,4 233 12,6 0,78

Оформлению первичной медицинской документации (ПМД) в последние годы уделяется пристальное внимание. С утверждением приказа Минздрава России от 07.07.2015г. № 422ае «Об утверждении критериев оценки каче-

ства медицинской помощи» качество ведения ПМД отождествлено с качеством оказания медицинской помощи [5]. И как видно из представленных данных, большая часть дефектов медицинской помощи в БУ «Няганская город-

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

ская детская поликлиника» связана именно с дефектами оформления первичной медицинской документации. Это является важным стимулом для совершенствования системы внутреннего

опыт и инновации №2 2016

контроля на всех уровнях. Результаты экспертиз качества медицинской помощи со стороны страховых компаний ТФОМС соотносятся с данными внутреннего контроля (табл. 2).

Таблица 2

Экспертиза качества медицинской помощи

Период Объем экспертиз качества МП Случаи МП с дефектами

Абсолютное число %

2014 г. 803 103 12,8

2015 г. 896 117 13

В современных условиях немаловажной составляющей функционирования внутренней системы контроля качества медицинской помощи является экономическая эффективность, проявляющаяся в объемах удержания финансовых средств за дефекты по оказанию медицинской помощи (МЭЭ, МЭК, ЭКМП), наличию и величине штрафных санкций. Так с созданием

отдела контроля качества медицинской помощи и внедрению многоуровневой системы внутреннего контроля в БУ «Няганская городская детская поликлиника» удалось сократить объем удержанных средств за оказанную медицинскую помощь и значительно сократить финансовые потери учреждения (табл. 3).

Таблица 3

Экономическая эффективность функционирования внутренней системы контроля

качества медицинской помощи

2013 год 2014 год 2015 год

Оказано случаев МП (кол-во законченных случаев) 96.941 111.845 119.920

Сумма оплаты за оказанную МП 154.356.711 199.357.012 193.145.537

Суммы удержания оплаты МП (СК, ТФОМС), руб. 6.294.711 3.780.012 1.982.810

Процент от оплаты за все случаи МП, % 4,07 1,89 1

Штрафные санкции - - -

В учреждении внедрена система оценки удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг. Свои отзывы о работе детской поликлиники посетители могут оставить на сайте учреждения в виде обращения к руководству учреждения. Кроме того, имеется возможность письменного обращения непосредственно к главному врачу путем отправки обращения через специально организованную урну «Обращения к главному врачу», размещенную возле регистратуры поликлиники. В поликлинике разработано и внедрено анкетирование посетителей. Результаты анкетирования ежемесячно оцениваются на заседании врачебной комиссии учреждения и учитываются при определении размера выплат стимулирующего характера. Так процент удовлетворенности ка-

чеством оказания медицинской помощи в детской поликлинике за последние 2 года вырос с 73% до 80%.

Таким образом, внедрение многоуровневой системы контроля качества медицинской помощи в учреждении первичной медико-санитарной помощи является важным шагом на пути совершенствования как оказания медицинской помощи надлежащего качества, так и в её оценке, дает возможность выявить дефекты в организации работы учреждения, их причины и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению и улучшению качества оказываемых медицинских услуг. А деятельность отдела контроля качества медицинской помощи, помимо прочего, является для учреждения экономически выгодной.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48).

2. Приказ МЗ и СР РФ от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

3. Приказ МЗ России от 28 июня 2013 г № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».

4. Приказ ДЗ г. Москвы от 16 августа 2013 г. № 820 «О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы» (с рекомендациями).

5. Приказ МЗ РФ от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

6. Дьяченко, В.Г. Качество в современной медицине / В.Г. Дьяченко. — Издательство ГОУ ДВГМУ. - Хабаровск. - 2007. - 487 с.

7. Старовойтова, И.М., Саркисов, К.А., Шумейко, Т.В., Потехин, Н.П. Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности / И.М. Старовойтова и др. // Заместитель главного врача. — 2014. — № 07. - С. 34-36.

© Козаренко В.Г., Идрисова М.Н., Грейлих А.В., 2016

УДК 616.23

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ

АСТМЫ У ДЕТЕЙ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

Леонтьева Г.И.,

заведующая педиатрическим отделением №4, высшая квалификационная категория

БУ «Сургутская городская клиническая больница»

Кульдибаева А. Т.,

врач аллерголог-иммунолог БУ «Сургутская городская клиническая больница»

Несмотря на наличие эффективных методов терапии БА, полного контроля заболевания достичь не удается. В связи с чем, при лечении этого заболевания большое значение приобретают препараты, мишенью действия которых является ^Б. В статье описывается опыт применения препарата Омализумаб в городе Сургуте.

Ключевые слова: бронхиальная астма, аллергические заболевания, высокотехнологическая медицинская помощь.

В настоящее время бронхиальной астмой страдают около 300 миллионов человек по всему миру. Это заболевание встречается во всех возрастных группах и характеризуется все более высокими расходами на лечение и возрастающим бременем для отдельных пациентов и общества в целом. К 2025 году ожидается увеличение числа больных до 400 миллионов человек. С каждым годом регистрируется всё больше больных c тяжёлым течением бронхиальной астмы, в том числе — среди детей [1].

В международном согласительном документе «Глобальная инициатива по бронхиальной астме (Global Initiative for Asthma - GINA) от 2015 г. сформулированы основные цели для достижения контроля над БА. Эти цели вклю-

чают профилактику обострений и предупреждение смертности от БА, а также поддержание повседневной активности и функции внешнего дыхания. Для оптимального контроля БА рекомендуется применение ступенчатой терапии с постепенным наращиванием объёма базисной противовоспалительной терапии до достижения адекватного контроля над симптомами БА. При этом известно, что почти у 1/3 больных не удаётся достичь желаемой степени контроля над заболеванием с помощью базисной противовоспалительной терапии высокими дозами комбинированных препаратов (ингаляционных глюкокортикостероидов в сочетании с длительно действующими |32-агонистами) [2,5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.