Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1333
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / UNITARY ENTERPRISES / MONOPOLIZATION / PRIVATIZATION / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайсумов А.С.

Проблема участия государства в национальной экономике обсуждается во всех странах мира. Государственное участие в России осуществляется с помощью унитарных предприятий. Унитарным предприятие - это предприятие, за которым закреплено имущество, на которое у данного предприятия не распространяется право собственности. У данных предприятий есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, унитарные предприятия обеспечивают выполнение определенных государственных заказов в необходимом количестве. В частности, такие заказы связаны с экономической и политической безопасностью страны. С другой стороны, унитарные предприятия имеют низкую эффективность, вызванную тем, что максимизация прибыли не является их основной целью. В результате инновационная деятельность таких предприятий сводится к нулю. Более того, искусственное подавление конкуренции приводит к монополизации отдельных рынков. Данная статья рассматривает положительные и отрицательные стороны государственных унитарных предприятий в современной российской экономике путем анализа их хозяйственной деятельности. Также статья рассматривает отношение современной российской государственной политики к деятельности государственных унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE ACTIVITY OF STATE UNITARY ENTERPRISES

The problem of state participation in the national economy is discussed in all countries of the world. State participation in Russia is carried out with the help of unitary enterprises. A unitary enterprise is an enterprise to which property is assigned to which this enterprise does not have ownership. These businesses have both advantages and disadvantages. On the one hand, unitary enterprises ensure the fulfillment of certain government orders in the required quantity. In particular, such orders are related to the country's economic and political security. On the other hand, unitary enterprises have low efficiency due to the fact that profit maximization is not their main goal. As a result, the innovative activity of such enterprises is reduced to zero. Moreover, artificial suppression of competition leads to the monopolization of individual markets. This article examines the positive and negative aspects of state unitary enterprises in the modern Russian economy by analyzing their economic activities. The article also examines the attitude of modern Russian state policy to the activities of state unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

3. Маринов А. А. Условия социально-экономического развития региона / А. А. Маринов // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 141-145.

4. Итоги социально-экономического развития Краснодарского края за 2019 год. URL: https://economy.krasnodar.ru/

5. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ References:

1. Avdeeva EA Analysis of the social and economic situation of the Krasnodar Territory / EA Avdeeva // Young scientist. -2015. - No. 24 (104). - S. 351-353.

2. Tyrtyshnaya L.N., Khalyavka I.E. Dynamics of the investment attractiveness of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory / L.N. Tyrtyshnaya, I.E. Freebie // Electronic scientific journal "Vector of Economics". - 2019. - No. 8. - S. 1-15.

3. Marinov A. A. Conditions of social and economic development of the region / A. A. Marinov // Young scientist. - 2009. -No. 11 (11). - S. 141-145.

4. Results of the socio-economic development of the Krasnodar Territory for 2019. URL: https://economy.krasnodar.ru/

5. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10763

А.С. Гайсумов - ассистент кафедры экономики и экономической безопасности отраслей и предприятий ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Akhmed.chesu@gmail.com,

A.S. Gaisumov - An assistant at Department of Economics and economic security of industries and enterprises, Chechen State University.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ EFFICIENCY OF THE ACTIVITY OF STATE UNITARY ENTERPRISES

Аннотация. Проблема участия государства в национальной экономике обсуждается во всех странах мира. Государственное участие в России осуществляется с помощью унитарных предприятий. Унитарным предприятие - это предприятие, за которым закреплено имущество, на которое у данного предприятия не распространяется право собственности. У данных предприятий есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, унитарные предприятия обеспечивают выполнение определенных государственных заказов в необходимом количестве. В частности, такие заказы связаны с экономической и политической безопасностью страны. С другой стороны, унитарные предприятия имеют низкую эффективность, вызванную тем, что максимизация прибыли не является их основной целью. В результате инновационная деятельность таких предприятий сводится к нулю. Более того, искусственное подавление конкуренции приводит к монополизации отдельных рынков. Данная статья рассматривает положительные и отрицательные стороны государственных унитарных предприятий в современной российской экономике путем анализа их хозяйственной деятельности. Также статья рассматривает отношение современной российской государственной политики к деятельности государственных унитарных предприятий.

Abstract. The problem of state participation in the national economy is discussed in all countries of the world. State participation in Russia is carried out with the help of unitary enterprises. A unitary enterprise is an enterprise to which property is assigned to which this enterprise does not have ownership. These businesses have both advantages and disadvantages. On the one hand, unitary enterprises ensure the fulfillment of certain government orders in the required quantity. In particular, such orders are related to the country's economic and political security. On the other hand, unitary enterprises have low efficiency due to the fact that profit maximization is not their main goal. As a result, the innovative activity of such enterprises is reduced to zero. Moreover, artificial suppression of competition leads to the monopolization of individual markets. This article examines the positive and negative aspects of state unitary enterprises in the modern Russian economy by analyzing their economic activities. The article also examines the attitude of modern Russian state policy to the activities of state unitary enterprises.

Ключевые слова: унитарные предприятия, монополизация, приватизация, конкуренция Keywords: unitary enterprises, monopolization, privatization, competition

Вопрос об эффективности участия государства в экономике страны является актуальным в современном мире. Государственный сектор экономики в России представлен хозяйствующими субъектами, именуемыми унитарными предприятиями. С одной стороны, унитарные предприятия могут обеспечить выполнение специфичных государственных заказов в необходимом количестве, которое не под силу коммерческим предприятиям ввиду отсутствия подобного спроса со стороны населения. В основном такие заказы напрямую влияют на экономическую и политическую безопасность страны. С другой стороны, унитарные предприятия отличаются низкой эффективностью, вызванной тем, что максимизация прибыли не является их основной целью. В результате данные предприятия не только не могут обеспечить страну инновациями, но также не позволяют развиваться другим коммерческим предприятиям из-за неравной конкуренции. Данная статья рассматривает положительные и отрицательные стороны государственных унитарных предприятий в современной российской экономике.

Если за коммерческим предприятием закреплено имущество, на которое у данного предприятия не распространяется право собственности, то такая организация именуется унитарным предприятием [1]. Унитарное

предприятие является государственным, если закрепленное за ним имущество относится к государственной собственности. Имущество находится у них во временном пользовании.

Государственные унитарные предприятия отличаются от иных видов коммерческих организаций. Во-первых, унитарные предприятия не могут отдавать в залог имущество для получения кредита, так как они не являются собственниками данного имущества [13]. Во-вторых, имущество, закрепленное за унитарными предприятиями, находится в основном на праве хозяйственного ведения. Данный вид права позволяет руководству предприятия использовать имущество для достижения своих коммерческих целей. Однако, предприятие не имеет право ликвидировать или реализовать закрепленное за ним имущество без согласия собственника. Стоит учесть, что на имущество, приобретенное унитарным предприятием за счет своих собственных средств, такие ограничения не распространяются. В-третьих, целью создания государственных унитарных предприятий является решение определенных государственных задач. У органов власти также имеется спрос на разного рода продукцию или услуги, который они удовлетворяют с помощью государственных заказов. В большинстве случаев унитарные предприятия держатся только за счет выполнения таких государственных заказов. В-четвертых, государственные унитарные предприятия производят отчисления части своей прибыли в региональный бюджет. Размер отчислений определяется собственником имущества. Наконец, деятельность государственных унитарных предприятий периодично проверяется ответственными органами. В частности, органами контролируются предприятия на предмет использования закреплённого за ними имущества. Кроме того, контролируется экономическая эффективность их хозяйственной деятельности.

По данным Росстата на 2019 год в России функционировало более 2600 государственных унитарных предприятий [3]. К началу 2005 года в России насчитывалось около 18000 государственных унитарных предприятий, то есть их количество в течение 15 лет сократилось более чем на 85%. Более половины унитарных предприятий занимаются деятельностью, связанной с образованием, промышленностью, обороной и сельским хозяйством.

Как уже было сказано государственные унитарные предприятия были созданы для того, чтобы решать те или иные государственные задачи, пополняя при этом региональные бюджеты. Государственные предприятия на территории России функционируют на протяжении 400 лет. Изначально они имели форму казенных учреждений, исполняющих функцию по производству оружия для армии [8]. В СССР применили практику закрепления государственного имущества за государственными предприятиями на правах оперативного управления, то есть руководство предприятия имело право пользоваться и распоряжаться государственным имуществом в соответствии с законом. После развала СССР начался процесс приватизации государственных организаций. За первые 2 года было приватизировано 47 тысяч предприятий. Официально государственные унитарные предприятия появились в 1994 году, когда был принят Гражданский кодекс Российской Федерации, который определил право хозяйственного ведения как ограниченное вещное право на пользование имуществом. Данное право было введено для сохранения государственного имущества и предотвращения его реализации по заниженным ценам. Из всей этой истории следует, что государственные унитарные предприятия были созданы для решения государственных задач, имеющих коммерческую основу, и, вместе с тем, сохранить государственное имущество от его вовлечения в сделки, не отвечающие интересам государства.

Можно выделить несколько положительных моментов функционирования государственных унитарных предприятий в России. Однако, стоит отметить, что в большинстве случаев польза унитарных предприятий имеет теоретический характер и на практике теряется в бюрократии, коррупции и неэффективном управлении. К одним из таких теоретических преимуществ унитарных предприятий относится то, что они могут выполнять специфические заказы государства, выражаемые в специфике продукции или в специфике необходимых объемов. Данная характеристика унитарного предприятия была актуальна для экономики России, когда она только начинала свой путь от перехода к рыночным отношениям. Однако, сейчас, в эпоху развивающейся конкуренции, когда на рынке можно найти любую необходимую продукцию или услугу, унитарные предприятия не являются единственными, кто может обеспечить государственные заказы. К тому же, частные коммерческие организации участвуют на равных условиях с унитарными предприятиями в государственных закупках. Этому послужило принятие закона для обеспечения прозрачности в процессе государственных закупок и повышения конкретности на рынках [7].

Другим теоретическим благом государственных унитарных предприятий является то, что они обеспечивают поступления в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. Данные платежи вносятся в бюджет по причине использования предприятиями имущества, находящейся в государственной собственности. Такие платежи относятся к неналоговым поступлениям, и их размеры варьируются между регионами России. Важно учесть, что отчисления в бюджет напрямую зависят от чистой прибыли, полученной унитарными предприятиями. В связи с этим, чем выше чистая прибыль предприятий, тем выше размер их неналоговых отчислений в региональный бюджет [6]. Поступления в региональный бюджет позволяют обеспечить финансирование проектов, направленных на социально-экономическое развитие субъекта [5]. Также средства из регионального бюджета идут на сохранение социальной стабильности и обеспечения экономической безопасности. Однако, как уже было отмечено, размеры отчислений напрямую зависят от размера чистой прибыли унитарных предприятий. Проблема в том, что большинство унитарных предприятий имеют низкие финансово-экономические показатели, и соответственно, размеры отчислений в региональный бюджет незначительны. Проблема низкой эффективности унитарных предприятий будет рассмотрена чуть ниже в статье.

Также в зачет унитарных предприятий идет то, что они обеспечивают сохранность государственного имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, благодаря незаконности реализации и ликвидации закрепленного за ними имущества. Данная проблема была актуальна в период массовой приватизации объектов имущества в России в начале 90-ых годов. На сегодняшний день такая проблема отсутствует. Коммерческими предприятиями строятся новые объекты недвижимости, закупаются импортные оборудования, что значительно снижает спрос на государственное имущество. В связи с этим, сложно записать данное преимущество в актив унитарным предприятиям.

В современном мире инновационных технологий, лучших управленческих практик, разнообразия товаров и услуг, возможностей быстрого экспорта и импорта, в мире, где за внимание каждого клиента необходимо бороться, государственные унитарные предприятия имеют ряд недостатков.

Самой главной проблемой унитарных предприятий является их низкая эффективность, которая влияет на способность конкурировать с другими более успешными формами организаций. Причин неэффективной деятельности унитарных предприятий несколько. Во-первых, большинство таких предприятий имеют непродуктивную организационную структуру, которая не отвечает требованиям современного рынка [4]. Рынок изменчив и динамичен, поэтому очень важно иметь гибкую организационную систему, которая сможет подстраиваться под любые изменения. Структура унитарных предприятий не является гибкой, так как любые изменения должны согласовываться с учредителем в установленные сроки и по определенным правилам, что препятствует мгновенному внедрению необходимых изменений. Такие изменения касаются количества сотрудников, перераспределения обязанностей между ними, структуры управления. В основном, государственные унитарные предприятия, как и любые другие формы государственных организаций, имеют традиционный функциональный тип организационной структуры с иерархическим управлением.

Другой причиной низкой эффективности государственных унитарных предприятий является необходимость выполнения своих обязательств по произведению отчислений части своей прибыли в региональный бюджет. Дело в том, что даже при одинаковых финансово-экономических показателях унитарных предприятий с частными коммерческими компаниями, первые будут иметь меньше средств для инвестирования в собственное развитие. Владельцы частных предприятий могут производить больше затрат в сфере инноваций, закупок нового оборудования, маркетинга, привлечения специалистов. Как было сказано, размер отчислений зависит от региона России и устанавливается собственником государственного имущества. В основном уровень отчислений варьируется в пределах от 20 до 30% от чистой прибыли, что оставляет свой след в развитии предприятия.

Третьим фактором низкой продуктивности государственных унитарных предприятий является проведение постоянных проверок со стороны их учредителей. Проведение проверок ответственными органами оказывают негативное воздействие на предприятия любых юридических форм. Каждая проверка тормозит налаженные производственные процессы. Осуществление контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий выражается в проведении анализа нормативной правовой базы и устава, регулирующих деятельность предприятий, в проверке правильности отражения в бухгалтерском учете своей деятельности по распоряжению и использованию государственной собственности, в проверке полноты и своевременности перечисления предприятиями своих отчислений от чистой прибыли. Все эти мероприятия отражаются в производственной деятельности унитарного предприятия.

Наконец, низкая эффективность государственных унитарных предприятий связана с тем, что главной целью данных предприятий не является максимизация прибыли, что может быть достигнуто через оптимизацию хозяйственной деятельности. Работа государственных унитарных предприятий направлена на удовлетворение потребностей общества и государства [11]. В результате экономический риск не является серьезной угрозой для унитарных предприятий, поэтому у них отсутствует мотивация к использованию инновационных решений в сфере управления и производства.

Не смотря на низкую эффективность унитарных предприятий и их ограниченной конкурентоспособности, хозяйственная деятельность данных предприятий может привести к монополизации локальных рынков, что негативно сказывается на социально-экономическое развитие территории. Предрасположенность рынка к монополизации связана с участием государства в деятельности унитарных предприятий [10]. Во-первых, проблема возникает при проведении государственных закупок. Как было отмечено, в 2017 году было установлено, что все государственные и муниципальные унитарные пред приятия должны перейти на новую систему закупок для обеспечения проведения открытых и прозрачных торгов. Однако, заказчики в лице государственных органов обходят закон о государственных закупках с помощью передачи бюджетных средств предприятиям в форме субсидий. По данным Трансперенси Интернешнл Россия в 2017 году было заключено 3,5 миллиона контрактов на 6,3 триллиона рублей, из которых контракты на 18 с половиной миллиардов рублей были заключены незаконно [12]. Данный закон позволяет получать заказ напрямую без проведения торгов, если на то есть обоснование, указанное в законе. Однако, заказчики злоупотребляют данными оговорками в целях получения собственной выгоды. Заказчики заключают необоснованную сделку с унитарными предприятиями, исход которого удовлетворяет обе стороны, в то время как частные коммерческие организации остаются без заказов.

Ввиду неэффективности унитарных предприятий, в Указе Президента Российской Федерации 2017 года был прописан пункт об ограничении участия государства в хозяйственной деятельности на рынках России [2]. Данное поручение предполагало запрет создания новых государственных унитарных предприятий на территории

страны. К тому же для достижения целей, обозначенных в Национальном плане по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2019 годы было необходимо начать ликвидацию унитарных предприятий. В результате количество государственных компаний уменьшилось. Однако, по данным РБК доля государства в экономике не снизилась [9]. Это связано с тем, что в стране произошла реорганизация государственного сектора. В связи с этим Госдума приняла закон о практически полной ликвидации унитарных предприятий в период до 2025 года без возможности их реорганизации. Закон не коснется унитарных предприятий, которые обеспечивают национальную защиту государства. Это позволит активизировать процесс приватизации государственных хозяйствующих субъектов путем акционирования или создания обществ с ограниченной ответственностью.

Рассмотрев влияние государственных унитарных предприятий на современную экономику России, можно сделать вывод, что данные предприятия оказывают негативные последствия на социально-экономическое развитие общества. Данная точка зрения совпадает с государственной политикой, которая направлена на ликвидацию существующих унитарных предприятий и недопущение образования новых. Основными причинами скептического отношения к государственному участию в секторе экономики являются неэффективность унитарных предприятий и повышение монополизации на отдельных рынках. Более того, преимущества унитарных предприятий, таких как выполнение специализированных государственных заказов и обеспечение отчислений в региональные бюджет, не покрывают уровень ущерба, наносимого национальной экономике. Цели создания унитарных предприятий больше не являются актуальными, поэтому их постепенная ликвидация - это оптимальное решение для государства.

Источники:

1. Беликова М. Ю. Унитарное государственное или муниципальное предприятие как субъект трудового права // Невин-номысский государственный гуманитарно-технический институт. - 2016. - № 3. - С. 16 - 19. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=27715727

2. Борисов В. А. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 21.12.2017 № 618 И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2018-2020 ГОДЫ // Издательско-полиграфическая компания "Новое время" (Чебоксары). - 2018. - С. 21 - 26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32609444&

3. Есть ли будущее у унитарных предприятий // ИД «Бюджет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bujet.ru/artide/376694.php (дата обращения: 03.09.2020).

4. Ибрагимов О. А. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - 2014. - № 4. -С. 44 - 52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22885035&

5. Истомина Н.А. Планирование поступлений от деятельности унитарных предприятий в бюджеты территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №9. URL: https://cyberleninka.ruarticle/n/planirovanie-postupleniy-ot-deyatelnosti-unitarnyh-predpriyatiy-v-byudzhety-territoriy (дата обращения: 21.11.2020).

6. Истомина Н.А. Бюджет субъекта Федерации как инструмент регулирования развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhet-subekta-federatsii-kak-instrument-regulirovaniya-razvitiya-ekonomiki-regiona (дата обращения: 21.11.2020).

7. Кучерова Л. А., Фрунзе В. В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗАКУПОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ // Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - 2018. - С. 155 - 159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35341128

8. Орлов Евгений Владимирович Унитарные предприятия: история, основы деятельности, перспективы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/unitarnye-predpriya-tiya-istoriya-osnovy-deyatelnosti-perspektivy (дата обращения: 21.11.2020).

9. Агеева О. В РОССИИ СТАЛО МЕНЬШЕ ГОСКОМПАНИЙ, НО НЕ ИЗ-ЗА УХОДА ГОСУДАРСТВА ИЗ ЭКОНОМИКИ, А ЗА СЧЕТ РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОССЕКТОРА // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/08/2019/5d4c347c9a7947a615e02b77 (дата обращения: 20.10.2020).

10. Ртищев А. В. О ПРАВОСПОСОБНОСТИ И ДЕЕСПОСОБНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВПА. - 2019. - № 2 (9). - С. 326 - 332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41562992

11. Слезко Л. В. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Государственный университет управления. - 2014. - № 16. - С. 68 -73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22922066

12. Нарушения в «чрезвычайных» госзакупках стоили бюджету 1,7 млрд рублей // «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakupki.transparency.org.ru/1/ (дата обращения: 20.10.2020).

13. Тюрин С. Б., Бурыкин А. Д. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Башкирский институт социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений". - 2016. - № 1-2 (30). - С. 86 - 95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26082403

References:

1. Belikova M. Yu. UNITARY STATE OR MUNICIPAL ENTERPRISE AS A SUBJECT OF LABOR LAW // Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute. - 2016. - No. 3. - P. 16 - 19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27715727

2. Borisov V. A. ORDER OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION dated December 21, 2017 No. 618 AND THE NATIONAL PLAN FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR 20182020 // Publishing and Printing Company "New Time" (Cheboksary). - 2018 .-- P. 21 - 26. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=32609444&

3. Is there a future for unitary enterprises // Publishing House "Budget" [Electronic resource]. Access mode: http://bujet.ru/ar-ticle/376694.php (date of access: 03.09.2020).

4. Ibragimov OA PROBLEMS OF FUNCTIONING OF STATE UNITARY ENTERPRISES IN PRODUCTION AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM // Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Research". - 2014. - No. 4. - P. 44 - 52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22885035&

5. Istomina N.A. Planning receipts from the activities of unitary enterprises in the budgets of territories // Regional economy: theory and practice. 2010. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-postupleniy-ot-deyatelnosti-unitarnyh-predpriyatiy-v-byudzhety-territoriy (date of access: 11/21/2020).

6. Istomina N.A. Budget of the subject of the Federation as a tool for regulating the development of the region's economy // Regional economy: theory and practice. 2012. No. 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhet-subekta-federatsii-kak-instrument-regulirovaniya-razvitiya-ekonomiki-regiona (date of access: 11/21/2020).

7. Kucherova LA, Frunze VV EFFICIENCY AND QUALITY OF PURCHASING OF STATE UNITARY ENTERPRISES IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS // Saint Petersburg State University of Economics. - 2018. - P. 155 - 159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35341128

8. Orlov Evgeniy Vladimirovich Unitary enterprises: history, activity fundamentals, prospects // Izvestiya TulGU. Economic and legal sciences. 2014. No. 5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/unitarnye-predpriyatiya-istoriya-osnovy-deyatelnosti-perspektivy (date accessed: 11/21/2020).

9. Ageeva O. IN RUSSIA FEWER STATE COMPANIES BECAME, BUT NOT DUE TO THE STATE LEAVING THE ECONOMY, BUT AT THE EXPENSE OF THE REORGANIZATION OF THE STATE SECTOR // RBK [Electronic resource]. Access mode: https://www.rbc.ru/economics/12/08/2019/5d4c347c9a7947a615e02b77 (date accessed: 20.10.

10. Rtishchev AV ABOUT THE LEGAL CAPACITY AND FUNCTIONALITY OF UNITARY ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION // Autonomous non-profit organization of higher education Institute of Law and Management VPA. -2019. - No. 2 (9). - P. 326 - 332. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41562992

11. Slezko LV PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE STATE SECTOR OF ECONOMY // State University of Management. - 2014. - No. 16. - P. 68 -73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22922066

12. Violations in the "emergency" public procurement cost the budget 1.7 billion rubles // "Center for Anti-Corruption Research and Initiatives" Transparency International-R "[Electronic resource]. Access mode: https://zakupki.transparency.org.ru/1/ (date accessed: 20.10.2020).

13. Tyurin SB, Burykin AD PLACE AND ROLE OF STATE UNITARY ENTERPRISES IN THE RUSSIAN ECONOMY // Bashkir Institute of Social Technologies (branch) of the Educational Institution of Trade Unions of Higher Education "Academy of Labor and Social Relations". - 2016. - No. 1-2 (30). - P. 86 - 95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26082403

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10764

В.Е. Галковская - аспирант, Юго-Западный государственный университет (email: galvika@mail.ru),

V. Y. Galkovskaya - Phd student, Southwest State University.

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ФИНАНСИРОВАНИЯ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ EVALUATION OF THE FUNDING PROSPECTS FOR NUCLEAR POWER PLANTS

Аннотация. Повышение интереса к атомной энергетике, как источнику энергии, связано со стремительными темпами роста экономики развивающихся стран и успешно подогревается растущим беспокойством вокруг использования ископаемого топлива, вопросами энергетической безопасности и изменения климата, а также появлением новых технологий.

На решение о строительстве новых АЭС оказывают влияние не только параметры проектов, но также сложная комбинация политических, юридических, технических и финансовых факторов. Экономическая целесообразность реализации проектов в сфере ядерной энергетики неразрывно связана с правильной оценкой рисков инвестирования в строительство новых АЭС, а также пониманием механизмов их сокращения.

Целью настоящего исследования является предоставление практической информации лицам, принимающим решение о строительстве новых АЭС, по вопросам финансирования проектов в сфере ядерной энергетики для помощи в разработке стратегии успешного инвестирования.

По результатам проведенного исследования предложена классификация рисков, которые оказывают влияние на принятие инвестиционных решений в отношении проектов в ядерной энергетике.

Abstract. The increasing interest towards nuclear power as a source of energy is caused by the rapid growth of economies of developing countries and is successfully fueled by growing concerns about fossil fuel use, energy security and climate change as well as emergence of new technologies.

The decision to build new nuclear power plants is influenced not only by project parameters but also a complex combination of political, legal, technical, and financial factors. The economic feasibility of implementing projects in the field of nuclear energy is inextricably linked with a proper risk assessment for the investments in construction of new nuclear power plants as well as an understanding of the risk reduction mechanisms.

The purpose of the research is to provide practical information to decision makers who oversee decision to finance the projects in nuclear energy to assist in the development of the successful investment strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.