Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИРОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИРОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические санкции / Smart-санкции / эффективность / ущерб / политика противодействия санкциям / economic sanctions / Smart sanctions / efficiency / damage / antisanctions policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Кайгородцев

Цель статьи – исследование эффективности экономических санкций против России и разработка рекомендаций по совершенствованию антисанкционной политики. Раскрыта сущность экономических санкций. Рассмотрены теоретические основы эффективности санкций и политики противодействия санкциям. Дана характеристика smart-санкций. Сделан вывод об их большей эффективности по сравнению со всеобъемлющими санкциями. Проведен анализ эффективности санкций коллективного Запада против России в 2022–2023 гг. Дана характеристика политика противодействия антироссийским санкциям. Сделан вывод о неэффективности беспрецедентных санкций против России с точки зрения основной цели их введения – изменения внешнеполитического курса страны. Инициаторам санкций не удалось сокрушить российскую экономику. Вместе с тем санкции причинили значительный ущерб как отдельным хозяйствующим субъектам, так и народному хозяйству России в целом. При этом значительная часть населения страны не испытывает серьезных проблем в связи с санкциями. Даны рекомендации по совершенствованию политики противодействия антироссийским санкциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF ANTI-RUSSIAN ECONOMIC SANCTIONS: THEORY AND PRACTICE

The purpose of the article is to study the effectiveness of economic sanctions against Russia and develop recommendations for improving the anti– sanctions policy. The essence of economic sanctions is revealed. The theoretical foundations of the effectiveness of sanctions and the policy of countering sanctions are considered. The characteristic of smart sanctions is given. It is concluded that they are more effective than comprehensive sanctions. The analysis of the effectiveness of collective Western sanctions against Russia in 2022–2023 is carried out. The characteristic of the policy of countering anti-Russian sanctions is given. The conclusion is made about the ineffectiveness of unprecedented sanctions against Russia from the point of view of the main purpose of their introduction – to change the country’s foreign policy course. The initiators of the sanctions failed to crush the Russian economy. At the same time, the sanctions have caused significant damage to both individual economic entities and the national economy of Russia as a whole. At the same time, a significant part of the country’s population does not experience serious problems in connection with sanctions. Recommendations are given to improve the policy of countering anti-Russian sanctions.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИРОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 338.242

doi:10.52210/2224669X_2023_3_18

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АНТИРОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

А.А. Кайгородцев

Аннотация. Цель статьи - исследование эффективности экономических санкций против России и разработка рекомендаций по совершенствованию антисанкционной политики. Раскрыта сущность экономических санкций. Рассмотрены теоретические основы эффективности санкций и политики противодействия санкциям. Дана характеристика smart-санкций. Сделан вывод об их большей эффективности по сравнению со всеобъемлющими санкциями. Проведен анализ эффективности санкций коллективного Запада против России в 2022-2023 гг. Дана характеристика политика противодействия антироссийским санкциям. Сделан вывод о неэффективности беспрецедентных санкций против России с точки зрения основной цели их введения - изменения внешнеполитического курса страны. Инициаторам санкций не удалось сокрушить российскую экономику. Вместе с тем санкции причинили значительный ущерб как отдельным хозяйствующим субъектам, так и народному хозяйству России в целом. При этом значительная часть населения страны не испытывает серьезных проблем в связи с санкциями. Даны рекомендации по совершенствованию политики противодействия антироссийским санкциям.

Ключевые слова: экономические санкции, Smart-санкции, эффективность, ущерб, политика противодействия санкциям.

EFFECTIVENESS OF ANTI-RUSSIAN ECONOMIC SANCTIONS: THEORY AND PRACTICE

A.A. Kaigorodtsev

Abstract. The purpose of the article is to study the effectiveness of economic sanctions against Russia and develop recommendations for improving the antisanctions policy. The essence of economic sanctions is revealed. The theoretical foundations of the effectiveness of sanctions and the policy of countering sanctions are considered. The characteristic of smart sanctions is given. It is concluded that they are more effective than comprehensive sanctions. The analysis of the effectiveness of collective Western sanctions against Russia in 2022-2023 is carried out. The characteristic of the policy of countering anti-Russian sanctions is given. The conclusion is made about the ineffectiveness of unprecedented sanctions against Russia from the point of view of the main purpose of their introduction - to change the country's foreign policy course. The initiators of the sanctions failed to crush the Russian economy. At the same time, the sanctions have caused significant damage to both individual economic entities and the

national economy of Russia as a whole. At the same time, a significant part of the country's population does not experience serious problems in connection with sanctions. Recommendations are given to improve the policy of countering anti-Russian sanctions.

Keywords: economic sanctions, Smart sanctions, efficiency, damage, antisanctions policy.

В последние годы страны Запада, постепенно сдающие свои позиции в мировой экономической системе, расширяют применение против своих оппонентов не только политических, но и экономических санкций, используя их в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.

После начала в феврале 2022 г. специальной военной операции (СВО) на Украине США, Евросоюз и их союзники активизировали санкционную политику против России. Несмотря на это, в российской научной литературе проблеме противодействия зарубежным экономическим санкциям уделяется недостаточное внимание.

Это свидетельствует об актуальности темы настоящей статьи, целью которой является анализ эффективности антироссийских санкций и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию антисанкционной политики.

Санкции - это ограничительные меры экономического и иного характера одной страны (группы стран) против другой страны (группы стран), нацеленные на решение политических задач, либо используемые в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.

Применяя санкции, их инициатор стремиться заставить руководство страны-мишени принять решения самого разного уровня значимости - от заключения тех или иных договоров до изменения политического режима.

Экономические санкции отличаются от политических или дипломатических методов оказания влияния на страну-мишень:

- политические или дипломатические методы ориентированы в первую очередь на уменьшение легитимности или авторитета руководства государства-мишени как внутри страны, так и на мировой арене;

- экономические санкции нацелены на принуждение страны-мишени к отказу от действий, обусловивших наложение санкций, а также на изменение политики руководства страны в желаемом для иници-

аторов санкций направлении посредством нанесения государству-нарушителю экономического ущерба в результате ограничения или разрыва торгово-финансовых отношений [8, с. 55].

Экономические санкции реализуются их инициаторами путем принятия национального или наднационального нормативного правового акта о введении запретов и ограничений на ведение экономической деятельности со страной, подпадающей под санкции, в целом, либо в отдельных секторах ее экономики. Эти запреты и ограничения ограничивают возможность заключения или исполнения внешнеэкономических контрактов, нанося тем самым экономический ущерб как стране-объекту санкций, так и ее партнерам [8, с. 56].

Эффект распространения санкций на третьи страны может усугубляться в случае развертывания санкционной спирали, то есть введения страной-мишенью ответных санкций против их инициатора. В таком случае третьи страны могут принимать меры для уменьшения их зависимости от внешнеэкономических отношений как с объектами, так и с инициаторами санкций в целях минимизации потенциальных негативных эффектов от возможного введения санкций в отношении первых или вторых. В долгосрочной перспективе это может обусловить переориентацию национальных экономик на внутренние рынки и, как следствие, уменьшение потенциала международного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [7, с. 155].

Под политикой противодействия санкциям понимаются ответные меры страны-мишени в адрес государств-инициаторов санкций, а также совокупность мероприятий по адаптации национальной экономики и финансовой системы страны, ставшей объектом санкци-онного воздействия, к применению ограничительных мер [12, с. 10].

Опыт противодействия санкциям таких стран, как СССР, ЮАР, КНР, Иран и др. свидетельствует о том, что наиболее эффективной антисанкционной политикой является не использование страной-мишенью симметричных мер и закрытие внутренних рынков товаров, услуг, труда и капитала, а реализация политики проактивной открытости рынков для сотрудничества, в том числе с государствами-инициаторами санкций [7, с. 159].

Результативность экономических санкций определяется на основе выявления степени выполнения государством-мишенью требований страны-инициатора санкций. Санкции считаются эффек-

тивными, если страна-мишень изменила свою политику в отношении предмета конфликта в соответствии с требованиями государства-инициатора. В противном случае санкционная политика считается провальной [11, с. 14].

В результате анализа большого количества произведений зарубежных ученых по проблемам экономических санкций Р.С. Гринберг, С.А. Белозеров и Е.А. Соколовская пришли к выводу о зависимости эффективности санкций от различных факторов:

1. Асимметрия издержек инициатора и мишени. Санкции эффективны, если издержки страны-инициатора меньше издержек страны-мишени. При этом санкции не всегда оказывают влияние на рост издержек в экономике государства-мишени.

2. Длительность применения санкций. Продолжительность санкций отрицательно влияет на их эффективность, так как с течением времени:

- страна-мишень получает возможность для адекватного реагирования на санкции;

- увеличивается негативное влияние санкций на уровень благосостояния населения, как в стране-мишени, так и в стране-инициаторе санкций;

- усиливается поддержка населением страны-мишени политики, против которой направлены санкции;

- в стране-инициаторе санкций снижается уровень поддержки санкционной политики.

3. Количество стран-инициаторов санкций. Многосторонние санкции обычно менее эффективны, чем односторонние, из-за проблем, связанных с координацией действий стран-участниц коалиции. В то же время, в случае обеспечения единства действий участников коалиции, группа стран имеет больше возможностей для нанесения ущерба государству-мишени, нежели одна страна.

4. Политический режим. Одна группа авторов считает, что «диктаторские» режимы лучше поддаются санкциям, чем «демократические». По мнению другой группы авторов «демократические» режимы лучше поддаются санкциям, чем «диктаторские», поскольку последние, как правило, имеют более сильную внутреннюю политическую систему, в то время как в странах с «демократическим» режимом может активизироваться «пятая колонна»;

5. Социально-гуманитарные аспекты (соблюдение прав человека и др.). По мнению одной группы авторов, применение санкций приводит к нарушению прав человека в стране-мишени. Другая группа авторов придерживается противоположной точки зрения.

6. Комплексность санкций. По мнению одной группы ученых, целевые санкции более эффективны, чем комплексные. Другая группа авторов убеждена в том, что данный тезис является дискуссионным [5, с. 365].

Экономические санкции более результативны на стадии угрозы их применения, чем на стадии исполнения. В отдельных случаях одной лишь угрозы применения санкций достаточно для того, чтобы вынудить страну-нарушительницу изменить свое поведение уже на стадии проведения переговоров. Однако подобные угрозы зачастую остаются без внимания мирового сообщества [8, с. 58].

Реализованные санкции, как правило, эффективны в случаях их освещения в средствах массовой информации (СМИ) страны-мишени, а хозяйствующие субъекты данной страны имеют доступ к зарубежным СМИ для получения информации о причинах введения и ходе применения санкций [8, с. 58].

Эффективными, как правило, являются так называемые 8ша11-санкции (целевые, точечные), которые направлены на отдельные категории лиц или объекты, такие как правящая элита и оборонный комплекс страны-мишени.

8шаГ;-санкции отличаются от традиционных экономических санкций тем, что:

- во-первых, они более эффективно «поражают цель» и наказывают посредством введения эмбарго на торговлю оружием, применения финансовых санкций, ограничения свободы передвижения политической и экономической элиты государства-мишени, поддерживающей политику либо осуществляющей действия, которые международное сообщество считает предосудительными; точечные санкции способны активизировать внутриполитические процессы, создавая преимущества оппозиционным силам перед неэффективным действующим политическим режимом;

- во-вторых, теоретически они не затрагивают наиболее уязвимые социальные группы населения государства-мишени, исключая из эмбарго определенные товары (продовольствие, медикаменты и т.п.) [5, с. 359; 8, с. 58].

Используя рассмотренные теоретические основы санкцион-ной политики, дадим оценку эффективности экономической войны коллективного Запада против РФ.

В 2022 г. общее количество наложенных на Россию санкций превысило 11 тыс., в том числе 2695 санкций было наложено до начала специальной военной операции (СВО) на Украине 24 февраля 2022 г., после этого - 8550 [4]. Санкции были введены без соответствующих решений Совета Безопасности ООН, следовательно, с точки зрения международного права, являются нелегитимными.

За период с 21 февраля 2022 г. по 23 июня 2023 г. страны Евросоюза приняли 11 пакетов антироссийских санкций, которые включают: замораживание международных валютных резервов РФ; ограничения на операции с государственным долгом страны; блокировку корреспондентских счетов банков второго уровня, отключение их от системы SWIFT; запрет на инвестиции в экономику РФ; запрет на импорт в Россию широкой номенклатуры товаров и услуг; нефтяное, угольное, золотое эмбарго; транспортную блокаду; наложение ареста на зарубежные активы российских юридических и физических лиц; вторичные санкции в отношении зарубежных компаний и банков, продолжающих бизнес в России или сотрудничающих с российскими контрагентами; противодействие «параллельному импорту» и т.п. [4; 13].

Ограничительные меры направлены против таких стратегически значимых секторов российской экономики, как финансы, энергетика, добывающая промышленность, металлургия, машиностроение, электроника, транспорт.

Руководством РФ были приняты следующие ответные меры, ориентированные в первую очередь на предотвращение вывода капиталов из страны и стабилизацию курса рубля:

1. Обязательная продажа резидентами-участниками внешнеэкономической деятельности в течение трех рабочих дней 80 % валютной выручки (впоследствии в связи со стабилизацией курса рубля и насыщением внутреннего валютного рынка иностранной валютой требование об обязательной продаже валютной выручки было отменено, что в дальнейшем обусловило увеличение оттока капиталов из РФ и рост инфляции).

2. Запрет на кредитование нерезидентов в иностранной валюте.

3. Запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на свои зарубежные счета и на перевод денежных средств с использова-

нием предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (Apple, Google, Samsung, Ali Pay и др.) электронных средств платежа.

4. Разрешение публичным акционерным обществам приобретать размещенные ими акции на организованных торгах, если их средневзвешенная цена за три месяца уменьшилась на 20 % и более, а также при соблюдении ряда других условий.

5. Разрешение кредитным организациям на дистанционное открытие счетов (вкладов) физическим лицам при переводе ими денежных средств со своих счетов (вкладов) в других кредитных организациях [1].

Наряду с этим, антисанкционная политика Правительства России нацелена на:

- сохранение работоспособности хозяйствующих субъектов, находящихся под иностранным контролем или зависящих от зарубежных компаний;

- диверсификацию экономики на основе развития импортозаме-щения;

- переориентацию товарных потоков с Запада на Восток, формирование новых международных цепочек добавленной стоимости с участием российских компаний;

- увеличение объемов экспорта из дружественных стран и т.п.

Несмотря на жесткость наложенных на Россию санкций, они оказались неэффективными с точки зрения основной цели их введения - изменения внешнеполитического курса РФ.

Кроме того, благодаря оперативным антикризисным мерам правительства, Банка России и органов исполнительной власти субъектов федерации, США, ЕС и их союзникам не удалось сокрушить российскую экономику. Об этом свидетельствуют следующие данные Росстата [2]:

1. В 2022 г. ВВП России уменьшился по сравнению с 2021 г. на 2,1 %, в то время как Всемирный банк прогнозировал уменьшение ВВП на 8,9 %, МВФ - на 8,5 %. В I квартале 2022 г. ВВП России увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,0 %. После этого ВВП начал снижаться. Так, во II квартале 2022 г. ВВП уменьшился на 4,5 %, в III квартале 2022 г. - на 3,5 %, в IV квартале 2022 г. - на 2,7 %, в I квартале

2023 г. - на 1,8 %. Согласно предварительной оценке Росстата, во II квартале 2023 г. рост ВВП мог составить 4,9 %.

2. В 2022 г. объем промышленного производства в России уменьшился на 0,6 %. В I квартале 2022 г. этот показатель увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 5,1 %. После этого он начал снижаться. Так, во II квартале 2022 г. объем промышленного производства уменьшился на 2,6 %, в III квартале 2022 г. - на 1,2 %, в IV квартале 2022 г. - на 3,0 %, в I квартале 2023 г. - на 0,9 %. Во II квартале 2023 г. объем промышленного производства увеличился на 6,3 %, в первом полугодии 2023 г. - на 2,6 %.

3. Объем производства в обрабатывающей промышленности России в I квартале 2022 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,9 %. Во II квартале 2022 г. он уменьшился на 3,9 %, в III квартале 2022 г. - на 1,8 %, в IV квартале 2022 г. - на 3,4 %, за 2022 г. в целом - на 1,3 %. В I квартале 2023 г. объем производства в обрабатывающей промышленности увеличился на 1,1 %, во II квартале 2023 г. - на 11,3 %, в первом полугодии 2023 г. - на 6,2 %.

Тем не менее, санкции оказались достаточно эффективными с точки зрения причиненного ими значительного экономического ущерба как отдельным хозяйствующим субъектам, так и народному хозяйству РФ в целом:

1. Серьезной проблемой для большинства видов экономической деятельности является разрушение цепей поставок вследствие разрыва деловых отношений с зарубежными партнерами.

2. Такие отрасли, как электроэнергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, испытывают существенную зависимость от импорта из-за невозможности в краткосрочном и среднесрочном периодах произвести замену основного импортного технологического оборудования.

3. У отраслей, ориентированных на экспорт (добыча угля, нефти и газа, черная металлургия и т.п.) возникли проблемы со сбытом производимой продукции в странах, имеющих альтернативных поставщиков.

4. Вследствие повышения ключевой ставки Банка России и сокращения доступности рыночного финансирования произошло

ухудшение доступа к фондированию для большинства отраслей [3].

5. Произошел рост индекса потребительских цен (ИПЦ) и промышленной инфляции:

- в I квартале 2022 г. ИПЦ (по сравнению с декабрем предыдущего года) составил 110,0 %, во II квартале 2022 г. - 111,4 %, в III квартале 2022 г. - 110,5 %, в IV квартале 2022 г. - 111,9 %, в I квартале 2023 г. - 101,7 %, во II квартале 2023 г. - 102,8 %;

- в I квартале 2022 г. индекс цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения (по сравнению с декабрем предыдущего года) составил 108,9 %, во II квартале 2022 г. - 112,0 %, в III квартале 2022 г. - 113,3 %, в IV квартале

2022 г. - 114,7 %, в I квартале 2023 г. - 101,9 %, во II квартале

2023 г. - 104,5 % [2].

Несмотря на перечисленные проблемы, значительная часть населения РФ не испытывает серьезных проблем в связи с санкциями. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного 14-16 июля 2023 г. Фондом «Общественное мнение» в 53 субъектах РФ с охватом 1500 чел. По мнению респондентов:

- санкции оказывают сильное влияние на жизнь 14 % россиян; 25 % опрошенных считают, что санкции влияют не очень сильно; 56 % респондентов заявили об отсутствии влияния санкций; 5 % затруднились ответить;

- по мнению 10 % участников опроса, из-за санкций экономика РФ приходит в упадок, движется к глубокому кризису; 24 % респондентов считают, что санкции, хотя и приостанавливают развитие экономики страны, не ведут к глубокому кризису; 23 % опрошенных заявили об отсутствии заметного влияния санкций на национальную экономику; 29 % респондентов считают, что санкции способствуют экономическому росту в России; 14 % затруднились ответить [10].

Мы считаем, что санкционное давление на российскую экономику в ближайшие годы не прекратится. Поэтому необходимо осуществить переход к новой модели долгосрочного экономического развития, предусматривающей ориентацию народного хозяйства России на внутренний спрос [9].

Целесообразно осуществлять целевую эмиссию для финансирования проектов инновационного развития стратегически важных производств в реальном секторе экономики. Внутренние источники финансирования следует формировать на основе длинных денег, источниками которых являются банковская система, фондовый рынок, система социального страхования и пенсионного обеспечения.

Внешнеторговая политика России должна быть ориентирована на обеспечение эффективности экспорта на основе выработки оптимальных механизмов взаиморасчетов в международной торговле, а также трансформации экспортной выручки в инвестиции в российскую экономику в целях достраивания производственных и сбытовых цепочек [6, с. 27].

На основании результатов проведенного анализа можно сделать вывод об ограниченности ущерба, причиненного санкциями коллективного Запада российской экономике, о неспособности санкций привести к дестабилизации ситуации в стране, а следовательно - к изменению политического курса России.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N° 79 (ред. от 9 июня 2022 г.) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_410417/ (дата обращения: 19.08.2023).

2. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 17.08.2023).

3. Баймухаметова Л., Диваков А., Орехов Д., Пискунов А., Проклов А., Тайкетаев Н. Испытание на прочность. Оценка устойчивости ключевых отраслей российской экономики к негативному влиянию изменившихся внешних условий. URL: https://kiozk.ru/article/rbk/ispytanie-na-procnost (дата обращения: 27.04.2023).

4. Белый К. Финансово-экономические итоги 2022 года в России. URL: https://fingeniy.com/finansovo-ekonomicheskie-itogi-2022-goda-v-rossii/ (дата обращения: 08.02.2023).

5. ГринбергР.С., Белозеров С.А., СоколовскаяЕ.А. Оценка эффективности экономических санкций: возможности систематического анализа // Экономика региона. 2021. Т. 17. Вып. 2.

6. Гусев М.С. Стратегия экономического развития России - 2035: пути

преодоления долгосрочной стагнации // Проблемы прогнозирования. 2023. № 2.

7. Кнобель А.Ю., Прока К.А., Багдасарян К.М. Международные экономические санкции: теория и практика их применения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 3 (43).

8. Мешкова А.П., Вострикова Е.О., Верховец О.А. Международные экономические санкции: вопросы эффективности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 2 (58).

9. Миронов В. Экономика страны показала стабильность и устойчивость к санкциям. URL: https://rg.ru/2022/09/02/ekspert-vshe-ekonomika-strany-pokazala-stabilnost-i-ustojchivost-k-sankciiam.html (дата обращения: 02.02.2023).

10. Санкции против России: их цели и влияние. URL: https://fom.ru/ Ekonomika/14907 (дата обращения: 14.08.2023).

11. Ситников К.Г. Оценка эффективности экономических санкций как института внешней политики // Научные исследования экономического факультета: электронный журнал. 2016. Т. 8. Вып. 3.

12. Тимофеев И.Н. Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4.

13. Тимофеев И.Н. Сомнительная эффективность? Санкции против России до и после февраля // Россия в глобальной политике. 2022. № 4.

А.А. Кайгородцев

доктор экономических наук

академик Российской академии естествознания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: kay-alex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.