Научная статья на тему 'Эффективное управление качеством образования в вузе на основе интеграции традиционных и дистанционных форм контроля'

Эффективное управление качеством образования в вузе на основе интеграции традиционных и дистанционных форм контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION / INTEGRATION OF TRADITIONAL AND REMOTE FORMS OF CONTROL / QUALITY OF EDUCATION / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Айтуганова Жанна Илевна

В статье представлены результаты исследования деятельности вузов по решению актуальной проблемы повышения качества образования, на основе активного использования в контрольно-аналитической деятельности компьютерных средств. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование системы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на эффективное управление качеством образования в вузе. Были использованы такие методы, как анализ существующих форм контроля, их классификация, моделирование, эксперимент и др. Процесс создания интегративной системы традиционной и дистанционной контрольно-оценочной деятельности в образовательной организации представлен как целенаправленное и последовательное осуществление действий совокупного субъекта на конструирование и практическую реализацию новой модели контрольно-аналитической деятельности. Обеспечение компьютерной визуализации объектов образовательного учреждения и создание возможности интерактивного диалога руководителей подразделений вузов с педагогами, студентами предполагает возможность организации диалогового режима контроля по всем направлениям деятельности образовательной организации. Оперативный сбор информации на основе единой критериально-аналитической базы об образовательном учреждении по взаимосвязанным блокам и оперативная передача ее руководству вуза в дистанционной форме позволяет реально создать механизмы эффективного управления качеством образования на уровне вуза или его подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Айтуганова Жанна Илевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective management of quality of education at a higher education institution based on the integration of traditional and remote forms of control

The article presents the results of research of high schools’ activity in solving the topical problem the problem of improving the quality of education. There have been used such methods as analysis of the existing forms of control, their classification, modeling, experiment and others. The process of creating integrative system of traditional and distant control and appraisal activities in the educational organization is presented as a focused and consistent implementation of the actions of set of subjects on the design and implementation of a new model of control and analytical activities. Providing computer visualization of educational institution objects and enabling interactive dialogue with the managers of departments of higher education institutions, with lecturers and students, suggest the possibility of organizing a dialogue mode control in all aspects of the educational organization. Run-time information acquisition based on the unified criterion-analysing database about an educational institution on the interrelated blocks and operative transmission of its leadership of the university in the distant forms allows creating mechanisms for effective management of the quality of education at an educational organization or its departments.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление качеством образования в вузе на основе интеграции традиционных и дистанционных форм контроля»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Галиахметова Альбина Тагировна

кандидат педагогических наук, доцент

Айтуганова Жанна Илевна

кандидат педагогических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет, г. Казань,

[email protected], [email protected]

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ

В статье представлены результаты исследования деятельности вузов по решению актуальной проблемы - повышения качества образования, на основе активного использования в контрольно-аналитической деятельности компьютерных средств.

Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование системы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на эффективное управление качеством образования в вузе. Были использованы такие методы, как анализ существующих форм контроля, их классификация, моделирование, эксперимент и др. Процесс создания интегративной системы традиционной и дистанционной контрольно-оценочной деятельности в образовательной организации представлен как целенаправленное и последовательное осуществление действий совокупного субъекта на конструирование и практическую реализацию новой модели контрольно-аналитической деятельности. Обеспечение компьютерной визуализации объектов образовательного учреждения и создание возможности интерактивного диалога руководителей подразделений вузов с педагогами, студентами предполагает возможность организации диалогового режима контроля по всем направлениям деятельности образовательной организации. Оперативный сбор информации на основе единой критериально-аналитической базы об образовательном учреждении по взаимосвязанным блокам и оперативная передача ее руководству вуза в дистанционной форме позволяет реально создать механизмы эффективного управления качеством образования на уровне вуза или его подразделений.

Ключевые слова: интеграция, интеграция традиционных и дистанционных форм контроля, качество образования, управление качеством образования.

В настоящее время модернизация системы образования невозможна без системных изменений в управленческой деятельности и повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в высших учебных заведениях. Проводимая в настоящее время контрольная деятельность в образовательных организациях недостаточно эффективна. Реализуемые традиционные формы контроля не обеспечивают полноты, объективности и системности информации о всех ключевых параметрах и направлениях деятельности вузов [1]. Наличие данных причин и низкая скорость получения информации об образовательных организациях не позволяют органам управления вузов сформировать и реализовать механизмы эффективного управления качеством образования.

Существующая традиционная система контрольно-оценочной деятельности в вузах не решает задачи стимулирования деятельности руководителей и научно-педагогических работников [2].

Важной причиной такого положения является существующая практика проведения контроля в высших учебных заведениях без активного использования информационно-коммуникационных средств, организация традиционных форм контроля без сочетания с дистанционными.

При сложившейся практике контроля не используются внутренние механизмы стимулиро-

вания деятельности руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений, внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию, технология самосовершенствования.

Одним из важных условий повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в высших учебных заведениях становится реализация компьютерно-сетевых форм контроля совместно с традиционными (интеграция традиционных и дистанционных форм контроля). Интеграция -это процесс и результат становления целостности, сопровождаемый уплотнением связей между ее составляющими. Под интеграцией традиционных и дистанционных форм контроля мы понимаем процесс и результат объединения данных систем в некоторую целостность, сопровождаемую уплотнением связей между данными формами.

Основной целью интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в вузах является повышение эффективности контрольно-оценочной деятельности и формирование механизмов эффективного управления качеством образования на основе рационализации процессов сбора, обработки и передачи контрольной информации в органы управления и создание четко структурированной системы объективной информации о деятельности структурных подразделений и их сотрудников и ее оперативное обновление посредством традицион-

92

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Галиахметова А.Т., Айтуганова Ж.И., 2015

Эффективное управление качеством образования в вузе..,

ных и современных информационно-коммуникационных (дистанционных) средств.

Для интеграции традиционной и дистанционной контрольно-аналитической деятельности необходимо формировать (создавать) объединения форм контроля (комплексы). Исследование показало эффективность следующего комплекса форм контрольно-оценочной деятельности:

а) непрерывная комплексная диагностика (мониторинг) и передача в органы управления вузом на дистанционной основе (с помощью информационно-коммуникационных средств и сетей) ключевых параметров жизнедеятельности подразделений (т.е. организация комплексного дистанционного мониторинга основных сведений о их деятельности);

б) анализ данных комплексного дистанционного мониторинга органом управления вузом, выявление «западающих» элементов в деятельности структурных подразделений и их сотрудников с целью выбора подразделения для глубокого его изучения (с выходом на место работы);

в) повышение эффективности традиционного контроля структурного подразделения (сокращение времени контроля, количества членов комиссии, рационализация процесса контрольно-аналитической деятельности) за счет:

- предварительного получения органом управления вузом от контролируемого структурного подразделения информации-отчета о своей деятельности (форма информации - отчета направляется в подразделение органом управления вуза по электронной сети; используются различные формы информации, в том числе, мультимедийные);

- анализа органом управления вуза полученной от подразделения информации - отчета и определения направлений деятельности, требующих дополнительного контроля подразделения в традиционной выездной форме (вследствие недостаточного отражения данных направлений деятельности в сетевой информации или слабого аргументирования причинно-следственных связей);

- выезда комиссии органа управления вуза в подразделение с целью более глубокого изучения отдельных сторон его жизнедеятельности и выявления причин конкретных достижений и неудач;

г) итоговый анализ данных комплексного контроля (на основе информации традиционного и дистанционного контроля);

д) разработка программы эффективного управления качеством образования в структурном подразделении;

е) разработка комплексной программы эффективного управления и самоуправления качеством образования в контролируемом подразделении.

Основными организационно-педагогическими условиями интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на

формирование и реализацию механизмов эффективного управления качеством образования в вузе, являются:

- наличие современных информационно-коммуникационных средств в органе управления вуза и структурных подразделениях [3];

- высокий уровень систематизации контрольно-оценочной информации в вузе;

- достижение устойчивой положительной мотивации специалистов органов управления вуза и руководителей структурных подразделений к изучению средств информационно-коммуникационных технологий и их использованию в процессе контрольно-аналитической деятельности;

- технологическая подготовка работников вуза к управлению образованием и подразделений к работе в условиях инновационной системы контроля;

- актуализация технологии самосовершенствования личности.

Новая система контрольно-оценочной деятельности в вузе позволяет не только реализовать все механизмы данной деятельности, но и механизмы управления качеством образования:

- содержательно-целевые;

- функционально-технологические;

- процессуальные;

- социально-психологические.

«Под механизмом управления качеством образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних компонентов образовательного процесса и связей между ними, выполняющих функцию «средства управления» («средства воздействия») с целью повышения качества образования» [4, с. 12].

Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля в высшем учебном заведении позволяет:

а) комплексно во взаимосвязи с предыдущим периодом работы и во взаимосвязи со средневузов-скими показателями определять задачи, содержание, технологии педагогической и управленческой деятельности в подразделениях (содержательно-целевые механизмы);

б) позволяет «настраивать» внутренние (формы, методы работы) и внешние (кадровые, материально-финансовые, информационные, научно-методические) ресурсы на цели и ключевые задачи структурных подразделений (процессные механизмы);

в) обеспечивает оперативное регулирование учебно-познавательной деятельности студентов, педагогической деятельности научно-педагогических работников, управленческой деятельности руководителей вуза с учетом особенностей внутренней и внешней среды (функционально-технологические механизмы);

г) обеспечивает активное включение всех руководителей и научно-педагогических работников образовательных организаций в инновационную систему контрольно-оценочной деятельности ор-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

93

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

гана управления вуза на основе реализации внутренних механизмов стимулирования, осознания всех потребностей (социально-психологические механизмы).

В процессе исследования нам удалось обосновать ее концептуальные положения. Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля в вузе является важным условием управления качеством образования в вузе, основанная на компьютерно-сетевых технологиях. Качество образования - это совокупность свойств образования, потенциально отвечающих требованиям заказчиков на образование (студентов, родителей, работодателей). Под управлением качеством образования мы понимаем процесс и результат обеспечения качества образования, необходимого заказчику.

Инновационная система контроля позволяет создать механизмы устойчивого и непрерывного развития вуза и эффективного управления качеством образования в вузе (т.е. с наименьшими затратами временных и кадровых ресурсов).

Разработанные модели интеграции традиционных и компьютерно-сетевых форм контроля были экспериментально проверены и широко апробиро-

ваны в практической деятельности ряда высших учебных заведений Республики Татарстан. Данная апробация позволила сделать вывод об эффективности экспериментальных моделей. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии данных моделей на основные параметры, характеризующие эффективность и качество деятельности высших учебных заведений.

Таким образом, интеграция традиционных и дистанционных форм контроля является важным условием эффективного управления качеством образования в высшем учебном заведении.

Библиографический список

1. Агранович М.Л. Международные индикаторы образования. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - С. 57-68.

2. Воробьев И.А. Контроль качества образования в вузах. - СПб.: КАРО, 2009 - 245 с.

3. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 126 с.

4. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 423-436.

94

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.