ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Галиахметова Альбина Тагировна
кандидат педагогических наук, доцент
Айтуганова Жанна Илевна
кандидат педагогических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет, г. Казань,
[email protected], [email protected]
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
В статье представлены результаты исследования деятельности вузов по решению актуальной проблемы - повышения качества образования, на основе активного использования в контрольно-аналитической деятельности компьютерных средств.
Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование системы интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на эффективное управление качеством образования в вузе. Были использованы такие методы, как анализ существующих форм контроля, их классификация, моделирование, эксперимент и др. Процесс создания интегративной системы традиционной и дистанционной контрольно-оценочной деятельности в образовательной организации представлен как целенаправленное и последовательное осуществление действий совокупного субъекта на конструирование и практическую реализацию новой модели контрольно-аналитической деятельности. Обеспечение компьютерной визуализации объектов образовательного учреждения и создание возможности интерактивного диалога руководителей подразделений вузов с педагогами, студентами предполагает возможность организации диалогового режима контроля по всем направлениям деятельности образовательной организации. Оперативный сбор информации на основе единой критериально-аналитической базы об образовательном учреждении по взаимосвязанным блокам и оперативная передача ее руководству вуза в дистанционной форме позволяет реально создать механизмы эффективного управления качеством образования на уровне вуза или его подразделений.
Ключевые слова: интеграция, интеграция традиционных и дистанционных форм контроля, качество образования, управление качеством образования.
В настоящее время модернизация системы образования невозможна без системных изменений в управленческой деятельности и повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в высших учебных заведениях. Проводимая в настоящее время контрольная деятельность в образовательных организациях недостаточно эффективна. Реализуемые традиционные формы контроля не обеспечивают полноты, объективности и системности информации о всех ключевых параметрах и направлениях деятельности вузов [1]. Наличие данных причин и низкая скорость получения информации об образовательных организациях не позволяют органам управления вузов сформировать и реализовать механизмы эффективного управления качеством образования.
Существующая традиционная система контрольно-оценочной деятельности в вузах не решает задачи стимулирования деятельности руководителей и научно-педагогических работников [2].
Важной причиной такого положения является существующая практика проведения контроля в высших учебных заведениях без активного использования информационно-коммуникационных средств, организация традиционных форм контроля без сочетания с дистанционными.
При сложившейся практике контроля не используются внутренние механизмы стимулиро-
вания деятельности руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений, внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию, технология самосовершенствования.
Одним из важных условий повышения эффективности контрольно-оценочной деятельности в высших учебных заведениях становится реализация компьютерно-сетевых форм контроля совместно с традиционными (интеграция традиционных и дистанционных форм контроля). Интеграция -это процесс и результат становления целостности, сопровождаемый уплотнением связей между ее составляющими. Под интеграцией традиционных и дистанционных форм контроля мы понимаем процесс и результат объединения данных систем в некоторую целостность, сопровождаемую уплотнением связей между данными формами.
Основной целью интеграции традиционных и дистанционных форм контроля в вузах является повышение эффективности контрольно-оценочной деятельности и формирование механизмов эффективного управления качеством образования на основе рационализации процессов сбора, обработки и передачи контрольной информации в органы управления и создание четко структурированной системы объективной информации о деятельности структурных подразделений и их сотрудников и ее оперативное обновление посредством традицион-
92
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Галиахметова А.Т., Айтуганова Ж.И., 2015
Эффективное управление качеством образования в вузе..,
ных и современных информационно-коммуникационных (дистанционных) средств.
Для интеграции традиционной и дистанционной контрольно-аналитической деятельности необходимо формировать (создавать) объединения форм контроля (комплексы). Исследование показало эффективность следующего комплекса форм контрольно-оценочной деятельности:
а) непрерывная комплексная диагностика (мониторинг) и передача в органы управления вузом на дистанционной основе (с помощью информационно-коммуникационных средств и сетей) ключевых параметров жизнедеятельности подразделений (т.е. организация комплексного дистанционного мониторинга основных сведений о их деятельности);
б) анализ данных комплексного дистанционного мониторинга органом управления вузом, выявление «западающих» элементов в деятельности структурных подразделений и их сотрудников с целью выбора подразделения для глубокого его изучения (с выходом на место работы);
в) повышение эффективности традиционного контроля структурного подразделения (сокращение времени контроля, количества членов комиссии, рационализация процесса контрольно-аналитической деятельности) за счет:
- предварительного получения органом управления вузом от контролируемого структурного подразделения информации-отчета о своей деятельности (форма информации - отчета направляется в подразделение органом управления вуза по электронной сети; используются различные формы информации, в том числе, мультимедийные);
- анализа органом управления вуза полученной от подразделения информации - отчета и определения направлений деятельности, требующих дополнительного контроля подразделения в традиционной выездной форме (вследствие недостаточного отражения данных направлений деятельности в сетевой информации или слабого аргументирования причинно-следственных связей);
- выезда комиссии органа управления вуза в подразделение с целью более глубокого изучения отдельных сторон его жизнедеятельности и выявления причин конкретных достижений и неудач;
г) итоговый анализ данных комплексного контроля (на основе информации традиционного и дистанционного контроля);
д) разработка программы эффективного управления качеством образования в структурном подразделении;
е) разработка комплексной программы эффективного управления и самоуправления качеством образования в контролируемом подразделении.
Основными организационно-педагогическими условиями интеграции традиционных и дистанционных форм контроля, ориентированной на
формирование и реализацию механизмов эффективного управления качеством образования в вузе, являются:
- наличие современных информационно-коммуникационных средств в органе управления вуза и структурных подразделениях [3];
- высокий уровень систематизации контрольно-оценочной информации в вузе;
- достижение устойчивой положительной мотивации специалистов органов управления вуза и руководителей структурных подразделений к изучению средств информационно-коммуникационных технологий и их использованию в процессе контрольно-аналитической деятельности;
- технологическая подготовка работников вуза к управлению образованием и подразделений к работе в условиях инновационной системы контроля;
- актуализация технологии самосовершенствования личности.
Новая система контрольно-оценочной деятельности в вузе позволяет не только реализовать все механизмы данной деятельности, но и механизмы управления качеством образования:
- содержательно-целевые;
- функционально-технологические;
- процессуальные;
- социально-психологические.
«Под механизмом управления качеством образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних компонентов образовательного процесса и связей между ними, выполняющих функцию «средства управления» («средства воздействия») с целью повышения качества образования» [4, с. 12].
Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля в высшем учебном заведении позволяет:
а) комплексно во взаимосвязи с предыдущим периодом работы и во взаимосвязи со средневузов-скими показателями определять задачи, содержание, технологии педагогической и управленческой деятельности в подразделениях (содержательно-целевые механизмы);
б) позволяет «настраивать» внутренние (формы, методы работы) и внешние (кадровые, материально-финансовые, информационные, научно-методические) ресурсы на цели и ключевые задачи структурных подразделений (процессные механизмы);
в) обеспечивает оперативное регулирование учебно-познавательной деятельности студентов, педагогической деятельности научно-педагогических работников, управленческой деятельности руководителей вуза с учетом особенностей внутренней и внешней среды (функционально-технологические механизмы);
г) обеспечивает активное включение всех руководителей и научно-педагогических работников образовательных организаций в инновационную систему контрольно-оценочной деятельности ор-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
93
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
гана управления вуза на основе реализации внутренних механизмов стимулирования, осознания всех потребностей (социально-психологические механизмы).
В процессе исследования нам удалось обосновать ее концептуальные положения. Интеграция традиционных и дистанционных форм контроля в вузе является важным условием управления качеством образования в вузе, основанная на компьютерно-сетевых технологиях. Качество образования - это совокупность свойств образования, потенциально отвечающих требованиям заказчиков на образование (студентов, родителей, работодателей). Под управлением качеством образования мы понимаем процесс и результат обеспечения качества образования, необходимого заказчику.
Инновационная система контроля позволяет создать механизмы устойчивого и непрерывного развития вуза и эффективного управления качеством образования в вузе (т.е. с наименьшими затратами временных и кадровых ресурсов).
Разработанные модели интеграции традиционных и компьютерно-сетевых форм контроля были экспериментально проверены и широко апробиро-
ваны в практической деятельности ряда высших учебных заведений Республики Татарстан. Данная апробация позволила сделать вывод об эффективности экспериментальных моделей. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии данных моделей на основные параметры, характеризующие эффективность и качество деятельности высших учебных заведений.
Таким образом, интеграция традиционных и дистанционных форм контроля является важным условием эффективного управления качеством образования в высшем учебном заведении.
Библиографический список
1. Агранович М.Л. Международные индикаторы образования. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - С. 57-68.
2. Воробьев И.А. Контроль качества образования в вузах. - СПб.: КАРО, 2009 - 245 с.
3. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 126 с.
4. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 423-436.
94
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21