Научная статья на тему 'Эффективное управление долгом: реальность или необходимость'

Эффективное управление долгом: реальность или необходимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / MUNICIPAL DEBT / BORROWINGS / PUBLIC DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярцева Ирина Юрьевна

Затронуты вопросы эффективного управления долгом. Представлен долг субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе долг муниципального образования «Город Томск», по состоянию на 1 января 2014 г. Рассмотрены расходы на обслуживание муниципального долга к муниципальному долгу как стоимость заемных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective control of debt: reality or need

The article touches upon the issues of effective debt management. Presents the debt of the RF subjects and municipal formations, including the debt of the municipal formation "the City of Tomsk, as of January 1, 2014. Considered the maintenance costs of municipal debt municipal debt as the cost of borrowed funds.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление долгом: реальность или необходимость»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 4(16) 2014

УДК 336.276.1 И.Ю. Ярцева

ЭФФЕКТИВНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ДОЛГОМ:

РЕАЛЬНОСТЬ

ИЛИ

НЕОБХОДИМОСТЬ

Затронуты вопросы эффективного управления долгом. Представлен долг субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе долг муниципального образования «Город Томск», по состоянию на 1 января 2014 г. Рассмотрены расходы на обслуживание муниципального долга к муниципальному долгу как стоимость заемных средств.

Ключевые слова: муниципальный долг, заемные средства, государственный долг.

Замедление в последнее время темпов роста экономики заставляет для исполнения всех принятых обязательств всё чаще принимать бюджеты субъектов и муниципалитетов с максимальной величиной дефицита, что неминуемо ведет к наращиванию государственного и муниципального долга соответственно.

С 2008 г. общий объем государственного долга субъектов Федерации увеличился почти в 3 раза с 600 до 1738 млн руб.; за последние два года, т.е. после принятия майских указов президента в 2012 г., - практически в 1,5 раза, а за 2013 г. -на 29 %.

Рост государственного долга субъектов РФ по итогам 2014 г. может составить порядка 40 %. При этом за предстоящие три года государственный долг субъектов РФ может удвоиться и достичь 3,2 трлн руб.

Год назад Минфин РФ сообщал, что на реализацию президентских инициатив по зарплате регионы дополнительно потратят 228 млрд руб. в 2013 г., 479 млрд руб. в 2014 г. и 673 млрд руб. в 2015 г. Вместе с тем собственные доходы регионов ограничены возможностями экономики, рост которой постепенно замедляется. Так, по оценкам Минфина РФ, доходы регионов в 2013 г. увеличились на 1 %, а расходы - на 6-7 %. Важно отметить, что у субъектов РФ в основном стагнировали собственные доходы из-за ключевого налога на прибыль организаций, поступления которого значительно сократились в 2013 г. (на 10-40 % к 2012 г. и более чем на 50 % по ряду регионов). Помимо торможения экономики, давление на доходы субъектов РФ оказали законодательные инициативы федеральных властей в области налогообложения. Отчасти компенсировать потери в дохо-

дах смог более устойчивый НДФЛ, прибавивший практически у всех регионов примерно 10-15 %.

Основную долю - 40 % в 2013 г. в государственном долге субъектов РФ занимают банковские кредиты, лишь 7 % в структуре долга составляют государственные гарантии. Около 26 % долга приходится на долговые ценные бумаги. При этом нельзя не отметить, что эта доля на протяжении последних трех лет неуклонно снижается. На 1 января 2010 г. она достигала своего максимального значения в 44 % [1. С. 65]. Доля бюджетных кредитов в общем объеме госдолга составила 27 % (более 469 млрд руб.).

В 2014 г. Минфин РФ закладывает бюджетную помощь регионам в сумме 120 млрд руб. с процентной ставкой 0,1 годовых сроком на 3 года, т.е. на комфортных нерыночных условиях. Очевидно, что данных отчислений из федерального центра недостаточно. Кроме того, на основании постановления Правительства РФ от 21.08.14 № 836 «О внесении изменений в Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2014 год» для субъектов РФ ужесточились условия предоставления бюджетных кредитов, добавлены дополнительные обязательства наряду с прочими, такие как сохранение дефицита бюджета субъекта РФ на уровне, утвержденном на 2014 г., по состоянию на 1 июля 2014 г. и его поэтапное снижение к 1 января 2017 г. до 10 % суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений за 2016 г. и поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта РФ по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта РФ к 1 января 2017 г. до уровня 50 % суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 г. [2].

При этом в 2014-2016 гг. Минфин РФ объявил об уменьшении объема бюджетного кредитования, что заставит субъекты РФ выйти на рынок облигаций или кредитный рынок. Вместе с тем вопрос, чему отдать предпочтение - росту банковского кредитования или объема облигационных займов, остается открытым, так как нельзя не учитывать наличие в настоящее время определенных сложностей и неудобств для регионов на пути к публичному долговому рынку.

Положительной стороной сложившейся ситуации можно отметить присвоение рейтингов субъектам и муниципальным образованиям, несмотря на то, что по субъектам агентства рейтинги понижают и изменяют прогнозы на «негативные».

Рейтинг имеют около 66 % субъектов Российской Федерации, из них уровня ВВ, обозначающего платежеспособность заемщика, при которой финансовая гибкость позволяет обслуживать свои обязательства, только 35 %.

Негативным фактором привлечения денежных средств на публичном долговом рынке является рост долга по отношению к доходам. По данным Минфина РФ, на конец 2013 г. 7 субъектов имели государственный долг, превышающий 100 % налоговых и неналоговым доходов, 16 субъектов закончили год с долгом в размере от 75 до 100 % доходов, 21 субъект - с долгом в пределах 50-75 %, 39 субъектов - с долгом менее 50 % от доходов.

Долг муниципальных образований по состоянию на 1 января 2014 г. оценивался в 284 млрд руб., из которых муниципальным облигациям принадлежало всего 4 %. Основная задолженность (порядка 53 %) была по банковским кредитам. Около 32 % общего долга составляли бюджетные кредиты и 11 % - муниципальные гарантии.

Так, в этих 4 % всего у 5 муниципалитетов облигации находятся в обращении. Одним из них является муниципальное образование «Город Томск», в структуре которого на 1 января 2014 г. основную долю в 56 % занимают банковские кредиты, ценные бумаги составля-

ют 35 %, бюджетные кредиты - 9 %, муниципальные гарантии отсутствуют.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 14 марта 2014 г. впервые присвоило долгосрочные рейтинги г. Томску в иностранной и национальной валюте на уровне BB, а также краткосрочный рейтинг в иностранной валюте B. Кроме того, агентство присвоило национальный долгосрочный рейтинг городу на уровне «AA-(rus)». Прогноз по всем рейтингам «стабильный».

12 сентября 2014 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) г. Томска, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне BB со «стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте B. Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг города на уровне «AA-(rus)» со «стабильным» прогнозом (табл. 1).

При этом среди муниципальных образований РФ кредитный рейтинг имеют только 12 городов, из них рейтинг уровня ВВ - 10. Наряду с Томском они присвоены Красноярску, Новосибирску, Самаре, Нижнему Новгороду.

Таблица 1. Сравнение исполнения бюджетов эмитентов облигаций по итогам 2013 г.

Город Рейтинг (Fitch, S&P, Moody's) Доходы, млн руб. Собственные доходы Расходы, млн руб. Профицит/дефицит Долг на 01.01.2014 г.

млн руб. % дох. млн руб. % дох. млн руб. % соб. дох.

Казань BB- (Fitch) 21 845 13 737 62,9 23 552 -1 707 7,8 30 216 220,0

Волгоград Ba3 (Moody's) 15 630 9 838 62,9 16 656 -1 026 6,7 5 888 59,8

Новосибирск BB+ (S&P) 39 498 23 629 59,8 42 143 -2 645 6,7 12 768 54,0

Томск BB (Fitch) 11 915 5 881 49,4 12 806 -891 7,5 3 021 51,4

Краснодар Ba2 (Moody's) 22 026 13 667 62,0 22 284 -258 1,2 2 742 20,1

Предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям на более жестких условиях, чем предоставление бюджетных кредитов субъектам Федерации, стало одной из причин проведения эффективной долговой политики в муниципальном образовании «Город Томск». Так, например, бюджету г. Томска предоставлен бюджетный кредит в сумме 270 млн руб. сроком на три года из бюджета Томской области под 8,25 % годовых. В то же время администрацией города Томска заключены двух- и трехлетние контракты с коммерческими банками о предоставлении кредитов по ставкам 7,7-7,75 % .

Кроме того, учитывая принятие бюджета с 4 дефицитом на протяжении ряда лет, соотноше-

ние муниципального долга к собственным доходам города выросло с 39,8 % в 2010 г. до 55,1 %

в 2013 г., что также послужило необходимостью реализации эффективной политики обслуживания муниципального долга.

В рамках ее реализации были разработаны основные принципы эффективного управления муниципальным долгом г. Томска:

1. Стремление к увеличению срочности долга.

2. Обеспечение равномерных погашений по графику выплат долга.

3. Диверсификация долгового портфеля по кредиторам путем организации выпуска ценных бумаг.

Средства, привлеченные в результате размещения Томского облигационного займа сфиксированным купонным доходом и амортизацией долга в июне 2010 г. и в декабре 2012 г., были направлены на замещение действующих

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

кредитов, что позволило диверсифицировать структуру муниципального долга, сократить риски рефинансирования, улучшить график погашения муниципального долга, увеличить средневзвешенную дюрацию долга, а также сократить расходы на обслуживание муниципального долга на 15,2 и 3,1 млн руб. соответственно.

4. Наличие доступа к различным рынкам заимствований в любой момент времени.

5. Последовательная реализация плана обслуживания и погашения долга.

6. Применение различных источников привлечения временно свободных средств в целях сокращения расходов на обслуживание долга [3. С. 45].

К основным мероприятиям, проводимым администрацией г. Томска в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, можно отнести:

- проведение работы по снижению процентных ставок в рамках заключенных муниципальных контрактов с коммерческими банками, что позволило снизить процентные ставки в рамках заключенных муниципальных контрактов с коммерческими банками в среднем на 3,1 % за 3 года и тем самым сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 7,3 млн руб. в 2010 г., 1,2 млн руб. в 2011 г. и 2,2 млн руб. в 2013 г.;

- проведение аукционов по привлечению кредитных ресурсов.

В 2011 г. в результате проведения аукционов по привлечению кредитов сложилась экономия по расходам на обслуживание муниципального долга в размере 5,7 млн руб., в 2013 г. - 4,4 млн руб.;

- использование временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений, а также свободных средств бюджета муниципального образования «Город Томск» с последующим восстановлением.

В результате введения с 01.09.2011 механизма погашения долговых обязательств за счет вре-

менно свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений с последующим восстановлением отвлеченных средств экономия по расходам на обслуживание муниципального долга за 2011 г. составила 1,4 млн руб., в 2012 г. -

23.8 млн руб., в 2013 г. - 34,9 млн руб.;

- погашение имеющихся долговых обязательств за счет направления остатков средств бюджета муниципального образования «Город Томск», сложившихся на 1 января очередного финансового года на едином счете бюджета.

Начиная с 2012 г. в г. Томске осуществляется погашение имеющихся долговых обязательств за счет направления остатков средств бюджета муниципального образования «Город Томск», сложившихся на 1 января очередного финансового года на едином счете бюджета. Это позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в 2012 г. на 1,7 млн руб., в 2013 г. - на 2,9 млн руб.

Кроме того, для досрочного погашения действующих долговых обязательств администрация г. Томска с 2014 г. активно использует остатки средств казенных учреждений, находящиеся во временном распоряжении, с последующим их восстановлением. Данные средства перечисляются на лицевые счета муниципальных заказчиков - казенных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве обеспечения исполнения муниципальных контрактов и обеспечения заявок на участие в торгах.

Проведение указанных мероприятий по управлению муниципальным долгом сократило расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом в 2010 г. на 28,5 %, или 71,2 млн руб., в 2011 г. на 23,3, %, или 50,6 млн руб., в 2012 г. -

22.9 %, или 46,8 млн руб., в 2013 г. на 23,4 %, или 59,9 млн руб.

Таблица 2. Динамика расходов на обслуживание муниципального долга г. Томска в 2010-2013 гг.

Наименование 2010 2011 2012 2013

Расходы на обслуживание муниципального долга, млн руб. 178,7 166,3 157,8 196,5

Муниципальный долг, млн руб. 1 642,2 2 179,0 2 490,0 3 020,8

Отношение расходов на обслуживание муниципального долга к муниципальному долгу, % 10,9 7,6 6,3 6,5

Индекс потребительских цен, % 8,8 6,1 6,6 6,5

В результате реализации последовательной политики администрации г. Томска по управлению муниципальным долгом, несмотря на рост муниципального долга в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 32,7 %, расходы на его обслуживание снизились на 7 % по сравнению с 2010 г. В 2012 г. при росте муниципального долга по сравнению с 2011 г. на 14,3 % расходы на его обслуживание сократились по сравнению с 2011 г. на 5,1 %.

Как видно из табл. 2, в муниципальном образовании «Город Томск» постоянно ведется работа по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга. И если в 2010 г. отношение расходов на обслуживание муниципального долга к самому муниципальному долгу составляло 10,9 %, то в 2012— 2013 гг. данная величина составила 6,3 и 6,5 % соответственно. Отношение расходов на обслуживание муниципального долга к муниципальному долгу означает процент, который платит муниципальное образование за пользование заемными средствами в отчетном году и, по сути, является стоимостью заемных средств.

В 2012 г. в муниципальном образовании «Город Томск» отношение расходов на обслуживание муниципального долга к муниципальному долгу составило 6,3 %, что меньше индекса потребительских цен 2012 г., а это значит, что цена заемных средства для города не превышает средний уровень цен на товары и услу-

ги за 2012 г. и город получает «дешевые» деньги [4. С. 47].

В соответствии с приказом Минфина РФ от 03.12.2010 № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» одним из индикаторов, характеризующих качество управления долговыми обязательствами, является отношение расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) к среднему объему государственного долга субъекта РФ (за исключением сумм по государственным гарантиям). На основании вышеуказанного приказа был произведен расчет стоимости государственного долга Томской области и муниципального долга г. Томска [5].

Объем рыночного долга по каждому месяцу 2013 г. определялся как разность между общим объемом долга, бюджетными кредитами и гарантиями, т. е. из величины долга на каждую отчетную дату (на 1 число каждого месяца) вычитался объем бюджетных кредитов и гарантий (табл. 3).

Общий годовой объем расходов на обслуживание рыночного долга определялся как разница между общим объемом расходов на обслуживание долга и объемом расходов на бюджетные кредиты.

Конечная стоимость рыночного долга для г. Томска и Томской области рассчитывалась как соответствующее отношение расходов на обслуживание рыночного долга к среднему объему рыночного долга на соответствующую отчетную дату (без учета внутримесячных погашений).

Таблица 3. Объем рыночного долга и расходов на его обслуживание

Томская область тыс. руб. г. Томск тыс. руб.

Расходы на обслуживание бюджетных кредитов 44 939,1 Расходы на обслуживание бюджетных кредитов 22 275,0

Средний объем рыночного долга 8 555 329,3 Средний объем рыночного долга 2 097 298,9

Расходы на обслуживание рыночного долга 726 960,9 Расходы на обслуживание рыночного долга 174 193,7

Полученные расчеты показывают, что стоимость государственного долга Томской области в соответствии с методикой Минфина РФ составила 8,5 % годовых, стоимость муниципального долга для Томска - 8,31 % за 2013 г.

Исходя из анализа указанных в статье положений, следует, что эффективное управление долгом на данный момент - мера, необходимая для субъектов РФ и уже давно ставшая реальностью для муниципальных образований.

Литература

1. Ермак А.П. Рынок субфедеральных облигаций: основные итоги 2013 года и перспективы // Рынок ценных бумаг. - 2014. - № 2. - С. 62-68.

2. Постановление Правительства РФ от 21.08.14 № 836 «О внесении изменений в Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2014 год».

3. Ярцева И.Ю. Принципы эффективного управления муниципальным долгом города Томска и основные проблемы, препятствующие реализации долгосрочной долговой политики // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 1. -С. 41-45.

4. Рукавишникова А.С. Сокращение расходов на обслуживание муниципального долга как оптимизация его стоимости // Проблемы учета и финансов. - 2014. -№ 1(13). - С. 46-48.

5. Приказ Минфина РФ от 03.12.2010 № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.