27 (117) - 2012
Муниципальные финансы
УДК 336.717
ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА
ГОРОДА КАЗАНИ
Г. Т. ГАФУРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: gtgafurova@rambler. ru Институт экономики, управления и права
(г. Казань)
В условиях хронического дефицита муниципальных бюджетов одной из наиболее актуальных задач становится организация эффективной системы управления муниципальным долгом. В работе проанализирована динамика и структура муниципального долга города Казани, выявлены основные проблемы, с которыми столкнулся город в результате принятых обязательств по проведению XXVII Всемирной Универсиады. Сделаны выводы относительно устойчивости муниципального бюджета в условиях возросшей долговой нагрузки на бюджет.
Ключевые слова: муниципальный долг, динамика, оценка, Казань, муниципальный заем, кредит.
Доходы бюджетов значительной части регионов, городов и муниципалитетов РФ не обеспечивают необходимого объема финансовых ресурсов для решения задач развития. Особенно в условиях, когда на органы местной власти перемещаются практически все инвестиционные расходы при одновременном сокращении средств, остающихся в их распоряжении. Для многих из них практически единственным источником развития является механизм финансирования, основанный на трансфертах, дотациях, субсидиях, субвенциях и т. д. Однако средства, полученные таким образом, как правило, идут на решение острых социальных проблем, т. е. фактически на текущие расходы, а не на инвестиции.
В условиях централизации налоговых и иных доходов отказ региона от займов равносилен от-
казу от идеи ускорения своего экономического и социального развития. Это определяет острую потребность городов и муниципалитетов в притоке заемного капитала для создания современной инфраструктуры и повышения качества жизни населения. Это необходимые условия для повышения инвестиционной привлекательности региона и предпосылки прихода туда частного капитала.
Зачастую для местных властей единственным источником долгового финансирования являются кредиты местных банков, не имеющих необходимой ресурсной базы, но имеющих монопольный (местный филиал Сбербанка России) или олигопольный статус в предоставлении финансовых услуг на локальном рынке с соответствующими условиями кредитования (кредиты на срок в один год и очень высокие процентные ставки).
Указанные положения определяют необходимость разработки мероприятий по развитию системы муниципальных заимствований как путем создания рынка муниципальных займов, так и совершенствованием сложившихся механизмов заимствования.
Город Казань - столица Республики Татарстан. Казань - один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и строительству город Поволжья. В 2011 г. валовый продукт города составил 380 млрд руб., средняя заработная плата - 22,3 тыс. руб.
Инновационная экономика в Казани представлена крупнейшим в России ИТ-парком, а также одним из самых больших в Европе технопарком «Идея». На протяжении всего постсоветского периода столица Татарстана является лидером Поволжья в жилом строительстве и одним из первопроходцев России в реализации государственных программ социальной ипотеки и ликвидации ветхого жилья. Особенно широко реализована в Казани республиканская программа ликвидации ветхого жилья, которая была пилотной и уникальной в России.
В 2013 г. в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада, в 2015 г. - чемпионат мира по водным видам спорта, а в 2018 г. столица Татарстана станет одним из городов, в которых будет проводиться чемпионат мира по футболу.
Активная роль города в решении социально-экономических проблем, развитии туризма и инфраструктуры ставит перед руководством города проблему финансового обеспечения обязательств, принятых в связи с проведением крупнейших международных спортивных мероприятий. Бюджетные возможности города ограничены, что неизбежно приводит к формированию серьезного дефицита бюджета, основным источником финансирования которого в последние три года стали муниципальные займы.
В результате активной заемной деятельности администрации на бюджет непосильным бременем лег огромный долг, значительно превышающий возможности города по его обслуживанию. С момента принятия обязательств по проведению спортивных мероприятий (май 2008 г.) долговые обязательства города возросли более чем в пять раз. При этом достаточно показательной является динамика отдельных видов заемных средств в структуре долга города (табл. 1).
Данные табл. 1 отражают разнонаправленную динамику всевозможных видов муниципальных
займов. Так, за анализируемый период общая сумма банковских кредитов сократилась на 25,5 %, хотя в течение трех лет в отдельные периоды наблюдался рост заимствований по этому направлению (вторая половина 2010 г.).
Сумма предоставленных муниципальных гарантий оставалась стабильной на протяжении всего периода. Гарантия была предоставлена унитарным предприятием «Водоканал» на сумму 252,5 млн руб. до 2017 г. Однако обязательство было прекращено досрочно в октябре 2010 г.
Что касается муниципальных облигаций, то их динамика также была положительной - прирост за рассматриваемый период составил 21 %.
За последние четыре года в структуре долга также произошли существенные изменения (рис. 1).
Диаграмма наглядно демонстрирует смещение акцента в финансировании дефицита бюджета с банковских кредитов на бюджетные кредиты министерства финансов Республики Татарстан. Если на долю банковских кредитов в структуре долга в 2008 г. приходилось 52 % всех займов, то к концу 2011 г. - только 10,9 %. Приоритет в этот период начал отдаваться бюджетным кредитам, использование которых по экономическим характеристикам оказалось намного выгоднее бюджету Казани - они характеризуются более низкими процентными ставками и более длительными сроками кредитования.
Аналогичным образом сократилась и доля муниципальных облигаций - с 39,7 до 5,6 %. Впрочем, сокращение связано не со снижением этого вида задолженности, а с существенным ростом в структуре долга бюджетных кредитов.
Относительно муниципальных облигаций следует отметить, что за анализируемый период было размещено несколько выпусков муниципальных облигаций. Это ценные бумаги на предъявителя, предусматривающие выплату фиксированного
Таблица 1
Муниципальный долг г. Казани в 2008-2011 гг., млн руб. [4]
Показатель 2009 2010 2011
01.01 01.04 01.07 01.10 01.01 01.04 01.07 01.10 01.01 10.04 01.07 01.10
Банковские 3 014,8 2 963,9 5 506,5 5 606,7 3 041,4 2 859,5 3 460,4 3 264,2 1 852,0 1 852,0 2 244,0 2 244,0
займы
Бюджетные 210,9 244,3 222,9 1 201,1 5 188,2 8 682,7 12 179,1 12 174,6 14 160,3 20 149,7 20 134,2 25 502,4
кредиты
Гарантии 262,5 262,5 252,5 262,5 262,5 262,5 262,5 262,5 - - - -
Облигации 2 300,0 2 300,0 2 300,0 - 2 000,0 2 000,0 1 567,5 1 567,5 3 175,6 3 175,6 2 783,7 2 783,7
Всего 5 788,2 5 770,7 8 291,9 7 070,3 10 492,1 13 804,7 17 469,5 17 268,7 19 187,9 25 177,2 25 161,9 30 530,1
100
80
60
40 -
20 -
I
П
О)
0 0 2
О)
0 0
сч г^
0
О)
0 0
сч
О
0 2
0
сч
0
0
сч
0
0 2
0 2
0
сч
0
0
сч
0
0 2
0 2
□ Банковские займы □ Бюджетные кредиты □ Гарантии □ Облигации Рис. 1. Структура муниципального долга г Казани, %
купонного дохода и погашение номинальном стоимости частями. Всего на данный момент размещено шесть выпусков облигаций.
Объем муниципальных обязательств, возникший в 2011 г. в результате эмиссии облигаций и подлежащий исполнению в 2011-2014 гг., составил 3 175 млн руб. В мае 2011 г. были погашены остатки задолженности по шестому займу в размере 391,9 млн руб. В результате долг, выраженный в муниципальных облигациях, сократился до 2,5 млрд руб.
В структуре долга в виде облигаций по состоянию на 1 января 2012 г. присутствуют ценные бумаги седьмого выпуска с непогашенной частью в 1 700 млн руб. Седьмой облигационный займ муниципальных облигаций 2010 г. г. Казани был размещен в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с постоянным купонным доходом и амортизацией долга на Московской межбанковской валютной бирже в объеме 2 млрд руб. со сроком обращения 1 456 дней и ставкой купонного дохода 8,75 %. Этому выпуску ценных бумаг был присвоен долгосрочный рейтинг в национальной валюте В+ по национальной шкале A (rus) ведущего международного рейтингового агентства Fitch Ratings CIS Ltd.
В 2011 г. город планировал к размещению восьмой выпуск облигаций на общую сумму 2 млрд руб. со сроком обращения пять лет [3]. Размещение было начато на ММВБ, но затем выпуск не пошел в связи с отсутствием спроса на облигации.
Несмотря на возросшее долговое бремя, доля непогашенной части займов остается практически
неизменной - около 87 %, хотя в отдельные периоды наблюдалось сокращение этого показателя (в первой половине 2010 г.). Сохранение стабильного уровня непогашенной части капитального долга Казани объясняется регулярно проводимой администрацией города практикой рефинансирования долгов. Так, в 2009 г. был привлечен ряд кредитов Сбербанка России сроком на три года, однако они были досрочно погашены за счет привлеченных от министерства финансов РТ бюджетных кредитов.
Вместе с тем к концу 2011 г., несмотря на общее сокращение суммы кредитов, доля непогашенной части выросла до 91 %, что также подтверждает вывод о рефинансировании долга благодаря появлению в структуре долга новых кредитов от ВТБ и одновременному сокращению задолженности по муниципальным облигациям.
Важное значение при анализе муниципального долга имеет его оценка с точки зрения выполнения требований Бюджетного кодекса РФ. Данные табл. 2 позволяют сделать ряд важных выводов. Прежде всего стоит отметить, что долг муниципального образования находится в пределах пороговых значений относительно величины валового территориального продукта (ВТП) - за анализируемый период данное соотношение не превысило 8 %.
Однако при этом можно наблюдать устойчивый рост данного показателя. Обращает на себя постоянное превышение темпов роста величины долга над темпами роста доходов бюджета (без учета финансовой помощи). А в кризисный 2009 г. при сокращении доходов наблюдался рост долга на 81 %. С одной стороны, эта ситуация вполне предвиденная, поскольку в условиях дефицита бюджета именно займы выступают основным источником его финансирования. С другой стороны, постоянный рост долга увеличивает и расходы на его обслуживание, что неизбежно приведет в дальнейшем к проблеме сокращения расходов по другим направлениям [2, с. 118-121].
В настоящее время бюджет Казани тратит порядка 800 млн руб. только на выплату процентов
0
Таблица 2
Показатели долговой нагрузки на бюджет г. Казани [4]
Показатель 2008 2009 2010 2011 Норматив
Доходы бюджета без межбюджетных трансфертов, млн руб. 9 432,1 8 524,2 9 150,6 9 403,1 -
Долг 5 788,2 10 492,1 19 187,9 30 516,2 -
Долг от доходов бюджета без финансовой помощи, % 61,4 123,1 209,7 325,7 100
Долг без бюджетных кредитов 5 577,1 5 303,9 5 027,6 5 027,7 -
Долг без бюджетных кредитов, % от доходов 59,1 62,2 54,9 53,5 100
Валовый территориальный продукт, млрд руб. 178 277 306 380 -
Муниципальный долг/ВТП, % 3,2 3,8 6,2 8,0 -
Расходы на обслуживание долга, млн руб. 499 793 701 871 -
Доля расходов на обслуживание долга в расходах бюджета, % 2,7 4,2 6,1 7,2 15
по обязательствам, а погашение займов идет пока за счет рефинансирования. Однако опыт России по рефинансированию долга в 1990-х гг. наглядно продемонстрировал, что такая стратегия может привести к дефолту.
Расходы бюджета муниципального образования на обслуживание долговых обязательств в соответствии со ст. 111 Бюджетного кодекса РФ не должны превышать 15 % от общего объема расходов бюджета [1]. Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что в настоящее время муниципальному образованию удается удерживать расходы на выплату процентов в пределах нормативных значений, однако этот показатель постоянно растет. Если в 2008 г. на выплату процентов направлялось 2,7 % от общей суммы расходов, то в 2011 г. - 7,2 %. Поскольку большая часть займов должна быть погашена в 2013-2014 г., возникает опасность несоблюдения требований законодательства в этот период относительно объемов средств, направляемых на обслуживание муниципального долга.
350-т 300250200150100500--
2010 г.
2008 г. 2009 г.
—♦—Долг / доходы
Долг (без бюджетных кредитов) / доходы
Рис. 2. Соотношение между долгом г. Казани и доходами бюджета без учета межбюджетных трансфертов, %
Наиболее серьезная проблема с соблюдением норм закона возникает при оценке размеров муниципального долга относительно доходов бюджета (рис. 2). Предельный объем муниципального долга, как устанавливает п. 3 ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, не должен превышать утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Данные рис. 2 отражают нарушение указанного требования на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2008 г. Уже в 2009 г. муниципальный долг превосходил возможности бюджета на 23 %. В 2010 г. долг более чем в 2 раза превысил требования ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, а в 2011 г. - более чем в 3 раза.
Безусловно, формально идет нарушение законодательства, однако в условиях кризиса Федеральным законом от 09.04.2009 N° 58-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ было внесено дополнение, в соответствии с которым до 1 января 2017 г. предельный объем муниципального долга может превысить установленное ограничение в пределах объема муниципального долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года.
Поэтому важное значение в оценке имеет сопоставление величины долга с доходами бюджета Казани, но без бюджетных кредитов. Данные рис. 2 показывают, что данное соотношение находилось в пределах нормы - 5560 % в течение анализируемого периода. Следовательно, пока действует указанная поправка, муниципальное образование не нарушает требований Бюджетного кодекса РФ.
2011 г.
7х"
27
Таким образом, общая оценка долга муниципального образования Казани отражает постоянное ухудшение финансового состояния города, а также рост долговой нагрузки на бюджет. Увеличение муниципального долга связано главным образом с реализацией мероприятий по подготовке города к проведению Универсиады-2013.
До 2008 г. для Казани основной формой муниципальных заимствований являлись банковские кредиты. Учитывая относительно небольшую потребность в заемных средствах, объема банковского кредитования было достаточно как для финансирования дефицита бюджета, так и для рефинансирования долга.
Однако в условиях вновь возникших бюджетных обязательств по подготовке города к проведению крупных спортивных мероприятий банковские кредиты начали терять свою значимость в структуре муниципального долга (рис. 3). Наблюдалось постепенное их сокращение с незначительным ростом к концу 2011 г. Кроме того, существенно сократилась и доля банковских кредитов в связи с ростом в сумме долга бюджетных кредитов.
За анализируемый период структура кредиторов муниципального образования менялась неоднократно. Можно отметить стабильное присутствие в структуре муниципального долга бюджетных кредитов, полученных от Банка Москвы и Сбербанка России.
Наиболее долгосрочный кредит в структуре банковских кредитов был получен от «АК БАРС» Банка в 2004 г. и имел срок погашения в конце 2010 г. Долг был погашен в соответствии с кредитным договором 25 декабря 2010 г. Ставка процента по кредиту составляла 6,8 % годовых. Однако наибольший интерес представляет два двухдневных кредита, взятых в марте 2009 г. -на сумму 700 и 200 млн руб. под 16 % годовых. Привлечение сверхкраткосрочного кредита было связано с необходимостью покрытия возникшего временного кассового разрыва в доходах бюджета.
На начало 2009 г. в структуре банковских кредитов преобладали займы Банка Москвы (по пяти кредитным договорам) на общую сумму 1,75 млрд руб.
6 000
5 000 --
4 000 --
3 000 --
2 000 --
1 000 --
Все заключенные соглашения по срокам не превысили одного года. Процентные ставки по договорам, заключенным в конце 2008 г., варьировались в пределах 13,5-14,5 % годовых.
Однако в условиях кризиса ликвидности, сформировавшегося в российской банковской системе, уровень процентных ставок резко вырос уже в начале 2009 г. Так, кредит, предоставленный Банком Москвы в марте 2009 г., предполагал процентную ставку в размере 22,5 % годовых. Однако в сентябре условия кредитного договора были пересмотрены, и ставка была снижена до 17,25 %. Несмотря на это, обязательства по кредитным договорам были исполнены досрочно, поскольку сложившийся в тот период уровень процентных ставок ложился непосильным бременем на муниципальный бюджет.
После этого Казань неоднократно привлекала займы рассматриваемого банка, на долю которого к началу 2012 г. приходилось 12 % всех банковских кредитов. Однако уровень процентных ставок постоянно снижался - в конце 2009 г. были привлечены займы под 13,75 % годовых, также погашенные досрочно, а уже в начале 2010 г. ставки по кредитам банка снизились до 9,5 %. Последний кредит был привлечен в августе 2011 г. под 5,9 % годовых, капитальная часть по которому была погашена в январе 2012 г.
В настоящее время в структуре банковских кредитов преобладают кредиты Сбербанка России. Здесь также можно отметить постоянное изменение срочности займов и уровня процентных ставок.
Уровень ставок варьировался в пределах 1113,8 % годовых, причем он был тем выше, чем меньше срок займа. В условиях кризиса город прибегал
70 -- 60 -- 50 -- 40 -- 30 -- 20 -- 10 0
СП СП 0 0 1 1 см
00 00 10 10 10 10 О
гм 2. 2. 2. СЧ|
V- V- .7 .1 .7 ^
о о о 0. 0. 0. О
10 10 10 10 10 10 о
1=1 Сумма долга, млн руб. -ф- Доля в структуре долга, %
Рис. 3. Динамика банковских кредитов в 2008-2011 гг. [4]
к заключению новых соглашений со Сбербанком России, поскольку все договоры, заключенные в 2008 г., не превышали срока в один год. Поэтому необходимо было рефинансировать имеющуюся у города задолженность.
Уже во втором квартале 2009 г. было заключено 4 новых договора на сумму 2,8 млрд руб. Однако уровень процентных ставок был также достаточно высок - 18-21 % годовых. С учетом того, что займы были привлечены на три года, расходы на обслуживание вновь возникших обязательств могли достаточно серьезно отразиться на расходах бюджета. Поэтому три из четырех займов были погашены досрочно в июле 2009 г. за счет рефинансирования, проведенного через использование бюджетных кредитов. Наиболее крупный кредит в размере 2,2 млрд руб. также был погашен досрочно к началу 2010 г.
В целом для долговой политики Казани свойственна некоторая суетливость в принятии решений. Большинство займов, привлеченных в 2009 г., являлись вынужденной мерой в ответ на дефицит местного бюджета. Практически все займы, привлеченные в тот период, погашались досрочно, процентные ставки неоднократно пересматривались.
В частности, со Сбербанком России также был заключен в феврале 2010 г. кредитный договор сроком на один год на сумму 200 млн руб. Однако уже в марте того же года 140 млн руб. из этой суммы были погашены. Остаток кредита был возвращен в апреле 2010 г.
Главной причиной такого поведения является уровень процентных ставок по кредитам, а также существовавшая в тот период прямая зависимость между сроками привлечения кредитов и уровнем процентов. Средний уровень процентных ставок представлен на рис. 4.
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Зависимость процентных ставок от кредитных ресурсов банков очевидна - средневзвешенная процентная ставка составляла максимальные значения в 2009 г. и минимальные - в 2011 г., в условиях стабилизации финансовой системы.
Стабилизация процентных ставок на экономически приемлемом для муниципального образования уровне привела и к исполнению обязательств в установленные сроки. Все кредитные соглашения, заключенные со Сбербанком России со второй половины 2010 г., исполнялись в соответствии с условиями договора. Уровень процентных ставок при этом снизился до 6-8 % годовых. По состоянию на 1 января 2012 г. в структуре банковских кредитов было три кредита Сбербанка России с непогашенной частью задолженности 1,9 млрд руб., представлявшие собой двухлетние займы под 7 % годовых.
Следует отметить кратковременное присутствие в структуре банковских кредитов займов Райффайзенбанка. Они были получены в конце 2008 г. на общую сумму 350 млн руб. под 14,1 % годовых и полностью погашены в сентябре 2010 г. в соответствии с условиями кредитных договоров.
Аналогичным образом ограничено и присутствие Банка ЗЕНИТ в структуре задолженности. Кредит был получен в конце 2008 г. сроком на один год под 14,5 % годовых и погашен в установленные сроки.
Серьезные проблемы с финансированием дефицита бюджета обусловили появление в структуре банковских кредитов новых кредиторов. В 2009 г. были получены кредиты от Банка Казани и Ханты-Мансийского банка.
Банк Казани предоставил в течение 2009 г. городу два краткосрочных займа на 1 мес. под 15,5 и 17,5 % годовых на общую сумму 100 млн руб.
Займы были погашены
14,21 15,63 14,78 14
11,9
12,24
11,08 10,98
7,25 7,25 7,22 6,97
6,6
да о о сч
о
о
О)
о о
сч ^
о
О)
о о сч
о
О)
о о сч
о сч
о о
о
сч ^
о
о сч
о
о сч
о сч
о о
о
сч ^
о
о сч
о
о сч
о сч
Рис. 4. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам коммерческих банков, %
с просрочкой платежа на две недели. Кроме того, были предоставлены четыре займа на три месяца, также предназначенные для компенсации выпадающих доходов в условиях кассовых разрывов. Займы предоставлялись на общую сумму 100 млн руб. под 15,5 % годовых. По сути, имело место рефинансирова-
7х"
29
ние ранее возникшей задолженности по кредитам Банка Казани.
В сентябре было заключено еще два кредитных договора на общую сумму 300 млн руб. под 17,5 % годовых со сроком погашения 3 мес. Однако в результате достигнутого с банком соглашения условия кредита были пересмотрены в сторону удлинения срока займа до 11 мес. В результате кредиты были погашены в августе 2010 г. В том же году был привлечен новый заем Банка Казани, но уровень процентной ставки оказался значительно более приемлемым - 7 % годовых. Несмотря на это, кредит был погашен досрочно в конце 2010 г.
В декабре 2009 г. также был получен кредит Ханты-Мансийского банка на сумму 500 млн руб. со сроком погашения один год. Первоначально ставка предусматривалась на уровне 14,5 % годовых, но в результате достигнутого соглашения была понижена до 9,5 %. Еще два кредита на 100 и 900 млн руб. были получены в начале 2010 г. Причем второй заем был получен двумя траншами - в феврале и в апреле. Все кредиты были погашены в соответствии с условиями договора в установленные сроки.
Наиболее значительными темпами в течение всего рассматриваемого периода росли бюджетные кредиты. Условно их можно разделить на две группы: бюджетные кредиты, предоставленные Министерством финансов РФ на условиях целевого финансирования, и субзаем Международного банка реконструкции и развития (МБРР), привлеченный через посредничество того же министерства.
В общей сложности рост бюджетных кредитов за рассматриваемый период времени произошел в 121 раз.
Первый заем министерства финансов Республики Татарстан появился в структуре задолженности города в августе 2009 г., когда был предоставлен кредит на сумму 1 млрд руб. под 2,87 % годовых на три года. Подавляющая часть выделенных средств была использована для рефинансирования долгов по банковским кредитам. дд, В дальнейшем было предоставлено еще несколько кредитов на разных условиях.
Наиболее существенный скачок бюджетных кредитов характерен для первой половины 2010 г., ког-
да было получено 6 млрд новых займов, и первой половины 2011 г., когда было привлечено еще 6 млрд руб. Заем имеет целевую направленность и используется для организации транспортной инфраструктуры города.
Все займы, полученные в течение анализируемого периода от министерства финансов Республики Татарстан, имеют среднесрочный характер (рис. 5).
Средний срок заимствований по бюджетным кредитам - три года, хотя два кредита предоставлены на более длительный срок - в марте 2010 г. получен заем на 4,5 года и в октябре - на пять лет. Следует отметить достаточно четкую привязку сроков погашения кредитов к проведению Уни-версиады-2013. Складывается ощущение, что у администрации Казани существуют достаточно серьезные надежды на финансовые результаты этого мероприятия, хотя покроет ли приток туристов долг города в 25 млрд руб. - неизвестно.
Определенный интерес представляет оценка платности бюджетных кредитов. Три из предоставленных городу займов выделены под 2,87 % годовых, еще три - под номинальную ставку в 0,01 %, один - под 2 % и только последний заем в размере 5,3 млрд руб. - под 4,12 % годовых. По сути, займы являются платными лишь номинально, что и объясняет сокращение банковских кредитов в 2009 г. -разница между уровнем банковских кредитов и бюджетных средств - колоссальна.
Далее рассмотрим заем, предоставленный г. Казани Международным банком реконструкции и развития. Соглашение на получение кредита было подписано Министерством РФ и МБРР 29 июля 2002 г. Условия займа предполагали финансирование проекта «Повышение инвестиционной привлекательности Казани» в размере 125 млн долл. Срок погашения - октябрь 2017 г.
Схемой финансирования было предусмотрено предоставление займа двумя траншами - 50 млн и
60 40 20 0
1/09
16/09
17/09
10/10
1/10 3/10 Номер договора Рис. 5. Срочность заключенных договоров, мес. [4]
1/11
3/11
75 млн долл. США. Первый транш был представлен городу сразу после вступления соглашения о займе в силу и уплаты единовременной комиссии. Предоставление второго транша было обусловлено выполнением администрацией города мероприятий по укреплению бюджетного и финансового управления, совершенствованию мер социальной защиты населения, реформированию жилищно-коммунального комплекса.
Заем предоставлен на стандартных условиях: срок погашения - 17 лет, включая пятилетний льготный период. После вступления в силу соглашения
0 займе с его счета списана обязательная единовременная плата в размере 1 % от суммы займа. Его обслуживание и погашение проводится за счет федерального бюджета.
Средства займа предоставлены Казани на безвозмездной и безвозвратной основе с условием реализации кабинетом министров Республики Татарстан и администрацией города программы действий в поддержку реализации стратегии развития Казани до 2015 г. Город погашает лишь небольшую часть от общей суммы кредита - 240 млн руб.
Процентная ставка по займу устанавливается на основе LIBOR +0,75 %.
Первый транш, предоставленный в 2005 г., распределялся следующим образом:
- финансирование социального сектора, включая здоровье, образование, - 632,05 млн руб.;
- улучшение системы социальной защиты в городе - 120 млн руб.;
- выплата долга муниципального образования перед юридическими лицами и общественным сектором (по оплате труда) - 415 млн руб.
Второй транш был использован для финансирования:
- социального сектора города, включая здоровье, образование, культуру, молодежную политику -
1 715,4 млн руб.;
- социальной защиты - 85,1 млн руб.
В отчете администрации г. Казани об использовании кредита МБРР были определены плановые и фактические показатели (табл. 3).
Таким образом, предоставленный кредит был освоен на 95,5 %, причем подавляющая часть средств была направлена на ремонтные работы.
На капитальное строительство, ремонт 180 казанских школ и приобретение для них оборудования ушло 28 % заемных средств, столько же - на строительство, капремонт и оборудование медучрежде-
Таблица 3
Показатели использования кредита МБРР на развитие г. Казани, млн руб. [5]
Показатель План Факт % выполнения
По категории расходов
Оплата муниципального долга 773,2 773,2 100,0
Ремонтные работы 1 163,0 1 095,6 94,2
Оборудование 353,8 352,6 99,7
Строительство 457,2 413,9 90,5
Жилищно-коммунально е хозяйство 633,2 603,6 95,3
Социальные пособия 70,0 70,0 100,0
Прочее 108,3 90,6 83,6
Всего... 3 558,7 3 400,1 95,5
По секторам финансирования
Образование 1 379,7 1 358,2 98,4
Здравоохранение 1 041,0 949,4 91,2
Жилищно-коммунально е хозяйство 633,2 603,6 95,3
Социальная защита 222,0 213,9 96,3
Прочее 282,8 275,0 97,2
Всего... 3 558,7 3 400,1 95,5
ний, 25 % - на капитальный ремонт жилого фонда Казани и благоустройство улиц и дворов (на ремонт домов - 100 млн руб., а на дороги - более 335 млн). В настоящее время остается непогашенной незначительная часть кредита МБРР - 138 млн руб.
В структуре расходов в разрезе секторов подавляющая часть средств была направлена на финансирование образования. Второй статьей по объему стали расходы на модернизацию и строительство объектов здравоохранения, а также финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В целом, оценивая долговую политику муниципального образования, можно отметить один серьезный негативный факт: Казань занимает девятое место в России по величине расходов на душу населения, 27-е по уровню жизни, а по размеру муниципального долга - первое. Долг города составляет 14,5 % от общего объема долга муниципальных образований России. Такие тревожные цифры могут свидетельствовать о чрезмерном увлечении заимствованиями и неэффективном их использовании.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что наиболее эффективным способом привлечения средств является эмиссия ценных бумаг, которая позволяет варьировать объемы займов, стоимость обслуживания и сроки погашения. Для Казани же характерным является привлечение
банковских и бюджетных кредитов. В связи с этим основной задачей органов местного самоуправления, на взгляд автора, должна стать смена подхода к формированию долговой политики и выбору инструментов заимствований. В противном случае существует возможность не только потери кредитных рейтингов, но и усиления долгового бремени в связи с предстоящими расходами по проведению Универсиады в 2013 г.
Подводя итоги, можно сделать вывод о кризисном состоянии муниципального долга Казани. Принятые городом обязательства по проведению ряда спортивных мероприятий привели к существенному росту бюджетных расходов на развитие транспортной инфраструктуры и строительство спортивных объектов. В результате долг города в несколько раз превышает доходы его бюджета.
Основную долю в структуре долга составляют бюджетные кредиты, имеющие целевой характер. Определенное значение имеют и муниципальные облигации, размещаемые путем открытой подписки. Говорить о перспективах управления муниципальным долгом пока проблематично, поскольку принятые обязательства города еще не реализованы полностью, а значит, можно ожидать дальнейшего роста бюджетных кредитов в структуре долга Казани.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.
2. Давыдова И. Ш. Определение границ государственного долгового финансирования в России как один из аспектов поддержания экономической безопасности страны // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3.
3. Об утверждении условий эмиссии и обращения муниципальных облигаций 2011 г г. Казани в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с постоянным купонным доходом и амортизацией долга: постановление исполнительного комитета г. Казани от 16.09.2011 № 5413 / Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2011. № 37.
4. Официальный сайт г. Казани. URL: http:// www. kzn. ru.
5. On a loan in the amount ofUs$ 125.00 million to the Russian Federation for a Kazan municipal development loan/ Implementation completion and results report. Document of the World Bank. URL: http://www-wds. worldbank. org/external/default/WD sContents erver/ WDsP/IB/2007/07/31/000020953_20070731153556/ Rendered/PDF/ICR0000556.pdf.
SAM посчитает SAM сэкономит SAM защитит
Управлять программными активами —
выгодно и просто.
Закажите консультацию прямо сейчас:
Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru
souline