УДК 37.013
Ф.Я. АВЕЗОВА
эффективное обучение в современных условиях
Приведены существующие на сегодняшний день формы обучения. Речь пойдет об обучении вообще, независимо от возраста обучающихся, уровня или вида образовательных программ и т.п. Представлены отличия разных форм обучения, а также рассмотрены присущие каждой форме обучения сильные и слабые стороны.
Ключевые слова: эффективность, педагогическая система управления качеством образования, педагогическая технология, формы обучения в современных условиях.
This article speculates the modern education forms and technologies as well as multiple differences between education forms and views strong and weak points of these forms. The key figure in this article is any individual participating in the education process, regardless of age, gender, skills etc.
Key words: effective, pedagogy, quality of education, education technology, education forms under modern conditions.
Педагогическая система управления качеством образования представляет собой совокупность инвариантных элементов качества: целей, ресурса, процесса, конечного результата, необходимых для создания целенаправленного, преднамеренного, управляемого педагогического влияния для формирования личности конкурентоспособного выпускника.
Мерой качества педагогической системы управления качеством образования в условиях модернизации является ее эффективность. Эффективность - комплексная характеристика функционирования любой сложной системы, емко выражает дух современности и активно используется в повседневной практике; она прочно вошла в специальную терминологию многих теоретических дисциплин и наряду с терминами «система», «управление», «качество» приобрела статус
© Авезова Ф.Я., 2015
общенаучного понятия. Как отмечает Л.Ф. Колесников [2], довольно часто «эффективность» употребляется как синоним слов «успешный», «результативный». Эффективными называют действия, которые ведут к результату, задуманному как цель.
В научной литературе это понятие наполняют различным смысловым содержанием. Как подчеркивает Э.В. Лит-виненко, в ряде случаев тот или иной смысл этого понятия абсолютизируется, что приводит к неполной или неточной оценке эффективности различных процессов и систем. К основным недостаткам использования понятия «эффективность» в практике оценивания управления и работы образовательного учреждения Э.В. Литвинен-ко относит [3]:
• отсутствие четкого понятия эффективности работы образовательного учреждения в широком смысле и семейства понятий эффективности ра-
боты образовательных учреждений в узком смысле;
• недифференцированную оценку эффективности системы в соответствии с уровнями ее рассмотрения (как элемента метасистемы, как целостного образования и как системы, содержащей множество элементов);
• недостаточный анализ влияния структурных элементов системы управления на эффективность работы всего образовательного учреждения;
• слабый учет различий во времени функционирования оцениваемых образовательных учреждений;
• некритическое копирование зарубежного опыта, приводящее к путанице понятий.
Эффективность как обобщенная мера качества в соответствии с концепцией ее исчисления А.И. Субетто применительно к дидактическим системам подразделяется на системы внутренних и внешних мер эффектив-ностей [7].
Согласно М.В. Никитину [4], который провел многоаспектный анализ внешней и внутренней эффективности системы управления профессионального образования, результативность системы управления слагается из внешней и внутренней эффективности. Внешняя эффективность системы управления предполагает достижение целей общества, государства, работодателей. Внутренняя эффективность системы в качестве критерия эффективности имеет достижение внутренних корпоративных целей и ценностей образовательного учреждения. Внутренние результаты эффективности определяются степенью реализации модели творчески развитой личности конкурентоспособного выпускника. Понятия внутренней и внешней эффективности
тесно связаны между собой, поскольку цели всего общества и цели собственно образовательной системы во многом совпадают. Однако эти понятия необходимо различать, поскольку выделенные системы целей далеко не тождественны. На практике образовательные учреждения часто добиваются высоких устойчивых результатов в подготовке учащихся по определенным профессиям, выполняют планы приема и выпуска, что и является их целью, но качество подготовки не соответствует тем требованиям, которые выдвигают общество и работодатель.
На основе психолого-педагогических исследований эффективность педагогической системы управления качеством образования представляется как интегральная характеристика взаимосвязанных составляющих: целевой, ресурсной, социально-психологической и процессуальной (технологической).
Целевая эффективность педагогической системы управления качеством образования характеризует потенциальные (экономические) возможности системы управления, поскольку все учебные заведения профессионального образования независимо от своего профиля имеют ряд общих целей, обусловленных мировыми, государственными, региональными тенденциями развития образования. Эти обстоятельства делают задачу оценки целевой эффективности системы управления качеством образования сложной и ответственной.
Ресурсная эффективность педагогической системы управления представляет собой характеристику сравнительной оценки показателей, заложенных в структуру системы управления качеством образования: кадровый потенциал, позиция руководства, обеспечение ресурсами, инфраструктура (материальная база).
Социально-психологическая эффективность педагогической системы управления качеством образования является характеристикой уровня нравственных качеств обучающихся (уровень воспитанности, уровень адаптации и социализации личности учащихся), уровня морально-психологического климата в коллективе, сплоченности коллектива.
Процессуальная (технологическая) эффективность педагогической системы управления качеством образования предполагает отслеживание показателей качества учебно-воспитательного процесса, систему мониторинга, систему оценки качества конечных результатов применяемых инновационных технологий.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «педагогическая технология», пришедшее к нам вместе с развитием техники и внедрением новых компьютерных методов работы с информацией. (Хотя к первой педагогической технологии можно отнести работы Яна Амоса Коменского в XVII в. с идеями и системой гарантии позитивного результата.) Существует несколько трактовок термина, в которых можно выделить одно общее и объединяющее.
Педагогическая технология - определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания,системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в трех аспектах:
• научном - как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;
• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
• деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
В последнее время принято выделять традиционные (объяснительно-иллюстративные) и современные технологии. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным требованиям - критериям технологичности, которыми являются концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [6]. Они определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
• концептуальную основу (научную базу и идеи);
• содержательный компонент обучения (цели и содержание);
• процессуальную часть - технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы деятельности учащихся и преподавателя).
Считается, что в современном образовании нужно применять как можно больше новых технологий, потому что традиционные имеют ряд недостатков, которые пытаются преодолеть в современном процессе обучения:
• преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
• монолог учителя, недостаточность диалога в обучении между учащимися и самоконтроля;
• доминирование обучения над учением;
• исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
• формирование личности с заданными свойствами;
• превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.
Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, альтернативой понятию «обучение». Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:
• вариативность и альтернативность способов обучения;
• рациональная организация учебного процесса;
• личностно-ориентированный подход;
• активное использование технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий, интернет-технологий;
• создание условий для активной собственной познавательной деятельности;
• поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения;
• самоконтроль и взаимоконтроль;
• создание «ситуации успеха»;
• ориентация обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.
Только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения достичь результатов, необходимых для жизни в современном информационном обществе [1]:
• умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально-экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут найти применение в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в раз-
личных областях, в разных ситуациях, предотвращая любые конфликты или умело выходя из них;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Общепринято, что технологическая эффективность системы подготовки обучающихся - это результат достижения целей по организации процесса обучения, который оценивается в показателях деятельности педагога и об-
учающихся на основе данных контроля состояния и результатов педагогического процесса.
В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации обучающихся к учению - они сами хотят учиться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса: монография. М.: Логос, 2015. 272 с. (Ту-ристика: монографические исследования).
2. Колесников Л.Ф. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.269 с.
3. Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика. 2004. № 4. С. 44.
4. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций:
монография. М.: Издательский центр АПО, 2001.221 с.
5. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников. М., 1995.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998.
7. Субетто А.И. Квалитология образования. СПб., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
ПОДПИСКА Вестник РМАТ
Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования
Рубрики:
• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогу «Роспечать»: индекс 70032
Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.