Научная статья на тему 'Эффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона'

Эффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / PUBLIC EXPENDITURES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИСТОЧНИКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / MANAGEMENT OF FINANCING SOURCES / КОНТРОЛЬ / CONTROL / SYSTEM OF GOVERNMENT PROCUREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева О.В., Ординарцев И.И.

На основе анализа системы государственных закупок, проведенного в исследовании определены проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе: 1) управления системой государственных закупок 2) планирования и размещения государственного заказа; 3) поддержки системы государственных закупок. На всех этапах функционирования системы государственных закупок, существуют существенные недоработки, в результате которых процессы, происходящие на каждом из этапов, не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сараджева О.В., Ординарцев И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective functioning of system of government procurements as factor of economic safety of the region

On the basis of the analysis of system of the government procurements, carried out in research the problems influencing economic safety of the region in process are defined: 1) managements of system of government procurements 2) planning and placement of the state order; 3) supports of system of government procurements. At all stages of functioning of system of government procurements, there are essential defects as a result of which the processes happening on each of stages, don’t meet the requirements of safety, reliability, Wednesday, information openness and control.

Текст научной работы на тему «Эффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона»

ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

О.В. Сараджева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета И.И. Ординарцев, научный сотрудник НИИ образования и науки Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

E-mail: braolya@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа системы государственных закупок, проведенного в исследовании определены проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе: 1) управления системой государственных закупок 2) планирования и размещения государственного заказа; 3) поддержки системы государственных закупок. На всех этапах функционирования системы государственных закупок, существуют существенные недоработки, в результате которых процессы, происходящие на каждом из этапов, не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля.

Ключевые слова: система государственных закупок, экономическая безопасность, государственные расходы, управление источниками финансирования, контроль

EFFECTIVE FUNCTIONING OF SYSTEM OF GOVERNMENT PROCUREMENTS AS FACTOR OF ECONOMIC SAFETY OF THE REGION

I.I. Ordinartsev,

research associate of scientific research institute of science and education O.V. Saradzheva,

candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university

Annotation. On the basis of the analysis of system of the government procurements, carried out in research the problems influencing economic safety of the region in process are defined: 1) managements of system of government procurements 2) planning and placement of the state order; 3) supports of system of government procurements. At all stages of functioning of system of government procurements, there are essential defects as a result of which the processes happening on each of stages, don't meet the requirements of safety, reliability, Wednesday, information openness and control.

Keywords: system of government procurements, economic safety, public expenditures, management of financing sources, control

Система государственных закупок — это система отношений между органами власти и юридическими, а также физическими лицами, направленная

на удовлетворение государственных нужд, и основанная на принципах недискриминации, транспарентности, справедливости, эффективности, по-

дотчетности. Формирование современной системы государственных закупок в России явилось следствием реализации важнейших направлений экономических и политических реформ. Прежде всего, к ним относятся: демонополизация и развитие конкуренции, формирование и совершенствование новой системы органов государственной власти, преобразование финансово-бюджетной системы. Значительное влияние на этот процесс оказали усилия, направленные на обеспечение единства экономического пространства на всей территории страны, борьбу с коррупцией, экономию средств бюджетов.

Эффективное функционирование системы государственных закупок оказывает существенное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности, как страны в целом, так и любого региона, в том числе данное влияние проецируется и на такую систему как экономическая безопасность региона.

В процессе своей деятельности органы власти реализуют множество функций, связанных с обеспечением обороноспособности и правопорядка, устойчивого развития отраслей экономики и социальной сферы, охраной окружающей природной среды, исполнением международных обязательств и другими направлениями развития государства. Все эти функции напрямую связаны с экономической безопасностью. Для реализации этих функций государственными и муниципальными заказчиками осуществляются закупки соответствующих товаров, работ и услуг. Производимые закупки оплачиваются за счет средств бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Поэтому качество исполнения государственных функций в значительной степени зависит от того, насколько эффективно ведутся закупки товаров, работ и услуг. Достижение подобных характеристик возможно за счет обеспечения максимальной информационной открытости, доступности участия в процессе отбора поставщиков и преимущественного использования конкурентных процедур в размещении заказов.1

Государственные закупки являются важным фактором формирования совокупного спроса и влияют на динамику роста экономики и обеспечение занятости населения. Совокупный спрос может быть охарактеризован как потребность в продукции (работах, услугах) населения, предприятий и государства, представленная на рынке в денежной форме.2 Поэтому государственные закупки, являющиеся частью общих расходов государства, оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, на объем производства и уровень занятости населения. В графическом виде влияние государственных расходов на совокупный спрос представлено на рисунке 1.

О А1 В1 Е1

Рис. 1. Влияние государственных расходов на величину ВНП

Показатель стоимости государственных закупок товаров и услуг является одним из важнейших элементов, учитываемых при расчете наиболее важных, обобщающих показателей, характеризующих уровень развития государства. К таким показателям относятся валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП). На уровне регионов роль такого показателя выполняет валовой региональный продукт (ВРП), методика расчета которого схожа с той, которая применяется в случае с ВВП. Но суммарный ВРП регионов, входящих в состав страны, меньше суммы ВВП, т.к. не учитывает продукцию (услуги), происхождение которой нельзя отнести к конкретному региону, например, услуги железнодорожного транспорта, магистральных трубопроводов и т.п. Расчет ВНП, ВВП и ВРП является одним из элементов Системы национальных счетов, и ведется в СССР (позднее в России), начиная с 1988 года.3 Данные показатели являются важнейшей характеристикой экономического роста страны. В свою очередь экономический рост является одним из основных критериев экономической безопасности страны и региона.

Органы власти, увеличивая свои расходы, создают дополнительный спрос на товары и услуги, что вызывает рост ВНП. Получив оплату от государства за поставленную продукцию (работы, услуги), хозяйствующие субъекты увеличивают свои расходы на основе собственной предельной склонности к потреблению. Тем самым они способствуют увеличению общего спроса и ВНП. За счет этого механизма, рост государственных расходов запускает процесс мультипликации национального дохода, аналогичный тому, который возникает при увеличении частных инвестиций. Политика осуществления бюджетных расходов является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Государственные расходы обладают эффектом мультипликатора. Он демонстрирует увеличение ВНП, произошедшее в

результате роста государственных расходов по закупке товаров и услуг.4

На оси абсцисс, на рисунке 1 представлена величина ВНП, на оси ординат — совокупные расходы (населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг), т.е. сумма потребления и государственных расходов. Линия I характеризует состояние, когда ВНП полностью потребляется населением, предприятиями и государством. Для наглядного отображения роли государственных расходов на формирование макроэкономических показателей принимается допущение о состоянии системы, при котором налоги равны нулю. Линия С характеризует ситуацию, когда совокупные расходы равны потреблению населения. Точка А — состояние, при котором расходы равны потреблению. Линия С + I характеризует ситуацию, когда совокупные расходы представлены потреблением населения и инвестициями предприятий. Точка В характеризует состояние, когда на весь произведенный ВНП будет сформирован спрос со стороны населения и предприятий.

Линия С + I + G показывает ситуацию, при которой совокупный спрос дополняется государственным расходами. Расстояние между линиями С + I и С + I + G — величина государственных расходов на товары и услуги. В точке Е находится равновесный уровень ВНП, при котором расходы равны величине ВНП. В случае сокращения государственных расходов точка равновесия сдвигается вниз по прямой D, т.е. уменьшается совокупный спрос и равновесный уровень ВНП.5

Таким образом, сумма государственных закупок является важным слагаемым для повышения значений основных макроэкономических показателей государства и регионов. В то же время она является только частью общей макроэкономической системы. Поэтому искусственное, необоснованное расширение или сжатие масштабов расходов государства может вызвать дисбаланс системы и привести к негативным последствиям.

Для выполнения возложенных задач, реализации полномочий и выполнения функций органы власти используют ресурсы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. К таким ресурсам относятся: кадры (человеческие ресурсы), объекты недвижимости, топливно-энергетические ресурсы, средства бюджетов и внебюджетных фондов, отдельные виды природных ресурсов, транспортные средства и некоторые другие виды ресурсов. Для эффективного выполнения возложенных на органы власти функций, наиболее важным видом ресурсов являются средства бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Их формирование и использование определяется тре-

бованиями действующего законодательства, прежде всего, Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В процессе выполнения возложенных на органы власти функций у них возникают разнообразные нужды. Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №94-ФЗ), государственными нуждами являются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами ее субъектов за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности ее субъектов в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ. Для удовлетворения этих потребностей и используются средства бюджетной системы.6

Нами разработан механизм взаимозависимости государственных закупок и экономической безопасности региона, определяющий взаимосвязи между функциями, целями, задачами, используемыми ресурсами (см. рисунок 2).

Удовлетворение государственных нужд может осуществляться за счет функционирования системы государственных закупок. Государственные заказчики в целях реализации возложенных на них задач, полномочий и функций осуществляют закупки самых разнообразных товаров, работ и услуг.

Аналогичная схема реализации задач, полномочий и функций органов власти действует и на региональном уровне управления.

На основе анализа системы государственных закупок, проведенного в диссертационном исследовании определены проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе: 1) управления системой государственных закупок (см. рисунок 3); 2) планирования и размещения государственного заказа (см. рисунок 4); 3) поддержки системы государственных закупок (см. рисунок 5).

На всех этапах функционирования системы государственных закупок, как видно из рисунка 3 существуют существенные недоработки, в результате которых процессы происходящие на каждом из этапов не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 2. Механизм взаимозависимости государственных закупок и экономической безопасности региона

Рис. 3. Проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе управления системой государственных закупок

Нормативная база в области государственных закупок на данный момент времени имеет «белые пятна», несоответствия в уровне региональной и федеральной базы.

При управлении размещением государственного заказа имеют место факты коррупции, некомпетентности, закрытости, отсутствия контроля.

В области мониторинга функционирования системы государственных закупок имеет место: фрагментарность, невалидность методов, нерепрезентативность выборки, закрытость, отсутствие рекомендаций по управляющим решениям.

На стадии анализа и контроля можно отметить

такие проблемы как отсутствие достоверности, фрагментарность анализа и контроля, информационная закрытость, отсутствие решений.

Также существуют проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе планирования и размещения государственного заказа, представленные нами на рисунке 4.

Как видно из рисунка 4 в сфере процессов планирования и размещения государственного заказа существуют те же проблемы не соответствия требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля, что и рассмотрены выше.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 4. Проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе планирования и размещения государственного заказа

Подобные же проблемы выявлены нами и в процессах поддержки системы государственных закупок (см. рисунок 5).

Рис. 5. Проблемы, влияющие на экономическую безопасность региона в процессе поддержки системы государственных закупок

Следовательно, решение проблем, влияющие на экономическую безопасность региона — это создание адекватных систем организации, управления и контроля государственными закупками, а также обеспечение нормативными, материально-техническими, финансовыми, кадровыми, методическими ресурсами, учитывающими требования безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля.

Таким образом, между системой экономической безопасности и системой государственных закупок на уровне региона существует прямая зависимость и сильное взаимовлияние. В свою очередь система государственных закупок влияет на бюджетную систему региона и страны в целом и испытывает на себе ее сильнейшее влияние на всех уровнях системы страны.

1 Батищев П.А. Взаимодействие с уполномоченным органом при планировании закупок продукции для государственных нужд // Сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции «Управление госзакупками в бюджетной организации. Планирование закупок продукции для государственных и муниципальных нужд» — Ярославль, 2008. С.3-19.

2 Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Бланка. — СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. — С.89

3 Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Захаровой, Г.И. Чудилина. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С.54

4 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России. Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2012. — С.154

5 Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Бланка. — СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. — С.149-157

6 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №»94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 30.12.12 г.)

Литература:

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 30.12.12 г.)

2. Батищев П.А. Взаимодействие с уполномоченным органом при планировании закупок продукции для государственных нужд // Сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции «Управление госзакупками в бюджетной организации. Планирование закупок продукции для государственных и муниципальных нужд» — Ярославль, 2008. С.3-19.

3. Региональная статистика: учебник / под ред. Е.В. Захаровой, Г.И. Чудилина. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С.54

4. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России. Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2012. — С.154

5. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Бланка. — СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. — С.89

6. Формирование и развитие системы государственного заказа на примере опыта Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Бланка. — СПб.: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, 2006. — С.149-157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.