Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ФЛОТСКОЕ ОРУЖИЕ. СОЗДАНИЕ МОРСКИХ МИН И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИХ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИМ ФЛОТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ФЛОТСКОЕ ОРУЖИЕ. СОЗДАНИЕ МОРСКИХ МИН И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИХ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИМ ФЛОТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The Effective Fleet Weapon» is the title of the article written by two Navy officers — V. Sidorenkov and V.Viunkov. The article is on the creation of navy mines and their first fighting application in the Far East of Russia. There underlined the fact that before I world war the Russian Fleet was the only one to have at his disposal the most perfect mine weapon of those times.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ФЛОТСКОЕ ОРУЖИЕ. СОЗДАНИЕ МОРСКИХ МИН И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИХ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИМ ФЛОТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

- 141

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

ЭФФЕКТИВНОЕ ФЛОТСКОЕ ОРУЖИЕ

СОЗДАНИЕ МОРСКИХ МИН И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИХ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИМ ФЛОТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Капитан I ранга Виктор Васильевич СИДОРЕН-КОВ, кандидат военных наук, доцент, начальник специальной кафедры ТОВМИ им. С.О. Макарова

Капитан 2 ранга Валерий Павлович ВЬЮНКОВ,

доцент специальной кафедры ТОВМИ им. С.О. Макарова

20 июня 2000 г. Военно-морской флот отметил 145 лет минно-торпедной службы России. Дата учреждена в честь успешного применения минного оружия Российским флотом, в результате которого 20 июня 1855 г. были повреждены два пароходо-фрегата англо-французской эскадры в районе Кронштадта.

Россия является родиной морского минного оружия — одного из мощных и эффективных оборонительных и наступательных средств ВМФ. В его создании и развитии выдающуюся роль сыграли российские моряки, инженеры и ученые. В 1807 г. военный инженер, преподаватель фортификации и артиллерии кадетского корпуса Санкт-Петербурга И.И. Фицтум предложил использовать подводные фугасы в борьбе с неприятельскими кораблями. Из нескольких возможных способов подрыва подводных фугасов наиболее подходящими представлялись два: огнепроводный — посредством огнепроводного шнура, помещенного в изолированный от воды кожаный рукав, и электрический — через подачу электрического тока от береговой батареи по проводам к электрическому запалу. Для подтверждения возможности действия подводного фугаса с огнепроводным шнуром И.И. Фицтум провел на р. Неве опыты с зарядом в 1 фунт пороха, завершившиеся положительным результатом.

В 1812 г. член-корреспондент Российской академии наук П.Л. Шиллинг успешно осуществил подрыв подводного фугаса с помощью электрического тока от батареи, расположенной на берегу. Пороховой заряд поджигался через разработанный им же угольковый запал. Этот опыт был повторен в занятом русскими войсками Париже в 1815 г. на р. Сене, чем утверждалось российское первенство в создании гальванических морских мин. В США опыты по взрыву мин при посредстве электрического тока проводились лишь в 1829 г., а в Англии— в 1837 г. П.Л. Шиллинг обратился со своим изобретением в военное ведомство России, но сначала поддержки там не нашел. Лишь в 1832 г. при практических занятиях Гвардейского саперного батальона в лагере под Красным Селом в присутствии Николая 1 был произведен электрический подрыв фугаса в 45 пудов пороха. Изобретение Шиллинга было удостоено одобрения императора, а К.А. Шильдеру, представлявшему изобретение, было предложено продолжить исследования и опыты в этом направлении.

К.А. Шильдер в 1839 г. в докладе военному министру писал: «Занимаясь с 1832 года изысканием средств к извлечению возможной пользы от способа

воспламенять порох гальванизмом, я открыл преимущественную возможность употребления сего способа в воде, в коей для произведения желаемого действия достаточно опустить мины в тех местах, где обороняющийся намерен поразить корабли противника».

19 октября 1839 г. был учрежден «Комитет о подводных опытах» в составе шести военных представителей Инженерного и Морского ведомств и одного гражданского — профессора Б.С. Якоби, который считался крупным специалистом в области электротехники («гальванизма»). Первые технические предложения по минам разрабатывались Шильдером и осуществлялись под его руководством. Профессор Якоби приступил к разработке гальванических батарей для подводных мин и постепенно возглавил все работы по созданию и испытанию гальванических мин. В дальнейшем, обобщив опыт работы изобретателей и исследователей в области минного оружия, Б.С. Яко-би разработал конструкции гальванических и гальваноударных мин. Они представляли собой двухкорпусную деревянную бочку, стянутую железными обручами. Бочка устанавливалась под водой на пеньковом канате, прикрепленном к грузу. Во внутреннем корпусе бочки размещался заряд пороха и электрический запал. Электрический ток к запалу подавался по проводам от гальванической батареи, находившейся на берегу. Для обеспечения герметичности заряда пространство между внутренним и внешним корпусами бочки заливалось смолой. Взрыв гальванической мины осуществлялся подключением проводников от ее запала к гальванической батарее на берегу в момент, когда по наблюдениям с берега считалось, что корабль противника находится в непосредственной близости от мины. Гальваноударные мины дополнительно снабжались «ударным замыкателем» — своего рода соединительным прибором (сначала ртутным, а затем шариковым). Этот прибор помещался в корпусе мины либо вне его в особом поплавке и удерживал гальваническую цепь в разомкнутом состоянии. При ударе неприятельского корабля о корпус мины или о поплавок мина взрывалась. Чтобы не произошло случайного взрыва при прохождении над миной своих кораблей, гальваническая цепь размыкалась путем отключения батареи.

В декабре 1841 г. Э. Нобель обращается в Инженерное ведомство Военного министерства с предложением по устройству подводной мины, не связанной проводами с берегом. «Комитету о подводных опытах» предписывается оказать содействие изобретателю в подготовке показных опытов. В 1842 г. в присутствии руководства Инженерного ведомства и членов комитета Э. Нобель дважды успешно демонстрирует действие мины. Мина Э. Нобеля была названа подводной пиротехнической миной. Ее взрыватель представлял собой коническую трубку со свинцовым наконечником. В трубке размещалась стеклянная колбочка с серной кислотой, обернутая хлопчатой бумагой, пропитанной хлористокислым калием. Свободное пространство между трубкой и колбочкой засыпалось порохом. Стеклянная колбочка одним концом закрепля-

Мина образца 1898 года 1— корпус мины; 2— минреп; 3— якорь; 4— барабан с минрепом; 5— штерт с грузом; 6— заряд; 7 — электрозапал; 8— гальванозарядный колпак.

лась в свинцовом наконечнике, а на другой ее конец надевался металлический трубчатый шток длиной 2 фута. При ударе корпуса корабля о мину шток смещался и колбочка разбивалась. Проливавшаяся серная кислота вступала в реакцию с хлористокислым калием, бумага воспламенялась, что и приводило к взрыву заряда.

Первый опыт боевого применения морских мин был получен в ходе Крымской войны. Тогда выявились большие возможности использования этого вида морского оружия при защите портов, баз, узкостей и побережья с моря. Массовые минные постановки не только наносили противнику потери в кораблях и судах, но и сковывали свободу действий неприятельского флота.

После Крымской войны морское минное оружие получило новое качественное развитие. К наиболее ценным конструкциям следует отнести ударно-механическую мину поручика А.П. Давыдова, которая имела ряд значительных преимуществ перед всеми образцами подводных мин того времени. В этой мине воспламенение порохового заряда происходило при разбитии одновременно 12 капсюльных запалов специальными бойками. Спуск бойков происходил вследствие освобождения их пружин боевым стержнем от удара мины о корпус корабля. Комиссия, наблюдавшая испытания мины в 1857 г., отметила простоту механического устройства и более сильное, чем у мин Б.С. Якоби, действие взрыва благодаря почти полному сгоранию пороха. Однако развития эта мина не получила. Давыдов был вынужден прекратить свои работы из-за препятствий, чинимых ограниченными и консервативными чиновниками Военного министерства.

Та же участь постигла работы по усовершенствованию морских мин, выполненных В. Яхмановым, работавшим под руководством Б.С. Якоби. Засилье иностранцев в министерствах и ведомствах и преклонение перед всем западным привело к тому, что перед русско-турецкой войной и в ходе войны царское правительство спешно закупало в Германии мины Герца. В период с ноября 1876 г. по июль 1878 г. было закуплено 4035 таких мин.

Опыт русско-турецкой войны показал, что одним из существенных недостатков мин был способ их установки на заданное углубление. Перед постановкой мин измерялась глубина места, отмерялась соответствующая длина каната (минрепа), после чего сбрасывался в воду балласт-якорь, а затем и корпус мины. Выполнить эти действия можно было только при благоприятной погоде, требовало больших затрат времени и приводило к потере скрытности минно-заградительных действий.

В 1882 г. было предложено два варианта технического решения задачи автоматической установки мины на заданное углубление. Авторами предложений стали командир миноносца лейтенант Н.Н. Азаров и один из передовых деятелей Военно-морского флота России капитан 1 ранга С.О. Макаров — впоследствии прославленный адмирал, командующий Тихоокеанским флотом, защитник Порт-Артура.

Предложение С.О. Макарова заключалось в том, что на корпусе мины располагался барабан с минрепом и управляемый гидростатом стопор разматывания минрепа. Сброшенная за борт мина вместе с якорем погружалась под воду до заданной глубины, где гидростат выключал стопор. Барабан с минрепом начинал вращаться, и якорь погружался на дно. Когда он достигал дна, мина подвсплывала на заданное углубление, где стопор окончательно стопорил барабан. Н.Н. Азаров предложил размещать барабан с минрепом на якоре мины. Барабан имел стопор, к которому крепился заданной длины штерт с грузом на конце. При сбрасывании мины с якорем в воду, якорь погружался, а мина оставалась на поверхности. Под действием веса груза стопор выходил из зацепления с барабаном, и барабан вращался, разматывая минреп до тех пор,

пока груз не касался дна. В момент касания грузом дна барабан стопорился, а якорь продолжал погружаться, увлекая мину с поверхности воды на углубление, равное длине штерта.

Эти и другие работы позволили создать якорную гальваническую мину образца 1898 г., ставшую основной в Российском флоте в период русско-японской войны. Мина имела шаровой металлический корпус и устройство автоматической установки на заданное углубление Азарова. На верхней части корпуса располагались пять гальваноударных колпаков. В каждом колпаке под свинцовой легкосминаемой оболочкой размещалась стеклянная ампула с электролитом и сухая гальваническая батарея, замкнутая на электрозапал. При ударе по какому-либо колпаку корпусом корабля ампула разбивалась, батарея вырабатывала электрический ток, который шел на запальное устройство, вызывая взрыв заряда. В качестве заряда мины использовался пироксилин массой 56 кг.

К началу войны с Японией Российский флот имел достаточно большой запас различных образцов мин и налаженное их производство, но на дальневосточном театре их оказалось недостаточно, а кораблей, приспособленных для постановки мин (минных заградителей), было всего три. Находившийся во Владивостоке заградитель «Монгугай» обладал малой скоростью, принимал на борт всего 150 мин. А вот минные заградители «Амур» и «Енисей», базировавшиеся в Порт-Артуре, могли быть использованы для постановки не только минных заграждений, защищающих свои базы и побережья, но и для блокады портов и баз противника. Скорость этих минзагов составляла 17 узлов, а запас мин на каждом — 400 штук. Но «Енисей» погиб в первые дни войны, а «Амур» получил серьезные повреждения, наскочив на камни, и с июня 1904 г. бездействовал. И тем не менее минное оружие было использовано русским флотом в этой войне достаточно широко. Причем, если во Владивостоке были выставлены минные заграждения для обороны, то в районе Порт-Артура проводились также и наступательные минно-заградительные действия. Минные заграждения прикрывали от обстрела фланги русских позиций, преграждали японским кораблям подход к крепости, препятствовали базированию японского флота в ближайших бухтах и на островах. Нехватка заградителей вынудила использовать для постановки мин транспортные суда, малые корабли, катера и баркасы. Была разработана тактика постановки минных заграждений отрядом малых кораблей, в частности, миноносцев, принимавших на палубу от 10 до 18 мин.

С июля по сентябрь 1904 г. русскими миноносцами было поставлено 150 мин в районах вероятного появления японских кораблей. Результаты превзошли все ожидания. На минах подорвались и получили серьезные повреждения крейсер и броненосец, а две канонерские лодки и несколько миноносцев затонули.

Подрыв японских кораблей наглядно подтвердил необходимость повышения активности использования мин. Были выставлены минные заграждения для прикрытия с моря флангов русских сухопутных позиций. На этих заграждениях погибли 2 новейших японских броненосца, вследствие чего линия японской блокады была отодвинута на 15—20 миль от берега.

Всего в ходе войны с Японией русским флотом на Дальнем Востоке было поставлено 4275 мин, на которых подорвались и затонули или вышли из строя три броненосца, четыре крейсера, две канонерские лодки, четыре истребителя, пять миноносцев и посыльное судно.

Интенсивно применял минное оружие и японский флот, поставивший у Порт-Артура 1300 мин. На японских минах подорвались и погибли броненосец «Петропавловск», миноносцы «Выносливый» и «Стройный», канонерская лодка, три тральщика и пароход. Эскадренный броненосец «Петропавловск» взорвал-

ся и затонул в ночь с 30 на 31 марта 1904 г. На нем погибли талантливый адмирал русского флота С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин.

Минно-заградительные действия, проводимые в период русско-японской войны, показали не только чрезвычайно большие возможности минного оружия, но и пути реализации этих возможностей в борьбе на море. Успех минных постановок прежде всего зависел от их скрытности. Находившийся в то время в Порт-Артуре техник путей сообщения Н.П. Налетов пришел к мысли о создании подводного минного заградителя и, будучи человеком деятельным, начал строить его в Порт-Артуре. Однако дни Порт-Артура были уже сочтены. После войны Налетов продолжил работы над проектом, в результате которых был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб» водоизмещением 500 т и миноподъемностью 60 мин.

Эффективность минных постановок находилась в прямой зависимости от тактики действий. Правильно выбранное место и время постановки, а также форма и структура минного заграждения позволили провести успешную операцию по уничтожению новейших броненосцев «Хатцузе» и «Яшима». Для ведения огня по русским сухопутным позициям броненосный отряд периодически заходил в район, двигаясь по одному и тому же маршруту. Русский флот воспользовался шаблонностью действий японцев. Перед очередным заходом на маршруте движения броненосцев минный заградитель «Амур» поставил мины. В тактике минно-заградительных действий этот прием получил название «маневрирование минами» или постановка маневренных минных заграждений. Им в совершенстве владел А.В. Колчак и блестяще использовал его на Балтийском и Черноморском театрах военных действий в годы первой мировой войны. В русско-японскую войну, будучи лейтенантом, А.В. Колчак поклялся отомстить за смерть С.О. Макарова. На маневренном минном заграждении, выставленном его миноносцем, подорвался японский крейсер.

Опыт русско-японской войны послужил толчком к дальнейшему совершенствованию минного оружия. Расширение театра минной войны требовало создания образцов мин, позволяющих осуществлять постановки в районах с большими глубинами, с кораблей любых классов и на максимальных скоростях хода. Такие мины были созданы. Это якорные корабельные мины образца 1908 г. и образца 1912 г., плавающая на заданном углублении мина П-13 образца 1913 г. и др.

Несмотря на эффективность использования мин в русско-японскую войну, их значение неоднозначно было оценено флотами различных государств. Наиболее правильную оценку дали русские моряки, поэтому к началу первой мировой войны Российский флот обладал самыми современными образцами мин, имел передовую тактику ведения минно-заградительных действий и опытные офицерские кадры.

ЛИТЕРАТУРА

Петров А.М. Оружие Российского флота. Санкт-Петербург, 1996. Развитие минного оружия в русском флоте (документы). М., 1951. Морской сборник. 1950. №11.

Федоров Н.Г. Проектирование минного оружия. Л., 1952.

SUMMARY. «The Effective Fleet Weapon» is the title of the article written by two Navy officers — V. Sidorenkov and V.Viunkov. The article is on the creation of navy mines and their first fighting application in the Far East of Russia. There underlined the fact that before I world war the Russian Fleet was the only one to have at his disposal the most perfect mine weapon of those times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.