Научная статья на тему 'Эффективное число партий в современной России: анализ данных электоральной статистики'

Эффективное число партий в современной России: анализ данных электоральной статистики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
282
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОЕ ЧИСЛО ПАРТИЙ / DEMOCRACY / PARTY SYSTEM / EFFECTIVE NUMBER OF PARTIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яушев Алексей Васильевич

В статье рассматривается процесс становления многопартийной системы на примере выборов в Государственную Думу Российской Федерации с 1993 по 2007 гг. Применение данных электоральной статистики и методики вычисления эффективного числа партий показывает, что для России в современных условиях наиболее приемлемой является двухпартийная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE NUMBER OF PARTIES IN MODERN RUSSIA: ANALYSIS OF ELECTORAL STATISTICS DATA

In the article the process of formation of a multi-party system on an example of elections in the State Duma of the Russian Federation since 1993 till 2007 is considered. Application of the data of electoral statistics and technique of calculation of effective number of parties shows that the most comprehensible for Russia in modern conditions is the two-party system.

Текст научной работы на тему «Эффективное число партий в современной России: анализ данных электоральной статистики»

УДК 008

«ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ» В ПОНИМАНИИ ШРИ АУРОБИНДО

© Елена Семеновна КРЮЧКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, начальник отдела информатизации образовательного процесса учебно-методического управления университета, e-mail: kreles@mail.ru

В статье рассматривается духовность как единственный путь в развитии и спасения человеческого общества, способный привести человека к божественному состоянию.

Ключевые слова: духовность; совершенствование; духовное общество.

Шри Ауробиндо много размышлял о духовности, ее качествах и выработал понимание «истинной духовности». Он видел два существенных отличия духовного общества от обычного человеческого общества, для которого характерна неспособность выйти за рамки низшей природы как в начале своего развития, так и на вершине его. Основой обычного человеческого общества является стадный инстинкт, посредством которого борьба интересов и принципов между людьми приводит к установлению некой договоренности, согласованности в виде социального закона. Однако общественные институ-

ты и нормы поведения, появляющиеся в ходе становления цивилизации, не только способствуют совершенствованию общества, но приводят к потерям, которые являются платой за цивилизацию.

По мере развития общества происходит создание громоздкой и мощной системы экономики с целью удовлетворения физиологических и материальных потребностей человека. По словам Шри Ауробиндо, человеческое общество, склонное к постоянному увеличению собственных желаний, создало настолько много проблем, что разрешить их очень трудно и человек не в силах полностью

себя реализовать. Результатом подобного развития является постепенное приближение социума к неизбежной гибели и полному распаду, который может произойти либо в результате природной катастрофы, либо вследствие беспредельного развития техники, научной организации жизни, в результате чего машина окончательно заменит жизнь. Все это говорит о том, что общество развивается не по правильному пути.

Вместе с тем причина катастрофического положения социальных систем в действительности заключается в недостаточном развитии в них духовного начала, которое является основой человеческого существа. По мнению Шри Ауробиндо, человечество никогда не обращалось к духовности как способу познания истинной природы человека и потребности в самосовершенствовании как единственному способу земного бытия. Имея здоровое тело, силу и ясный ум, человек в таком случае не способен обрести свое настоящее «я» и найти достойную цель для своей деятельности и развития. Познание настоящего «я» происходит только в случае обращения человека к собственному внутреннему миру и постепенном осознании, что подлинную истину человек должен искать в своей душе.

Проанализировав историю развития общества, Шри Ауробиндо замечает, что общество почти не использовало духовные элементы для спасения и совершенствования людей, что в конечном счете приводило к протесту широких народных масс, направленному, в первую очередь, против официальной религии как главного источника лжи, зла и невежества, царящих в обществе. Следованию ритуалам придавалось неправомерно большое значение, что привело к превращению внешних обрядов в главную цель религии, тормозило духовный рост индивида и всего человечества. В таком случае, чтобы найти пространство для своего духовного роста, человек вынужден бежать от общества, обнаружив, что человеческая жизнь отдана во власть не преобразованным духовно уму, жизни и телу, а вместо духовной свободы он получает оковы формы («Церковь» и «Шастра»), навязанные извне. Чтобы обрести истинную духовность, он ищет возможности духовного роста в монастыре, на горной вершине, в пещере, в пустыне и в лесу.

Когда существует такое расхождение между жизнью и духом, человеческой жизни выносится суровый приговор. Она либо обрекается на то, чтобы совершать привычное движение по замкнутому кругу, либо открыто осуждается как недостойная и нереальная, как суета сует, и теряет ту уверенность в себе и ту внутреннюю веру в значимость своих земных целей («шраддха»), без которых человек ничего не может достичь. Ибо дух человека должен стремиться к высотам: когда напряженность его усилий ослабевает, человечество неминуемо переходит в статичное и застойное состояние или даже погружается во мрак и повергается в прах. Даже там, где жизнь отвергает дух или дух отвергает жизнь, еще может иметь место самоутверждение внутреннего существа; там может быть даже обильный урожай на святых и отшельников, возросших на почве тепличной духовности, но пока человечество, общество, нация не начнут процесс одухотворения жизни и не устремятся к свету идеала, они неизбежно кончат ничтожеством, слабостью и загниванием. Или же человечеству придется обратиться к интеллекту в поисках спасения, в поисках какой-то надежды или нового идеала, совершить движение по витку рационалистического века и прийти к новой попытке сформулировать духовную истину, к новой попытке одухотворить человеческую жизнь.

Основным религиозным убеждением общества станет вера в способность человека прийти к божественному состоянию [1, с. 197].

Но такую возвышенную догму обществу нельзя навязывать силой внешнего воздействия на сущность человеческой природы, которое может привести к кажущемуся ограничению зла, но не к истинному и здоровому росту добра. Для того чтобы духовно расти, необходимо свободное пространство, свобода действий, которая позволит накапливать опыт, т. к., только совершая ошибки, человек может осознать свою сущность и свои возможности. Для этого же нужно оставить ему свободу даже отрицать бога, чтобы впоследствии обрести его.

Для того чтобы общество стало духовным, необходимо утверждение идей совершенствования, этических и эстетических принципов, высокой культуры и других качеств, необходимых для духовного восхож-

дения. Первым из этих качеств является искренность, которая характеризуется такой прозрачностью, что «душу видно через глаза». Быть абсолютно искренним - значит не иметь никакого разлада, никаких противоречий, которые на части разрывают человеческую душу, в своем существе.

Второе качество - это вера. Что такое вера? Л.Н. Толстой писал: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей» [2]. Вера - это дар бога, открывающий дверь в вечную истину, это прямое выражение всевышней силы, которая приходит, чтобы сражаться и победить.

Чтобы постоянно поддерживать веру в человеке, необходимо усилие. Вера усиливается стремлением. Нужно поддерживать веру, растить ее, защищать ее, утверждать ее в каждой клеточке своего тела. Вера без доверия всевышнего невозможна. Доверять - означает иметь веру, что не может быть мира без бога, что само существование мира доказывает существование бога.

Следующее качество - это преданность, которое идет рядом с благодарностью к богу. Все, что нас окружает в мире, - это выражение воли всевышнего, и все, что происходит с людьми в жизни, непосредственно связано с всевышним.

Необходимым качеством на пути совершенствования является устремленность, которая может быть определена также как смелость, отважность, способность человек совершить подвиг, не оглядываясь в прошлое и не думая о будущем. Действительная устремленность преисполнена смелости и связана с постоянным преодолением страха, являющегося «камнем преткновения» на пути человека.

Терпение - качество, выраженное материально как стойкость и упорство. Позиция

человека в постоянном возобновлении движения вперед после ошибки или остановки.

Для того чтобы понять духовное, Шри Ауробиндо рассматривает в качестве одного из этапов преобразования личности очищение эмоциональной составляющей человеческого существа. Этот этап имеет место только тогда, когда происходит освобождение души человека от подчинения страстям и чувствам, от привычек эмоциональной натуры неадекватно реагировать на те или иные события, происходящие вокруг.

Любовь есть очиститель сердца, и путем приведения и превращения всех наших эмоций в выражение святой любви сердце очищается и совершенствуется. Однако и сама святая любовь нуждается в прояснении через святое знание. Сердечная любовь к богу может быть слепой, узкой, несведущей и вести к фанатизму и обскурантизму. Она может, даже будучи чистой, ограничить наше совершенство путем отказа видеть его иначе, чем только ограниченным персональным видением и отвратить этим человека от подлинного и неограниченного видения. Сердечная любовь может равно вести к искажению и преувеличению в чувствах, действиях и знании, и должна быть исправлена и предохранена от ошибок с помощью очищенного понимания.

Таким образом, духовность будет утверждаться в свободе жизни, ума и разума, она откроет им заключенную в них истину духа и откроет им высший закон их собственной свободы. Духовность будет стремиться пребывать во всем и для всего, но будет одновременно и высшей целью, и высшим смыслом.

1. Ауробиндо Шри. Человеческий цикл. Казань, 1992.

2. Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. Поступила в редакцию 12.10.2011 г.

UDC 008

“TRUE SPIRITUALITY” IN UNDERSTANDING OF SHRI AUROBINDO

Elena Semyonovna KRYUCHKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Head of Informatization of Educational Process of Teaching and Methodics Department of University, e-mail: kreles@mail.ru

In article the spirituality as a unique way to development and rescue of the human society, capable to lead the person to a divine condition is considered.

Key words: spirituality; perfection; spiritual society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.